Конспект урока "Состав слова. Значимые части слова" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
Обучающие: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.
учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 4 кл. 1 ч
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Предмет: русский язык.
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Тема урока: Состав слова. Значимые части слова.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
Обучающие: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитание настойчивости при выполнении учебных задач.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу; формировать навыки контроля и самоконтроля; установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 4 кл. 1 ч., карточки с заданиями.
Ход урока.
1.Мотивирование к учебной деятельности
Приветствие учащихся.
Проверка учителем готовности класса к уроку. Настраивает на активную работу
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудится.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.Актуализации знаний и осуществление первого пробного действия
- Вставьте пропущенные слова и запишите фразеологизмы.
Выйти сухим из … (воды);
выносить сор из … (избы);
сапожник без … (сапог);
биться как рыба об … (лед);
лежачего не … (бьют);
лучше … (поздно), чем никогда;
положа руку на … (сердце).
- Подчеркните орфограммы в словах.
3.Выявление места и причины затруднения
- Какие однокоренные слова встретились в этих фразеологизмах? Сапожник, без сапог.
- Как образовалось слово сапожник? С помощью суффикса –ник
- Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? Приставка.
- Назовите значимые части слова. Приставка, корень, суффикс, окончание.
- Сформулируйте задачи урока. Вспомнить, из каких значимых частей состоят слова, какую роль играет в слове каждая из этих частей, научиться разбирать слова по составу, распознавать однокоренные слова.
4.Построение проекта выхода из затруднений
Работа по учебнику
Упр. 77 (с.51).
- Прочитайте. Из какой сказки взят этот отрывок? Из «Сказке о Царе Салтане…».
- Назовите группы однокоренных слов, встретившихся в тексте. Корабельщики, кораблик, корабль; пристань, пристать.
- Докажите, что это однокоренные слова. Они имеют общий смысл и общую часть.
- Объясните значение групп однокоренных слов по толковому словарю.
- Можно ли назвать слова пристань – (с) пристани однокоренными? Нет, это формы одного и того же слова.
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Запишите слово корабль в строчку, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.
5.Реализация построенного проекта
Работа по учебнику
Упр. 78 (с.51)
- Прочитайте задание.
- Как распознать однокоренные слова? Сначала необходимо найти слова, имеющие общую часть.
- Можно ли, например, назвать однокоренными слова гора и гореть?
- Назовите однокоренные слова к слову ночь, грусть, верх, свет, пять, чистый.
- Сколько получилось групп однокоренных слов? Шесть
(Самостоятельное выполнение письменных заданий по рядам:
Первый ряд записывает слова с корнями –ночь-, -верх-; второй – с корнями –свет-, -грусть-; третий – с корнями –чист-, -пять-.)
(Проверка)
- Какие орфограммы вы встретили в однокоренных словах? Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные
- Назовите в каждой группе проверочное слово.
- Сделайте вывод: как пишется корень в однокоренных словах? Одинаково
- Какими части речи могут быть однокоренные слова? Разными.
5.Физкультминутка
Вот так яблоко
(Встали.)
Оно
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс.)
Руку протяните,
(Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.
(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать,
(Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать.
(Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну
(Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву!
(Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко!
(Встали.)
Оно
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс.)
6.Первичное закрепление нового знания
Работа по учебнику.
- Прочитайте таблицу «Значимые части слова на ст.52.
- Скажите, что такое приставка, суффикс, корень, окончание, основа. Приведите примеры.
7.Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Работа по учебнику.
Упр. 80 (с.52)
- Прочитайте задание.
- Скажите, все ли слова в каждой группе слов являются однокоренными.
- Запишите однокоренные слова группами. Выделите в них корень.
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
8.Включение в систему знаний и повторение
Работа по карточкам
1 уровень.
1. Выпишите слова с приставками.
Ответ, подставка, столовая, промыть, надкусить, забег, заяц, спрыгнуть, директор, добежать, телефон, выучить.
2. Разберите слова по составу.
Бабушка, совенок, худенький, подводный, ракетка, переход.
2 уровень.
1. Выпишите слова соответствующие схеме: корень + суффикс + окончание.
Лесок, сады, ледяной, березка, смелый, погода, лесной, столики, осенний, морозы.
2. Разберите слова по составу.
Тропинка, хлопушка, нагрузка, деловой, соринка, подкоп.
3 уровень.
1. Каждое словосочетание замените одним словом. Выделите суффикс.
Детеныш орла. Жадная девочка. Человек, играющий на гитаре. Тот, кто любит шутить. Любящий мечтать. Участник игры.
2. Разберите слова по составу.
Игрушка, дубовая, перестрелка, скалолаз, свеженький, рассказ
9.Рефлексия учебной деятельности
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что на уроке для вас было легким?
- А что для вас было наиболее трудным?
- Из каких значимых частей состоят слова?
- Дайте определение каждой из них?
- Какую работу они выполняют в слове?
Домашнее задание
Выучить определения частей слова (с.52), упр.81 (с.53)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Состав слова. Значимые части слова"-конспект урока.
Данный материал предназначен для урока закрепления. В конспекте отражены формируемые универсальный учебные действия и разнообразные формы работы на уроке....
Конспект урока русского языка: " Состав слова. Значимые части слова" ( УМК " Школа России" , 4 класс)
Тема: Состав слова. Значимые части слова.Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся о морфемном составе слова и каждой значимой части слова.Планируемые результаты:Предметные: з...
Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 05.10.2021Школа: МАОУ СОШ № 152Класс: 4 «б»Урок: 4Время: 10:40-11:20 Кабинет: 209Студент: Закирова Эльвира РахимовнаГрупп...
Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...
Конспект урока по русскому языку "Способы выделения в слове значимых частей"
Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Способы выделения в слове значимых частей". 2 класс. УМК Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, учебник по русскому языку 2 ...
Конспект занятия "Суффикс - значимая часть слова"
Цель занятия: Закрепление навыков словообразования с помощью суффиксов ...