ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, «Главные и второстепенные члены предложения», УМК "Школа России", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Фахретдинова Карина Наильевна

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: совершенствование умения различать главные и второстепенные члены предложения

Задачи урока:

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с понятием «сложное предложение»;

2) обобщить и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения;

Развивающие:  

1) развивать умение анализировать ответы товарищей;

2) развивать память, речь;

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества и взаимопомощи;

2) пробудить чувство сопричастности и ответственности  обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 23.09.22

Школа: МАОУ МЛ № 148 г. Челябинска

Класс: 3 «Г»

Урок: 2

Время: 14:55 – 15:35  Кабинет: 203

Студент: Фахретдинова Карина

Группа: 46

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «Главные и второстепенные члены предложения»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: совершенствование умения различать главные и второстепенные члены предложения

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с понятием «сложное предложение»;

2) обобщить и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения;

Предметные:

1)  учиться устанавливать связь слов в предложении;

2)  систематизировать умение разбирать предложение по членам;

3)   учиться выполнять орфографическое действие.

Развивающие:  

1) развивать умение анализировать ответы товарищей;

2) развивать память, речь;

Личностные:

1)    становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка;

2)  установление связи между понятиями «учебная деятельность» и «мотив».

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества и взаимопомощи;

2) пробудить чувство сопричастности и ответственности  обучающихся.

УМК: «Школа России», учебник Русский язык: 3 кл.: Учебник: в 2ч./В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 1 часть.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Беседа

Стихотворение

Демонстрация слайдов

Внешний контроль

Самоконтроль

   Приветствует учащихся

-Здравствуйте! Садитесь.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

-Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал.

А мы  время не теряем

И урок наш начинаем.

-Итак, если вы готовы начать урок, сядьте прямо, ноги на пол, руки на парту.

    Организует внимание и дает пояснение по работе с                                         оценочным листом

- В течение всего урока вы будете оценивать свою работу с помощью листов, которые я вам раздала. Вам нужны будут зелёный, красный и желтый фломастеры или карандаши. Ваша задача нарисовать кружочек определённого цвета в нужный столбик. В ходе работы объясню вам подробнее.

Приветствуют учителя

-Здравствуйте!

Выполняют самооценку     готовности к уроку

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи

УУКД: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей

Демонстрационные (презентация)

Печатные (листы самооценки

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Беседа

Упражнения

Демонстрация слайдов

Вопросы к детям

Самоконтроль

-А сейчас откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

   Проводит словарный диктант

-Словарный диктант. Сейчас я буду диктовать вам разные слова, а вы будете их правильно записывать.

   (праздник, вместе, орех, метро, класс, ягода, ученица, суббота, хорошо, вдруг)

     Организует взаимопроверку

-Возьмите простой карандаш, поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте его по образцу на слайде.

Организует самооценку деятельности учащихся

-Посмотрите на свои ошибки. А теперь возьмите ваш лист самооценки и нарисуйте зеленый кружок, если нет ни единой ошибки; желтый кружок, если есть 1-3 ошибки, и красный кружочек, если ошибок больше 3.

-Поднимите руку, кто нарисовал зелёный кружок. А у кого жёлтый?  Отлично!

Организует актуализацию знаний обучающихся

-А сейчас посмотрите на доску (рос, на, могучий, поляне, дуб). Вам необходимо составить из данных слов предложение и записать его в тетрадь. Кто готов ручку на локоток.

-Какое же предложение вы составили? Ответы я принимаю только по поднятой руке.

-Найдите основу предложения, подчеркните. Какие члены предложения составляют его основу. А как же называются другие члены предложения?

Записывают число, классная работа.

Выполняют задание

Праздник, вместе, орех, метро, класс, ягода, ученица, суббота, хорошо, вдруг

Проверяют работу

Заполняют оценочные листы

Вспоминают и обобщают учебный материал

Актуализируют знания

-На поляне рос могучий дуб.

-Распространённое

-Дуб рос

-Второстепенные.

УУПД:

Находить пути решения при трудностях в написании трудных слов

УУЛД:

Установка на здоровый образ жизни

УУРД:

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Демонстрационные (презентация)

Печатные (листы самооценки)

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Составление плана

Беседа демонстрация слайдов

Внешний контроль

Проводит подводящий диалог для формулирования  обучающимися  темы и целей урока

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Посмотрите на доску. Какую цель мы поставим перед собой?

организует построение плана урока

-Для того, чтобы нам было удобнее работать, предлагаю составить план урока. Используйте фразы на доске и ваши листы самооценки.

-Отлично!

Выдвигают варианты формулировок темы, цели, участвуют в их обсуждении;

  • -Главные и второстепенные члены предложения.
  • -Научиться распознавать в предложении главные и второстепенные члены.
  • Планируют собственную деятельность на уроке
  • 1) вспомним, что такое главные и второстепенные ЧП;
  • 2) выполним упражнения;
  • 3) поработаем с памяткой;
  • 4)выполним самостоятельную работу.

