Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.
Планируемые результаты
Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe.docx | 109.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 5.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
3 класс
Предмет: русский язык
УМК «Школа России»
Тема урока: Имя существительное
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)
Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.
Планируемые результаты
Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Характеристика этапов урока
Этапы урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения | |
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете? - А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам? -Чего вы ждете от этого урока? - Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? - Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания» Кто такие исследователи? Мы будем исследователями, будем учёными, будем доказывать, рассуждать, выдвигать свои гипотезы | - Для того, чтобы получать новые знания. - Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными… - Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас. - С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось. Дети повторяют. Дети работают с толковыми словарями. Находят значение слова «исследователь» | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин) Цель: Актуализировать представление об имени существительном | 1. -Что вы любите делать больше всего? - Тогда давайте начнем наш урок с игры, «Верите ли вы…». - Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? - В слове обязательно должен быть суффикс? - В слове вьюга пишется Ъ знак? - Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? -В слове яблоко первый звук [й]? - Слова глупый и умный – антонимы? - В слове пошел приставка па-? - Приставка стоит перед корнем? - Подлежащее может быть только существительным? - Мы с вами уже все знаем об имени существительном? 2. Затруднения в индивидуальной деятельности - Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав? Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные. Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради. (Дерево, смелость бег, красиво, бежать, собака) - А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали. - Почему же вы допустили ошибки? -Как вы думаете, в чем трудность? | Играть. Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!» Да. Нет. Нет. Да. Да. Да. Нет. Да. Нет. Да. Конечно, хотим. А как? Дети выписывают слова. -Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы. | Предметные: называть предметы и их действия; знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам; Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. |
Постановка проблемы (2-3 мин) Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. Согласовать цель и тему урока. | Из всего что мы сейчас сказали, давайте сформулируем тему нашего урока. О чем мы будем говорить на уроке? Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться? | 1.Находить имена существительные среди других слов 2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному. 3.Узнавать значение имен существительных. 4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу. | Предметные: определять части слова; находить нужные буквы. Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке. |
Проектирование и фиксация нового знания (10 мин) Цель: научить отличать имена существительные от других частей речи на основе морфологических признаков | 1. Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике. (приём инсерт) Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем. 2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.) Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования: а) выпиши только имена существительные. б) докажи, что они являются именами существительными: -на какой вопрос отвечает слово? -что обозначает слово? в) сделайте вывод Давайте сформулируем общее правило. Молодцы!!! Оцените свою работу в группах. | 1.Слушать друг друга 2.уметь уступать 3.Уметь договариваться 4.Распределять роли в группе Дети отмечают значками. Дети вспоминают правило Затем дети формируют группы, выбирают лидера. Дети работают Слова 1 группы: машина, долгий, ходьба, корова, ходить Слова 2 группы: желтый, собака, прыжок, сидят, стул. Слова 3 группы: стрельба, цветок, красивый, пишу, утка Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что? Обозначают предмет Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей. | Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. |
Физминутка (3 мин) | -Мы немного устали. Подвижная физминутка | Дети выполняют подвижную физминутку. | |
Первичное закрепление нового материала (7-8 мин) Цель: закрепить знания и умение находить и отличать имена существительные. | Работа в парах над рубрикой «Давай подумаем» Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом? Верны ли наши предположения? Прочитаем об этом в рубрике «Обрати внимание» Теперь применим полученные знания и выполним упражнение. Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях. Нужно разделить слова на два столбика: 1-слова, которые отвечают на вопрос КТО? 2 – слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? Комментируем свой выбор. Класс делится на команды (2 парты) и работают в группе. - Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты. ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но - Какие слова составили? | Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение. Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы. Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия Дети работают в группах. Один представитель из группы читает составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила) Ответы детей. | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону (4-5 мин) Цель: организовать дифференцированную работу с последующей самооценкой | -Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу. Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная – высокий уровень, зеленая – низкий уровень, желтая – средний уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения. Проверка со слайда. Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2? В чем испытывали трудности. | Хотим. Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу. Затем проверяют работу по эталону Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче. | Метапредметные (УУД) регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Оцените свою работу и работу товарищей. В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать? Выставляются оценки. | Самооценка деятельности Мне было интересно… Мне было трудно… Я научился… | Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |
Подведение итога урока (2-3 мин) Цель: подвести итог работы на уроке. | Над какой темой работали? Каким правилом пользовались? Где будем использовать полученные знания? | Работали над темой имя существительное. Дети еще раз повторяют правило. | Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание (2-3 мин) | Комментируется дом. задание. Составить и записать по 7 слов, которые отвечают на вопрос кто? или что? Все слова обозначают предмет | познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
Технологическая карта урока: математика
Класс: 3
Тема учебного занятия: Деление с остатком.
