Технологическая карта урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник Поляковой А.В.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Данный урок может быть исползован на уроке русского языка в 4 классе. Конспект составлен по технологии системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_kl.docx28.8 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx81.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского» города Смоленска

Урок русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение»

4А класс УМК Л.В. Занкова, учебник Поляковой А.В.

Составил учитель начальных классов

Переслегина Юлия Геннадьевна

2018

Урок русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение»

4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник Поляковой А.В.

Тип урока «открытия» нового знания

Технология проблемного обучения

Цель: создать условия для формирования лингвистической компетенции обучающихся через ознакомление с одним из видов второстепенных членов предложения обстоятельством, и изученным второстепенным членом предложения дополнением, через формирование умений составлять алгоритм ответа и находить обстоятельства  и дополнения в предложении, ставить к ним вопросы, определять их роль в предложении, графически обозначать, через формирование умения обобщать полученные данные и делать выводы, самостоятельно употреблять обстоятельства в речи, что будет способствовать формированию познавательного интереса к русскому языку, формированию критического мышления учащихся. 

Задачи:

- формировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении;
- включать определения обстоятельства и дополнения в алгоритм определения второстепенных членов предложения;
- учить использовать приобретённые знания при выполнении заданий.

Планируемые результаты:
Личностные умения:
- проявлять позитивное отношение к уроку;
Метапредметные умения
познавательные:
- исследовать второстепенные члены (обстоятельство, дополнение), определять вид каждого второстепенного члена в предложении;
- использовать приобретённые знания при написании письма

регулятивные:
- соотносить учебные действия с алгоритмом определения второстепенных членов предложения;
коммуникативные:
- формулировать собственное высказывание, мнение;

предметные умения
- определять в предложении второстепенные члены разных видов, обозначать их графически;

Ход урока

Приемы СДП

Содержание приема

Применение на уроке

Подготовка учащихся, включение в деятельность

Формирование позитивного отношения к предстоящей деятельности, повышение мотивации и интереса, актуализация личной составляющей ученика

1. Мотивация

Друзья мои! Я очень рада,

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

А в детективов превратившись,

Мы вместе сочиним урок…

-Ребята, посмотрите, с каким предметом я пришла к вам на

урок (лупа)?

-Вспомните, люди каких профессий пользуются лупой?

-Каких детективов вы знаете? Какие качества важны для людей этой профессии? А нам они пригодятся?

-  Сегодня мы с вами станем детективами и проведём

расследование.

Актуализация имеющихся знаний

Побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны различные правильные ответы.

- Проверим вашу память и сообразительность.

«Пинг понг»  Учитель задает тему первым вопросом и бросает мяч ученику, ученик быстро дает ответ и задает следующему участнику вопрос по теме

- Что такое предложение?

- А какие они бывают по цели высказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов?

- Что такое нераспространенное предложение?

- Какие главные члены предложения ты знаешь?

- Что такое распространенное предложение?

- Для чего необходимы (нужны) второстепенные члены

предложения?

- Что такое подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство?

Проверка усвоения темы предыдущего урока «Обстоятельство. Виды обстоятельств»  выполняется на карточках с дальнейшей взаимопроверкой.

КАРТОЧКА (работа в парах по проверке)

Прочитай. Выпиши из предложений обстоятельства в три столбика. Дай название каждой группе.

Зима подкралась тихо и незаметно.  Вдруг вечером разыгралась метель, подул сильный ветер. Лес замер в ожидании ночи. Пришёл новый день. Вдали всходило солнце. Утром всё изменилось. Налево вела заснеженная тропинка, а справа расстилалось огромное поле.

Взаимопроверка со слайда №1

Место действия

Время действия

Способа действия

вдали

вечером

тихо

налево

утром

незаметно

справа

вдруг

в ожидании

Оценка работы одноклассников.

Формирование проблемы

Активизация учащихся на понимание и формулирование проблемы занятия.

На доске предложения. Выполнение детьми по вариантам. У доски по 1 ученику.

Маленькая птичка тихонько стучит в стекло.

Зимняя гостья пожаловала к жилью человека.

- Спишите, разберите предложения по членам и по частям речи. Стрелками укажите связь между словами. Надпишите над словами вопросы. Подчеркните члены предложения.

Проверка

-У всех так выполнено? У кого какие варианты? Мнения?

-Задание было одно, а выполнили вы его по-разному. Почему?

-Какие второстепенные члены предложения вызвали столько разногласий?

Формулирование учениками целей, задач и темы урока – передача функции от учителя к ученику

Помочь ученикам сформулировать тему урока, поставить цель, которую необходимо достигнуть, составить план действий.

-Тема урока: Второстепенные члены предложения обстоятельство и дополнение.

- Какая цель стоит сегодня перед нами на уроке?

Научиться правильно находить и подчеркивать в предложении обстоятельства и дополнения

-Какие задачи необходимо решить?

1.Обсудить проблему с товарищами.

2.Найти способ для решения проблемы.

3.Оформить его.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ЗАПИСЬ «ФИЗМИНУТКА»

Выход из проблемной ситуации через создание алгоритма

Создание алгоритма (продукта), сверка с авторским образцом, внесение изменений и дополнений.

Работа в группах по 4 человека.

-Обсудите с товарищами проблему и предложите решение.

На листе каждая группа записывает  по одному варианту.

Выделяем слово алгоритм.

-Что обозначает это слово?

Чтобы правильно находить обстоятельства и дополнения нужно составить алгоритм действия

Составляют алгоритм с помощью слов подсказок, оформляют его в парах на листах бумаги.

КОНВЕРТ с подсказками

Зачитывают несколько вариантов.

Проверяют себя по учебнику С.18, вносят изменения, добавления.

