Технологическая карта по русскому языку, 2 класс, "Корень слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Фокина Наталья Александровна

Технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС 2022 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog._karta_koren_slova_2023.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов  Фокина Наталья Александровна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет

Русский язык

Учитель

Фокина Наталья Александровна

Школа, класс

МБОУ «СОШ №144 г. Челябинска», 2 класс

Раздел программы

Тема урока

Состав слова.

Корень слова. Однокоренные ( родственные) слова.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель изучения (целевые установки урока):

Изучить понятие  «корень» как обязательная часть слова.

Содержание обучения на уроке

Планируемые результаты

Программное содержание

Формируемые УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Различение однокоренных

слов и синонимов,

однокоренных слов и слов

с омонимичными корнями.

Выделение в словах корня

(простые случаи)

Мотивация к познанию и обучению; признание индивидуальности каждого человека; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения

соблюдении норм речевого этикета и правил общения; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия

по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; определять существенный признак для классификации, классифицировать

предложенные объекты; выбирать источник получения информации; признавать возможность существования разных точек зрения.

анализировать текстовую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности.

Мотивация к познанию и обучению. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения

соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

Познавательные: формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова являются

(не являются) однокоренными (родственными);

выбирать источник получения информации;

Выделять в слове корень (простые случаи); находить однокоренные слова

Коммуникативные: признавать возможность существования разных точек зрения в процессе

анализа результатов наблюдения за языковыми единицами.

Регулятивные: выстраивать последовательность выбранных действий;

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности.

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература Учебно-методическая литература

Учебник, рабочая тетрадь. Бумажные листья деревьев красного, жёлтого и зелёного цвета. Изображение дерева на ватмане.

Памятки «Звуки и буквы», «Написание строчных букв».

Карточки со словами: садовник, сад, пересадить, посадка.

По классу спрятаны и разложены листочки со словами: гриб, грибник, грибочек, грибница, грибной, лесник, лес, перелесок, лесной, берёза, подберёзовик, березняк, зимний, зимушка, зимовье, Урал, уральский, предуралье.

ЦОР

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности путём создания у обучающихся внутреннего стремления к освоению новых знаний и/или видов учебных действий

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный результат

Игра на внимание «Рыбка» Правила игры. Ведущий левой рукой изображает уровень моря, а правой Золотую рыбку. Когда рыбка выпрыгивает из моря зрители хлопают, когда она в море – нет. Рыбка начинает плавать и выпрыгивать быстрее и быстрее. Зрителям нужно быть внимательными, чтобы не ошибиться.

Эмоциональный настрой на урок.

Молча проводит игру «Рыбка»

- Ребята, а что такое «тайна»?

- Мы сегодня откроем одну из множества тайн русского языка.

- Как надо работать на уроке, чтобы узнать тайну? (Тайну узнает самый внимательный.)

- Подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая разминка.

Включается в игру.

Высказывает свои предположения о значении слова «тайна».

Высказывает своё мнение.

Проводят дежурные по классу.

Мотивация к познанию и обучению.

Признавать возможность существования разных точек зрения.

  1. Актуализация учебной деятельности

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный результат

Оформление начала работы в тетрадях.

Минутка чистописания.

Подведение к теме урока.

Анализирует ошибки.

- Запишем число в тетради.

Определите букву и запишите красивую   строчную букву в тетрадь. Используйте памятки.  

- эта буква в слове «корова» обозначает глухой согласный звук.

- буква обозначает ударный гласный звук в слове «море».

- какой звук помогает услышать злую собаку?

- эта буква может обозначать два звука[йэ].

- третий звук в слове пончик.

- эта буква звука не обозначает, а служит для обозначения мягкости согласных звуков.

- Если буквы записали правильно, то должно получиться слово.

- Какое слово получилось?

Дежурные называют число, месяц, год, день недели.

Записывает буквы: к  о  р  е  н  ь

Отвечает.

Выбирать источник получения информации. 

  1. Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и / или видов учебных действий

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика.

Образовательный результат

Определение слова «корень». 

Работа с толковым словарём.

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо (рукамимашем себе в лицо),

Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся),

Ветерок все тише, тише (медленно приседаем),

Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх).

- Что такое корень?

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту.

- Сколько значений у слова «корень»?

- Как называются слова в русском языке с несколькими лексическими значениями?

-Все ли значения слова мы назвали? Как это проверить?

Обобщает полученную информацию.

- Вот такой удивительный русский язык! Одно слово может быть многозначным.

Проводит физминутку.

Объясняет значение слова «корень».

Устанавливает с помощью словаря значения многозначных слов..

Работает со словарём.

Называет значение, которое ещё не назвали.

Признавать возможность существования разных точек зрения.

Согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде

информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

  1. Освоение новых знаний и / или видов учебных действий на основе алгоритма деятельности при выполнении учебных действий

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный результат

Уточнение представлений о понятии «корень».

На партах карточки со словами:

садовник, сад, пересадить, посадка.

Запись слов в тетради: садовник, сад, пересадить, посадка.

Нахождение  и выделение корня в словах. Знакомство с понятием «корень», «родственные», «однокоренные слова».

Физминутка. 

- На партах лежат листочки со словами: садовник, сад, пересадить, посадка.

Возьмите  карандаш и обведите общую часть в этих словах.

