Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кулябо Валентина Ивановна

Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

Планируемые результаты

Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx109.97 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

3 класс

Предмет: русский язык

УМК «Школа России»

Тема урока: Имя существительное

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)

Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

Планируемые результаты

Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Характеристика этапов урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?

- А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?

-Чего вы ждете от этого урока?

- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?

- Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания»

Кто такие исследователи?

Мы будем исследователями, будем учёными, будем доказывать, рассуждать, выдвигать свои гипотезы

- Для того, чтобы получать новые знания.

Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…

- Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.

- С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.

Дети повторяют.

Дети работают с толковыми словарями.

Находят значение слова «исследователь»

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин)

Цель: Актуализировать представление об имени существительном

1. -Что вы любите делать больше всего?

- Тогда давайте начнем наш урок с игры, «Верите ли вы…».

- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

- В слове обязательно должен быть суффикс?

- В слове вьюга пишется Ъ знак?

- Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными?

-В слове яблоко первый звук [й]?

- Слова глупый и умный – антонимы?

- В слове пошел приставка па-?

- Приставка стоит перед корнем?

- Подлежащее может быть только существительным?

- Мы с вами уже все знаем об имени существительном?

2. Затруднения в индивидуальной деятельности

- Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав?

Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные.

Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради.

(Дерево, смелость бег, красиво, бежать, собака)

- А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали.

- Почему же вы допустили ошибки?

-Как вы думаете, в чем трудность?

Играть.

Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!»

Да.

Нет.

Нет.

Да.

Да.

Да.

Нет.

Да.

Нет. Да.

Конечно, хотим. А как?

Дети выписывают слова.

-Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы.

Предметные:

называть предметы и их действия;

знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам;

Метапредметные (УУД)

познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

овладевать умением прогнозировать;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения.

Постановка проблемы (2-3 мин)

Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. Согласовать цель и тему урока.

Из всего что мы сейчас сказали, давайте сформулируем тему нашего урока.

О чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?

1.Находить имена существительные среди других слов

2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному.

3.Узнавать значение имен существительных.

4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.

Предметные: определять части слова; находить нужные буквы.

Метапредметные (УУД)

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: высказывать свое предположение;

коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность

действий на уроке.

Проектирование и фиксация нового знания (10 мин)

Цель: научить отличать имена существительные от других частей речи на основе морфологических признаков

1. Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике. (приём инсерт)

Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем.

2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.)

Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования:

а) выпиши только имена существительные.

б) докажи, что они являются именами существительными:

-на какой вопрос отвечает слово?

-что обозначает слово?

в) сделайте вывод

Давайте сформулируем общее правило.

Молодцы!!!

Оцените свою работу в группах.

1.Слушать друг друга

2.уметь уступать

3.Уметь договариваться

4.Распределять роли в группе

Дети отмечают значками.

Дети вспоминают правило

Затем дети формируют группы, выбирают лидера.

Дети работают

Слова 1 группы: машина, долгий, ходьба, корова, ходить

Слова 2 группы: желтый, собака, прыжок, сидят, стул.

Слова 3 группы: стрельба, цветок, красивый, пишу, утка

Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что?

Обозначают предмет

Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Физминутка (3 мин)

-Мы немного устали. Подвижная физминутка

Дети выполняют подвижную физминутку.

Первичное закрепление нового материала (7-8 мин)

Цель: закрепить знания и умение находить и отличать имена существительные.

Работа в парах над рубрикой

«Давай подумаем»

Ребята, как вы думаете, что же такое предмет?

Что понимают под этим словом?

Верны ли наши предположения?

Прочитаем об этом в рубрике

«Обрати внимание»

Теперь применим полученные знания и выполним упражнение.

Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях.

Нужно разделить слова на два столбика:

1-слова, которые отвечают на вопрос КТО?

2 – слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?

Комментируем свой выбор.

Класс делится на команды (2 парты) и работают в группе.

- Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты.

ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но

- Какие слова составили?

Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение.

Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.

Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия

Дети работают в группах.

Один представитель из группы читает составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила)

Ответы детей.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

познавательные:

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону (4-5 мин)

Цель: организовать дифференцированную работу с последующей самооценкой

-Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу.

Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная – высокий уровень, зеленая – низкий уровень, желтая – средний уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения.

Проверка со слайда.

Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?

В чем испытывали трудности.

Хотим.

Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу.

Затем проверяют работу по эталону

Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче.

Метапредметные (УУД)

регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

познавательные: осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)

Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Оцените свою работу и работу товарищей.

В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки.

Самооценка деятельности

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Подведение итога урока (2-3 мин)

Цель: подвести итог работы на уроке.

Над какой темой работали?

Каким правилом пользовались?

Где будем использовать полученные знания?

Работали над темой имя существительное.

Дети еще раз повторяют правило.

Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание (2-3 мин)

Комментируется дом. задание.

Составить и записать по 7 слов, которые отвечают на вопрос кто? или что?

Все слова обозначают предмет

познавательные:

осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других.