УУПД:

выявлять причинно-следственные связи

УУКД:

Принимать  цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению

УУРД: различать способ и результат действия

Демонстрационные (презентация)

Обобщение и систематизация знаний и умений

Обеспечение формирования целостнной системы ведущих знаний обучающегося, обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей

Фронтальная

Индивидуальная

Беседа

Упражнения

Демонстрация слайдов

Показ способов действий

Самоконтроль

Взаимоконтроль

-Давайте с вами вспомним, какие члены предложения бывают?

-Верно. Назовите главные ЧП. Что они обозначают? На какие вопросы они отвечают?  Как они обозначаются на письме?

-Второстепенные ЧП. Что они поясняют? На какие вопросы отвечают?

- Прекрасно!

-Проверьте, правильно ли заполнена схема?

-Да, всё правильно. А сейчас откройте учебники на стр. 29. Выполним упражнение 42.

-Прочитай задание.

-Итак, даю вам 1 минуту на то, чтобы объяснить своему соседу, как найти в данных предложениях главные и второстепенные ЧП. Говорим полушепотом, чтобы не мешать другим.

Организует диктант по памяти

-Закончили. Прочитайте все предложения «про себя». Выберите одно предложение. Прочитайте его. Проговорите «про себя». Посмотрите в книгу, прочитайте по слогам все слова. Найдите орфограммы, запомните написание слов. Повторите ещё раз. Писать будем только по моей команде. А сейчас закройте свои учебники.

-Теперь пишем.

Отвечают на вопросы учителя

-Бывают главные и второстепенные члены предложения.

-Главные ЧП – это подлежащее, которое обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? Что?, и сказуемое, которое обозначает, что говорится о подлежащем , и отвечает на вопросы что делает? Что сделал? И т.д.

На письме подлежащее обозначается одной горизонтальной линией, сказуемое – двумя линиями.

Второстепенные ЧП. Они поясняют  другие ЧП.                

Отвечают на вопросы: кого? Чему? Где? Куда? Какой? Когда? И т.д.

Открывают учебники, читают задание

Выполняют задание

Выполняют самопроверку

Подчеркивают основу предложения.

1) Туманы плывут

2) Птички улетели

3) Лес пестреет

УУКД: формулировать собственное мнение и позицию

УУПД:

Соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников

УУЛД:

Осмысливать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Демонстрационные (презентация)

Печатные (листы самооценки, учебник)

Обобщение  и систематизация знаний и умений

Обеспечение формирования целостнной системы ведущих знаний обучающегося, обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей

Организует самопроверку

-А сейчас откройте учебник и проверьте себя.

Организует работу с предложением

-Подчеркните в своём предложении основу.

-Кто назовёт основу 1-го предложения?

-Основу 2-го предложения

-И основа 3-го предложения.

-Возьмите листы самооценки и нарисуйте во 2-м столбце кружок нужного цвета.

-Выполним упражнение № 43. Прочитайте задание.

-Кто же понял, что мы должны сделать?

-Верно, нам необходимо разобрать предложение по членам, опираясь на памятку.

-По этой памятке вы ещё не работали и сейчас самые внимательные и усидчивые научатся по ней работать.

-Откройте стр. 144. Кто желает прочитать громко и выразительно?

-Итак, кто самый смелый? Кто хочет попробовать разобрать предложение по членам?

-Все строго по пунктам.

-Отлично! Молодец!

-Вернитесь на стр. 29. Если кто-то заметил, здесь есть такие слова «Обратите внимание». Кто желает прочитать?

-О чём же здесь говорится?

-Нарисуйте в своих листах самооценки в 3 столбике кружок нужного цвета. Хорошо!

-А сейчас давайте немного разомнёмся. Встаньте со своих мест подальше от парт

Проводит физкультминутку

Оценивают свою деятельность

Читают задание

Здесь нам необходимо прочитать памятку и пользуясь ей, разобрать предложение по членам.

Разбирают предложение по членам по памятке

1)Осенью расцвели белые астры.

2)Нахожу подлежащее ставлю вопрос: о чём говорится в предложении? – об астрах. В предложении слово «Астры» отвечают на вопрос  что? Значит, слово «Астра» - подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.

3) Нахожу сказуемое. Ставлю вопрос: что говорится об астрах? – расцвели. Слово «Расцвели» отвечает на вопрос Что делали?  Значит, слово «Расцвели» - сказуемое. Подчёркиваю двумя чертами.

4) Делаю вывод: подлежащее (астры) и сказуемое (расцвели) – это главные ЧП.

