Звук [а], буквы А, а
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Раиса Куйдановна Тахмезова

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД «СТРАНА АБВГДЕЙКА»

 

Уроки 22, 22 (Чтение и Письмо). Звук [а], буквы А, а

Задачи: учить распознавать звук [а] и соответствующую бук­ву, давать характеристику звука [а], правильно писать буквы А, а; развивать навыки звукового анализа слов по алгоритму, умение соотносить букву и звук; формировать навыки работы с ребусами; прививать интерес к аналитико-синтетической работе, милосерд­ное отношение к животным.

Формируемые УУД: распознавать звук [а] и соответствующую букву; давать характеристику звука [а], правильно писать бук­вы А, а; разгадывать ребусы; выполнять звуковой анализ слов; работать в группе.

 

Ход уроков

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок —

Поскорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

II.  Развитие речевого аппарата

  1. Артикуляционная разминка: упражнение «Рыба-шар»

(Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая во рту воздух.)

  1.  Дыхательная гимнастика: упражнение «Голос»

(Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), длитель­ный выдох ровной струей можно сочетать со звуком [а-а-а-а].)

  1. Работа над дикцией

- Повторите за мной.

Анна, аист, апельсин,

Ася, Вася, мандарин.

Азбука, аквамарин,

Атом, арфа, аспирин.

Аквамарин - драгоценный камень зеленовато-голубого цвета.

(Учитель показывает положение губ при произнесении зву­ка [а].)

III. Самоопределение к деятельности

— Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а.)

— Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа.)

— Какой звук сегодня у нас в гостях? (Звук [а].)

- Что вы можете рассказать об этом звуке?

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать но­вые сведения о звуке |а|, научиться писать соответствующие буквы.)

IV.  Работа по теме уроков

1. Работа по «Азбуке*

С.68

— Рассмотрите рисунок на желтом фоне в левом верхнем углу страницы Этот рисунок волшебный, потому что он помо­жет нам познакомиться с новым звуком и новой буквой. Назовите птицу. (Аист.)

— Произнесите слово по слогам.

— Произнесите первый слог.

- Что вы заметили? (Это гласный звук,}

— Докажите, (При произнесении гласного звука воздух во рту не встречает преград, выходит свободно.)

— Помогите мне выложить на наборном полотне звуковой состав слова аист.

Один из звуков этого слова мы сегодня заменим специальным знаком - буквой. Эта буква так и называется: а.

(Учитель заменяет на наборном полотне значок звука на букву.)

— Прочитайте букву. Произнесите все слово.

— Разгадайте ребус. (Акула.)

(При необходимости учитель объясняет принцип разгадыва­ния ребуса. Далее звуко-буквенный анализ слова акула.)

— В каком месте слова находится звук [а]?

— Разделите слово на слоги.

- Произнесите слово с ударением.

- Назовите ударный слог, ударный гласный звук.

- Как определить ударный гласный звук?

2. Работа в прописях «Мой алфавит»

С. 2-6

— Чем эта тетрадь отличается от предыдущей рабочей те­тради?

(Учитель обращает внимание детей на особенности условных знаков.)

— Для чего мы будем работать в прописях? (Чтобы научиться красиво и правильно писать буквы.)

— Рассмотрите рисунок на с. 4. Кто на нем изображен? (Пчела.)

— Кто такая пчела? (Насекомое.)

  • Какую пользу приносит пчела? (Дает мед.)

— О каком человеке говорят: «Трудолюбив, как пчела»?

— Как можно объяснить пчеле дорогу к улью?

(Объяснение учителя сопровождается показом на доске, раз­линованной соответствующим образом.)

  • Обведите дорогу пчелы к цветам.
  • Рассмотрите рисунок на с. 5.

- Помогите кораблику доплыть до берега.

(Учитель показывает на лоске.)

— На рисунке внизу обведите все недорисованные линии.

— Что вы заметили? (Эти линии волнистые.)

— Откройте прописи на с. 6.

— Какое слово зашифровано с помощью рисунков? (Аист.)

— Что обозначает схема, данная ниже? (Это звуковая схема слова аист.)

— Разгадайте следующее слово. (Астра.)

— Составьте звуковую схему слова астра.

— Почему буква а написана красным цветом? (Буква а обозна­чает гласный звук.)