Продолжительность учебного занятия: 40 мин
Тип учебного занятия: Усвоение новых знаний
Цель: Обучение алгоритму выполнения деления числа с остатком для расширения представления детей об операции деления
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Познакомить учащихся с делением числа с остатком;
- Формировать практические навыки деления числа с остатком; навыки анализа задачи, умений решать задачи;
2.Развивающие:
- Развивать логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения; культуры речи и эмоций учащихся;
3.Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Здоровьесберегающие
- Игровые
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Оборудование : мультимедиа проектор, ПК.
Дидактические материалы к учебному занятию: презентация, карточки-тренажеры, тесты.
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс
Предмет | Окружающий мир | |||||
Класс | 2 | |||||
Тип урока | на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо | |||||
Тема урока | Трава у вашего дома | |||||
Цель | показать связь изменений в мире растений и в мире неживой природы | |||||
Основное содержание темы, термины и понятия | понять причины пожелтения травы осенью; научиться распознавать травы с помощью атласа-определителя. | |||||
Планируемый результат | ||||||
Личностные умения
| Метапредметные умения Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
| Предметные умения
| ||||
Организация образовательного процесса | ||||||
Межпредметные связи | Формы работы фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Ресурсы Учебно-методическое обеспечение и ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, музыкальный видеоряд; букеты из горькой (белой) полыни, крапивы, пижмы, тысячелистника, гербарий, атлас-определитель «От земли до неба» (далее — атлас-определитель), макет листа, маршрутный лист урока (раздаточный материал), Список литературы:
| ||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1. Организационный момент | Формирование самооценки готовности к уроку. | Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу. | ||||
2. Стадия вызова - актуализация знаний (подводящий диалог) | Музыкальный видеоряд
| Ответы на вопросы учителя. | ||||
3. Работа с кластером - приём ключевые термины |
Рассказ учителя и демонстрация эксперимента. | Высказывают предположения, слушают рассказ учителя. | ||||
4. Чтение с остановками | Ребята, а теперь давайте познакомимся с травами, которые вы часто видите во дворе или на даче, но не задумываетесь о том, чем они полезны для людей. Как вы думаете, что это за трава?» Горькая травка – И животу поправка, И сама душиста, И метёт чисто. ( Полынь) учебник с 70-71
Только тронь — Отдёрнешь ладонь: Обжигает трава, Как огонь. учебник с 70-71 10 )Почему жжётся крапива? (волоски с едкой жидкостью) 11) Где применяется это растение? (кулинарии) Крапива используется человеком в виде отваров как поливитаминное, желудочное, кровоостанавливающее средство, для укрепления волос. 12) Кто сможет выбрать полынь и крапиву из стоящих в ряду букетов? (2человека) | Отгадывание загадок. Чтение текста учебника Распознавание растений | ||||
5.Работать с атласом - определителем | Сегодня будем учиться работать с атласом - определителем. Открываем оглавление. Как вы думаете, с каким разделом будем работать? (Растения) Я читаю содержание, остановите меня на нужной главе поднятой рукой. (травянистые растения открытых мест – с 44) В помощь вам даётся маршрутный лист. В нём находится более подробное оглавление. Посмотрите на моё растение, в какой главе можно найти его описание? (3 – стр. 52) Найдите название этого растения. ( пижма) Прочитайте про неё.
| Работа с оглавлением атласа-определителя Определение названия растений | ||||
6. Работа в печатной тетради - работа в паре | Не закрывая определитель, открываем печатную тетрадь с 44, нашли рисунок и подписали название.
