Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи и члены предложения. Имя существительное".
учебно-методический материал по русскому языку
Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи и члены предложения. Имя существительное".
Тип урока | Повторение пройденного |
Педагогические задачи | Создать условия для совершенствования умения определять части речи по их существенным признакам и точно употреблять их в речи. Отнесение слов к той или иной части речи на основе таких характерных черт как обобщённое лексическое значение предмета, признака, действия; грамматические признаки (род, число, время, лицо и др.); синтаксическая функция (роль в предложении). Способствовать совершенствованию навыка определения частей речи по их существенным признакам, сравнивать, сопоставлять части речи, осознавать роль и значение частей речи в нашем языке. |
Планируемые предметные результаты | Научатся понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, определять изученные признаки частей речи; выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного); выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи. |
Метапредметные УУД | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью; в диалоге с учителем вырабатывать самооценку и определять степень успешности своей работы и работы других ; Познавательные: извлекать информацию, представленную в различных формах (сплошной текст, несплошной текст -иллюстрация, таблица, схема); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
Личностные результаты | Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и в тексте. Осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; проявлять интерес к изучению языка; любовь и уважение к своему народу, Отечеству, его языку, культуре; стремиться к совершенствованию собственной речи; осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_russ_yaz.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Тема урока: Части речи и члены предложения. Имя существительное.
Тип урока | Повторение пройденного |
Педагогические задачи | Создать условия для совершенствования умения определять части речи по их существенным признакам и точно употреблять их в речи. Отнесение слов к той или иной части речи на основе таких характерных черт как обобщённое лексическое значение предмета, признака, действия; грамматические признаки (род, число, время, лицо и др.); синтаксическая функция (роль в предложении). Способствовать совершенствованию навыка определения частей речи по их существенным признакам, сравнивать, сопоставлять части речи, осознавать роль и значение частей речи в нашем языке. |
Планируемые предметные результаты | Научатся понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, определять изученные признаки частей речи; выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного); выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи. |
Метапредметные УУД | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью; в диалоге с учителем вырабатывать самооценку и определять степень успешности своей работы и работы других ; Познавательные: извлекать информацию, представленную в различных формах (сплошной текст, несплошной текст -иллюстрация, таблица, схема); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
Личностные результаты | Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и в тексте. Осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; проявлять интерес к изучению языка; любовь и уважение к своему народу, Отечеству, его языку, культуре; стремиться к совершенствованию собственной речи; осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей. |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
I. Организация начала урока | Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой. | Сообщают о готовности к уроку | ЛУУД: эмоциональная устойчивость РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку, осознаёт себя как ученика КУУД: учится слушать и понимать другого ПУУД: ориентируется в своей системе знаний |
Актуализация знаний Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь) | Проверяется домашнее задание. Проводится беседа по проделанной работе. Грамматическая разминка: - Какие морфологические признаки можно определить у выделенных в упражнении слов? | Читают выполненное задание. Гуляют -это глагол, обозначает действие предметов (солнца, звёзд, луны). отвечает на вопрос что делают?; можно определить число глагола (мн.ч). время (наст. вр.) Глагол гуляют изменяется по числам и временам, в предложении является сказуемым. Чудную - это имя прилагательное, обозначает признак предмета (картины), отвечает на вопрос какую?, можно определить число имени прилагательного (ед.ч), род (ж.р.), это имя прилагательное изменяется по числам, в единственном числе по родам, в предложении является второстепенным членом. Я - это личное местоимение 1-го лица , ед. ч, в предложении является подлежащим. Картину - это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? это имя существительное нарицательное, неодушевлённое, женского рода, стоит в единственном числе, в винительном падеже; изменяется по числам и падежам. | Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
II.Языковая разминка | - Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежевика. 1.-Подчеркните слова, в которых есть орфограмма-буква гласного, красным карандашом, а орфограмма-буква согласного-синим. - Какое слово вы подчеркнули два раза? -В каком слове есть другая орфограмма -буква? - Обозначьте все известные вам орфограммы. - Разберите по составу слово ВОДОМЕРКА (сущ.) -Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв. -Что объединяет эти слова? ФИЗМИНУТКА | Щека, ежевика, водомерка, наполнение ,орех, ежиха, тростник. Сердце, утюг, сумма, тростник, искусство, трос, лестница, Тростник Егерь Водомерка Ежевика, наполнение, ежиха.
