- различать и выделять основные части слова, - формулировать словообразующую роль каждой части слова, - объяснять причины изменения формы слова, - конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости. - знакомство с алгоритмом разбора слова по составу; - умение выделять части значимые слова; - выполнять разбор слова по составу.
| Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, - строить монологическое высказывание, - владеть диалогической формой речи. | - формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, - формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
II.Актуализация знаний
| Актуализация знаний, необходимых для дальнейших действий. | - Ребята! Посмотрите, какой сегодня хороший день! Улыбнитесь друг другу, настройтесь на хорошее настроение и на продуктивную работу. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Минутка чистописания: Сс со су са си сы се - Сначала подготовим наши руки к труду. - Определите букву, которую сегодня будем писать: Спит спокойно старый слон, Стоя спать умеет он. - запишите согласную букву в паре с гласными, сформулируйте критерии работы.
|
Открывают тетради, записывают число, проводят минутку чистописания.
Буква «с». Безотрывность, правильная высота букв, правильный наклон и соединение.
| Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание - владеть диалогической формой речи. Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу |
III.Постановка учебной задачи
| Формирование темы урока, определение цели | - Ребята, давайте определим тему урока. Отгадайте зашифрованное слово: ОТСВСА - Слово состав имеет несколько лексических значений. Вы, знаете эти значения?
-Мы на уроке русского языка, какой состав может нас интересовать? - Правильно. Назовите тему нашего урока. - Вы впервые знакомитесь с этой темой? - Тогда какую цель можем поставить?
- Итак, сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о частях слова, закрепим умение разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий.
| Состав.
Обучающиеся приводят пример: лекарственный состав, состав поезда, состав команды и т.п.
Состав слова.
Тема урока: Состав слова. Нет, ранее изучали.
Пповторить и обобщить всё, что знаем о частях слова, закрепить умение разбирать по составу. | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Предметные: - различать и выделять основные части слова, - формулировать словообразующую роль каждой части слова, - объяснять причины изменения формы слова, - конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости. - знакомство с алгоритмом разбора слова по составу; - умение выделять части значимые слова;
|
IV.Работа по теме урока
| Закрепление полученных знаний | - Какие части слова вы знаете? - Давайте проверим, насколько хорошо вы их знаете. Отвечайте хором, быстро. 1. Часть слова, служит для связи слов в предложении называется... 2. Общая часть родственных слов называется… 3. Часть слова, которая стоит после корня, служит для образования новых слов… 4. Часть слова без окончания называется … 5. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется… - Молодцы! Какие роли выполняют части слова: разные или одну? - Над этим затруднением мы и будем работать, обобщив знания о составе слова. -Составим план работы над затруднением.
-А сейчас мы проведем с вами небольшую индивидуальную работу.
- Проверьте выполненное задание. - Какие слова встретились в предложении? Что вы знаете о корне?
Проверка: 2 обучающихся выписывают пары однокоренных слов и комментируют написанное. - Поставьте + на полях тетради те, чья пара не допустила ошибку. Поднимите руку. -Молодцы! Словарная работа. (На слайде рядом со словарными словами картинный словарный ряд для визуального восприятия трудных слов.) -Ребята, что вы можете сказать о словах, написанных на слайде? Ш.ссе, м.тро, п.льто, рад.о. (неизменяемы, имеют непроверяемую безударную гласную) - Кто даст лексическое значение слова «метро»? в случае затруднения, к чему будем обращаться? (к толковому словарю) - Запишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. - Самопроверка. - К словам метро и шоссе подберите подходящие по смыслу прилагательные и свяжите их грамматически. - Проверьте выполненное задание и оцените свою работу.
-Уточним, как надо выполнять задание в парах? -Какие правила коллективной работы вы знаете? в) Работа над значением и правописанием окончаний. - Что вы знаете об окончании? - Работаем в парах.
-Соедините слова левого и правого столбика по смыслу, вставляя окончания существительных собирали | на неб… | сияет | в рек… | плавает | на окн… | услышал | гриб… | летает | по ради… | стоит | над земл… |
- Какое словосочетание лишнее? Почему? - Какую роль играет окончание? Взаимопроверка. - Поднимите руки те, чья пара не допустила ни одной ошибки, поставьте + на полях тетради. Работа над значением приставок и суффиксов. (работа у доски с карточками -морфемами) Работа по вариантам 1 вариант | 2 вариант | школа | Бежать | | |
- Подберите однокоренные слова. - Какие слова подобрали?
-Чем они различаются? - Какую роль выполняют суффиксы и приставки?