Технологическая карта урока: математика

Класс: 3

Тема учебного занятия: Деление  с остатком.

Продолжительность учебного занятия: 40 мин

Тип учебного занятия: Усвоение новых знаний

Цель: Обучение алгоритму выполнения деления числа с остатком для расширения представления детей об операции деления

Задачи урока:

1.Образовательные:

- Познакомить учащихся с  делением числа с остатком;

- Формировать практические навыки деления числа с остатком; навыки анализа задачи, умений решать задачи;

2.Развивающие:

- Развивать логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения; культуры речи и эмоций учащихся;

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Оборудование : мультимедиа проектор, ПК.

Дидактические материалы к учебному занятию: презентация,  карточки-тренажеры, тесты.

п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Планируемые результаты

1.

Организационный 

(2 мин)

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Мозговой штурм.

- Кто быстрее сосчитает?.

- Длина синего кита 32 метра, китовая акула в 4 раза меньше. Сколько метров акула?

- Длина яхты 20м, а парусник в 3 раза длиннее. Какой длины парусник?

Почему я вам задала такие вопросы? О рыбах, парусниках?

-Правильно, мы отправимся в морское путешествие

Поднимите руку те, кто уверен в себе и готов к путешествию

Те, кто хочет отправиться  в путешествие, но не уверен в себе

Те, кому   тревожно и они  не хотят путешествовать

-А зачем люди отправляются в путешествие? 

-Вот и мы отправимся в путешествие и откроем что-то новое, а может, и клад найдём.

Начнём подготовку. Путешественники ведут бортовые журналы, в которых записывают все, что с ними происходит, это будут наши тетради, а также некоторые ведут личные дневники. У нас они тоже будут. У вас на партах лежат листы самооценки, в которых вы будете оценивать себя во время путешествия. Если с заданием справились-+, не совсем –половина +, не справились-. Надо спустить парусник на воду. Проверим, умеем ли мы считать

Отвечают на вопросы

Оценивают свое настрой на урок

Знакомятся с листом самооценки

Слайд № 2

Рефлексия

Лист самооценки

Регулятивные УУД:

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии

 оценки и определение степени успешности

 своей работы

Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на поставленный

вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

-осознанное и произвольное построение

речевого высказывания в устной и

письменной форме;

2.

Устный счет ( 4 мин)

Цель этапа:формировать навыки быстрого устного счёта, основанные на таблице умножения;

активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Ребята, работаем по группам:

 «Весёлые примеры».

Перед вами задания. Вам необходимо  решить примеры и найти ответы на доске.

1 гр:

  • Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)
  • Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54 : 9 = 6)
  • Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 =36)

2 гр:

  • Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)
  • Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)
  • Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8)

3 гр:

  •  У рыбы с усами3 зуба  умножить на число гномов у Белоснежки. (3 • 7 = 21)
  • Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. 

(50 : 10 = 5)

  • Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 • 2 = 66)

- Оцените свою работу: если вы легко справились с примерами, решили правильно-+, была 1 ошибка-половина+, более 1 ошибки-

-Молодцы с заданием справились, парусник на воде. Нужно поднять паруса и в путь. Для этого мы  запишем в бортовые журналы - наши тетради дату, классная работа. А дома вы пропишите самостоятельно показ тех цифр, которые у вас не совсем правильно получаются, постарайтесь написать их правильно и красиво.

- Молодцы, паруса подняты. В путь! По морю – океану идём мы дальше в путь. Нас ждёт  пора открытий.

Впереди  3  парусника.  Мы их можем обойти, если решим задачу.

Ребята в группах устно решают, записывая на листах только ответы. Затем представители групп выходят и озвучивают свои результаты.

На доске:

40   6   36             

50   46   8

21   5   66

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд №  5

Коммуникативные УУД:

- управление поведением партнера, коррекция

действий партнера

Познавательные УУД:

- логические:  установление

 причинно-следственных связей, выбор

оснований и критериев для сравнения

3.

Постановка учебной задачи (4 мин)

Цель:  Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания о составе слова,

планирование работы

 Создание проблемной ситуации.

Решите такую задачу. (Текст на доске).

«Четверым ученикам купили в подарок 8 календариков, 12 карандашей, 9 тетрадей поровну каждому. По сколько календариков, карандашей и тетрадей получил каждый?»

8 : 4 = 2 (календ.)

12 : 4 = 3 (каранд.)

9 : 4 =  ….

- Вы встречались раньше с таким случаем деления? (нет)

-Давайте практически разделим эти тетради. (К доске выходят четверо учеников, пятый – раздаёт им тетради.)

- Сколько тетрадей досталось каждому ученику? 

- Сколько тетрадей осталось?

- Почему?

Образец записи деления с остатком на доске:

9 : 4 = 2 (ост.1)

Тема нашего урока «Деление с остатком». Поставьте цель дальнейшей нашей работы на уроке.
 (Будем учиться решать такие примеры, узнаем как записывать их)

Решают задачу, сталкиваются с проблемой

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания ( Мы должны научиться решать примеры и задачи с остатком.)     