| ПУУД: поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятия; отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные знания и опыт. КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уважать чужую точку зрения. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе успешности учебной деятельности |
III Введение в раздел | - Прочитайте название нового большого раздела - Какие вы знаете части речи? Члены предложения? - Слова - главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д. - А разве могли бы мы без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль. | КУУД: учится слушать и понимать учебную речь; оформляет свои мысли в устной форме, слушать и понимать других, уважать другую точку зрения, участвует в обсуждении. | |
IV Формулирование темы урока. | Используется мотивирующий приём. _- Слова какой части речи мы чаще всего употребляем? - Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой разминки. -Какой буквы не хватает? -Какова её роль в этом слове? - Дайте полное название этой части речи. Сегодня мы вспомним всё, что знаем о частях речи , и будем по ходу урока составлять план повторения. | Имя существительное Существителное Не хватает мягкого знака (Ь) Имя существительное | РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. |
V Актуализация изученного. Вспоминаем то, что знаем. | ВСПОМНИТЕ! На какие две группы можно разделить части речи? На доске закрепляется запись : 1. Самостоятельные части речи Упр. 111 - развивается умение находить в тексте слова разных частей речи, выявлять существительные как самые часто употребляемые слова в речи. РАБОТАЕМ В ГРУППЕ: Задание для группы: Определите и сделайте вывод: Какие части речи преобладают в тексте и почему? Верно. Имена существительные обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояния и т.д. - Какие самостоятельные части речи нам встретились в упражнении? На доске появляется запись: 2. Служебные части речи Упр.112- развивается умение вставлять по смыслу различные служебные части речи Вывод: служебные части речи : предлоги, союзы и частицы служат для выражения зависимости самостоятельных частей речи друг от друга. Союзы соединяют части сложного предложения или однородные члены Предлоги выражают зависимость самостоятельных частей речи друг от друга.. Частицы вносят дополнительные оттенки значения. РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ Упр.113 Вспомните! Рассмотрите внимательно таблицу " Самостоятельные части речи", составьте рассказ по плану: что обозначают изученные части речи и на какие вопросы отвечают. Приведите свои примеры данных частей речи. Коллективная беседа: - О каких грамматических признаках частей речи мы можем узнать из таблицы - На доске появляется запись: 3. Грамматические признаки частей речи - Назовите грамматические признаки имени существительного Что нужно сделать, чтобы определить одушевлённым или неодушевлённым является существительное? - Какие имена существительные мы называем собственными? Какие нарицательными? ФИЗМИНУТКА - Какого рода бывают имена существительные и как его определить? - Как изменяются имена существительные?(По числам и падежам) - Как вы понимаете выражение "постоянный признак"? Запишите слова в два столбика, определяя род и число Проверка с помощью мультимедиа. Результаты выводятся на экран, обучающиеся сравнивают свои записи с образцом. Несколько учеников выполняют САМООЦЕНКУ: - Что надо было выполнить по заданию? - Удалось ли выполнить задание самостоятельно или с помощью товарища? - Молодец! Ты не только выполнил задание, но и оценил свою работу. _ Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения? -Какими членами предложения могут быть имена существительные? Запись на доске: Члены предложения. Упр. 114 - Спишите последнее предложение Выполните синтаксический разбор предложения. Выписать словосочетания. Разбор имени существительного как части речи (Обратить внимание на порядок разбора, сокращенную запись слов) Работа проходит под руководством учителя. - Что вспомнили при выполнении этого задания? На доске появляется запись: Морфологический разбор имени существительного | Самостоятельные и служебные. Дети списывают текст по заданию и обозначают известные части речи. Обучающиеся выделяют в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливают опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Вывод: В тексте преобладают имена существительные (их 6) Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, наречие. Обучающиеся списывают текст, вставляя подходящие по смыслу предлоги и союзы. По окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали. Обобщают и делают выводы. РАБОТА В ГРУППАХ Каждая группа составляет рассказ, используя данные таблицы "Самостоятельные части речи" и приводит свои примеры самостоятельных частей речи. К одушевлённым существительным относятся названия людей, животных и др.живых существ. К неодушевлённым существительным - названия предметов, не причисляемых к живым существам Мужской род (он, мой) Женский род (она, моя) Средний род (оно, моё) Признак, который есть в любой форме данного слова, (он есть всегда) Работа в парах. одуш. охотник - м.р., ед.ч. Емеля - м.р., ед.ч. внучок - м.р., ед.ч Гришутка - м.р., ед.ч неодуш. избушка - ж.р., ед.ч. лес - м.р., ед.ч. земля - ж.р. , ед.ч. окно - ср.р., ед.ч крыша - ж.р., ед.ч. труба - ж.р., ед.ч. кирпичи - м.р., мн.ч. забор - м.р., ед.ч. ворота - мн.ч. сарай - м.р., ед.ч. