Рабочая программа по предмету "Русский язык" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Программа "Русский язык" входит в предметную область "Язык и речевая практика" и относится к обязательной части учебного плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._russkiy_yazyk.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное специальное общеобразовательное учреждение
Запрудненская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
СОГЛАСОВАНО Протокол № ___ заседания МО от ____________ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______________________ / Андрейченко Ю. В. / _______________ 2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната ____________________ / Жемаева Л. В. / _______________ 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Русский язык»
2 класс (вариант 1)
Составитель: Андрейченко Ю.В.
учитель высшей категории
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
I. Нормативно-правовая база
Тип программы: образовательная программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Статус программы: рабочая программа по предмету «Русский язык» (входит в предметную область "Язык и речевая практика" и относится к обязательной части учебного плана).
Назначение программы: программа обеспечивает реализацию прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Категория обучающихся: учащиеся 2 класса МСОУ Запрудненской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, (вариант 1).
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 96 часов, из расчета 3 часа в неделю в соответствии с учебным графиком на 2023-2024 учебный год.
Форма обучения: очная.
Рабочая программа разработана на основании:
- Федерального закона об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
- Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 "Об утверждении СанПин 2.4.2.3286 – 15 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Устава муниципального специального образовательного учреждения Запрудненской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (новая редакция от 11.04.2022, утверждена Приложением к Постановлению Главы Талдомского городского округа № 530.
- ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Учебного плана МСОУ Запрудненской школы – интерната для обучающихся с ОВЗ.
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Основной образовательной программы начального общего образования МСОУ Запрудненской школы – интерната для обучающихся с ОВЗ.
- Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ.
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ.
Программа ориентирована на использование учебника Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова «Русский язык» 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 2-е издание. Москва. "Просвещение", 2023 г.
Учебник предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области "Язык и речевая практика", имеет гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации".
Рабочая программа ориентирована на УМК:
Рабочая тетрадь. С. В. Комарова, Т.М Головкина, С.В. Саакян. Чтение. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 6-е издание. Москва. "Просвещение", 2022
Обучение русскому языку в начальных классах предусматривает включение в учебную программу следующих разделов: "Подготовка к усвоению грамоты", "Обучение грамоте", "Практические грамматические упражнения и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Речевая практика".
Изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- формирование первоначальных "дограмматических" понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Основное содержание учебного курса
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи − ши, ча − ща, чу − щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб − грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать (по вопросам кто? что?) и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать (по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?) правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
- называние признака (качества) данного предмета (по вопросам какой? какая? какое? какие?);
- нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
- подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
- согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях − самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа − и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа − л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа − б, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа − с, е, ё, ч, ъ, я;
5-я группа − э, х, ж, к;
Письмо заглавных букв:
1-я группа − И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа − О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа − У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа − Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Русский язык":
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости; деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой "ь" (после предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью педагогического работника, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Календарно-тематическое планирование по предмету русский язык
2 класс (вариант 1)
1 триместр– 30 ч.
№ п / п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1-2 | Повторение. Звуки и буквы. Выделение звука и буквы в слове. | 2 | |||
3 | Слово. Предмет и слово, называющее предмет. | 1 | |||
4 | Предложение. Правило записи предложения. Предложение и его схема. | 1 | |||
5 | Распространение предложений. | 1 | |||
6 | Составление предложений с данным словом. | 1 | |||
7 | Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. | 1 | |||
8 | Согласные звуки и буквы. | 1 | |||
9 | Слова, которые различаются одним звуком. | 1 | |||
10 | Слова, которые различаются количеством звуков. | 1 | |||
11 | Слова, которые различаются последовательностью звуков. | 1 | |||
12 | Контрольное списывание «Гласные и согласные звуки и буквы». | 1 | |||
16 | Ударение в словах. Знакомство со знаком ударения. | 1 | |||
17 | Выделение ударного гласного в слове. | 1 | |||
18 | Слог. Деление слов на слоги. | 1 | |||
19 | Гласные в образовании слогов. | 1 | |||
20 | Деление слов со звуками [и] − [й] на слоги. | 1 | |||
23-24 | Парные звонкие и глухие согласные. Различение [б] − [п]. | 1 | |||
25 | Различение [в] − [ф]. | 1 | |||
26 | Парные звонкие и глухие согласные. Различение [г] − [к]. | 1 | |||
27 | Различение [д] − [т]. | 1 | |||
28 | Различение [ж] − [ш]. | 1 | |||
29 | Различение [з] − [с]. | 1 | |||
30 | Контрольная работа за 1 триместр. | 1 |
2 триместр – 33 ч.
