Звук [а], буквы А, а
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД «СТРАНА АБВГДЕЙКА»
Уроки 22, 22 (Чтение и Письмо). Звук [а], буквы А, а
Задачи: учить распознавать звук [а] и соответствующую букву, давать характеристику звука [а], правильно писать буквы А, а; развивать навыки звукового анализа слов по алгоритму, умение соотносить букву и звук; формировать навыки работы с ребусами; прививать интерес к аналитико-синтетической работе, милосердное отношение к животным.
Формируемые УУД: распознавать звук [а] и соответствующую букву; давать характеристику звука [а], правильно писать буквы А, а; разгадывать ребусы; выполнять звуковой анализ слов; работать в группе.
Ход уроков
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок —
Поскорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
II. Развитие речевого аппарата
- Артикуляционная разминка: упражнение «Рыба-шар»
(Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая во рту воздух.)
- Дыхательная гимнастика: упражнение «Голос»
(Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), длительный выдох ровной струей можно сочетать со звуком [а-а-а-а].)
- Работа над дикцией
- Повторите за мной.
Анна, аист, апельсин,
Ася, Вася, мандарин.
Азбука, аквамарин,
Атом, арфа, аспирин.
Аквамарин - драгоценный камень зеленовато-голубого цвета.
(Учитель показывает положение губ при произнесении звука [а].)
III. Самоопределение к деятельности
— Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а.)
— Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа.)
— Какой звук сегодня у нас в гостях? (Звук [а].)
- Что вы можете рассказать об этом звуке?
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке |а|, научиться писать соответствующие буквы.)
IV. Работа по теме уроков
1. Работа по «Азбуке*
С.68
— Рассмотрите рисунок на желтом фоне в левом верхнем углу страницы Этот рисунок волшебный, потому что он поможет нам познакомиться с новым звуком и новой буквой. Назовите птицу. (Аист.)
— Произнесите слово по слогам.
— Произнесите первый слог.
- Что вы заметили? (Это гласный звук,}
— Докажите, (При произнесении гласного звука воздух во рту не встречает преград, выходит свободно.)
— Помогите мне выложить на наборном полотне звуковой состав слова аист.
Один из звуков этого слова мы сегодня заменим специальным знаком - буквой. Эта буква так и называется: а.
(Учитель заменяет на наборном полотне значок звука на букву.)
— Прочитайте букву. Произнесите все слово.
— Разгадайте ребус. (Акула.)
(При необходимости учитель объясняет принцип разгадывания ребуса. Далее звуко-буквенный анализ слова акула.)
— В каком месте слова находится звук [а]?
— Разделите слово на слоги.
- Произнесите слово с ударением.
- Назовите ударный слог, ударный гласный звук.
- Как определить ударный гласный звук?
2. Работа в прописях «Мой алфавит»
С. 2-6
— Чем эта тетрадь отличается от предыдущей рабочей тетради?
(Учитель обращает внимание детей на особенности условных знаков.)
— Для чего мы будем работать в прописях? (Чтобы научиться красиво и правильно писать буквы.)
— Рассмотрите рисунок на с. 4. Кто на нем изображен? (Пчела.)
— Кто такая пчела? (Насекомое.)
- Какую пользу приносит пчела? (Дает мед.)
— О каком человеке говорят: «Трудолюбив, как пчела»?
— Как можно объяснить пчеле дорогу к улью?
(Объяснение учителя сопровождается показом на доске, разлинованной соответствующим образом.)
- Обведите дорогу пчелы к цветам.
- Рассмотрите рисунок на с. 5.
- Помогите кораблику доплыть до берега.
(Учитель показывает на лоске.)
— На рисунке внизу обведите все недорисованные линии.
— Что вы заметили? (Эти линии волнистые.)
— Откройте прописи на с. 6.
— Какое слово зашифровано с помощью рисунков? (Аист.)
— Что обозначает схема, данная ниже? (Это звуковая схема слова аист.)
— Разгадайте следующее слово. (Астра.)
— Составьте звуковую схему слова астра.
— Почему буква а написана красным цветом? (Буква а обозначает гласный звук.)
