Урок русского языка. Тема: "Суффикс - значимая часть слова". 3 класс.
материал по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка. 3 класс "Суффикс - значимая часть слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 р.п.Юрты.
|
|
Урок русского языка
Тема: «Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов»
УМК «Школа России»
(учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», 3 класс)
Составитель: учитель начальных классов
МКОУ СОШ №24 р.п. Юрты
Сергиенко Н.П..
р.п.Юрты
Тема. Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.
Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.
Цель урока. Уточнение знаний о роли суффиксов в нашем языке, формирование умений разбирать слова по составу. Закрепление знаний о предложении, развитие орфографической зоркости в работе над предложениями.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать устойчивое представление о суффиксе как части слова
Познакомить с ролью суффикса
Тренировать начальные навыки работы на компьютере
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в микрогруппе
Развивать адекватную самооценку
Задачи развития:
Способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию речи, внимания
Оборудование:
Компьютеры для учащихся, мультимедийный проектор, компьютер для учителя, презентация «Суффикс - значимая часть слова», карточки-задания для учащихся, карточки для индивидуальной работы
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Постановка темы урока
Работа по теме урока
Домашнее задание
Итог урока
Ход урока.
Организационный момент
- Вы растёте и с каждым днём узнаёте что-либо новое. Эти знания вы получаете постепенно, в определённой последовательности.
Актуализация знаний
Сообщение темы и цели урока
1.Минутка чистописания е, ё, ю, я
-Что вы скажете о этих буквах?
-Примеры слов, где эти буквы читаются как два звука.
Звуко – буквенный анализ слова
1. Произносим.
2. Сколько слогов.
[Й'УЛА] - 2 слога
3. Ударение.
4. Выделение звуков.
5.Устная характеристика.
-Сколько букв в слове ЮЛА?
-Сколько звуков в слове ЮЛА?
-Почему звуков больше, чем букв?
3.Работа над предложением.
[ПАТП'ИН'КОМСП'ИТКАЛ'УЧ'ИЙ'Й'ОШ]
А)1. Прочитайте глазками.
2. Объясните написание.
3. Проговорите орфографически.
4. Запись предложения.
5. Разобрать по членам предложения.
6. Назовите основу предложения.
7. Словосочетания с вопросами.
8. Что вы можете сказать об этом предложении.
4.Выберите схему. 1.
Какой?
Где?
2.
Какой?
Где?
Б)Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв, и слово, в котором букв больше, чем звуков.
Запишите транскрипцию этого слова и фонетический анализ слова.
I Y. Словарная минутка.
Вставь пропущенную букву. Карточки со словами. Если будут
допущены ошибки, будем проговаривать.
Y.Работа по теме урока.
1.Назовите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Самостоятельная работа в парах на компьютерах.
-Три слова записать.
Задание на карточках Проверка
ПЯТНИЦА
ВОСКРЕСЕНЬЕ воскресный
ЧЕТВЕРГ
МЕСЯЦ месячный
НОЯБРЬ ноябрьский
октябрь октябрьский
сентябрь сентябрьский
- Какие слова мы называем однокоренными?
-Образуйте родственные слова.
-К какой части речи относятся вновь образованные слова?
- С помощью, какой части слова образовали новые слова?
-Как называется край, в котором мы живем?
От слова СИБИРЬ образуйте по схемам однокоренные слова.
Помните, корень однокоренных слов пишется одинаково.
- Какие суффиксы нам помогли образовать новые слова?
-Какие части слова вы знаете?
-Что такое корень?
-Что такое суффикс?
- Что такое приставка?
-А сейчас отгадайте загадку –
В СЕНОКОС ГОРЬКА,
А В МОРОЗ СЛАДКА,
ЧТО ЗА ЯГОДКА ?
Разбор слова по составу.
РЯБИНА - РЯБИНКА, РЯБИНУШКА, РЯБИНОВОЕ, РЯБИННИК.
- При помощи, какой части слова мы образовали новые слова?
-Назовите суффиксы.
-Составить предложение с одним из слов и записать.
Проверка предложений.
YI. ФИЗМИНУТКА.
YII нам на урок пришел мальчик суффикс, у него слова. Нам нужно узнать, в каких словах пишется суффикс - ИК-, -ЕК-, -ИЦ-, -ЕЦ-. Что нужно сделать, чтобы узнать какую букву писать в суффиксе (Е или И). Если изменим слова, буква гласного выпадает, пишем суффиксы -ЕК-, -ЕЦ-, а если нет, то пишем суффиксы -ИК-, -ИЦ-.
4.Устно. Сейчас мы образуем новые слова с помощью суффиксов.
к схеме
ЦЕННЫЙ (БИЛЕТ)
МОЛОДОЙ (СУВОРОВЦЫ)
МЯГКОЕ (КРЕСЛО)
ЗЕЛЕНЫЙ (ЛИСТ)
YIII. Работа в группах
Белизна, краснота, синева, темнота, красота, чернота, голубизна.
Первая группа:
Найдите на рабочем столе файл «Русский язык 3 класс»
Откройте его.
Образуйте от имён существительных имена прилагательные.
Вторая группа:
1Найдите на рабочем столе файл «Русский язык 3 класс»
2Откройте его.
3Найдите имена существительные, которые образованы при помощи суффикса - ость.
4Остальные удалите.
сердечность, холод, честность, мудрость, половодье, заморозки, ловкость, правдивость, ручка, звездопад.
Третья группа:
Найдите на рабочем столе файл «Русский язык 3 класс»
Откройте его.
Выберите имена существительные, образованные с помощью суффикса.
ненастье, домик, холод, снегопад, жара, прыжок, половодье, заморозки, солнцепёк, сучок, ручка, звездопад.
Итог урока. Больше мы работали над словом. С помощью чего мы образовывали новые слова. Расскажите о суффиксе.
1. Что это такое?
2. Где стоит в слове?
3. Для чего служит?
Рефлексия. Заполните таблицу: поставьте галочку или знак + в нужной графе
Фамилия, имя: | Я знал(а) это раньше | Я узнал(а) об этом сегодня |
Суффикс - это значимая часть слова. | ||
Суффикс стоит после корня. | ||
Суффикс служит для образования новых слов. | ||
Я считаю, что я сегодня на уроке работал (а) на оценку |
Домашняя работа упр. 159, стр.62 Карточки.
Вторая группа:
Найдите на рабочем столе файл «Русский язык 3 класс»
Откройте его.
Найдите имена существительные, которые образованы при помощи суффикса ость. Остальные удалите.
сердечность, дом, холод, честность, жара, мудрость, половодье, заморозки, ловкость, правдивость, ручка, звездопад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/18/picture-1288649-1737190710.jpg)
Конспект урока "Состав слова. Значимые части слова" 4 класс
Тип урока: урок открытия нового знания.Цели:Обучающие: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.учеб...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-1448015-1673285019.jpg)
Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...
Технологическая карта на тему суффикс значимая часть слова 3 класс
УМК: Школа России Тема урока: Суффикс Класс: 3Б Тип урока: открытие новых знаний Цель урока: формирование представления обучающихся о суффиксе, как значимой части слова. Задачи урока: ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/09/picture-1504565-1704826332.jpg)
Технологическая карта урока русского языка "Корень, приставка, суффикс – значимые части слова." 3 класс
laquo;Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Корень, приставка, суффикс – значимые части слова....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/06/picture-1510440-1707214248.jpg)
Технологическая карта урока русского языка. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. 4 класс. УМК "Школа России"
Тема урока «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова» ...