Конспект урока "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Тема урока: Состав слова.
Тип урока: Закрепление знаний.
Цели урока:
Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», выявить пробелы для дальнейшей работы, закрепить навыки разбора слова по составу.
Планируемые результаты.
Предметные результаты достижения учащихся: различать и выделять основные части слова; формулировать словообразующую роль каждой части слова; конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие мотивации к учебной деятельности, работе на результат.
Оборудование:
-интерактивная доска;
- учебник 3 класса «Русский язык» В.П. Канакиной;
-карточки для индивидуальной работы;
-листы самооценки.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
1.Мотивация к учебной деятельности.
С добрым утром
Начат день!
Сядем прямо не согнёмся,
За работу мы возьмёмся.
Ум и сердце в работу вложи.
Каждой секундой в труде дорожи!
Я тетрадочку открою – уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою – ручку правильно держу.
-Запишем число. Классная работа.
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа.
- Дома вы повторяли словарные слова на тему: «Школа» по страницам учебника 150 – 151. Проверим ваши успехи!
(На карточках напечатаны словарные слова. Ученик, не называя слово, объясняет его значение. Кто первый отгадал слово, тот продолжает).
- Помним об одном условии: нужно суметь с первой попытки объяснить значение слова, чтобы дети сразу догадались о чём идёт речь.
Словарные слова (15): девочка, дежурный(сущ.), класс, коллектив, пенал, ребята, русский язык, тетрадь, ученик, ученица, учитель, рисунок, директор, товарищ, фамилия.
Задание:
- В словах поставьте ударение и подчеркните орфограмму.
- Мальчики найдут слова мужского рода и обозначат их (м.р.), девочки –слова женского рода (ж.р.).
- Выполним взаимопроверку – поменяемся тетрадями. (На доске записаны слова с выделенными орфограммами).
- Оценим работу своего товарища. Если все слова записаны верно, то на полях поставим «+». Если есть хоть одна ошибка, то «-».
- Ребята, у каждого из вас на парте лист самооценки. Оцените в нужной графе знаком «+»выполнение первого задания.
III. Самоопределение к деятельности
-Улыбнитесь, кто готов перейти к выполнению следующего задания.
-Образуйте от слова дорога слова со следующими значениями:
(1 ребёнок пишет на доске, остальные в тетради)
- «маленькая узкая дорога»;
- «тот, кто строит дороги»;
- «прилагательное к слову дорога»;
- «трава, растущая вдоль дороги».
- Как можно назвать записанные слова?
-Назовите часть слова, которая их объединяет. Выделите её в слове.
- Оцените свою работу.
Формулирование учащимися темы и целей урока.
- Сформулируйте тему урока, опираясь на полученный ряд слов. (Тема урока «Состав слова. Значимые части слова».)
- Используя опорную запись на доске, сформулируйте цели урока.
Цели:
1. вспомнить…(части слова)
2. уточнить… (их местонахождение в слове)
3. учиться …(правильно определять части слова)
- Всем ли удалось справиться с этим заданием?! Оцените ваши ответы.
IV. Закрепление изученного материала.
2. Разминка.
Пока ребята справляются с заданиями по карточке, мы проведём небольшую разминку. Выполняются тестовые задания .
Выполнение тренировочного задания на РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4353/train/127152/
- Поднимите правую руку, кто выполнил задания на «5»? «4»?
- Поднимите левую руку, кому нужно ещё поработать над заданиями?
- Оцените этот этап работы в листе самооценки.
(Индивидуальная работа по карточке у доски, не видя результаты друг друга. 4 человека)
Приложение: Карточка 1.
Делают взаимопроверку, сравнивая результаты. Если возникает спорный вопрос – решают проблему вместе, приходя к единому мнению. Учитель оценивает работу учащихся.
3. Работа по учебнику
1) с.98 упр.188 (Работа по вариантам)
- Проверим, какие пословицы были зашифрованы? Объясните их смысл.
