Технологическая карта урока русского языка "Корень, приставка, суффикс – значимые части слова." 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
«Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Корень, приставка, суффикс – значимые части слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx | 64.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (русский язык)
Программа, автор (ы) | «Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина | |||||
Класс | 3 | |||||
Раздел (содержательная линия) | Состав слова. | |||||
Тема урока | Корень, приставка, суффикс – значимые части слова. | |||||
Цели урока | Знакомство учащихся с понятием «состав слова» | |||||
Основное содержание урока | Создать условия для ознакомления с понятием «состав слова»; уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; вывести алгоритм разбора слова по составу; совершенствовать умения выделять части слова; способствовать развитию орфографического навыка; создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; побуждать проявлять внимание, доброе отношение друг к другу. | |||||
Термины и понятия | «приставка», «корень», «суффикс», «окончание», «основа» | |||||
Планируемый результат | ||||||
Предметные умения | Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные умения | ||||
- знакомство с понятиями «состав слова», «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание», - знакомство с алгоритмом разбора слова по составу; - умение выделять части значимые слова; - выполнять звукобуквенный разбор слова и разбор слова по составу; - делить однокоренные слова на группы; - составлять схему слова; - подбирают слова к данным схемам | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, - строить монологическое высказывание, - владеть диалогической формой речи. | - формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, - формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. | ||||
Организация образовательного пространства | ||||||
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы | ||||
Литературное чтение | Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь, проектор, презентация к уроку. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | ||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА | ||||||
Название этапа: | Педагогические задачи: | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Планируемый результат: | ||
I.Самоопределение к деятельности | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | -Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке! Присаживайтесь, пожалуйста. | Дети здороваются с учителем, садятся на свои места. | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу | ||
II.Актуализация знаний | Актуализация знаний, необходимых для дальнейших действий. | Проводит минутку чистописания. – Прочитайте слова «филин», «Федя». Определите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Буква обозначает мягкий, глухой согласный звук. Какая это буква? (Буква «ф».) Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: Ходит город-великан На работу в океан. (Корабль.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики. | Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и скороговорку. офф фоф ффо Федя филина боится – Филин может рассердиться. Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. | Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание - владеть диалогической формой речи. Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу | ||
III.Постановка учебной задачи | Формирование темы урока, определение цели | – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «корабль». – Прочитайте слова, записанные на доске: Подлежащее, суффикс, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. – Назовите «лишнее» слово. – Что такое суффикс? – Какая еще часть слова служит для получения новых слов? – А какая часть слова является главной? -Как вы думаете, какой будет тема урока? -Почему корень, суффикс, приставка являются значимыми частями слова? | Кораблик, кораблестроение, кораблекрушение и т.п.
Слово «суффикс». – Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. – Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. – Корень – главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее значение всех однокоренных слов. Корень, суффикс, приставка – значимые части слова. - Потому что эти части слова составляют единое целое слово. | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; | ||
IV.Работа по теме урока | Изучение нового материала | – Прочитайте. Назовите сказку. – Найдите в тексте однокоренные слова. (Корабельщики, кораблик, корабль.) Что они обозначают? – Являются ли однокоренными выделенные слова? Почему? – Спишите, выделите корень в однокоренных словах. – Прочитайте. Сгруппируйте однокоренные слова. – Запишите однокоренные слова группами. – Выделите в словах корень. – Укажите над каждым словом, к какой части речи оно относится. – Назовите и подчеркните изученные орфограммы | («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина.) Корабельщик (устар.) – тот, кто плавает на корабле (обычно торговом); моряк. Корабль – многомачтовое парусное судно с прямыми парусами. Кораблик – уменьшительно-ласкательное название слова «корабль». (Слова «пристань» и «с пристани» не являются однокоренными. Это формы одного и того же слова.) Записывают однокоренные слова группами. Указывают часть речи. Выделяют корни в однокоренных словах. Подчеркивают орфограммы в корне слова. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «пять». Выполняют разбор слова по составу: Безударные гласные, непроизносимые согласные, парные согласные в корне. | Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Предметные умения - знакомство с понятиями «состав слова», «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание», - знакомство с алгоритмом разбора слова по составу; - умение выделять части значимые слова; - делить однокоренные слова на группы; | ||
V.Физкультминутка | Отдых детей | -Мы очень плотно с вами поработали. Встаньте, пожалуйста, из-за своих мест. Проведем физминутку. | Дети выполняют физкультминутку. | |||