РЕФЛЕКСИЯ | Определение названия растений | ||||
7. Чтение – суммирование в группе | С сегодняшнего урока начинаем пользоваться ещё одной увлекательной книгой «Зелёные страницы», которая поможет нам лучше узнать природу своего края. (с 11) РАБОТА В ГРУППЕ – каждая группа получает своё задание, каждый самостоятельно читает текст. Группа готовит рассказ по плану, который у вас представлен в виде колонок в таблице. Не забудьте выбрать отвечающего. (раздать задание) | Чтение художественного текста, выбор и запись в таблицу маршрутного листа характеристик растений | ||||
8. Фишбон (графическая организация материала в сводной таблице). | От каждой группы выступающий рассказывает о своём растении по плану. РЕФЛЕКСИЯ | Во время рассказов остальные учащиеся записывают КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА в таблицу маршрутного листа. Во время выступления остальные дети могут задавать уточняющие вопросы про растение. | ||||
9. Работа с учебником, закрепление | 1) Найдите на с 72 известные вам растения. Остальные определите дома. 2) В какое время цветут все изученные растения? (август- сентябрь) 3) Что происходит с растениями поздней осенью? (увядание) 4) Какое природное явление можно наблюдать осенью? (увядание трав) 5) Зачем мы познакомились с поздноцветущими растениями? (использование как лекарство, в быту) | Ответы на вопросы учителя | ||||
10. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. | Пример: 1. травы 2. зелёные, жёлтые, красные 3. цветут, плодоносят, увядают 4.Осеннее явление в природе. 5.растения РЕФЛЕКСИЯ | Подбор слов для синквейна самостоятельно | ||||
11. Домашнее задание | теоретический материал на с. 70—71 учебника, задания № 2, № 3 с. 44—45 рабочей тетради. | Дети записывают задание. | ||||
Технологическая карта урока: окружающий мир
Класс: 3
Тема учебного занятия: Значение воздуха для жизни. Состав воздуха.
Продолжительность учебного занятия: 40 мин
Тип учебного занятия: Усвоение новых знаний
Цель: Познакомить со свойствами и составом воздуха. Определить его значение.
Задачи урока:
1.Образовательные: познакомить учащихся со способами обнаружения воздуха и его составом; формировать представление о том, что такое воздушная среда, и каково ее значение для жизни.
2.Развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.
3.Воспитательные: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к природе.
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Здоровьесберегающие
- Игровые
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Оборудование : мультимедиа проектор, ПК.
Дидактические материалы к учебному занятию:
- карточки с текстами (для приема «Инсерт»);
- презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор;
- 2 свечи и банка;
- карточки для таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
- видеозаписи интервью учителей физики, химии и географии (что они могут сказать о воздухе с позиции своего предмета);
- карточки с кроссвордом;
- карточки с таблицей «Тонких и толстых» вопросов.
- баночки с водой;
- соломинки;
- воздушные шары;
- учебник и тетрадь.
Тема: Грибы
Технологическая карта урока: окружающий мир
Класс: 3
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: познакомить детей с грибами.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о грибах, как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений, животных;
познакомиться с многообразием грибов: съедобные, несъедобные, трубчатые, пластинчатые, шляпочные;
Развивающие: продолжить развивать умение устанавливать связи между природными объектами, развивать экологическое мышление, воображение;
Воспитывающие: воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе.