- Оценим свою работу .
Физминутка.
Немножко отдохнём.
1. С помощью рук покажите корень, суффикс, приставку, окончание.
2. Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
3. Послушайте историю.
*Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крылечко, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти в свою семью.
-Кто оказался чужаком? ( ответы детей Водитель). Почему, объясните свой выбор.
-Назовите однокоренные слова к слову водитель.
- Кто смог определить «чужака» поставьте себе заработанный плюс.
2) Продолжаем работу: с.100 упр.3.
- Прочитайте задание. Попробуем разобраться. (Дети предлагают свои варианты ответов)
-Как бы вы оценили вою работу по нахождению «лишнего» слова?
- Выполните разбор по составу каждого слова.
- Проверим, правильно ли вы разобрали слова? (ответы по рядам)
- Сравните результаты разбора и оцените свою работу.
V. Итог урока.
-Подведём итог урока:
-Встаньте те ребята, кто без помощи может разобрать слово по составу и научить этому других? Молодцы, я очень рада, что у меня столько помощников.
VІ .Д/з
Запишем в дневник домашнее задание: с.101 №1,2,3
VІ.Рефлексия.
А сейчас оцените свою работу на уроке.
В ваших листах самооценки я увижу ваши успехи и над чем нам ещё надо поработать.
Все встали, глубоко вздохните и выдохните.
Вдохните в себя красоту сегодняшнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.
- Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Я благодарю вас за успешную работу на уроке.
- Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята!
Приложение
1.Лист самооценки
Ф.И._____________________________
Деятельность | Я всё сделал сам(а) без ошибок | Я понял(а) материал, но у меня были ошибки | Мне ещё нужно поработать над этим материалом |
1. Словарная работа | |||
2. Образование однокоренных слов | |||
3. Определение темы урока | |||
4.Формулировка целей урока | |||
5.Выполнение теста | |||
5 (а) Работа по карточке | |||
6. Составление пословицы (с.98 упр.188) | |||
7. Определил(а) «чужака» в рассказе. | |||
8. Нахождение «лишнего слова» в упр. 3 с.100 | |||
9. Разбор слов по составу с.100 упр.3 |
Я оцениваю свою работу на уроке на __________ Оценка учителя _____________
Карточка 1.
1.Выпиши номера слов с нулевым окончанием.
1. Сосна 2. Язык 3. Дружба 4. Пенал 5. Жемчуг 6. Облако 7. Море
8. Школа 9. Друг 10. Город
2. Выпиши номера слов, соответствующие данной схеме:
корень +суффикс + нулевое окончание
1.Золото 2. Стрелок 3. Заморский 4. Бросок 5. Океан 6. Столик 7. Письмо
8. Майский 9. Годик 10. Дружок
Используемые на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип и вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Тренировочные задания | Тестовые задания | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Состав слова 4 класс УМК Школа России
Конспект урока. Предмет:русский язык Класс:4 УМК:Школа России. «Русский язык» 4 класс. Т.Г. Рамзаева. В 2 ч. М.: Дрофа, 2009. Тема урока:«Повторение. Состав слова.» Тип урока:урок обобщения и сис...
Конспект урока "Состав слова" 2 класс
2 класс. Пнш...
Конспект урока "Состав слова"
Я выбрала урок русского языка по теме: «Состав слова» потому, чтобы:Объединить знания учащихся о частях слова в целостное представление о том, что у каждого слова есть определенная структура, состав; ...
конспект урока "Состав слова.Закрепление". русский язык,4
конспект урока "состав слова. Закрепление. 4 класс.Учебник под редакцией Канакиной....
Конспект урока "Состав слова. Значимые части слова" 4 класс
Тип урока: урок открытия нового знания.Цели:Обучающие: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.учеб...
Конспект урока" Состав слова" 3 класс
Тема: «Состав слова» Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщен...
Конспект открытого урока Состав слова
Разработка открытого урока. Тип урока закрепление....