План-конспект по русскому языку (3 класс)
материал по русскому языку
Правило написания разделительного мягкого знака в словах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_3_klass.docx | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 2 класс
Учитель:Добеева О. В.
УМК: «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Тема: Правило написания разделительного мягкого знака в словах.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся навыка правописания слов с разделительным мягким знаком.
Формируемые УУД:
Познавательные:
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
Выявлять и корректировать причины собственного затруднения;
Коммуникативные:
Осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;
Работать в парах, обосновывать и доказывать собственное мнение;
Участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;
Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи;
Уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;
Находить и исправлять собственные ошибки;
Личностные:
Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;
Применять правила делового сотрудничества;
Планируемые результаты:
Предметные:
В результате освоения данной темы ученик овладеет умениями писать слова с разделительным мягким знаком, отличать разделительный Ь и Ь - показатель мягкости
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык. 2 класс.- Учебник.
ИКТ.
Ход урока
I. Мотивационный этап
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
– Откройте тетрадь. Что надо записать?
(Дату.)
Комментированная запись числа.
II. Актуализация знаний
Чистописание.
- Запишите слоги: мя, ри, зе, лю, сё, ти. Обозначьте цветными точками звуки под каждой буквой.
- Что заметили? (это слияния, в которых первый звук – согл., мягкий, а второй – гласный)
- Измените запись так, чтобы она соответствовала такой сигнальной карточке. (Учитель показывает карточку: зелёный квадрат, обозначающий мягкий согласный звук.)
(Ученики называют и записывают ниже сочетания: мь, рь, зь, ль, сь, ть.)
- О какой букве мы сегодня будем говорить на уроке? Правильно, о букве «ь».)
Что вы знаете о букве «мягкий знак»? (Она не обозначает звука)
Словарная работа
Доска:
К…ньки, м…дведь, м…рковь, п... льто, т...традь, учит…ль.
- Что это за слова? (словарные)
- Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)
Спишите слова вставьте пропущенные буквы.
Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово с записью.
Оцените работу своего товарища.
- На какие две группы можно разделить эти слова? Назови эти группы. (Обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы; слова с «ь» в середине слова и на конце).
- Подчеркните буквы, которые стоят рядом с «ь».
- Какую работу выполняет «ь» в этих словах? (Указывает на мягкость предшествующего согласного)
Вывод: Эта буква необходима в русском языке, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.
- Где пишется «ь» - показатель мягкости? (В середине между согласными и на конце слова после согласных).
-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о «ь», или существуют другие?
-Хотите узнать?
-Тогда за работу!
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Создание проблемной ситуации.
Игра «Назови предмет»
1. Мелкая бабочка, гусеница которой портит одежду ………………моль
2. Синоним к слову «товарищи» ………………………… друзья
3. Это то, что остается после сгоревших дров…………. угольки
4. Синоним к слову «метель» …………………………… вьюга
5. 7Я ……………………………………………………… семья
- Скажите, чем похожи эти слова? (во всех словах есть мягкий знак)
-Давайте сейчас уберем мягкий знак, и посмотрим, что получится. Прочтите полученные слова.
- Так, что же случилось, когда мы убрали «ь»? (варианты ответов)
- Одинаковую роль играет «ь» в этих словах? А почему?
- Разделите данные слова на две группы и объясните, по какому принципу вы их разделили?
В 1 столбике слова с ь - показателем мягкости. Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согласных пишется в конце слова после согласных и в середине слова между согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь - показатель мягкости
- А во второй группе? Слова с разд. ь знаком.
- Докажите!
2) Постановка проблемного вопроса.
Значит в чём затруднение?
(Не можем объяснить, почему эти слова пишутся с разд. «ь»)
Сформулируйте проблему?
(Не знаем правило правописания слов с разд. «ь»)
- Значит, что мы должны сегодня узнать? Какая тема?
Тема: Правило написания разделительного мягкого знака в словах.
-Давайте поставим задачи, над которыми будем работать.
1.Научиться различать разделительный «ь» и «ь» – показатель мягкости
2.Определить место написания разделительного «ь»
3.Грамотно писать слова с разделительным «ь»
ΙV. Открытие новых знаний.
Работа по учебнику: с.31, упр.51.
- Прочитайте пары слов: полю - полью, солю – солью.
- Чем они похожи и в чём отличие?
Полю (полоть)
Полью (поливать, лью, лить)
Солю (соль)
Солью (сливать, лить)
- Сформулируйте проблемный вопрос. (Зачем нужен «ь» и в каких случаях он пишется?)
- Произведите звуко - буквенный анализ слов полю и полью, солю и солью (работают в парах, проверка на слайде). Сравните написание и произношение.
- Отдохнём.
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
(Растирание ладоней карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикал (горизонтально).
- Сделаем вывод: для чего нужен в словах «ь», на что он указывает? (Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й].)
- А за какими буквами «прячется» этот звук? (За буквами е, ё, ю, я, и)
- Понаблюдаем, в каких случаях он пишется?
Учебник: с. 32, № 52
- Между какими буквами он пишется? (Учащиеся подчёркивают буквы перед «ь» и после него, затем делают вывод: пишется после букв согласных перед буквами е, ё, ю, я, и)
- Почему «Ь» в этом случае называют разделительным?
Работа с правилом в учебнике на с.52
V.Физминутка.
- Встали около парт. Если слышим, что в слове надо написать разделительный «ь», то мы приседаем. А если в слове мягкий знак – показатель мягкости, то хлопаем в ладоши 2 раза.
Листья, бельё, день, прутья, камень, стулья, метель, шью, счастье, олень, пеньки.
- Молодцы, вы были внимательны.
VI. Первичное закрепление
Работа по учебнику: с.33, упр.56.
Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово с записью.
Объяснение написания слов «по цепочке» по алгоритму:
- Произношу слово.
- Слушаю, есть ли звук [й] в корне после согласного перед гласным.
- Если слышу звук [й] после согласного, пишу букву «Ь» после буквы согласного перед е, ё, ю, я, и.
- Оцените работу своего товарища.
VII.Рефлексия
- Какое открытие мы с вами сделали на уроке?
- Что узнали нового о «Ь»?
Разделительный «Ь» пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и, если при произношении после согласного слышится звук «й».
Разделительный «Ь» показывает, что согласный звук не сливается с гласным, а произносится раздельно.
-Что было легко? Что было трудно?
- Какое задание было самым интересным?
- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
Учащимся предлагается закончить следующие предложения:
- "На сегодняшнем уроке я узнал …";
- "На этом уроке меня порадовало…";
- "Я похвалил бы себя…";
- "После урока мне захотелось…".
- Спасибо за хорошую работу.
VIII. Домашнее задание
Найдите в учебнике «Литературное чтение» и запишите 10 слов с разделительным мягким знаком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока по русскому языку 2 класс (по ФГОС) на тему "Род имени существительного"
Конспект урока по ФГОС в виде презентации с подробным описанием предметных, метапредметных и личностных целей и УУД....
План-конспект урока по русскому языку 3 класс
План-конспект урока по русскому языку. Базовый учебник Рамзаева Т.Г. 3 класс с применением ЭОР по теме "Упражнение в проверке безударных гласных. . На данном уроке закрепляется и обобщается прав...
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные» УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....
План-конспект урока по русскому языку 1 класс "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу....
План - конспект урока по русскому языку (2 класс) с применением ЭОР
План - конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме "Слова, которые отвечают на вопрос КТО? и ЧТО?" (автор учебника Бунеев) составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Содержит гипер...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: «Окончания глаголов I и II спряжения»
Представлена разработка урока урока по русскому языку в 3 классе....
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....