Технологическая карта по русскому языку, 2 класс, "Корень слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС 2022 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog._karta_koren_slova_2023.docx | 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов Фокина Наталья Александровна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет | Русский язык | |||
Учитель | Фокина Наталья Александровна | |||
Школа, класс | МБОУ «СОШ №144 г. Челябинска», 2 класс | |||
Раздел программы Тема урока | Состав слова. Корень слова. Однокоренные ( родственные) слова. | |||
Тип урока | Урок открытия нового знания | |||
Цель изучения (целевые установки урока): | Изучить понятие «корень» как обязательная часть слова. | |||
Содержание обучения на уроке | Планируемые результаты | |||
Программное содержание | Формируемые УУД | Личностные | Метапредметные | Предметные |
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи) | Мотивация к познанию и обучению; признание индивидуальности каждого человека; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения соблюдении норм речевого этикета и правил общения; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; выбирать источник получения информации; признавать возможность существования разных точек зрения. анализировать текстовую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности. | Мотивация к познанию и обучению. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения соблюдении норм речевого этикета и правил общения. | Познавательные: формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова являются (не являются) однокоренными (родственными); выбирать источник получения информации; | Выделять в слове корень (простые случаи); находить однокоренные слова |
Коммуникативные: признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами. | ||||
Регулятивные: выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности. | ||||
Материально-техническое обеспечение урока | ||||
Учебно-методическая литература Учебно-методическая литература Учебник, рабочая тетрадь. Бумажные листья деревьев красного, жёлтого и зелёного цвета. Изображение дерева на ватмане. Памятки «Звуки и буквы», «Написание строчных букв». Карточки со словами: садовник, сад, пересадить, посадка. По классу спрятаны и разложены листочки со словами: гриб, грибник, грибочек, грибница, грибной, лесник, лес, перелесок, лесной, берёза, подберёзовик, березняк, зимний, зимушка, зимовье, Урал, уральский, предуралье. | ЦОР |
Ход урока | |||
| |||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Образовательный результат |
Игра на внимание «Рыбка» Правила игры. Ведущий левой рукой изображает уровень моря, а правой Золотую рыбку. Когда рыбка выпрыгивает из моря зрители хлопают, когда она в море – нет. Рыбка начинает плавать и выпрыгивать быстрее и быстрее. Зрителям нужно быть внимательными, чтобы не ошибиться. Эмоциональный настрой на урок. | Молча проводит игру «Рыбка» - Ребята, а что такое «тайна»? - Мы сегодня откроем одну из множества тайн русского языка. - Как надо работать на уроке, чтобы узнать тайну? (Тайну узнает самый внимательный.) - Подготовим наши пальчики к работе. Пальчиковая разминка. | Включается в игру. Высказывает свои предположения о значении слова «тайна». Высказывает своё мнение. Проводят дежурные по классу. | Мотивация к познанию и обучению. Признавать возможность существования разных точек зрения. |
| |||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Образовательный результат |
Оформление начала работы в тетрадях. Минутка чистописания. Подведение к теме урока. Анализирует ошибки. | - Запишем число в тетради. Определите букву и запишите красивую строчную букву в тетрадь. Используйте памятки. - эта буква в слове «корова» обозначает глухой согласный звук. - буква обозначает ударный гласный звук в слове «море». - какой звук помогает услышать злую собаку? - эта буква может обозначать два звука[йэ]. - третий звук в слове пончик. - эта буква звука не обозначает, а служит для обозначения мягкости согласных звуков. - Если буквы записали правильно, то должно получиться слово. - Какое слово получилось? | Дежурные называют число, месяц, год, день недели. Записывает буквы: к о р е н ь Отвечает. | Выбирать источник получения информации. |
| |||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика. | Образовательный результат |
Определение слова «корень». Работа с толковым словарём. Физминутка. Ветер дует нам в лицо (рукамимашем себе в лицо), Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся), Ветерок все тише, тише (медленно приседаем), Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх). | - Что такое корень? Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. - Сколько значений у слова «корень»? - Как называются слова в русском языке с несколькими лексическими значениями? -Все ли значения слова мы назвали? Как это проверить? Обобщает полученную информацию. - Вот такой удивительный русский язык! Одно слово может быть многозначным. Проводит физминутку. | Объясняет значение слова «корень». Устанавливает с помощью словаря значения многозначных слов.. Работает со словарём. Называет значение, которое ещё не назвали. | Признавать возможность существования разных точек зрения. Согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; |
| |||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Образовательный результат |