VI. Закрепление изученного материала | Закрепить умения обучающихся | – Прочитайте. Скажите, все ли слова в каждой группе являются однокоренными? Объясните, почему. – Запишите однокоренные слова группами. – Выделите в них корень. Организует дискуссию, выслушивает мнения. Предлагает посмотреть инсценировку сказки и ответить на вопросы. Заранее подготовленные ученики инсценируют сказку «Кто главнее и важнее». (Приложение 1) – Что такое корень слова? – Как называются слова с одним и тем же корнем? – Как найти в слове корень? – Какие части слова служат для образования новых слов? – Что такое суффикс? – Что такое приставка? – Что такое окончание? – Что такое основа слова? – Что нужно сделать, чтобы изменить форму слова? – Рассмотрите рисунок. Составьте слова с приставками. – Ответьте на хитрые вопросы. Как большой дом превратить в маленький? – Как большой ключ превратить в маленький? – Как большой «огурец» превратить в маленький? – Как большой топор превратить в маленький? – Я надела увеличительные очки и теперь я вижу: не дом, а огромный … Не хвост, а … Не нос, а … Не мост, а … – Отгадайте слова и запишите их. Ответ. Ответ. – К данным словам подберите однокоренные слова в соответствии со схемами. | Не все слова в каждой группе являются однокоренными. Должно выполняться два условия: общий корень и близость по значению. В данных группах даны слова, разные по значению. Записывают однокоренные слова группами. Выделяют в них корень. Выполняют разбор слова по составу. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Отвечают на вопросы. Домик. Суффикс -ик-. Ключик. Суффикс -ик-. Огуречик. Суффикс -ик-. Топорик. Суффикс -ик-. (домище). (хвостище). (носище). (мостище). Подснежники Подорожник | Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Предметные умения - знакомство с понятиями «состав слова», «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание», - знакомство с алгоритмом разбора слова по составу; - умение выделять части значимые слова; - делить однокоренные слова на группы; | ||
VII.Рефлексия учебной деятельности | Подведение итогов урока, определение достижений обучающихся на уроке. | -Итак, ребята, давайте подведем итог. -Какой была тема нашего сегодняшнего урока? Какие цели для себя мы ставили на занятии? Достигли ли мы их? -Назовите ключевые слова урока. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Назовите признаки однокоренных слов. - Перечислите части слова. - Как найти в слове корень? - Какие части слова служат для образования новых слов? - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что? -Запишите домашнее задание на следующий урок: ???????????? | Отвечают на вопросы. | Личностные: формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. |
Список использованной литературы:
- Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
- Методическое пособие УМК «Школа России, 1-4» В.П. Канакина
Приложение1:
Автор. Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – «суффиксы». Иногда могут звенеть, как колокольчики: -оньк-, -еньк-, -знь-; стучать каблучками -ек-, -ик-, -чик-, -ник-; петь, как птички: -чив-, -лив-, -чив-, -лив-! Суффиксы и приставки сначала очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.
Приставки. Ну как вы не понимаете?! Возьмем слово «выиграть». Это совсем не то, что «проиграть»! А «написать» самой – это вам не «списать» у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого еще какие-нибудь слова?
Суффиксы. Конечно, нужны и очень много. Мы привели сюда целую семью слов: «лесок», «лесовик», «лесник». Смотрите, как могущественны в этих словах мы – суффиксы! Захотим – и «лес» превращается в «лесок». А вот и человек, который охраняет лес, – «лесник». И все эти превращения совершили мы – суффиксы.
Приставки. Зато если захотят сказать что-то просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят «прекрасный», «прелестный». Так что да здравствуем мы, приставки!
Суффиксы. Зато мы можем приласкать! И сказать не «мама», а «мамочка», не «Оля», а «Оленька»!
Автор. Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо, вовремя корень вмешался – встал между ними.
Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!
Автор. Приставки и суффиксы пробовали-пробовали, старались-старались, и так и эдак – ничего у них не вышло. Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, – слева, а вы, суффиксы, – справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать.
Автор. Тут всем спорам конец пришел. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.
Корень. В корне смысл, но не весь,
Главный, но не полный.
Приставки. Потому приставка есть –
Смысл она дополнит.
Суффиксы. Рад я в этом ей помочь.
После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня, –
Всё равно я всех проворней!
Автор. А о какой морфеме ни слова не было сказано в сказке? Вот спешит к нам уже и окончание.
Окончание. И на род я укажу,
И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно.
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: "Суффикс - значимая часть слова". 3 класс.
Урок русского языка. 3 класс "Суффикс - значимая часть слова"...
Технологическая карта урока.(русский язык)Приставки и предлоги.Правописание приставок.
Совершенствовать умения различать предлоги и приставки....
Технологическая карта урока русского языка по теме " Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки" 2 класс ПНШ с использованием ЭОР
Технологическая карта урока русского языка с использованием ЭОР...
Технологическая карта урока. Русский язык. Глагольные суффиксы. 4 класс.
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока русского языка «Роль суффикса в слове» (2 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: урок открытия «нового» знания.Цель урока: формирование представления о суффиксе и о его роли в слове.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием «суффи...
Технологическая карта урока русского языка "Корень как общая часть родственных слов" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о корне как общей части родственных слов.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правило правописания разделительного твердого и разделительного мягко...
РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ « Окончание, корень, приставка, суффикс – значимые части слова»
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО (ООО)Предмет: русский языкТема урока: Окончание, корень, приставка, суффикс – значимые части слова. Вы...