- Напишите печатную заглавную букву А по образцу, ориен­тируясь по стрелкам.

(Далее учащиеся самостоятельно прописывают букву на сво­бодной строке. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы а.)

- Рассмотрите письменную строчную букву а в правом верх­нем углу страницы. Из каких элементов она состоит?

- С какого элемента следует начать написание буквы?

- Обведите образец.

(Написание элементов письменной строчной буквы а сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием.

Предварительно учитель показывает образец написания на до­ске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

— Посмотрите на свою работу. Подчеркните буквы, которые у вас лучше всего получилось написать.

— Какие фрукты и овощи вы видите на рисунке внизу?

- Назовите те из них, в названиях которых есть звук [а]. (Ба­нан, груша, репа.)

— Обозначьте звук [а] в этих словах буквой.

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме уроков
  1. Работа по «Азбуке»

С. 68

(Учитель читает стихотворение.)

— Кого лечил Айболит? (Всех животных.)

- Кто пришел к Айболиту? (Лиса.)

(Звуко-буквенный анализ слова лиса. Составление предложе­ния с данным словом.)

— Попробуйте подготовить инсценировку этого отрывка.

(Работа в группе. Самооценка. Каждый рассказывает о своем участии в общем деле.)

  1. Работа в прописях «Мой алфавит»

С. 7

— Что нарисовано в левом верхнем углу страницы? (Ананас.)

- Составьте звуковую схему слова ананас.

— Раскрасьте ананас.

Рассмотрите письменную прописную букву А в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?

— С какого элемента следует начать писать заглавную букву А?

- Обведите образец.

(Написание элементов письменной прописной буквы А сна­чала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговари­ванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

— Рассмотрите картинки внизу. Что на них изображено?

— Напишите первые буквы этих слов. Подумайте, прописные или строчные буквы вы будете писать. (Айболит и Аня напи­шем с прописной буквы, акула и ананас — со строчной.)

(Повторение правила написания заглавной буквы в словах.)

  1. Рефлексия

- Назовите слова, которые начинаются на букву а.

— Оцените свою работу' на уроке.

- Кому нужна помощь учителя?

  1. Подведение итогов уроков

— Чем полезен был сегодняшний урок?

- Что вы узнали, чему научились?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_22_strana_abvgdeyka_zvuk_a_bukvy_a_a.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД «СТРАНА АБВГДЕЙКА»

Уроки 22, 22 (Чтение и Письмо). Звук [а], буквы А, а

Задачи: учить распознавать звук [а] и соответствующую букву, давать характеристику звука [а], правильно писать буквы А, а; развивать навыки звукового анализа слов по алгоритму, умение соотносить букву и звук; формировать навыки работы с ребусами; прививать интерес к аналитико-синтетической работе, милосердное отношение к животным.

Формируемые УУД: распознавать звук [а] и соответствующую букву; давать характеристику звука [а], правильно писать буквы А, а; разгадывать ребусы; выполнять звуковой анализ слов; работать в группе.

Ход уроков

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок —

Поскорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

II. Развитие речевого аппарата

  1. Артикуляционная разминка: упражнение «Рыба-шар»

(Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая во рту воздух.)

  1. Дыхательная гимнастика: упражнение «Голос»

(Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), длительный выдох ровной струей можно сочетать со звуком [а-а-а-а].)

  1. Работа над дикцией

- Повторите за мной.

Анна, аист, апельсин,

Ася, Вася, мандарин.

Азбука, аквамарин,

Атом, арфа, аспирин.

Аквамарин - драгоценный камень зеленовато-голубого цвета.

(Учитель показывает положение губ при произнесении звука [а].)

III. Самоопределение к деятельности

— Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а.)

— Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа.)

— Какой звук сегодня у нас в гостях? (Звук [а].)

- Что вы можете рассказать об этом звуке?

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке |а|, научиться писать соответствующие буквы.)

IV. Работа по теме уроков

1. Работа по «Азбуке*

С.68

— Рассмотрите рисунок на желтом фоне в левом верхнем углу страницы Этот рисунок волшебный, потому что он поможет нам познакомиться с новым звуком и новой буквой. Назовите птицу. (Аист.)

— Произнесите слово по слогам.

— Произнесите первый слог.