№ п / п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | Шипящие согласные. | 1 | |||
2 | Свистящие согласные. | 1 | |||
3 | Различение шипящих и свистящих согласных. | 1 | |||
4 | Буква Е в начале слова или слога. | 1 | |||
5 | Буква Ё в начале слова или слога. | 1 | |||
6 | Буква Ю в начале слова или слога. | 1 | |||
7 | Буква Я в начале слова или слога. | 1 | |||
8 | Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. | 1 | |||
9 | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | |||
10 | Гласные ы – и после твёрдых и мягких согласных. | 1 | |||
11 | . Гласные о – ё после твёрдых и мягких согласных. | 1 | |||
12 | Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных. | 1 | |||
13 | Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных. | 1 | |||
14 | Гласная Е после мягких согласных. | 1 | |||
15 | Различение твёрдых и мягких согласных. | 1 | |||
16 | Мягкий знак (ь) на конце слова. | 1 | |||
17 | Письмо слов с мягкими согласными на конце. | 1 | |||
18 | Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова. | 1 | |||
19 | 1 | ||||
20 | Слово. Названия предметов. | 1 | |||
21 | Названия предметов, отвечающих на вопрос что? | 1 | |||
22 | Названия частей предмета. | 1 | |||
23 | Различение сходных предметов и их названий. | 1 | |||
24 | Обобщающее слово к группе однородных предметов. | 1 | |||
25 | Названия предметов, отвечающих на вопрос кто? | 1 | |||
26 | Обобщающее слово к группе однородных предметов. | 1 | |||
27 | Слова, отвечающие на вопросы кто? и что? | 1 | |||
28 | Слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. | 1 | |||
29 | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | 1 | |||
30 | Большая буква в именах и фамилиях людей. | 2 | |||
31 | Большая буква в кличках животных. | 1 | |||
32 | Контрольное списывание. «Большая буква в именах и фамилиях людей». | ||||
33 | Большая буква в именах и фамилиях людей. Повторение. |
3 четверть – 33 ч.
№ п / п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос что делает? | 1 | |||
2 | Названия действий, отвечающие на вопрос что делают? | 1 | |||
3 | Подбор названий действий к названиям предметов. | 1 | |||
4 | по вопросам. | 1 | |||
5 | Различение названий предметов и названий действий по вопросам. | 1 | |||
6 | Предлоги. Предлог как отдельное слово. | 1 | |||
7 | Предлоги. Употребление предлогов в предложении. | 1 | |||
8 | Слова с непроверяемыми гласными. Выделение трудной гласной в словах. | 1 | |||
9 | Написание гласных в словах-родственниках. | 1 | |||
10 | Повторение. Различение названий предметов и названий действий по вопросам. | 1 | |||
11 | Предложение. Выделение предложения из текста. | 1 | |||
12 | Правила записи предложения. | 1 | |||
13-14 | Предложение и его схема. | 2 | |||
15 | Различение набора слов и предложения. | 1 | |||
16-17 | Порядок слов в предложении. | 2 | |||
18 | Завершение начатого предложения. | 1 | |||
19-20 | Составление предложений по предметной картинке. | 2 | |||
21-22 | Составление предложений по сюжетной картинке. | 2 | |||
23 | Предложения – вопросы и предложения – ответы. | 1 | |||
24 | Повторение. Звонкие и глухие согласные. | 1 | |||
25 | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | |||
26 | Мягкий знак на конце слова. | 1 | |||
27 | Названия предметов. | 1 | |||
28 | Названия действий. | 1 | |||
29 | Предложение. | 1 | |||
30 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||
31 | Итоговая контрольная работа за год. | 1 | |||
32 | Работа над ошибками. | 1 | |||
33 | Обобщающий урок. | 1 | |||
Итого: | 96ч. |
Учебно-практическое оборудование:
- касса букв и слогов;
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, геометрические фигуры и тела);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т. п.);
- слоговые таблицы;
- дидактические игры;
- образцы написания букв;
- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
- конструктор.
Учебно-методическое обеспечение:
- Примерная АООП для обучающихся с ОВЗ, 2015 г.
- Учебник Э. В. Якубовской, Я. В. Коршуновой «Русский язык» для 2 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М., «Просвещение», 2019 г.
- Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Дмитриева О. И., Казакова О. В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.: Вако, 2007 г.
- Соболева О. П. Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. – Белгород, 2007 г.
Техническое оснащение реализации программы по предмету русский язык
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
«Д» − демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
«К» − полный комплект (на каждого ученика класса);
«Ф» − комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);
«П» − комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
РУССКИЙ ЯЗЫК
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Наличие в кабинете | Примечание |
1 | Учебно-методические комплекты по русскому языку для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Якубовской Э. В., Коршуновой Я. В. | К | + | |
2 | Примерная АООП для обучающихся с ОВЗ, 2015 г. | Д | + | |
3 | Методические пособия для учителя, дополнительная литература | Д | + | приобрести |
- Печатные пособия
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Наличие в кабинете | Примечание |
1 | Демонстрационный материал по русскому языку в соответствии с темами обучения | К, Ф | + | приобрести |
2 | Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» 2 класс «Читай, думай, пиши» | К | + | приобрести |
- Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
1 | Аудиозаписи | Д | + | дополнить |
2 | Видеофильмы | Д | + | дополнить |
3 | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы | Д | + | устарела приобрести |
- Технические средства обучения (средства ИКТ)
1 | Телевизор | Д | − | приобрести |
2 | Видеомагнитофон / видеоплеер | Д | − | приобрести |
3 | CD / DVD проигрыватели | Д | − | приобрести |
4 | Музыкальный центр (музыкальные колонки) | Д | + | |
5 | Слайд-проектор (переносной) | Д | + | |
6 | Мультимедийный проектор | Д | + | |
7 | Экран для мультимедийного проектора | Д | + | |
8 | Столик для мультимедийного проектора | Д | + | |
9 | Ноутбук | Д | + | |
10 | Принтер | Д | − | приобрести |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предметам для обучающегося с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) 4 класса.
Адаптированная рабочая программа и календарно тематическое планирование для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающегося c умственной отсталостью (интеллектуа...
Рабочая программа по математике для обучающихся с легкими интеллектуальными нарушениями (вариант 1) для 1 (доп.) класса
Математика является одним из ведущих учебных предметов в школе, основная цель которой – социальная реабилитация и адаптация детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ...
Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"
Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...
Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...
Программа по предмету "Окружающий природный мир", для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями, 2 вариант, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...