5  человек делят тетради

Отвечают на вопросы

Смотрят, запоминают

Ставят перед собой цели и задачи

Содержа-тельная рефлексия

(осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы)

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение –

 формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

- формирование общего приёма

решения задач как универсального

 учебного действия;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества

 с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению математики

4.

Работа по теме урока(10 мин)

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с алгоритмом деления числа с остаткомразвития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному вывода способа действия с информацией

 

Физкультминутка 

(1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

а)- Ребята, записывать примеры на деление с остатком можно и столбиком. Где мы об этом можем узнать? (в учебнике)

- Прочитайте новый материал у красной черты стр. 24.

- Очень часто с остатком ответ получаетсяно всё можно вычислить быстро и чётко, когда в таблице умножения помнишь каждый ответ!

б)  Практическая работа в парах

-Разделите фигуры, лежащие у вас на партах, поровну между собой. Запишите получившиеся выражение:. 13 : 2 = 6 (ост.1), 

Проверка: на доске образец

Оцените себя: правильно сделали-+, не правильно-.

 в) Впереди опасность. Ребята вы знаете, что это? ( Айсберги.)

Что такое айсберг –  это ледяная глыба, плывущая в море . Нам нужно их обойти. Попробуем,  для этого разобраться, а потом   решить   примеры  у доски( сделав рисунок) 

а) 14 разделить на 6 получится 2 и остаток 1.

18 : 4

Не очень-то нам айсберги поддаются, давайте-ка наберемся сил, отдохнем.

Мы долго работали

И глаза у всех устали

Мы глаза сейчас закроем

В море  радугу построим

Вверх по радуге пойдём

Вправо, влево повернём

А потом летим все вниз

Жмурься сильно, но держись.

Читают материал в учебнике

Работа в парах

Делят фигуры, записывают выражение

Оценивают себя

Отвечают на вопрос

2 ученика у доски работают

Выполняют движения

Слайд №  6

Слайд №  7

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске

и выборе информации

- умение отвечать на поставленный

вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической

епи рассуждений, выдвижение гипотез и их

обоснование

5.

Первичное закрепление(8 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

- Чтобы успешно вернуться домой, нужно нам закрепить наши знания

Формулирует задания

№2

- Оцените себя: справились-+, 1 ошибка-пол+, 2 и более ошибок-.

Объясняют

Выполняют задания

Слайд № 8

Слайд 9

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов решения

задания, умение осознанно и произвольно

 строить высказывания

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия

 и его результата с заданным эталоном с целью

обнаружения отклонений и отличий от эталона

6.

Первичный контроль.

Самостоятельная работа

 (6 мин)

Цель: Создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний о приставках

-Чтобы судно причалило к берегу нужно правильно выполнить тест

                     в 1.

1)Вычисли значение выражения 8 : 3.

а)   2(ост.2);    б) 2(ост.1);   в) 2(ост.3).

2 Какой из этих примеров решён верно?

а) 8 : 7 = 2 (ост.1);      б) 8 : 7 = 1 (ост.1);      в) 8 : 7 = 3 (ост.1).

3. Впиши остаток:

11 : 5 = 2 (ост. …);      15 : 7 = 2 (ост. …);      18 : 8 = 2 (ост. …)

4. Одна тетрадь стоит 8 рублей. Сколько таких тетрадей можно купить на 20 рублей?

Сколько рублей останется?

________________________

                 в  2.

1. Вычисли значение выражения 9 : 4.

а)   2 (ост.2);    б) 2 (ост.1);   в) 2 (ост.3).

2. Какой из этих примеров решён верно?

а) 9 : 7 = 2 (ост.5);      б) 9 : 7 = 2 (ост.4);      в) 9 : 7 = 1 (ост.2).

3. Впиши остаток:

11 : 5 = 2 (ост. …);      9 : 4 = 2 (ост. …);      10 : 8 = 1 (ост. …)

4. Один пирожок стоит 6 рублей. Сколько таких пирожков можно купить на 20 рублей?  Сколько рублей останется?

______________________

Проверка: решение на слайде.

Оцените себя: правильно решили -+, допустили 1 ошибку -пол+, 2 и более-.

- А теперь посмотрите на лист самооценки- у кого все + - поднимите руки, вы сегодня молодцы, получаете «5», а остальным надо подтянуться!

Выполняют тест

Проверяют, оценивают

Слайд 10

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание

того, что уже усвоено и что еще подлежит

 усвоению, осознание качества и уровня

 усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

7.

Домашнее задание (2 мин)

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

- Ну вот и подошло к концу наше путешествие .А дома нам нужно закрепить свои знания, чтобы еще лучше и правильнее считать.

Стр. 24, №  5, или придумать 6 примеров на деление с остатком.

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

8.

Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин)

Цель: Создание условий для рефлексии

-Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке.

- Я на уроке научился…
- Я умею …
- Я могу научить других…

На доске: Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

- Прикрепите себя к той строчке, на которой вы себя ощущаете!

Заканчивают предложения.

