ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, «Главные и второстепенные члены предложения», УМК "Школа России", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока: совершенствование умения различать главные и второстепенные члены предложения
Задачи урока:
Дидактические:
1) познакомить обучающихся с понятием «сложное предложение»;
2) обобщить и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения;
Развивающие:
1) развивать умение анализировать ответы товарищей;
2) развивать память, речь;
Воспитательные:
1) совершенствовать навыки сотрудничества и взаимопомощи;
2) пробудить чувство сопричастности и ответственности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Главные и второстепенные члены предложения» | 38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 23.09.22 Школа: МАОУ МЛ № 148 г. Челябинска Класс: 3 «Г» Урок: 2 Время: 14:55 – 15:35 Кабинет: 203 | Студент: Фахретдинова Карина Группа: 46 Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока «Главные и второстепенные члены предложения»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока: совершенствование умения различать главные и второстепенные члены предложения
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятием «сложное предложение»; 2) обобщить и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения; | Предметные: 1) учиться устанавливать связь слов в предложении; 2) систематизировать умение разбирать предложение по членам; 3) учиться выполнять орфографическое действие. |
Развивающие: 1) развивать умение анализировать ответы товарищей; 2) развивать память, речь; | Личностные: 1) становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка; 2) установление связи между понятиями «учебная деятельность» и «мотив». |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества и взаимопомощи; 2) пробудить чувство сопричастности и ответственности обучающихся. |
УМК: «Школа России», учебник Русский язык: 3 кл.: Учебник: в 2ч./В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 1 часть.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Беседа Стихотворение Демонстрация слайдов Внешний контроль Самоконтроль | Приветствует учащихся -Здравствуйте! Садитесь. Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность -Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал. А мы время не теряем И урок наш начинаем. -Итак, если вы готовы начать урок, сядьте прямо, ноги на пол, руки на парту. Организует внимание и дает пояснение по работе с оценочным листом - В течение всего урока вы будете оценивать свою работу с помощью листов, которые я вам раздала. Вам нужны будут зелёный, красный и желтый фломастеры или карандаши. Ваша задача нарисовать кружочек определённого цвета в нужный столбик. В ходе работы объясню вам подробнее. | Приветствуют учителя -Здравствуйте! Выполняют самооценку готовности к уроку | УУПД: Выявлять причинно-следственные связи УУКД: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей | Демонстрационные (презентация) Печатные (листы самооценки |
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Беседа Упражнения Демонстрация слайдов Вопросы к детям Самоконтроль | -А сейчас откройте свои тетради, запишите число, классная работа. Проводит словарный диктант -Словарный диктант. Сейчас я буду диктовать вам разные слова, а вы будете их правильно записывать. (праздник, вместе, орех, метро, класс, ягода, ученица, суббота, хорошо, вдруг) Организует взаимопроверку -Возьмите простой карандаш, поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте его по образцу на слайде. Организует самооценку деятельности учащихся -Посмотрите на свои ошибки. А теперь возьмите ваш лист самооценки и нарисуйте зеленый кружок, если нет ни единой ошибки; желтый кружок, если есть 1-3 ошибки, и красный кружочек, если ошибок больше 3. -Поднимите руку, кто нарисовал зелёный кружок. А у кого жёлтый? Отлично! Организует актуализацию знаний обучающихся -А сейчас посмотрите на доску (рос, на, могучий, поляне, дуб). Вам необходимо составить из данных слов предложение и записать его в тетрадь. Кто готов ручку на локоток. -Какое же предложение вы составили? Ответы я принимаю только по поднятой руке. -Найдите основу предложения, подчеркните. Какие члены предложения составляют его основу. А как же называются другие члены предложения? | Записывают число, классная работа. Выполняют задание Праздник, вместе, орех, метро, класс, ягода, ученица, суббота, хорошо, вдруг Проверяют работу Заполняют оценочные листы Вспоминают и обобщают учебный материал Актуализируют знания -На поляне рос могучий дуб. -Распространённое -Дуб рос -Второстепенные. | УУПД: Находить пути решения при трудностях в написании трудных слов УУЛД: Установка на здоровый образ жизни УУРД: Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Демонстрационные (презентация) Печатные (листы самооценки) |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Составление плана Беседа демонстрация слайдов Внешний контроль | Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися темы и целей урока -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. -Посмотрите на доску. Какую цель мы поставим перед собой? организует построение плана урока -Для того, чтобы нам было удобнее работать, предлагаю составить план урока. Используйте фразы на доске и ваши листы самооценки. -Отлично! | Выдвигают варианты формулировок темы, цели, участвуют в их обсуждении;