- Напишите печатную заглавную букву А по образцу, ориентируясь по стрелкам.
(Далее учащиеся самостоятельно прописывают букву на свободной строке. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы а.)
- Рассмотрите письменную строчную букву а в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
- С какого элемента следует начать написание буквы?
- Обведите образец.
(Написание элементов письменной строчной буквы а сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием.
Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
— Посмотрите на свою работу. Подчеркните буквы, которые у вас лучше всего получилось написать.
— Какие фрукты и овощи вы видите на рисунке внизу?
- Назовите те из них, в названиях которых есть звук [а]. (Банан, груша, репа.)
— Обозначьте звук [а] в этих словах буквой.
- Физкультминутка
- Продолжение работы по теме уроков
- Работа по «Азбуке»
С. 68
(Учитель читает стихотворение.)
— Кого лечил Айболит? (Всех животных.)
- Кто пришел к Айболиту? (Лиса.)
(Звуко-буквенный анализ слова лиса. Составление предложения с данным словом.)
— Попробуйте подготовить инсценировку этого отрывка.
(Работа в группе. Самооценка. Каждый рассказывает о своем участии в общем деле.)
- Работа в прописях «Мой алфавит»
С. 7
— Что нарисовано в левом верхнем углу страницы? (Ананас.)
- Составьте звуковую схему слова ананас.
— Раскрасьте ананас.
Рассмотрите письменную прописную букву А в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
— С какого элемента следует начать писать заглавную букву А?
- Обведите образец.
(Написание элементов письменной прописной буквы А сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
— Рассмотрите картинки внизу. Что на них изображено?
— Напишите первые буквы этих слов. Подумайте, прописные или строчные буквы вы будете писать. (Айболит и Аня напишем с прописной буквы, акула и ананас — со строчной.)
(Повторение правила написания заглавной буквы в словах.)
- Рефлексия
- Назовите слова, которые начинаются на букву а.
— Оцените свою работу' на уроке.
- Кому нужна помощь учителя?
- Подведение итогов уроков
— Чем полезен был сегодняшний урок?
- Что вы узнали, чему научились?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_22_strana_abvgdeyka_zvuk_a_bukvy_a_a.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД «СТРАНА АБВГДЕЙКА»
Уроки 22, 22 (Чтение и Письмо). Звук [а], буквы А, а
Задачи: учить распознавать звук [а] и соответствующую букву, давать характеристику звука [а], правильно писать буквы А, а; развивать навыки звукового анализа слов по алгоритму, умение соотносить букву и звук; формировать навыки работы с ребусами; прививать интерес к аналитико-синтетической работе, милосердное отношение к животным.
Формируемые УУД: распознавать звук [а] и соответствующую букву; давать характеристику звука [а], правильно писать буквы А, а; разгадывать ребусы; выполнять звуковой анализ слов; работать в группе.
Ход уроков
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок —
Поскорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
II. Развитие речевого аппарата
- Артикуляционная разминка: упражнение «Рыба-шар»
(Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая во рту воздух.)
- Дыхательная гимнастика: упражнение «Голос»
(Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), длительный выдох ровной струей можно сочетать со звуком [а-а-а-а].)
- Работа над дикцией
- Повторите за мной.
Анна, аист, апельсин,
Ася, Вася, мандарин.
Азбука, аквамарин,
Атом, арфа, аспирин.
Аквамарин - драгоценный камень зеленовато-голубого цвета.
(Учитель показывает положение губ при произнесении звука [а].)
III. Самоопределение к деятельности
— Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а.)
— Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа.)
— Какой звук сегодня у нас в гостях? (Звук [а].)
- Что вы можете рассказать об этом звуке?
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке |а|, научиться писать соответствующие буквы.)
IV. Работа по теме уроков
1. Работа по «Азбуке*
С.68
— Рассмотрите рисунок на желтом фоне в левом верхнем углу страницы Этот рисунок волшебный, потому что он поможет нам познакомиться с новым звуком и новой буквой. Назовите птицу. (Аист.)
— Произнесите слово по слогам.
— Произнесите первый слог.
- Что вы заметили? (Это гласный звук,}
— Докажите, (При произнесении гласного звука воздух во рту не встречает преград, выходит свободно.)