- Назовите часть, которую обвели.  (Сад)

- Можно ли назвать эту часть словом? Почему это слово?

- Объясните, какую роль играет общая часть в  этих словах.

- Оторвите оставшиеся части в словах.

- Можно ли назвать отрезанные части словом?

- Что произошло?

- Какую роль играет корень для растения?

- А какую роль играет корень в слове?

в слове?

- Что общего между корнем растения и корнем слова?

- Что произойдёт с растением, если ему оторвать корень?

- Если корень  вырвать из слова?

- Так что же такое корень?

- Где мы можем узнать более точное определение?

Запишите слова в тетрадь: садовник, сад, пересадить, посадка.

- Назовите общую одинаковую часть в словах.

- Как бы вы выделили эту часть?

- В русском языке принято выделять её дугой. Как – будто спрятался корень под землёй, как у дерева.

Физминутка. «Я садовником родился»

- Ребята, поднимите руку, кто похож на маму?

- Чем похож?

- Кто вы с мамой друг другу? (родственники)

- Наши слова похожи друг на друга?

- Чем?

- А если слова  похожи корнем, как мы их можем назовать? (родственными, однокоренными).

- Прочитайте записанные слова.

- Как называются слова с одинаковым корнем?

- Подберите ещё однокоренное слово к этой группе слов.

-Запишите и выделите корень.

- Сравните работу с работой соседа.

- У кого записи различны?

-Разберём варианты различий.

Выполняют действия по алгоритму заданному  учителем.

Ввыявляет общую часть слова, с помощью которого можно объяснить значение всех родственных

слов..Сопоставление значений

нескольких родственных слов с опорой на собственный речевой опыт.

Обозначает проблему (слово распалось, остался набор букв)

Ставит учебную задачу.

Рассуждает (Корень удерживает растение в почве и питает его. Корень слова тоже является значимой главной частью слова.)

Формулирует свой ответ.

Зачитывает определение  в  учебнике. 

Работает в тетради.

Записывает слова : садовник, сад, пересадить, посадка.

Выделяет корень.

Высказывает своё мнение.

Слушает рассуждения одноклассников.

Читает слова записанные слова в тетради.

Объясняет значение слова корень как части слова.

Высказывает свои варианты слов.

Выполняет задание в тетради.

Сравнивает  результаты своей деятельности и деятельности других.

Формулирует выводы и предлагатет доказательства того, что слова являются(не являются) однокоренными (родственными).

Неприятие действий, приносящих вред природе.

Выделять в слове корень.

Ориентироваться в изучаемом понятии (корень).

Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других

Обучающихся.

Формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова являются

(не являются) однокоренными (родственными).

  1. Выполнение пробного учебного действия

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный результат

Игра на нахождение однокоренных слов по инструкции.

Разбор  инструкции (слайд на доске).

Запись группы однокоренных слов с выделением корня.

- Предлагаю поиграть в игру «Найди своих родственников».

По классу разложены и спрятаны  листочки со словами. Разберём инструкцию, по которой будете действовать:

  1. Находишь один листок со словом.
  2. Читаешь слово про себя.
  3. Держишь листок так, чтобы всем видно было слово.
  4. Ищешь ученика с однокоренным словом.
  5. Дружно берётесь с ним за руку.
  6. Находите ещё ученика с однокоренным словом для вашего слова.
  7. Всех нашли – дружно встаёте в круг.

Контролирует действия обучающихся.

Проверяет правильность выполнения задания.

- Какие слова называются однокоренными?

Запишем группу однокоренных слов с корнем ЛЕС. Выделим корень.

- Погладьте себя по голове, кто красиво и аккуратно выполнил работу.

Анализирует текстовую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

Объясняет ошибки, допущенные в задании свои или одноклассников.

Объединять слова по определённому признаку.

Анализировать текстовую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения

соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

Находить однокоренные слова.

Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия

по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и

результат совместной работы.

  1. Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и/или сформированности видов учебных действий

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный результат

Тест «Да – нет»

Дети стоят с закрытыми глазами в междурядье. На ответ ДА шаг делают к окну, на ответ Нет – к стене.

- Сейчас я посмотрю, все ли из вас открыли для себя на сегодняшнем уроке тайну.

1. Корень – это главная  значимая часть слова.

2. В слове КОТЁНОК нет корня.

3. Однокоренные слова имеют одинаковый корень.

4. Корень всегда стоит в начале слова.

5. В словах рыба и рыбак, корень рыб.

Подводит итог теста.

(Почему не на  всё получилось ответить правильно?)

Выполняет инструкцию учителя.

Самооценка.

Устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности.

  1. Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и/или формированию видов учебных действий

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный результат

У доски лежат листочки деревьев(бумажные) красного, жёлтого и зелёного цвета.

- У доски лежат листья красного, жёлтого и зелёного цвета. Где используют эти три цвета?

Красный  - «я не понял, что такое корень и однокоренные слова».

Жёлтый  - « я не всё понял».

Зелёный – « я понял тему урока».

Прикрепите к дереву один лист.

Выполняет задание.

Самооценка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков Л.В.

технологическая карта урока "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень слова"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень  слова" по программе "Школа России"В предварительном просмотре презентация отображается НЕ КОРРЕКТНО, при скачива...

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...