- Что вы заметили? (Это гласный звук,}

— Докажите, (При произнесении гласного звука воздух во рту не встречает преград, выходит свободно.)

— Помогите мне выложить на наборном полотне звуковой состав слова аист.

Один из звуков этого слова мы сегодня заменим специальным знаком - буквой. Эта буква так и называется: а.

(Учитель заменяет на наборном полотне значок звука на букву.)

— Прочитайте букву. Произнесите все слово.

— Разгадайте ребус. (Акула.)

(При необходимости учитель объясняет принцип разгадывания ребуса. Далее звуко-буквенный анализ слова акула.)

— В каком месте слова находится звук [а]?

— Разделите слово на слоги.

- Произнесите слово с ударением.

- Назовите ударный слог, ударный гласный звук.

- Как определить ударный гласный звук?

2. Работа в прописях «Мой алфавит»

С. 2-6

— Чем эта тетрадь отличается от предыдущей рабочей тетради?

(Учитель обращает внимание детей на особенности условных знаков.)

— Для чего мы будем работать в прописях? (Чтобы научиться красиво и правильно писать буквы.)

— Рассмотрите рисунок на с. 4. Кто на нем изображен? (Пчела.)

— Кто такая пчела? (Насекомое.)

  • Какую пользу приносит пчела? (Дает мед.)

— О каком человеке говорят: «Трудолюбив, как пчела»?

— Как можно объяснить пчеле дорогу к улью?

(Объяснение учителя сопровождается показом на доске, разлинованной соответствующим образом.)

  • Обведите дорогу пчелы к цветам.
  • Рассмотрите рисунок на с. 5.

- Помогите кораблику доплыть до берега.

(Учитель показывает на лоске.)

— На рисунке внизу обведите все недорисованные линии.

— Что вы заметили? (Эти линии волнистые.)

— Откройте прописи на с. 6.

— Какое слово зашифровано с помощью рисунков? (Аист.)

— Что обозначает схема, данная ниже? (Это звуковая схема слова аист.)

— Разгадайте следующее слово. (Астра.)

— Составьте звуковую схему слова астра.

— Почему буква а написана красным цветом? (Буква а обозначает гласный звук.)

- Напишите печатную заглавную букву А по образцу, ориентируясь по стрелкам.

(Далее учащиеся самостоятельно прописывают букву на свободной строке. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы а.)

- Рассмотрите письменную строчную букву а в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?

- С какого элемента следует начать написание буквы?

- Обведите образец.

(Написание элементов письменной строчной буквы а сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием.

Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

— Посмотрите на свою работу. Подчеркните буквы, которые у вас лучше всего получилось написать.

— Какие фрукты и овощи вы видите на рисунке внизу?

- Назовите те из них, в названиях которых есть звук [а]. (Банан, груша, репа.)

— Обозначьте звук [а] в этих словах буквой.

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме уроков
  1. Работа по «Азбуке»

С. 68

(Учитель читает стихотворение.)

— Кого лечил Айболит? (Всех животных.)

- Кто пришел к Айболиту? (Лиса.)

(Звуко-буквенный анализ слова лиса. Составление предложения с данным словом.)

— Попробуйте подготовить инсценировку этого отрывка.

(Работа в группе. Самооценка. Каждый рассказывает о своем участии в общем деле.)

  1. Работа в прописях «Мой алфавит»

С. 7

— Что нарисовано в левом верхнем углу страницы? (Ананас.)

- Составьте звуковую схему слова ананас.

— Раскрасьте ананас.

Рассмотрите письменную прописную букву А в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?

— С какого элемента следует начать писать заглавную букву А?

- Обведите образец.

(Написание элементов письменной прописной буквы А сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

— Рассмотрите картинки внизу. Что на них изображено?

— Напишите первые буквы этих слов. Подумайте, прописные или строчные буквы вы будете писать. (Айболит и Аня напишем с прописной буквы, акула и ананас — со строчной.)

(Повторение правила написания заглавной буквы в словах.)

  1. Рефлексия

- Назовите слова, которые начинаются на букву а.

— Оцените свою работу' на уроке.

- Кому нужна помощь учителя?

  1. Подведение итогов уроков

— Чем полезен был сегодняшний урок?

- Что вы узнали, чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...