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных Главными (подлежащее) и второстепенными. (Записывают предложение в тетрадях, один ученик - на доске; выполняют синтаксический разбор предложения) Далёким эхом откликнулся лес.(Повеств., невоскл., простое, распр.) откликнулся эхом эхом далёким У берёзки вьюга посеребрила светлые косы. (Повеств., невоскл., простое, распр, ) посеребрила у берёзки, посеребрила косы, косы светлые. Вьюга - сущ., (что?), н.ф. - вьюга, нариц., неодуш., ж.р., в И.п., в ед.ч., подлеж. Морфологический разбор имени существительного | Участвуют в совместной работе (в группах, фронтальной) по повторению пройденного, включаются в учебный диалог ПУУД: установление причинно-следственных связей; поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. РУУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию- к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. ПУУД: установление причинно-следственных связей; поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе успешности учебной деятельности Формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. ПУУД:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации. РУУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона |
VI Итог урока Рефлексия учебной деятельности на уроке | - По какому плану мы повторяли части речи? (План составлен на доске) - Назовите ключевые слова на основе этого плана. Оцените свою работу на уроке: - Что было интересно? - Что получалось лучше всего? - Где испытывали затруднение? - Кто доволен своей работой на уроке? | План. 1.Самостоятельные и служебные части речи. 2. Роль имён существительных в речи 3. Грамматические признаки частей речи. 4. Постоянные и непостоянные признаки частей речи 5. Член предложения. 6. Морфологический разбор Обучающиеся отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. | РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
VII Домашнее задание | 1. группа: С.70, упр.117, составить из слов каждой группы предложения-пословицы. Записать составленные пословицы. 2 группа: Рабочая тетрадь с.45 |
Задания для групп
Обучающиеся должны используя данные таблицы "Самостоятельные части речи"составить рассказ по плану:
1. Часть речи
2. Что обозначает
3. На какой вопрос отвечает
4. Привести пример
Самостоятельные части речи
Часть речи | Что обозначает | На какой вопрос отвечает |
Имя существительное | Предмет | кто? что? (ученица, книга) |
Имя прилагательное | Признак предмета | какой? (интересный) какое? (высокое) |
Имя числительное | Количество или порядок предметов при счёте | сколько? (семь) который? (пятый) какой (по счёту)? |
Глагол | Действие или состояние предмета | что делать? (читать) Что сделать? (вспомнить) |
Местоимение | Указывает на предмет, но не называет его | кто? он (мальчик) что? он (дуб) |
Обучающиеся должны перечислить грамматические признаки самостоятельных частей речи. Определить постоянные и непостоянные грамматические признаки различных частей речи
Грамматические признаки частей речи
Признаки частей речи | Изменение частей речи | |
Собственные и нарицательные | ||
Одушевлённые и неодушевлённые | ||
Число | Единственное Множественное | Изменяются по числам |
Падеж | Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный | Изменяются по падежам |
Род | Мужской Женский Средний | Изменяются по родам |
Время | Настоящее Прошедшее Будущее | Изменяются по временам |
Лицо | 1-е (я, мы) 2-е (ты, вы) 3-е (он, она, оно, они) |
Члены предложения | |||||
Признаки | Главные | Второстепенные | |||
Подлежащее | Сказуемое | Дополнение | Определение | Обстоятельство | |
Что обозначают | О ком, о чём говорится в предложении | Действие предмета, его состояние | На какой предмет направлено действие | Признак предмета | Как, когда, где, по какой причине совершается действие |
Вопросы | кто? что? | что делает? что делал? каков? | кого? чего? кому? чему? кем? | какой? какое? какая? какие? чей? | где? куда? когда? откуда? почему? |
Подчёркиваем | ___________ | ________ | _ _ _ _ _ _ | ||
Части речи | Имя сущ., местоим., сочетание слов | Глагол, имя прил., имя сущ. | Имя сущ., местоим. | Имя прил., имя сущ. | Имя сущ., наречие |
Пример | Мы | собирали | грибы | в еловом | лесу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Главные члены предложения"
Урок разработан по УМК "ПЕРСПЕКТИВА"...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник Поляковой А.В.
Данный урок может быть исползован на уроке русского языка в 4 классе. Конспект составлен по технологии системно-деятельностного подхода....
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".
Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....
Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения.
Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение."
Урок фиксации и систематизации нового знания. Цель: формирование понятия об определении; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знани...
Технологическая карта урока русского языка «Главные и второстепенные члены предложения.Основа предложения». (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятий о грамматических признаках предложения, о главных и второстепенных членах предложения, формирование грамотного выражения...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, «Главные и второстепенные члены предложения», УМК "Школа России", 3 класс
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: совершенствование умения различать главные и второстепенные члены предложенияЗадачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с поня...