- Откройте учебник на стр.100, упр.1. Прочитайте задание. - Как найти в словах указанные части слова? - Нарисуйте схемы этих слов. - Проведите разбор слова по составу. - Почему этот способ разбора самый удобный? -Если другой путь? Кто шёл другим путём? Проверка возле доски. | Пприставка, корень, суффикс, окончание.
Окончание.
Корнем.
Суффикс.
Основой.
Приставка.
Одну.
1. Роль корня. 2. Роль окончания. 3. Роль приставок и суффиксов. 4. Подведение итогов.
Индивидуальная работа. Списывают предложения с карточки, вставляя пропущенные буквы.
Главная часть родственных слов, в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Выдаётся карточка с заданием: 1. Запиши, вставляя пропущенные буквы, подчеркни орфограммы: Ш.ссе, м.тро, п.льто, рад.о. 2. К словам метро, шоссе подбери из предложенных подходящие по смыслу прилагательные и свяжи их грамматически (скоростное, волшебное, старинное, популярное, безымянное, безлюдное). 3. Проверь выполненное задание по образцу и оцени свою работу. (Самопроверка по образцу)
Договариваться.
Называют правила.
Служит для связи слов в предложении.
собирали | грибы | сияет | над землей | плавает | в реке | услышал | по радио | стоит | на окне | летает | в небе |
Услышал по радио, неизменяемое, не имеет окончания.
Моделируют новые слова с помощью предложенных морфем.
Суффиксами и приставками. Помогают образовывать новые слова.
Выполняют задания.
Обучающие формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.
| Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Предметные: - различать и выделять основные части слова, - формулировать словообразующую роль каждой части слова, - объяснять причины изменения формы слова, - конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости. - знакомство с алгоритмом разбора слова по составу; - умение выделять части значимые слова.
|
VI. Закрепление изученного материала
| Закрепить умения обучающихся | Самостоятельная работа обучающихся: рецензирование ответов учащимися. - Теперь время самостоятельно работы. Найдите упр.3 - Выпишите слова, разберите по составу и найдите лишнее слово. 1-й ряд выписывает слова под цифрой 1, 2-й ряд – под цифрой 2, 3-й ряд – под цифрой 3. - Какое было задание? Как ты выполнил его? Какое отличие ты увидел? Как бы ты оценил свою работу? -Что помогало выполнить задание? -Давайте его повторим: приложение учебника стр.144
-Хорошо. Поработаем устно. Прочитайте задание упр.7 - А сейчас выполним задание на знание частей слова, хорошо ли вы их усвоили. Задание в виде теста. Правильный ответ записываем соответствующей буквой на одной строке по порядку: 1) Часть слова без окончания называется Е-корень У- основа 2) Чтобы найти корень надо Л- изменить форму слова М- подобрать однокоренные слова 3) Окончание –это Н- изменяемая часть слова П- неизменяемая часть слова 4) Суффикс служит И- для образования новых слов Ы- для образования формы слова 5) Окончание Х- образует новые слова К- связывает слова 6) Приставка, корень, суффикс И- образуют основу слова Я- не образуют основу слова Самопроверка. Какое слово получилось? Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест вы выполнили верно.
|
С каждого ряда для проверки выходят к доске по одному ученику, записывают слова и выделяют части слова. Остальные ученики меняются тетрадями и проверяют друг у друга, выставляют оценки.
Алгоритм разбора слов по составу. Читают правило, запоминают.
Ученик читает задание.
У
М
Н
И
К
И
Умники. | Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Предметные: - различать и выделять основные части слова, - формулировать словообразующую роль каждой части слова, - объяснять причины изменения формы слова, - конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости. - знакомство с алгоритмом разбора слова по составу; - умение выделять части значимые слова.
|
VII.Рефлексия учебной деятельности
| Подведение итогов урока, определение достижений обучающихся на уроке. | -Итак, ребята, давайте подведем итог. -Какой была тема нашего сегодняшнего урока? Какие цели для себя мы ставили на занятии? Достигли ли мы их? -Назовите ключевые слова урока. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? - Какие части слова встречались на уроке? - Какая часть самая важная? - Как пишутся корни однокоренных слов? - Какие части слова служат для образования новых слов? - Что служит для связи слов в предложении? - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что? -Запишите домашнее задание на следующий урок: раздаточный материал (карточки на разбор слова по составу) |
Отвечают на вопросы.
«Смайлики»: выбрать лицо: весёлое, грустное, нейтральное- по настроению. Рефлексия по содержанию учебного предмета.
| Личностные: формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. |