Используемые методы: наглядный, словесный, практический
Оборудование: муляжи грибов, листы с таблицами, учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир», тетрадь, смайлики
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД | Примечание |
1.Организационный этап | |||
- Сегодня мы познакомимся с удивительным видом, который не относится ни к растениям, ни к животным. Догадайтесь, что же это? (Это грибы.) - Отгадайте загадку. Я под шапкою цветной на ноге стою одной, У меня свои повадки, я всегда играю в прятки. -Что это? (Это гриб) - Оказывается, их на Земле очень много: 100 тысяч видов! - Что вы знаете о грибах? | -грибы -это гриб - Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибы растут в лесу, на лугу, в поле, на деревьях.) | - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определение степени успешности своей работы Коммуникативные УУД: - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | |||
-Назовите тему нашего урока. - Как вы думаете, важна ли эта тема, может ли она пригодиться вам в жизни и в каких ситуациях? - Сформулируйте цели нашего урока | -Тема нашего урока – грибы - Если заблудился в лесу и голоден, можно найти съедобные грибы, сварить их или пожарить. Знать грибы нужно для того, чтобы не отравиться несъедобными грибами - Познакомиться с видами грибов, запомнить, какие из них съедобные, научиться различать грибы | Познавательные УУД: - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы - формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия; Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные УУД: - целеполагание | |
3. Актуализация знаний | |||
Прием «Верные и неверные высказывания» - Сейчас мы поиграем в игру «Верите ли вы, что…». Вопросы: Верите ли вы, что грибы бывают зеленого цвета? (Нет.) Верите ли вы, что грибы могут, как растения, создавать питательные вещества? (Нет.) Верите ли вы, что грибы бывают шляпочными? (Да) Верите ли вы, что грибы бывают трубчатыми? (Да.) Верите ли вы, что грибы бывают пластинчатыми? (Да.) Верите ли вы, что грибы размножаются с помощью спор? (Да.) Верите ли вы, что грибы бывают съедобными и несъедобными? (Да.) Верите ли вы, что грибы полезны для здоровья? (Да.) Верите ли вы, что нельзя рвать незнакомые грибы? (Да.) Верите ли вы, что нельзя собирать грибы возле шоссе или промышленных предприятий? (Да.) | Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической епи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование | ||
4. Первичное усвоение новых знаний | |||
1-2 сл. Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Их выделили в отдельное царство. Известно более 100 000 видов грибов. 3 сл. Отличие грибов от растений. Подумай: бывают ли грибы зеленого цвета? Нет, не бывают. Встречаются сыроежки зеленоватого оттенка, но про них не скажешь «зеленые». Грибы не имеют зеленой окраски – это первое отличие грибов от растений. Второе отличие: грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. Они, как животные, поглощают готовые питательные вещества. 4 сл. Какие бывают грибы? Шляпочные, трубчатые, пластинчатые. Шляпочные грибы имеют шляпку, их еще называют трубчатыми, потому что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. У пластинчатых грибов на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. 5-18 сл. Какие бывают грибы. Съедобные и несъедобные грибы. 18 сл. Строение гриба. 19 сл. Как размножаются грибы. 20 сл. Как собирать грибы. | Просмотр презентации. | Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической епи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование | презентация |
5. Первичная проверка понимания | |||
Прием «Инсерт», чтение с пометками. - Давайте ознакомимся с материалом учебника с. 57- 59. -Какие новые сведения для себя вы отметили? - Какие у вас возникли вопросы? - Кто из вас сможет ответить на них? Составление совместного рассказа в парах по вопросам: Какие грибы называют шляпочными? (Шляпочными грибами называют грибы, верхняя часть которых похожа на шляпу. Отсюда и название грибов - шляпочные. Это белый гриб, подберезовик, подосиновик.) Какой гриб называют царем грибов? - Какие грибы называют трубчатыми, а какие пластинчатыми? - Как грибы размножаются | Уч-ся читают текст в учебнике «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой, помечая на полях знаки: «v»- то, что знаю «+» - новая информация « - « - думал иначе «?» - есть вопросы Самостоятельная работа в тетрадях - Каждый называет то, что новым является для него -Царь грибов - белый гриб или боровик. Назван он так потому что его мякоть не темнеет при срезе и при сушке. Он очень вкусный и питательный. У народов Европы считается одним из самых благородных и ценных грибов -Шляпочные грибы ещё называют трубчатыми, потому что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. У пластинчатых грибов на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. Опёнки называют пластинчатыми грибами -Грибы размножаются с помощью спор. Споры находятся в пластинках у пластинчатых грибов, в трубочках у трубчатых грибов. Споры прорастают и образуют грибницу - похожее на паутинку сплетение нитей. Из грибницы вырастают новые грибы | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Озвучивание результатов работы с таблицей. Фронтальная работа с классом. Заслушивание рассказов уч-ся. Обсуждение и дополнение примерами из жизненного опыта учеников. |