Прикрепляют человечков

Слайд 11

Фигуры человечков

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тип урока

 на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тема урока

Трава у вашего дома

Цель

показать связь изменений в мире  растений и в мире неживой природы

Основное содержание темы, термины и понятия

понять причины пожелтения травы осенью; научиться распознавать травы с помощью атласа-определителя.

Планируемый результат

Личностные умения

  • формировать умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;
  • формировать  умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией;
  • формирование  целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;  
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. 

Метапредметные умения

Познавательные

  • формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
  • формировать  умение представлять информацию в виде схемы;
  • формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формировать умение ориентироваться в содержании  учебника;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары;

Регулятивные

  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  •  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

Коммуникативные

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  •  доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.  

Предметные умения

  • показать взаимосвязь изменений  в мире неживой природы и  в мире  растений
  • уметь находить отличительные признаки у растений
  • учиться вычленять из текста материал по плану
  • научиться находить в атласе – определителе названия растений по его признакам
  • расширить знания о практическом применении растений человеком

Организация образовательного процесса

Межпредметные  связи

Формы работы

фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Ресурсы

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

компьютер, проектор, мультимедийная презентация, музыкальный видеоряд;

букеты из горькой (белой) полыни, крапивы, пижмы, тысячелистника, гербарий,  атлас-определитель «От земли до неба» (далее — атлас-определитель), макет листа,

маршрутный лист урока (раздаточный материал),

Список литературы:

  • Учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 2 класс. «Наша планета Земля», часть 1. М.  Баласс, 2012;
  • Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханова О.В. Наша планета Земля. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. М. Баласс, 2012. 
  • Плешаков А. А. От Земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся, М, Просвещение , 2009.
  • Плешаков А. А., Румянцев А. А.Великан на поляне, пособие для учащихся, М., Просвещение,  2012
  • Плешаков А.А., «Зеленые страницы», М., Просвещение,2008

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Формирование самооценки готовности  к уроку.

Самоорганизация, оценивают свою готовность и  настрой на работу.

2. Стадия вызова -

актуализация знаний (подводящий диалог)

Музыкальный видеоряд

  1. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о растениях, травах)
  2. Где можно встретить растения? (в лесу, в парке, сквере – на открытых местах)
  3. На какие группы делятся растения? (деревья, кустарники, травы) Расскажите об их отличительных особенностях.
  4. О какой группе растений пойдёт речь сегодня?
  5. Какие органы или части растения вы знаете? (корень, стебель, лист, цветок-семена) ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА

Ответы на вопросы учителя.

3. Работа с кластером - приём ключевые термины

  1. С наступлением осени как изменился внешний вид растений?
  2. А как вы думаете, почему травы желтеют?

Рассказ учителя и демонстрация эксперимента.        

Высказывают предположения, слушают рассказ учителя.

4. Чтение с остановками

Ребята, а теперь давайте познакомимся с травами, которые вы часто видите во дворе или на даче, но не задумываетесь о том, чем они полезны для людей. Как вы думаете, что это за трава?»

Горькая травка –

 И животу поправка,

 И сама душиста,

 И метёт чисто. ( Полынь)

учебник с 70-71

  1.  Как можно отличить полынь от других трав? (терпкий запах, горький вкус)
  2. Как человек использует её? (как лекарственное растение) Полынь используют человеком в виде отваров как желудочное средство, для повышения аппетита.

Только тронь —

 Отдёрнешь ладонь:

 Обжигает трава,

Как огонь.

учебник с 70-71

10 )Почему жжётся крапива? (волоски с едкой жидкостью)

11)  Где применяется это растение? (кулинарии) Крапива используется человеком в виде отваров как поливитаминное, желудочное, кровоостанавливающее средство, для укрепления волос.

12)  Кто сможет выбрать полынь и крапиву из стоящих в ряду букетов? (2человека)

Отгадывание загадок.

Чтение текста учебника

Распознавание растений

5.Работать с атласом - определителем

Сегодня будем учиться работать с атласом - определителем. Открываем оглавление. Как  вы думаете, с каким разделом будем работать? (Растения) Я читаю содержание, остановите меня на нужной главе поднятой рукой. (травянистые растения открытых мест – с 44) В помощь вам даётся маршрутный лист.  В нём находится более подробное оглавление.

Посмотрите на моё растение, в какой главе можно найти его описание? (3 – стр. 52) Найдите  название этого растения. ( пижма) Прочитайте про неё.

  1. С чем сравнивают цветы пижмы? (с золотыми монетками)
  2. На что похожи листья пижмы? (на листья рябины)

Работа с оглавлением атласа-определителя

Определение названия растений

6. Работа в печатной тетради - работа в паре

Не закрывая определитель, открываем печатную тетрадь с 44, нашли рисунок и подписали название.

  1. РАБОТА В ПАРЕ  Посмотрите на следующий рисунок, назовите цвет лепестков соцветия. (розово-лиловый). Определите это растение. Подпишите его название.
  2. Какое второе название имеет лопух? (репейник)
  3. Какую особенность имеют соцветия лопуха? (прикрепляться)
  4. Как  используется лопух человеком? (лекарственное растение, медонос)
  5. Третье растение вы определите дома.