| УУПД: выявлять причинно-следственные связи УУКД: Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению УУРД: различать способ и результат действия | Демонстрационные (презентация) |
Обобщение и систематизация знаний и умений | Обеспечение формирования целостнной системы ведущих знаний обучающегося, обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей | Фронтальная Индивидуальная Беседа Упражнения Демонстрация слайдов Показ способов действий Самоконтроль Взаимоконтроль | -Давайте с вами вспомним, какие члены предложения бывают? -Верно. Назовите главные ЧП. Что они обозначают? На какие вопросы они отвечают? Как они обозначаются на письме? -Второстепенные ЧП. Что они поясняют? На какие вопросы отвечают? - Прекрасно! -Проверьте, правильно ли заполнена схема? -Да, всё правильно. А сейчас откройте учебники на стр. 29. Выполним упражнение 42. -Прочитай задание. -Итак, даю вам 1 минуту на то, чтобы объяснить своему соседу, как найти в данных предложениях главные и второстепенные ЧП. Говорим полушепотом, чтобы не мешать другим. Организует диктант по памяти -Закончили. Прочитайте все предложения «про себя». Выберите одно предложение. Прочитайте его. Проговорите «про себя». Посмотрите в книгу, прочитайте по слогам все слова. Найдите орфограммы, запомните написание слов. Повторите ещё раз. Писать будем только по моей команде. А сейчас закройте свои учебники. -Теперь пишем. | Отвечают на вопросы учителя -Бывают главные и второстепенные члены предложения. -Главные ЧП – это подлежащее, которое обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? Что?, и сказуемое, которое обозначает, что говорится о подлежащем , и отвечает на вопросы что делает? Что сделал? И т.д. На письме подлежащее обозначается одной горизонтальной линией, сказуемое – двумя линиями. Второстепенные ЧП. Они поясняют другие ЧП. Отвечают на вопросы: кого? Чему? Где? Куда? Какой? Когда? И т.д. Открывают учебники, читают задание Выполняют задание Выполняют самопроверку Подчеркивают основу предложения. 1) Туманы плывут 2) Птички улетели 3) Лес пестреет | УУКД: формулировать собственное мнение и позицию УУПД: Соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников УУЛД: Осмысливать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе | Демонстрационные (презентация) Печатные (листы самооценки, учебник) |
Обобщение и систематизация знаний и умений | Обеспечение формирования целостнной системы ведущих знаний обучающегося, обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей | Организует самопроверку -А сейчас откройте учебник и проверьте себя. Организует работу с предложением -Подчеркните в своём предложении основу. -Кто назовёт основу 1-го предложения? -Основу 2-го предложения -И основа 3-го предложения. -Возьмите листы самооценки и нарисуйте во 2-м столбце кружок нужного цвета. -Выполним упражнение № 43. Прочитайте задание. -Кто же понял, что мы должны сделать? -Верно, нам необходимо разобрать предложение по членам, опираясь на памятку. -По этой памятке вы ещё не работали и сейчас самые внимательные и усидчивые научатся по ней работать. -Откройте стр. 144. Кто желает прочитать громко и выразительно? -Итак, кто самый смелый? Кто хочет попробовать разобрать предложение по членам? -Все строго по пунктам. -Отлично! Молодец! -Вернитесь на стр. 29. Если кто-то заметил, здесь есть такие слова «Обратите внимание». Кто желает прочитать? -О чём же здесь говорится? -Нарисуйте в своих листах самооценки в 3 столбике кружок нужного цвета. Хорошо! -А сейчас давайте немного разомнёмся. Встаньте со своих мест подальше от парт Проводит физкультминутку | Оценивают свою деятельность Читают задание Здесь нам необходимо прочитать памятку и пользуясь ей, разобрать предложение по членам. Разбирают предложение по членам по памятке 1)Осенью расцвели белые астры. 2)Нахожу подлежащее ставлю вопрос: о чём говорится в предложении? – об астрах. В предложении слово «Астры» отвечают на вопрос что? Значит, слово «Астра» - подлежащее. Подчёркиваю одной чертой. 3) Нахожу сказуемое. Ставлю вопрос: что говорится об астрах? – расцвели. Слово «Расцвели» отвечает на вопрос Что делали? Значит, слово «Расцвели» - сказуемое. Подчёркиваю двумя чертами. 