6.Первичное закрепление | |||
-Почему грибы трудно встретить в сухих местах? - Почему бывает мало грибов в засушливое лето? - Почему нельзя собирать грибы возле шоссе и предприятий? - - Какое значение имеет образование большого количества спор? Игра «Съедобные и несъедобные грибы». В корзине лежат муляжи съедобных и несъедобных грибов. - Посмотрите, ребята, в этой корзине много грибов. Но все ли они съедобны? Помогите, пожалуйста, малышу Вите, отложите из корзины несъедобные грибы. Проверка по таблице «Несъедобные и съедобные грибы».) - Сможете ли выбрать правильное решение в трудной ситуации, останетесь ли верными друзьями природе, не нанесете ли ей вред? - В трудной ситуации мы обращаемся за помощью к другу. Обсудите ситуации в парах. (Детям раздаются карточки с ситуациями). * Нашел грибник 1 боровик. Разрыл вокруг всю грибницу, разбросал и мох. Правильно ли он поступил? (Нет, нельзя разрывать грибницу - не вырастут больше грибы.) * Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать? (Верный ответ - 1.) 1) оставить его на месте; 2)срезать и взять с собой; 3) спросить у друзей; 4) попытаться определить на вкус; 5) сбить ногой. * Собирая в лесу грибы, вы увидели мухомор. Ваши действия: 1) пройдете мимо; 2) уничтожите, так как они вредны для человека; 3) полюбуетесь, так как они очень красивы; 4) оставите, так как это лекарство для лосей; 5) оставите, вспомнив слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому». (Верный ответ - 5.) * Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать? (Ответ - 2.) 1) вырвать гриб с корнем; 2) оставить на месте; 3) сбегать за ножом; 4) попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба; 5) найти какой-нибудь острый сучок или попробовать отломить гриб. - Люди всегда собирали шляпочные грибы, употребляли их в пищу в сухом, соленом, жареном виде. Они выручали их длинные зимние посты: рождественский и великий. Люди уважительно к ним относились и поэтому грибы часто упоминаются в пословицах и поговорках. Какие пословицы и поговорки, где упоминаются грибы, вы знаете? Запишите их в тетрадь. | - Грибы любят влагу - Грибы не растут без достаточного количества воды -( Если гриб вырос возле шоссе или промышленного предприятия, то впитал в себя вредные вещества, которые находятся в воздухе и в почве около шоссе и предприятий - Они необходимы для того, чтобы образовалась грибница Работа в парах. Решение проблем Проверка. Устные ответы уч-ся. Уч-ся записывают пословицы в тетрадь, затем озвучивают их и объясняют значение. Назвался груздем – полезай в кузов.Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.Без счастья в лес по грибы не ходи.Затянули дожди – груздей не жди.Человек не грибок, в день не вырастет.Не поклонясь до земли и гриба не подымешь. Лучше рыжик, чем ничего. Грибы в деревне родятся, а в городе их знают. Грибы – не хлеб. Назвался груздем – полезай в кузов.Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут. Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка. | Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение | Ответы на вопросы учебника с. 59. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | |||
-Составьте и напишите памятку для начинающих грибников. | |||
8. Рефлексия ( подведение итогов занятия) | |||
- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. -- По каким вопросам ваше мнение совпало? - Какие новые сведения вы для себя отметили? - Все ли понятно? - Какие появились вопросы? - Как вы думаете, всё ли о грибах мы узнали? (Нет, не всё.) - На следующем уроке окружающего мира вы узнаете о необычных, причудливых грибах. - Что вам понравилось? С каким настроением заканчиваете урок? Оцените свою работу. Покажите свои смайлики. | Учитель читает вопросы, дети отвечают. | Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?
Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Презентация к уроку русского языка 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
Презентация на урок. Помогает структурировать учебный материал по данной теме....
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....
Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"
Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...
Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)
Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....