— Помогите мне выложить на наборном полотне звуковой состав слова аист.
Один из звуков этого слова мы сегодня заменим специальным знаком - буквой. Эта буква так и называется: а.
(Учитель заменяет на наборном полотне значок звука на букву.)
— Прочитайте букву. Произнесите все слово.
— Разгадайте ребус. (Акула.)
(При необходимости учитель объясняет принцип разгадывания ребуса. Далее звуко-буквенный анализ слова акула.)
— В каком месте слова находится звук [а]?
— Разделите слово на слоги.
- Произнесите слово с ударением.
- Назовите ударный слог, ударный гласный звук.
- Как определить ударный гласный звук?
2. Работа в прописях «Мой алфавит»
С. 2-6
— Чем эта тетрадь отличается от предыдущей рабочей тетради?
(Учитель обращает внимание детей на особенности условных знаков.)
— Для чего мы будем работать в прописях? (Чтобы научиться красиво и правильно писать буквы.)
— Рассмотрите рисунок на с. 4. Кто на нем изображен? (Пчела.)
— Кто такая пчела? (Насекомое.)
- Какую пользу приносит пчела? (Дает мед.)
— О каком человеке говорят: «Трудолюбив, как пчела»?
— Как можно объяснить пчеле дорогу к улью?
(Объяснение учителя сопровождается показом на доске, разлинованной соответствующим образом.)
- Обведите дорогу пчелы к цветам.
- Рассмотрите рисунок на с. 5.
- Помогите кораблику доплыть до берега.
(Учитель показывает на лоске.)
— На рисунке внизу обведите все недорисованные линии.
— Что вы заметили? (Эти линии волнистые.)
— Откройте прописи на с. 6.
— Какое слово зашифровано с помощью рисунков? (Аист.)
— Что обозначает схема, данная ниже? (Это звуковая схема слова аист.)
— Разгадайте следующее слово. (Астра.)
— Составьте звуковую схему слова астра.
— Почему буква а написана красным цветом? (Буква а обозначает гласный звук.)
- Напишите печатную заглавную букву А по образцу, ориентируясь по стрелкам.
(Далее учащиеся самостоятельно прописывают букву на свободной строке. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы а.)
- Рассмотрите письменную строчную букву а в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
- С какого элемента следует начать написание буквы?
- Обведите образец.
(Написание элементов письменной строчной буквы а сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием.
Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
— Посмотрите на свою работу. Подчеркните буквы, которые у вас лучше всего получилось написать.
— Какие фрукты и овощи вы видите на рисунке внизу?
- Назовите те из них, в названиях которых есть звук [а]. (Банан, груша, репа.)
— Обозначьте звук [а] в этих словах буквой.
- Физкультминутка
- Продолжение работы по теме уроков
- Работа по «Азбуке»
С. 68
(Учитель читает стихотворение.)
— Кого лечил Айболит? (Всех животных.)
- Кто пришел к Айболиту? (Лиса.)
(Звуко-буквенный анализ слова лиса. Составление предложения с данным словом.)
— Попробуйте подготовить инсценировку этого отрывка.
(Работа в группе. Самооценка. Каждый рассказывает о своем участии в общем деле.)
- Работа в прописях «Мой алфавит»
С. 7
— Что нарисовано в левом верхнем углу страницы? (Ананас.)
- Составьте звуковую схему слова ананас.
— Раскрасьте ананас.
Рассмотрите письменную прописную букву А в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
— С какого элемента следует начать писать заглавную букву А?
- Обведите образец.
(Написание элементов письменной прописной буквы А сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
— Рассмотрите картинки внизу. Что на них изображено?
— Напишите первые буквы этих слов. Подумайте, прописные или строчные буквы вы будете писать. (Айболит и Аня напишем с прописной буквы, акула и ананас — со строчной.)
(Повторение правила написания заглавной буквы в словах.)
- Рефлексия
- Назовите слова, которые начинаются на букву а.
— Оцените свою работу' на уроке.
- Кому нужна помощь учителя?
- Подведение итогов уроков
— Чем полезен был сегодняшний урок?
- Что вы узнали, чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...