5) Нахожу второстепенный ЧП, который поясняет подлежащее. Ставлю от подлежащего вопрос: астры какие? – белые. Нахожу второстепенный ЧП , который поясняет сказуемое. Ставлю от сказуемого вопрос: расцвели когда? – осенью.

Здесь говорится о том, что если у последнего слова в предложении  стоит цифра 4, то это предложение надо разобрать по членам предложения.

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Индивидуальная

Упражнение

Беседа

Демонстрация слайдов

Объяснение

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Организует        самостоятельную деятельность обучающихся  по освоению новых знаний

-Сейчас выполним упражнение № 45. Что от нас требуется?

-Это задание вы будете выполнять самостоятельно. Это значит, что никто никуда не поворачивается, никуда не смотрит и никому не подсказывает. Вам нужно списать предложения и вставить пропущенные буквы.

-Можете приступать к выполнению. Если закончили, руку на локоток.

-Отлично, все закончили.

Организует проверку выполнения упражнения

- Теперь выберите одно предложение и разберите его по членам предложения.

- Закончили. А теперь все вместе проверим. По цепочке с 3-го ряда. Сначала читаем предложение полностью, затем орфограмму и проверочное слово.

Организует самооценку деятельности учащихся

-А сейчас возьмите свой листок самооценки и нарисуйте кружок в 4-м столбике.

Выполняют самостоятельную работу, слушают учителя

1)Листья на деревьях пожелтели.

Листья – разделительный мягкий знак после Т

Пожелтели – безударная гласная (Е во втором слоге) в корне слова, проверяемая ударением; проверочное слово – жёлтый.

2) В гнезде сидел маленький совёнок.

Гнезде – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением; проверочное слово – гнёзда.

Совёнок – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением; проверочное слово – совы.

3) Белые чайки кружились над водой.

Чайки – и, у, а после шипящих, чайки- это словарное слово.

Кружились – и, у, а после шипящих

4) Осенний ветер жалобно шумит.

Ветер – безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением; ветер- это словарное слово.

Оценивают свою деятельность.

УУПД:

Самостоятельно вставлять необходимые буквы в слова

УУРД:

Проявлять познавательную инициативу в учебной деятельности

УУКД:

Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний

Демонстрационные (презентация)

Печатные (листы самооценки, учебник)

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

парная

Вопросы к детям

Беседа

Самоконтроль

Организует работу по записи Д/З

-Откройте свои дневники и запишите Д/З – стр. 30, упр. № 46.

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся

-Наш урок подходит к концу. Теперь сделайте вывод урока: расскажите по схеме о предложении

-Превосходно!

-А сейчас вновь возьмите свои листы самооценки и нарисуйте смайлик, который описывает ваше настроение сейчас.

-Передавайте свои листы с задних парт.

-Послушайте оценки за работу на уроке…

Благодарит за работу, прощается

-Большое всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!

Записывают Д/З

Подводят итоги урока, оценивают свою деятельность на уроке

Главные ЧП – это подлежащее, которое обозначает о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? Что?, и сказуемое, которое обозначает, что говорится о подлежащем , и отвечает на вопросы что делает? Что сделал? И т.д.

На письме подлежащее обозначается одной горизонтальной линией, сказуемое – двумя линиями.

Второстепенные ЧП. Они поясняют  другие ЧП.                

Отвечают на вопросы: кого? Чему? Где? Куда? Какой? Когда? И т.д.

Прощаются с учителем

-До свидания!

УУКД:

Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний

УУЛД:

Осмысливать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Демонстрационные (презентация)

Печатные (листы самооценки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения"

Цель:организовать деятельность уч-ся по обобщению и систематизации знаний о  главных и второстепенных членах предложения, их видах; совершенствовать умение находить главные и второстепенные...

Разработка урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения". Программа "Школа России". 4 класс.

Урок  "Главные и второстепенные члены предложения" проводится в теме "Синтаксис и пунктуация. Предложение."...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник Поляковой А.В.

Данный урок может быть исползован на уроке русского языка в 4 классе. Конспект составлен по технологии системно-деятельностного подхода....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение."

Урок фиксации и систематизации нового знания. Цель: формирование понятия об определении; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знани...

Урок русского языка по теме: "Второстепенные члены предложения. Определение." 3 класс.

Конспект урока по русскому языку в 3 «в» классе по теме «Второстепенные члены предложения. Определение»Технология развивающего обучения(система Л.В. Занкова)...

Технологическая карта урока русского языка «Главные и второстепенные члены предложения.Основа предложения». (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятий о грамматических признаках предложения, о главных и второстепенных членах предложения, формирование грамотного выражения...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения».

Урок русского языка знакомит детей с новым второстепенным членом предложения – определением. Урок составлен исходя из требований стандартов II поколения. (УМК «Перспективная начальная школ...