Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Система Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова
Работа по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otkrytyy_urok_dorabotannyy.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок.
Русский язык 2 класс
Тема урока: Проверка ОСП в корне слова.
Работа по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова.
Цель урока:
-усвоение учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова
Задачи урока:
- совершенствовать следующие умения и навыки:
- на слух выделять ОСП в словах;
- подбирать однокоренные слова и выделять корень в слове;
- подбирать родственные слова, в корне которых звук находится в сильной позиции;
- обозначать буквой звук в слабой позиции
- формировать умение работать в группе, в паре;
- осуществлять взаимопроверку и самоконтроль;
- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь.
Оборудование:
Ход урока:
I.Создание учебной ситуации
Цель: - создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить детей на работу
У: Посмотрите на доску. Перед вами словарики настроений.
Скажите, какое сейчас у вас настроение?
Д: (ответы детей)
У: Если у вас хорошее настроение, вы уверены в себе, всё обязательно получится.
Начнём урок.
II. Постановка проблемы
Цель: - показать необходимость проверки ОСП
У: Я хочу вам рассказать историю, которая однажды произошла с вашими сверстниками.
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет».
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
У: Почему так получилось?
Д: Дима не проверил, ОСП в слове м…чом.
У: В какой значимой части орфограмма?
Как проверим слабую позицию в корне слова?
Д: (есть) мяч
У: Итак, какая гласная будет обозначать гласный звук в слабой позиции в слове м…чом?
Д: Гласная буква Я.
На доске табличка:
С м…ч?м- ( есть) мяч- с мяч?м
III. Определение темы и цели урока
Цель: - учить определять цель до начала выполнения работы
У: Попробуйте сформулировать тему урока (ответы детей)
У: Итак, тема урока: «Проверка ОСП в корне слова».
У: Какова наша главная цель? (ответы детей)
У: Цель урока:
-усвоить каждую операцию при проверке ОСП в корне слова.
У: Мы ответим на вопросы:
III.Конкретизация способов проверки ОСП
У: Что надо проверять? Какие гласные нельзя писать без проверки?
Д: Гласные (А,О,И,Е,Я)
У: Все ли согласные могут быть в слабой позиции?
Д: Нет, только парные.
У: Где в слове? В какой значимой части мы умеем проверять ОСП при помощи родственных слов?
Д: В корне.
У: Чем надо проверять слабую позицию в слове?
Д: Сильной позицией в той же значимой части слова.
У: Как надо проверять?
Д: Подобрать однокоренное слово, изменение.
У: На предыдущем уроке мы составили алгоритм проверки ОСП. Поднимаемся на первую ступеньку и вспомним с чего начать работу при проверке ОСП
Д: Первый шаг алгоритма - найти в слове слабую позицию.
У: Посмотрите на доску. На доске схемы. Что это за схемы?
У: Как вы думаете, какое задание я вам приготовила?
Д: Вы дадите слова, а мы будем писать их в разные столбики. В первый слова, где встречаются ОСП гласных. Во второй столбик слова с ОСП для согласных
У: А можно ли обозначать звуки в слабых позициях по слуху?
Какое ещё условие вы будете соблюдать?
Д: Записывать слова с пропуском ОСП.
У: Работать будем в парах.
Одна пара работает у доски.
(Учитель обращается к одному из детей в паре.)
У:Ты будёшь отвечать за слова, в которых есть слабая позиция гласного.
( Обращается ко второму ученику)
У: Какие слова будут твоими?
У: Первое слово враги.
Покажите, как будете рассуждать, чтобы понять, чьё это слово?
У: Вам понятно, как будете работать в паре?
Кто сидит справа, выбирает слова к I модели, слева - ко II.
Учитель диктует слова:
Бобры, прямой, сугроб, ведро, убегал, рука, чашка, клюв, глазки, арбуз
У: Сравните свою работу с записью на доске. Оцените работу пары (дети используют знаки + или – )
У: Если необходимо, задайте вопросы?
(Если дети не задают подобного вопроса, учитель помогает им)
У: Почему не записали слово рука?
Д: В слове нет ОСП
У: Почему слово арбуз оказалось в двух столбиках?
Д: В слове две ОСП (для гласного и для согласного)
У: Итак, вы уже легко находите слабые позиции в словах.
У: Вернёмся к алгоритму. Поднимемся еще на одну ступеньку.
Второй шаг алгоритма - выделить в слове корень.
Что необходимо сделать, чтобы правильно выделить корень в слове.
Д: Подобрать однокоренные слова.
У: Правильно, собрать гнёзда родственных слов.
А что такое однокоренные слова?
Д: Эти слова близкие по значению и имеют общий корень.
Работаем в группах. Напомните правила работы в группе
Каждой группе учитель выдаёт листы. На листочках записан корень. Вам нужно найти его «родственников» (не менее трех слов).
Постарайтесь, чтобы это были слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
В подобранных словах выделите корень.
Задания для групп:
1 группа: -вар-
2 группа: -соль-
3 группа: -бел-
4 группа: -корм-
Группы выполняют задание.
У: Выберите того, кто будет отвечать.
Представители от групп отчитываются о выполненном задании, остальные группы оценивают ( знаки + или - ).
У: Группа ребят из другого класса тоже выполняла такое задание. Вот что у них получилось:
-бел- белка, белить, белила, беленький;
-корм- кормил, кормили, кормушка, кормящий.
У: Согласны ли вы с ребятами?
Д: Нет. В первой группе лишнее слово белка. Это слово с омонимичным корнем.
Во второй группе лишнее слово кормили. Это изменение по числу.
Итак, подбирать однокоренные слова и выделять корень в словах вы умеете.
