Конспект урока "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Жанна Николаевна Гуляева

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Состав слова.

Тип урока: Закрепление знаний.

Цели урока: 

Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», выявить пробелы для дальнейшей работы, закрепить навыки разбора слова по составу.

Планируемые результаты.

Предметные результаты достижения учащихся: различать и выделять основные части слова; формулировать словообразующую роль каждой части слова; конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять  терпение в учебной деятельности, работать  в парах и самостоятельно,  оценивать  свои умения;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие мотивации к учебной деятельности, работе на результат.

Оборудование:

-интерактивная доска;

учебник 3 класса «Русский язык» В.П. Канакиной;

-карточки для индивидуальной работы;

-листы самооценки.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

1.Мотивация к учебной деятельности.

С добрым утром

Начат день!

Сядем прямо не согнёмся,

За работу мы возьмёмся.

Ум и сердце в работу вложи.

Каждой секундой в труде дорожи!

Я тетрадочку открою – уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою – ручку правильно держу.

-Запишем число. Классная работа.

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа.

- Дома вы повторяли словарные слова на тему: «Школа» по страницам учебника 150 – 151. Проверим ваши успехи!

(На карточках напечатаны словарные слова. Ученик, не называя слово, объясняет его значение. Кто первый отгадал слово, тот продолжает).

- Помним об одном условии: нужно суметь с первой попытки объяснить значение слова, чтобы дети сразу догадались о чём идёт речь.

Словарные слова (15): девочка, дежурный(сущ.), класс, коллектив, пенал, ребята, русский язык, тетрадь, ученик, ученица, учитель, рисунок, директор, товарищ, фамилия.

Задание:

- В словах поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

- Мальчики найдут слова мужского рода и обозначат их (м.р.), девочки –слова женского рода (ж.р.).

- Выполним взаимопроверку – поменяемся тетрадями. (На доске записаны слова с выделенными орфограммами).

- Оценим работу своего товарища. Если все слова записаны верно, то на полях поставим «+». Если есть хоть одна ошибка, то «-».

- Ребята, у каждого из вас на парте лист самооценки. Оцените  в нужной графе знаком «+»выполнение первого задания.

III. Самоопределение к деятельности

-Улыбнитесь, кто готов перейти к выполнению следующего задания.

-Образуйте от слова дорога слова со следующими значениями:

 (1 ребёнок пишет на доске, остальные в тетради)

- «маленькая узкая дорога»;

- «тот, кто строит дороги»;

- «прилагательное к слову дорога»;

- «трава, растущая вдоль дороги».

- Как можно назвать записанные слова?

-Назовите часть слова, которая их объединяет. Выделите её в слове.

- Оцените свою работу.

Формулирование учащимися темы и целей урока.

- Сформулируйте тему урока, опираясь на полученный ряд слов. (Тема урока «Состав слова. Значимые части слова».)

- Используя опорную запись на доске, сформулируйте цели урока.

Цели:

1. вспомнить…(части слова)

2. уточнить… (их местонахождение в слове)

3. учиться …(правильно определять части слова)

- Всем ли удалось справиться с этим заданием?! Оцените ваши ответы.

IV. Закрепление изученного материала.

2. Разминка.

Пока ребята справляются с заданиями по карточке, мы проведём небольшую разминку. Выполняются тестовые задания .

Выполнение тренировочного задания на РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4353/train/127152/

- Поднимите  правую руку, кто выполнил задания на «5»? «4»?

- Поднимите левую руку, кому нужно ещё поработать над заданиями?

- Оцените этот этап работы в листе самооценки.

(Индивидуальная работа по карточке у доски, не видя результаты друг друга. 4 человека)

Приложение: Карточка 1.

Делают взаимопроверку, сравнивая результаты. Если возникает спорный вопрос – решают проблему вместе, приходя к единому мнению. Учитель оценивает работу учащихся.