Уточнение представлений о понятии «корень». На партах карточки со словами: садовник, сад, пересадить, посадка. Запись слов в тетради: садовник, сад, пересадить, посадка. Нахождение и выделение корня в словах. Знакомство с понятием «корень», «родственные», «однокоренные слова». Физминутка. | - На партах лежат листочки со словами: садовник, сад, пересадить, посадка. Возьмите карандаш и обведите общую часть в этих словах. - Назовите часть, которую обвели. (Сад) - Можно ли назвать эту часть словом? Почему это слово? - Объясните, какую роль играет общая часть в этих словах. - Оторвите оставшиеся части в словах. - Можно ли назвать отрезанные части словом? - Что произошло? - Какую роль играет корень для растения? - А какую роль играет корень в слове? в слове? - Что общего между корнем растения и корнем слова? - Что произойдёт с растением, если ему оторвать корень? - Если корень вырвать из слова? - Так что же такое корень? - Где мы можем узнать более точное определение? Запишите слова в тетрадь: садовник, сад, пересадить, посадка. - Назовите общую одинаковую часть в словах. - Как бы вы выделили эту часть? - В русском языке принято выделять её дугой. Как – будто спрятался корень под землёй, как у дерева. Физминутка. «Я садовником родился» - Ребята, поднимите руку, кто похож на маму? - Чем похож? - Кто вы с мамой друг другу? (родственники) - Наши слова похожи друг на друга? - Чем? - А если слова похожи корнем, как мы их можем назовать? (родственными, однокоренными). - Прочитайте записанные слова. - Как называются слова с одинаковым корнем? - Подберите ещё однокоренное слово к этой группе слов. -Запишите и выделите корень. - Сравните работу с работой соседа. - У кого записи различны? -Разберём варианты различий. | Выполняют действия по алгоритму заданному учителем. Ввыявляет общую часть слова, с помощью которого можно объяснить значение всех родственных слов..Сопоставление значений нескольких родственных слов с опорой на собственный речевой опыт. Обозначает проблему (слово распалось, остался набор букв) Ставит учебную задачу. Рассуждает (Корень удерживает растение в почве и питает его. Корень слова тоже является значимой главной частью слова.) Формулирует свой ответ. Зачитывает определение в учебнике. Работает в тетради. Записывает слова : садовник, сад, пересадить, посадка. Выделяет корень. Высказывает своё мнение. Слушает рассуждения одноклассников. Читает слова записанные слова в тетради. Объясняет значение слова корень как части слова. Высказывает свои варианты слов. Выполняет задание в тетради. Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности других. Формулирует выводы и предлагатет доказательства того, что слова являются(не являются) однокоренными (родственными). | Неприятие действий, приносящих вред природе. Выделять в слове корень. Ориентироваться в изучаемом понятии (корень). Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других Обучающихся. Формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова являются (не являются) однокоренными (родственными). |
| |||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Образовательный результат |
Игра на нахождение однокоренных слов по инструкции. Разбор инструкции (слайд на доске). Запись группы однокоренных слов с выделением корня. | - Предлагаю поиграть в игру «Найди своих родственников». По классу разложены и спрятаны листочки со словами. Разберём инструкцию, по которой будете действовать:
Контролирует действия обучающихся. Проверяет правильность выполнения задания. - Какие слова называются однокоренными? Запишем группу однокоренных слов с корнем ЛЕС. Выделим корень. - Погладьте себя по голове, кто красиво и аккуратно выполнил работу. | Анализирует текстовую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей. Объясняет ошибки, допущенные в задании свои или одноклассников. | Объединять слова по определённому признаку. Анализировать текстовую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения соблюдении норм речевого этикета и правил общения. Находить однокоренные слова. Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. |
| |||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Образовательный результат |
Тест «Да – нет» Дети стоят с закрытыми глазами в междурядье. На ответ ДА шаг делают к окну, на ответ Нет – к стене. | - Сейчас я посмотрю, все ли из вас открыли для себя на сегодняшнем уроке тайну. 1. Корень – это главная значимая часть слова. 2. В слове КОТЁНОК нет корня. 3. Однокоренные слова имеют одинаковый корень. 4. Корень всегда стоит в начале слова. 5. В словах рыба и рыбак, корень рыб. Подводит итог теста. (Почему не на всё получилось ответить правильно?) | Выполняет инструкцию учителя. Самооценка. | Устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности. |
| |||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Образовательный результат |
У доски лежат листочки деревьев(бумажные) красного, жёлтого и зелёного цвета. | - У доски лежат листья красного, жёлтого и зелёного цвета. Где используют эти три цвета? Красный - «я не понял, что такое корень и однокоренные слова». Жёлтый - « я не всё понял». Зелёный – « я понял тему урока». Прикрепите к дереву один лист. | Выполняет задание. | Самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме " Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки" 2 класс ПНШ с использованием ЭОР
Технологическая карта урока русского языка с использованием ЭОР...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"
Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков Л.В.
технологическая карта урока "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень слова"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень слова" по программе "Школа России"В предварительном просмотре презентация отображается НЕ КОРРЕКТНО, при скачива...
Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...
технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.
Технологическая карта урока...