У: Обратимся к алгоритму. Продвигаемся дальше.
Какой последний шаг при проверке ОСП в корне слова.
Д: Подобрать родственное слово или изменение, чтобы звук находился в сильной позиции. Затем обозначить буквой звук в слабой позиции.
Работаем в группах. У каждой группы на столе карточка.
Проверим орфограммы в словах, записанных с пропусками. Найдите проверку среди записанных слов.
№1.П…сатель - письмецо, письменный, письма;
№2. С…лач - сильный, силёнка, сила;
№3. Уч…ник - учёба, учитель.
У:Если проверить однокоренными словом учёба - надо писать букву Е, а словом учИтель- надо писать буквуИ. Орфограмма в слове уч_ник имеет две проверки. Как здесь быть?
учЕник-учЁба ? учИник-учИтель
Выделим корень в этих словах.
У: Орфограмма в слове уч_ник находится за корнем или в корне?
Д: Орфограмма находится за корнем. Обе проверки неверные.
У: Попробуйте сделать вывод, опираясь на схему.
Д: Прежде чем проверять орфограмму с помощью родственного слова, надо убедиться, что она находится в корне.
У: Посмотрите на доску.
Чем необходимо пользоваться при подборе изменений к словам с ОСП?
Д: Словами- помощниками.
Помощники???
и и и
У: Каждая группа получает задание, рассказать о помощниках при изменении слов-предметов, признаков, действий для проверки ОСП.
Четвёртая группа - эксперты.
У: Эксперты оцените выполненное задание по ранее выработанным критериям.
Критерии оценки:
-правильность;
-полнота ответа;
-чёткость
У: Мы восстановили в памяти алгоритм работы при проверке ОСП в корне.
А теперь вернём к словам, которые мы записали с пропусками. Закончим работу над этими словами.
Дети выходят к доске, выделяют в словах, записанных с пропусками, корень, подбирают проверочные слова.
Д: Прежде чем проверять орфограмму с помощью родственного слова, надо убедиться, что она находится в корне.
IV.Динамическая пауза.
Гимнастика для глаз.
Упражнения выполняются стоя.
Бег глазами. Филин. Рисование носом. Далеко – близко.
V.Конкретизация способов проверки ОСП
У: Приготовьтесь к графическому диктанту.
Работать будем с десятью словами.
Ваша задача записать букву, которой обозначим звук в слабой позиции.
Главное условие-тишина. Если не можете обозначить звук в слабой позиции, пропускаем.
Учитель диктует слова:
Сова, дарю, кружка, несла, листы, ледок, свистеть, сугроб, грибной, росинка.
У: Поменяйтесь тетрадями. Проверим выполненное задание, устно объясним способ проверки.
слово | способ проверки | буква |
с…ва | совы | о,а |
д…рю | дарит | о,а |
кру…ка | кружечка | ж,ш |
н…сла | нёс | и,е |
л…сты | лист | и,е |
л…док | лёд | е,и |
св…стеть | свист | е,и |
сугро… | сугробы | б,п |
гр…бной | гриб | и,е |
р…синка | росы | о,а |
У: Какое сейчас время года?
Прочитайте пословицу о зиме.
Мороз ленивого за нос хватает.
У: Почему так говорят?
Подготовимся к письму по памяти.
Работаем по алгоритму:
1.Прочитайте высказывание.
2.Все ли слова понятны по лексическому значению.
3.Объясни все орфограммы.
4.Прочитай высказывание орфографически.
5.Выучи его наизусть.
6.Выполни работу.
7.Проверь!
Дети работают в тетради. Самопроверка. Оцените свою работу, используя оценочные линейки.
V. Итог урока
У: Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.
Удалось ли нам найти на них ответы?
VI. Рефлексия собственной деятельности
У: Какие умения и навыки потребовались нам, чтобы справиться заданиями?
Заполним оценочные листы.
№п/п | Мои умения | Моя оценка | Оценка учителя |
1. | Умею находить в слове слабую позицию | ||
2. | Могу подобрать однокоренные слова и выделить корень в слове | ||
3. | Умею подбирать родственные слова для проверки орфограмм в корне слова | ||
4. | Умею подбирать изменения для проверки орфограмм в корне слова |
У: А как ваше настроение? Вспомним о словарике настроения.
У кого изменилось настроение?
А у кого оно осталось таким же?
Спасибо за урок!
и
+ -
Х и
и ОХ
+ -
1
2
3
4
5
6
7
О А Ж Е И Е И Б И О
8
9
10
Что
Где
Чем
Как
надо проверять ?
надо проверять ?
Что
Где
Чем
Как
А О И Е Я + парные согласные
в корне
однокоренным словом, изменением
по сильной позиции
выдели
?
=
– +
не в
в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Проверка орфограмм слабых позиций по орфографическому словарю". 2 класс.
Урок по системе развивающего обучения...
Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС
Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....
Тест по русскому языку 2 класс. Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова.
Тестовые задания по русскому языку для 2 класса по теме "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"...
Урок русского языка "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова" (с позиции требований ФГОС)
Представлена технологическая катра урока русского языка для 2 класса. Урок проводился в рамках Городского конкурса "Фестиваль методических идей" номинация "Образовательные организации" лучший урок с о...
Конспект урока русского языка "Сильные и слабые позиции согласных звуков" 2 класс УМК «Эльконин-Давыдов»
Цели деятельности учителя: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Планируемые результатыПредметныезнать: особенно...
Конспект урока по русскому языку "Упражнения для проверки орфограмм слабой позиции в корне слов" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: усвоение учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова Планируемые результаты:Предметные: систематизировать и обобщить знания обучающи...