4) Делаю вывод: подлежащее (астры) и сказуемое (расцвели) – это главные ЧП. 5) Нахожу второстепенный ЧП, который поясняет подлежащее. Ставлю от подлежащего вопрос: астры какие? – белые. Нахожу второстепенный ЧП , который поясняет сказуемое. Ставлю от сказуемого вопрос: расцвели когда? – осенью. Здесь говорится о том, что если у последнего слова в предложении стоит цифра 4, то это предложение надо разобрать по членам предложения. Физкультминутка | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Фронтальная Индивидуальная Упражнение Беседа Демонстрация слайдов Объяснение Самоконтроль Взаимоконтроль | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по освоению новых знаний -Сейчас выполним упражнение № 45. Что от нас требуется? -Это задание вы будете выполнять самостоятельно. Это значит, что никто никуда не поворачивается, никуда не смотрит и никому не подсказывает. Вам нужно списать предложения и вставить пропущенные буквы. -Можете приступать к выполнению. Если закончили, руку на локоток. -Отлично, все закончили. Организует проверку выполнения упражнения - Теперь выберите одно предложение и разберите его по членам предложения. - Закончили. А теперь все вместе проверим. По цепочке с 3-го ряда. Сначала читаем предложение полностью, затем орфограмму и проверочное слово. Организует самооценку деятельности учащихся -А сейчас возьмите свой листок самооценки и нарисуйте кружок в 4-м столбике. | Выполняют самостоятельную работу, слушают учителя 1)Листья на деревьях пожелтели. Листья – разделительный мягкий знак после Т Пожелтели – безударная гласная (Е во втором слоге) в корне слова, проверяемая ударением; проверочное слово – жёлтый. 2) В гнезде сидел маленький совёнок. Гнезде – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением; проверочное слово – гнёзда. Совёнок – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением; проверочное слово – совы. 3) Белые чайки кружились над водой. Чайки – и, у, а после шипящих, чайки- это словарное слово. Кружились – и, у, а после шипящих 4) Осенний ветер жалобно шумит. Ветер – безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением; ветер- это словарное слово. Оценивают свою деятельность. | УУПД: Самостоятельно вставлять необходимые буквы в слова УУРД: Проявлять познавательную инициативу в учебной деятельности УУКД: Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний | Демонстрационные (презентация) Печатные (листы самооценки, учебник) |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная парная Вопросы к детям Беседа Самоконтроль | Организует работу по записи Д/З -Откройте свои дневники и запишите Д/З – стр. 30, упр. № 46. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся -Наш урок подходит к концу. Теперь сделайте вывод урока: расскажите по схеме о предложении -Превосходно! -А сейчас вновь возьмите свои листы самооценки и нарисуйте смайлик, который описывает ваше настроение сейчас. -Передавайте свои листы с задних парт. -Послушайте оценки за работу на уроке… Благодарит за работу, прощается -Большое всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания! | Записывают Д/З Подводят итоги урока, оценивают свою деятельность на уроке Главные ЧП – это подлежащее, которое обозначает о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? Что?, и сказуемое, которое обозначает, что говорится о подлежащем , и отвечает на вопросы что делает? Что сделал? И т.д. На письме подлежащее обозначается одной горизонтальной линией, сказуемое – двумя линиями. Второстепенные ЧП. Они поясняют другие ЧП. Отвечают на вопросы: кого? Чему? Где? Куда? Какой? Когда? И т.д. Прощаются с учителем -До свидания! | УУКД: Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний УУЛД: Осмысливать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе | Демонстрационные (презентация) Печатные (листы самооценки) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения"
Цель:организовать деятельность уч-ся по обобщению и систематизации знаний о главных и второстепенных членах предложения, их видах; совершенствовать умение находить главные и второстепенные...
Разработка урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения". Программа "Школа России". 4 класс.
Урок "Главные и второстепенные члены предложения" проводится в теме "Синтаксис и пунктуация. Предложение."...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник Поляковой А.В.
Данный урок может быть исползован на уроке русского языка в 4 классе. Конспект составлен по технологии системно-деятельностного подхода....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение."
Урок фиксации и систематизации нового знания. Цель: формирование понятия об определении; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знани...
Урок русского языка по теме: "Второстепенные члены предложения. Определение." 3 класс.
Конспект урока по русскому языку в 3 «в» классе по теме «Второстепенные члены предложения. Определение»Технология развивающего обучения(система Л.В. Занкова)...
Технологическая карта урока русского языка «Главные и второстепенные члены предложения.Основа предложения». (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятий о грамматических признаках предложения, о главных и второстепенных членах предложения, формирование грамотного выражения...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения».
Урок русского языка знакомит детей с новым второстепенным членом предложения – определением. Урок составлен исходя из требований стандартов II поколения. (УМК «Перспективная начальная школ...