РЕФЛЕКСИЯ

Определение названия растений

7. Чтение – суммирование в группе

С сегодняшнего урока начинаем пользоваться ещё одной увлекательной книгой «Зелёные страницы», которая поможет нам лучше узнать природу своего края. (с 11)

 РАБОТА В ГРУППЕ – каждая группа получает своё задание, каждый самостоятельно читает текст. Группа готовит рассказ  по плану, который у вас представлен в виде колонок в таблице. Не забудьте выбрать отвечающего. (раздать задание)

Чтение художественного текста, выбор и запись в таблицу маршрутного листа характеристик растений

8. Фишбон

(графическая организация материала в сводной таблице).  

От каждой группы выступающий рассказывает о своём растении по плану.

РЕФЛЕКСИЯ

  Во время рассказов  остальные учащиеся записывают КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА  в таблицу маршрутного листа. Во время выступления остальные дети могут задавать уточняющие вопросы  про растение.  

9. Работа с учебником, закрепление

1) Найдите на с 72  известные вам растения. Остальные определите дома.

2) В какое время цветут все изученные растения? (август- сентябрь)

3) Что происходит с растениями поздней осенью? (увядание)

4) Какое природное явление можно наблюдать осенью? (увядание трав)

5) Зачем мы познакомились с поздноцветущими растениями? (использование  как лекарство, в быту)

Ответы на вопросы учителя

10.  Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Пример:

1. травы

2. зелёные, жёлтые, красные

3. цветут, плодоносят, увядают

4.Осеннее явление в природе.

5.растения

РЕФЛЕКСИЯ

Подбор слов для синквейна самостоятельно

11.  Домашнее задание

теоретический материал на с. 70—71 учебника, задания № 2, № 3 с. 44—45 рабочей тетради.

Дети записывают задание.

Технологическая карта урока: окружающий мир

Класс: 3

Тема учебного занятия: Значение воздуха для жизни. Состав воздуха.

Продолжительность учебного занятия: 40 мин

Тип учебного занятия: Усвоение новых знаний

Цель: Познакомить со свойствами и составом воздуха. Определить его значение.

Задачи урока:

1.Образовательные: познакомить учащихся со способами обнаружения воздуха и его составом; формировать представление о том, что такое воздушная среда, и каково ее значение для жизни.

2.Развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.

3.Воспитательные: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к природе.

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Оборудование : мультимедиа проектор, ПК.

Дидактические материалы к учебному занятию: 

  • карточки с текстами (для приема «Инсерт»);
  • презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор;
  • 2 свечи и банка;
  • карточки для таблицы «Знаю.  Хочу узнать. Узнал».
  • видеозаписи интервью учителей физики, химии и географии (что они могут сказать о воздухе с позиции своего предмета);
  • карточки с кроссвордом;
  • карточки с таблицей «Тонких и  толстых» вопросов.
  •  баночки с водой;
  • соломинки;
  • воздушные шары;
  • учебник и тетрадь.

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

        -Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Какое у вас настроение? Выберите в своих группах капитана и секретаря

Дети выбирают в своих группах капитана и секретаря

Регулятивные УУД:

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии

 оценки и определение степени успешности

 своей работы

Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на поставленный

вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

-осознанное и произвольное построение

речевого высказывания

дети сидят в группах по 4 человека

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(стадия вызов)

-Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте  её.  

Через нас проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.  

                                                           

 – Кто сможет назвать тему урока?

-Какие цели поставите перед собой?

- Я ставлю перед вами цель быть внимательными и активными учениками, слушать и слышать. О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».                        

-Мы будем изучать воздух.

-Быть внимательным, быть активным, хорошо работать, слушать товарищей, узнать новое про воздух, …

Коммуникативные УУД:

- управление поведением партнера, коррекция

действий партнера

Познавательные УУД:

- логические:  установление

 причинно-следственных связей, выбор

оснований и критериев для сравнения

Слайд 1

Слайд 2

3. Актуализация знаний

-Что  вы знаете про воздух?  Мы сегодня будем работать с таблицей «ЗХУ». 

-Какой еще бывает воздух? Возьмите карточку №1

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

- Какой воздух?  Что пишет поэт о нём?

Что  вы хотите узнать про воздух?  

        дети заполняют 1 столбик

- Воздух - газообразное вещество, не имеет формы, прозрачный, без запаха, бесцветный, нужен для дыхания

-Сколько человеку надо воздуха для жизни?

 − Где можно встретить воздух?

 −  Можно ли воздух увидеть, услышать, почувствовать?

 −  Из чего состоит воздух?

 − Почему небо голубое?

 − Какими свойствами обладает воздух?

Метапредметные (УУД)

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: высказывать свое предположение;

коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность

действий на уроке.