Включение в систему знаний и повторение

Выявление границ применимости нового знания, где новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Упр. №35 с опорой на алгоритм. ПРОВЕРКА.

Упр.№30 выписать последнее предложение. Сделать полный разбор по членам предложения и частям речи (комментирование с места).

Упр.№28 выписать предложения по схеме. САМООЦЕНКА (ответы на слайде)

Рефлексия учениками процесса и результатов собственной деятельности

Учитель обучает детей осуществлять рефлексивные действия (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, причины затруднений…)

Давайте вернемся к началу нашего расследования (цели и задачам урока).

Фронтальная беседа:

- Какая тема нашего расследования? (СЛАЙД №2)

- Какие затруднения вы испытали?

- Что помогло вам их преодолеть?

Расследование достигло цели?

Предлагаю вам вернуться к  предложениям, с которыми мы

не смогли разобраться в начале урока! И определить в них правильно второстепенные члены предложения.

Оценивание

Учитель актуализирует необходимость участия обучающихся в оценке своей деятельности по её результатам.

Молодцы!

Кто был успешен на уроке и получил ответы на все вопросы,

прикрепите  мешочек «доказательств» к папке сыщика и для вас дело будет закрыто. А кому  необходимо повторить и проработать некоторые вопросы – под лупу сыщика, для вас расследование продолжается.

Домашнее задание

Учитель предлагает вариативность домашнего задания. Возможность выбора с учетом затруднений.

Домашнюю работу вы будете выполнять по карточке. Вы можете выбрать задание разного уровня сложности.

Задание №3 – творческое, для тех, кто сегодня на уроке справился со всеми заданиями и решил все поставленные задачи;

Задание №2 – могут выбрать те, у кого ещё остались вопросы и требуется время для закрепления и осмысления;

Задание №1  - для тех, кому очень сложно, у кого не все получилось на уроке.

КАРТОЧКА

1. Спиши, вставляя пропущенные слова, используя слова

из справок, определи член предложения.

Проливной дождь шёл (когда?)...

(Где?) набухли почки.

Дети поедут когда? куда?

Слова для справок: ночью, завтра, на тополях, за город.

2. Спиши, вставляя пропущенные слова, определи член

Предложения.

Проливной дождь шёл (когда?)...

(Где?) набухли почки.

Дети поедут когда? куда?

3. Придумай  и запиши предложения, соответствующие теме урока.

Приложение к уроку

КАРТОЧКА

Прочитай. Выпиши из предложений обстоятельства в три столбика. Дай название каждой группе.

Зима подкралась тихо и незаметно.  Вдруг вечером разыгралась метель, подул сильный ветер. Лес замер в ожидании ночи. Пришёл новый день. Вдали всходило солнце. Утром всё изменилось. Налево вела заснеженная тропинка, а справа расстилалось огромное поле.

КАРТОЧКА

«Домашнее задание»

1. Спиши, вставляя пропущенные слова, используя слова

из справок, определи член предложения.

Проливной дождь шёл (когда?)...

(Где?) набухли почки.

Дети поедут когда? куда?

Слова для справок: ночью, завтра, на тополях, за город.

2. Спиши, вставляя пропущенные слова, определи член

Предложения.

Проливной дождь шёл (когда?)...

(Где?) набухли почки.

Дети поедут когда? куда?

3. Придумай  и запиши предложения, соответствующие теме урока.

Алгоритм

Ставлю вопрос от главного члена предложения к второстепенному. Определяю, отвечает ли слово на вопрос косвенного падежа.

Ставлю вопрос от главного члена предложения к второстепенному. Определяю, обозначает ли слово место, время или способ действия.

Вывод: член предложения – обстоятельство.

Подчёркиваю - ∙- ∙ - ∙- ∙-

Вывод: член предложения – дополнение.

Подчёркиваю - - - - - - -

Если к слову можно поставить вопрос косвенного падежа и вопрос по смыслу, то это обстоятельство и дополнение. Подчёркиваем - ∙ - ∙ - ∙- и - - - - -.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составил учитель начальных классов Переслегина Юлия Геннадьевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского» города Смоленска Урок русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение» 4А класс УМК Л.В. Занкова , учебник Поляковой А.В.

Слайд 2

Проверка карточки Место действия Время действия Способа действия вдали вечером тихо налево утром незаметно справа вдруг в ожидании

Слайд 3

Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Дополнение.» Цель: научиться правильно находить и подчеркивать в предложении обстоятельства и дополнения

Слайд 4

АЛГОРИТМ - совокупность действий, правил для решения данной задачи . (Толковый словарь Ожегова С.И.)

Слайд 5

Проверка упражнения № 28 Сильно дрожали стёкла окон. Повалил снег. Последний месяц осени принёс зиму. Ночью ворвался в город северный ветер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение" для 3 класса по системе Л.Занкова

Конспект урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Второстепенные члены предложения. Определение»Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)Цели:-  дать понятие об определе...

Урок русского языка по теме «Второстепенный член предложения - дополнение»( 3-й класс)

Урок русского языка по теме «Второстепенный член предложения  - дополнение»( 3-й класс)  Цели урока:- познакомить с второстепенными членами предложения, дополнением, формиро...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение."

Урок фиксации и систематизации нового знания. Цель: формирование понятия об определении; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знани...

Технологическая карта урока русского языка «Главные и второстепенные члены предложения.Основа предложения». (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятий о грамматических признаках предложения, о главных и второстепенных членах предложения, формирование грамотного выражения...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, «Главные и второстепенные члены предложения», УМК "Школа России", 3 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: совершенствование умения различать главные и второстепенные члены предложенияЗадачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с поня...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения».

Урок русского языка знакомит детей с новым второстепенным членом предложения – определением. Урок составлен исходя из требований стандартов II поколения. (УМК «Перспективная начальная школ...