3. Работа по учебнику

1) с.98 упр.188 (Работа по вариантам)

- Проверим, какие пословицы были зашифрованы? Объясните их смысл.

- Оценим свою работу .

Физминутка.

 Немножко отдохнём.

1. С помощью рук покажите корень, суффикс, приставку, окончание.

2. Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

3. Послушайте историю.

*Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крылечко, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти в свою семью.

-Кто оказался чужаком? ( ответы детей Водитель). Почему, объясните свой выбор.

-Назовите однокоренные слова к слову водитель.

- Кто смог определить «чужака» поставьте себе заработанный плюс.

2) Продолжаем работу: с.100 упр.3.

- Прочитайте задание. Попробуем разобраться. (Дети предлагают свои варианты ответов)

-Как бы вы оценили вою работу по нахождению «лишнего» слова?

- Выполните разбор по составу каждого слова.

- Проверим, правильно ли вы разобрали слова? (ответы по рядам)

- Сравните результаты разбора и оцените свою работу.

V. Итог урока. 

-Подведём итог урока:

-Встаньте те ребята, кто без помощи может разобрать слово по составу и научить этому других? Молодцы, я очень рада, что у меня столько помощников.

VІ .Д/з

Запишем в дневник домашнее задание: с.101 №1,2,3

VІ.Рефлексия.

А сейчас оцените свою работу на уроке.

В ваших листах самооценки я увижу ваши успехи и над чем нам ещё надо поработать.

Все встали,  глубоко вздохните и выдохните.
Вдохните в себя красоту сегодняшнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.
- Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Я благодарю вас за успешную работу на уроке. 
- Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята!

Приложение

1.Лист самооценки  

Ф.И._____________________________

Деятельность

Я всё сделал сам(а) без ошибок

Я понял(а) материал, но у меня были ошибки

Мне ещё нужно поработать над этим материалом

1. Словарная работа

2. Образование однокоренных слов

3. Определение темы урока

4.Формулировка целей урока

5.Выполнение теста

5 (а) Работа по карточке

6. Составление пословицы (с.98 упр.188)

7. Определил(а) «чужака» в рассказе.

8. Нахождение «лишнего слова» в упр. 3 с.100

9. Разбор слов по составу с.100 упр.3

Я оцениваю свою работу на уроке на __________ Оценка учителя _____________

 Карточка 1.

1.Выпиши номера слов с нулевым окончанием.

1. Сосна  2. Язык  3. Дружба  4. Пенал  5. Жемчуг  6. Облако 7. Море

8. Школа  9. Друг 10. Город

2. Выпиши номера слов, соответствующие данной схеме:

корень +суффикс + нулевое окончание

 1.Золото  2. Стрелок  3. Заморский  4. Бросок  5. Океан  6. Столик 7. Письмо

8. Майский  9. Годик  10. Дружок

Используемые на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип и вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Тренировочные задания

Тестовые задания

Тест

 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4353/train/127152/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Состав слова 4 класс УМК Школа России

Конспект урока. Предмет:русский язык Класс:4 УМК:Школа России. «Русский язык» 4 класс. Т.Г. Рамзаева. В 2 ч. М.: Дрофа, 2009. Тема урока:«Повторение. Состав слова.» Тип урока:урок обобщения и сис...

Конспект урока "Состав слова"

Я выбрала урок русского языка по теме: «Состав слова» потому, чтобы:Объединить знания учащихся о частях слова в целостное представление о том, что у каждого слова есть определенная структура, состав; ...

конспект урока "Состав слова.Закрепление". русский язык,4

конспект урока "состав слова. Закрепление. 4 класс.Учебник под редакцией Канакиной....

Конспект урока "Состав слова. Значимые части слова" 4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели:Обучающие: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.учеб...

Конспект урока" Состав слова" 3 класс

Тема: «Состав слова»   Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых  ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщен...

Конспект открытого урока Состав слова

Разработка открытого урока. Тип урока закрепление....