Работа с таблицей «Знаю. Хочу узнать. Узнал (ЗХУ)»

Слайд 3

Слайд 4 (заполняется 1 столбик)

З - что мы знаем   про воздух?

Х – что хотим узнать?

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

Работа со стихотворением  «Воздух», составление ассоциативного ряда.

Заполнение второй графы таблицы Заполняется графа «Хочу узнать»)                            

4. Первичное усвоение новых знаний (стадия осмысления)

Рассмотрим ряд опытов.

Опыт №1 ( делает учитель)

Пустой стакан переворачивается вверх дном  и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.

-Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух

- Что наблюдаем?

- Что наблюдаем?

- Что наблюдаем?

Просмотр видео (интервью учителя физики)

 Текст интервью учителя физики:

Атмосфера Земли состоит из воздуха. Воздух обладает большей плотностью вблизи Земли, потому что Земля сильнее притягивает нижние слои атмосферы, а верхние слои атмосферы – воздушные массы - давят на нижние. Из-за перемещения воздушных масс в атмосфере образуется ветер.

- Какое новое слово услышали?

-Воздушный океан разлился над Землей. Мы с вами живем на дне этой воздушной оболочки. Ее называют атмосфера. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Она вместе с Землей вращается вокруг своей воображаемой оси.

-Прочитайте текст и поставьте на полях знак «v», если эта информация вам знакома и «+», если это для вас новое

Опыт №2 (проводят ученики)

При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.

-При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.

Опыт №3 (проводят ученики)

Воздушные шары наполняются воздухом, а затем воздух выпускается из шарика.

- При помощи слуха в некоторых случаях можно обнаружить воздух

Опыт №4 (проводят ученики)

Засечь, сколько времени можно обойтись без воздуха.

- Воздух  необходим для жизни.

Опыт №5 ( проводят ученики)

Дети машут друг на друга тетрадями.

- Воздух можно осязать, когда он движется

(чтение вывода в учебнике с.47)

-атмосфера

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

         Практическая работа

Результат фиксируется в таблицу, графа «Узнал» можно увидеть (по щелчку).

в таблицу записывается «можно услышать»

вывод записывается в тетрадь, с. 18. №38

в таблицу записываем «можно осязать»

слайд 5

(работа с карточкой № 2 – прием «Инсерт», использование 2 знаков: v – уже знал; +- новое

5. Первичная проверка понимания

-Что нового узнали об атмосфере?

- Как называется воздушная оболочка Земли?

- Какое значение для Земли имеет атмосфера?

        - Атмосфера словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться.  Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов. Атмосфера защищает Землю от губительных космических лучей и космического холода, словно толстое одеяло.

-атмосфера

1. Защищает от метеоритов.

2. Предохраняет от перегрева и от морозов.

3. Защищает от губительных солнечных лучей.

4. Следит за климатом на планете.

Чтение статьи учебника с. 47-48.

Работа в тетради с. 19

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

познавательные:

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 6

(ответы в графу «Узнал»)

6.Первичное  закрепление

: А чтобы вы сказали о человеке, который бы решил измерить массу воздуха?

(разгадывание кроссворда в группах для узнавания имени ученого - карточка № 3)

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

7

 

 

 

1. Физическое тело, вещество способное распространятся по всему доступному ему пространству, равномерно заполняя его (газ).

2. Воздушная оболочка земли (атмосфера).

3. Губительные солнечные лучи - невидимки (ультрафиолет).

4. Болезнетворные организмы, находящиеся в воздухе (микробы).

5. Газ, необходимый для дыхания (кислород)

6. Опахало (веер)

7. Восточная дыхательная гимнастика (йога).

Это был Галилео Галилей

300 лет назад он к всеобщему удивлению взял и измерил массу воздуха. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из воздуха шар, заткнул отверстие и снова измерил массу шара.  Он увидел, что масса шара стала значительно меньше.

 Масса 1м3 воздуха, т. е. 1000 литров -1кг 293 грамма, тогда масса 1 литр - 1 г 293 мг.

Я предлагаю группам поработать с «Тонкими» и «Толстыми» вопросами, составить для других групп по 2 вопроса.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему……..?

Почему вы считаете, ….?

Предположим, что будет, если…..?

Кто….?

Что….?

Когда…?

Может…..?

Как звать…?

Верно ли…?

Дети решают кроссворд

группы по очереди зачитывают свои вопросы

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание

того, что уже усвоено и что еще подлежит

 усвоению, осознание качества и уровня

 усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

(проверка по компьютеру – слайд 11)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Домашнее задание: с.47- 50, читать, с. 50, ответить на вопросы (табличка.)

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Что узнали о воздухе? Что осталось узнать? Чьи ответы вам  понравились больше?

-Назовите тему урока одним словом (воздух);

- Назовите 2-3 признака воздуха

-Назовите 2-3 действия, которые производит атмосфера

- Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока

- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?

Составление синквейна

(на листочках), зачитывание представителями групп

-воздух

- прозрачный, бесцветный, без запаха

- защищает, следит и предохраняет

- Воздух должен быть чистым

-жизнь

познавательные:

осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других.

Слайд 13        

Воздух

Лёгкий, бесцветный, невесомый,

Защищает и предохраняет,

Воздух должен быть чистым!

Воздух – это жизнь!

Тема: Грибы

Технологическая карта урока: окружающий мир

Класс: 3

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель:  познакомить детей с грибами.

Задачи: 

Образовательные: сформировать представление о грибах, как части живой природы;  показать значение грибов для человека, растений, животных;

познакомиться с многообразием грибов: съедобные, несъедобные, трубчатые, пластинчатые, шляпочные;

Развивающие: продолжить развивать умение устанавливать связи между природными объектами, развивать экологическое мышление, воображение;

Воспитывающие: воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе.

Используемые методы: наглядный, словесный, практический

Оборудование: муляжи грибов, листы с таблицами, учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир», тетрадь, смайлики


Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

- Сегодня мы познакомимся с удивительным видом, который не относится ни к растениям, ни к животным. Догадайтесь, что же это? (Это грибы.)

- Отгадайте загадку.

 Я под шапкою цветной на ноге стою одной,

 У меня свои повадки, я всегда играю в прятки.

-Что это? (Это гриб)

- Оказывается, их на Земле очень много: 100 тысяч видов!

- Что вы знаете о грибах?

-грибы

-это гриб

- Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибы растут в лесу, на лугу, в поле, на деревьях.)

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии

 оценки и определение степени успешности

 своей работы

Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на поставленный

вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

-осознанное и произвольное построение

речевого высказывания в устной и

письменной форме;

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Назовите тему нашего урока.

- Как вы думаете, важна ли эта тема, может ли она пригодиться вам в жизни и в каких ситуациях?

- Сформулируйте цели нашего урока

-Тема нашего урока – грибы

- Если заблудился в лесу и голоден, можно найти съедобные грибы, сварить их или пожарить. Знать грибы нужно для того, чтобы не отравиться несъедобными грибами

- Познакомиться с видами грибов, запомнить, какие из них съедобные, научиться различать грибы

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение –

 формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

- формирование общего приёма

решения задач как универсального

 учебного действия;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества

 с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

- целеполагание

3. Актуализация знаний

Прием «Верные и неверные высказывания»

- Сейчас мы поиграем в игру «Верите ли вы, что…».
Правила игры:
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в парах.
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

Вопросы:
1. Верите ли вы, что грибы - это растения? (Нет)

Верите ли вы, что грибы бывают зеленого цвета? (Нет.)

Верите ли вы, что грибы могут, как растения, создавать питательные вещества? (Нет.)

 Верите ли вы, что грибы бывают шляпочными? (Да)

Верите ли вы, что грибы бывают трубчатыми? (Да.)

Верите ли вы, что грибы бывают пластинчатыми? (Да.)

Верите ли вы, что грибы размножаются с помощью спор? (Да.)

Верите ли вы, что грибы бывают съедобными и несъедобными? (Да.)

Верите ли вы, что грибы полезны для здоровья? (Да.)

Верите ли вы, что нельзя рвать незнакомые грибы? (Да.)

Верите ли вы, что нельзя собирать грибы возле шоссе или    

промышленных предприятий? (Да.)

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске

и выборе информации

- умение отвечать на поставленный

вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической

епи рассуждений, выдвижение гипотез и их

обоснование

4. Первичное усвоение новых знаний

1-2 сл.

Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Их выделили в отдельное царство. Известно более 100 000 видов грибов.

3 сл. Отличие грибов от растений.

Подумай: бывают ли грибы зеленого цвета? Нет, не бывают. Встречаются сыроежки зеленоватого оттенка, но про них не скажешь «зеленые». Грибы не имеют зеленой окраски – это первое отличие грибов от растений. Второе отличие: грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. Они, как животные, поглощают готовые питательные вещества.

4 сл. Какие бывают грибы?

Шляпочные, трубчатые, пластинчатые.

Шляпочные грибы имеют шляпку, их еще называют трубчатыми, потому что споры,     с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. У пластинчатых грибов на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры.

5-18 сл. Какие бывают грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

18 сл. Строение гриба.

19 сл. Как размножаются грибы.

20 сл. Как собирать грибы.

Просмотр презентации.

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске

и выборе информации

- умение отвечать на поставленный

вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической

епи рассуждений, выдвижение гипотез и их

обоснование

 презентация

5. Первичная проверка понимания

Прием «Инсерт», чтение с пометками.

- Давайте ознакомимся с материалом учебника с. 57- 59.

-Какие новые сведения для себя вы отметили?

- Какие у вас возникли вопросы?

- Кто из вас сможет ответить на них?

Составление совместного рассказа в парах по вопросам:

Какие грибы называют шляпочными?

(Шляпочными грибами называют грибы, верхняя часть которых похожа на шляпу. Отсюда и название грибов - шляпочные. Это белый гриб, подберезовик, подосиновик.)

Какой гриб называют царем грибов?

- Какие грибы называют трубчатыми, а какие пластинчатыми?

- Как грибы размножаются

Уч-ся читают текст в учебнике  «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой, помечая на полях знаки:

 «v»- то, что знаю

«+» -  новая информация

« - « -  думал иначе

«?» -  есть вопросы

Самостоятельная работа в тетрадях

- Каждый называет то, что новым является для него

-Царь грибов - белый гриб или боровик. Назван  он так потому что его мякоть не темнеет при срезе и при сушке. Он очень вкусный и питательный. У народов Европы считается одним из самых благородных и ценных грибов

-Шляпочные грибы ещё называют трубчатыми, потому что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. У пластинчатых грибов на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. Опёнки называют пластинчатыми грибами

-Грибы размножаются с помощью спор. Споры находятся в пластинках у пластинчатых грибов, в трубочках у трубчатых грибов. Споры прорастают и образуют грибницу - похожее на паутинку сплетение нитей. Из грибницы вырастают новые грибы

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов решения

задания, умение осознанно и произвольно

 строить высказывания

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия

 и его результата с заданным эталоном с целью

обнаружения отклонений и отличий от эталона

Озвучивание результатов работы с таблицей. Фронтальная работа с классом.

Заслушивание рассказов уч-ся. Обсуждение и дополнение примерами из жизненного опыта учеников.

6.Первичное  закрепление

-Почему грибы трудно встретить в сухих местах?

- Почему бывает мало грибов в засушливое лето?

- Почему нельзя собирать грибы возле шоссе и предприятий?

-

- Какое значение имеет образование большого количества спор?

Игра «Съедобные и несъедобные грибы». В корзине лежат муляжи съедобных и несъедобных грибов.

- Посмотрите, ребята, в этой корзине много грибов. Но все ли они съедобны? Помогите, пожалуйста, малышу Вите, отложите из корзины несъедобные грибы. Проверка по таблице «Несъедобные и съедобные грибы».)

- Сможете ли выбрать правильное решение в трудной ситуации, останетесь ли верными друзьями природе, не нанесете ли ей вред?

- В трудной ситуации мы обращаемся за помощью к другу. Обсудите ситуации в парах. (Детям раздаются карточки с ситуациями).

* Нашел грибник 1 боровик. Разрыл вокруг всю грибницу, разбросал и мох. Правильно ли он поступил? (Нет, нельзя разрывать грибницу - не вырастут больше грибы.)

* Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать? (Верный ответ - 1.)

1) оставить его на месте;

2)срезать и взять с собой;

3) спросить у друзей;

4) попытаться определить на вкус;

5) сбить ногой.

* Собирая в лесу грибы, вы увидели мухомор. Ваши действия:

1) пройдете мимо;

2) уничтожите, так как они вредны для человека;

3) полюбуетесь, так как они очень красивы;

4) оставите, так как это лекарство для лосей;

5) оставите, вспомнив слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому». (Верный ответ - 5.)

* Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать? (Ответ - 2.)

1) вырвать гриб с корнем;

2) оставить на месте;

3) сбегать за ножом;

4) попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба;

5) найти какой-нибудь острый сучок или попробовать отломить гриб.

-  Люди всегда собирали шляпочные грибы, употребляли их в пищу в сухом, соленом, жареном виде. Они выручали их длинные зимние посты: рождественский и великий. Люди уважительно к ним относились и поэтому грибы часто упоминаются в пословицах и поговорках. Какие пословицы и поговорки, где упоминаются грибы, вы знаете? Запишите их в тетрадь.

- Грибы любят влагу

- Грибы не растут без достаточного количества воды

-( Если гриб вырос возле шоссе или промышленного предприятия, то впитал в себя вредные вещества, которые находятся в воздухе и в почве около шоссе и предприятий

- Они необходимы для того, чтобы образовалась грибница

Работа в парах. Решение проблем

Проверка. Устные ответы уч-ся.

Уч-ся записывают пословицы в тетрадь, затем озвучивают их и объясняют значение.

Назвался груздем – полезай в кузов.Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.Без счастья в лес по грибы не ходи.Затянули дожди – груздей не жди.Человек не грибок, в день не вырастет.Не поклонясь до земли и гриба не подымешь. Лучше рыжик, чем ничего. Грибы в деревне родятся, а в городе их знают. Грибы – не хлеб.         Назвался груздем – полезай в кузов.Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут. Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание

того, что уже усвоено и что еще подлежит

 усвоению, осознание качества и уровня

 усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

Ответы на вопросы учебника  с. 59.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

-Составьте и напишите памятку для начинающих грибников.

8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак

-- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните, почему вы так решили?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

- Какие новые сведения вы для себя отметили?

- Все ли понятно?

- Какие появились вопросы?

- Как вы думаете, всё ли о грибах мы узнали? (Нет, не всё.)

- На следующем уроке окружающего мира вы узнаете о необычных, причудливых грибах.

- Что вам понравилось? С каким настроением заканчиваете урок? Оцените свою работу. Покажите свои смайлики.

Учитель читает вопросы, дети отвечают.

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....