Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень слова"
план-конспект по русскому языку
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя Сердюкова Оксана Николаевна
Класс 3
УМК под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва «Просвещение» 2016 год
Предмет Русский язык
Тема « Корень слова»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме первый урок
Цель: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах; развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения. | Находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе. | Строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка |
Ход урока
Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу | Фронтальная. | Начинаем наш урок. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. | Готовность к уроку |
2 | Мотивация. | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Фронтальная. Групповая | Речевая разминка: -Посмотрите на доску, постарайтесь собрать предложение: здорово, сегодня, у, будет, нас, все. (У нас сегодня все будет здорово!) | Обучающиеся составляют предложение. Самостоятельно выполняют задание. | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. | Проблемные вопросы |
3 | Актуализация знаний. | Закрепить полученные знания | Коллективная Словесный. Практический | Какие части растения вы знаете? (Корень, ствол, ветви) Отгадайте загадку: Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (Корень) -О каких значениях корня говорится в загадке? Какой вывод можно сделать? | Аргументируют свои ответы. -Корень, ствол, ветви. Ребята отвечают отгадку. - Корень Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Слово корень -многозначное | Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. | Устные развернутые монологические |
4 | Выявление места и причины затруднения. | Постановка проблемы | Групповая и индивидуальная | Как вы думаете, почему мы на уроке русского языка говорим о корне? Обсудите в группах | Фиксируют, где возникло затруднение. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | Проблемные вопросы |
5. | V. Построение проекта выхода из затруднения. | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Коллективная, групповая. | -Назовите тему сегодняшнего урока. Обозначим проблемные вопросы: 1.Что такое корень? 2.Роль корня в слове. 3.Как выделить в слове корень? 4.Однокоренные слова. 5.Признаки однокоренных слов. -Какие цели мы поставим перед собой? | Выдвигают предположения о теме урока и целях. | - уметь ставить цель; -удерживать её до получения результатов; -контролировать и оценивать уровень владения учебными действиями. | |
6. | Реализация построенного проекта. | Составление плана работы | Фронтальная. Индивидуальная | Как мы должны построить свою работу? | Предлагают различные варианты: -обратиться к учебнику, -обсудить с учителем, -самостоятельно разобраться в данном вопросе, -выполнить различные упражнения. | Коммуникативные: уметь предлагать, рассуждать. Личностные: проявлять уверенность. | Составление алгоритма работы |
7. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Нахождение родственных слов | Фронтальная . Парная | (На доске дерево) Много лет назад появилось слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит :«Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево» ,. Люди так и сделали. Стало это слово расти. Давайте и мы с вами поможем дереву. – Выбирайте родственные слова Как – то много лет назад Посадили странный сад, Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень – Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов Вот из сада Вам рассада Вот ещё посадка рядом, А вот садовод С ним садовник идет. Очень интересно гулять в саду словесном. - Что общего в родственных словах? ( корень ) Вывод: в корне заключается смысл слова. - Запишите родственные слова в тетрадь. | Находят однокоренные слова, доказывают правильность суждений, делают вывод. Записывают в тетрадь | Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, делать выводы. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. | Взаимопроверка. Самооценка по шкале достижений. |
8. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Самостоятельно находить родственные слова и выделять в них корень | Фронтальная | - А теперь выполните упражнение 133. | Самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют самопроверку | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; Регулятивная: - планировать свои действия, самоконтроль Личностные: - воспитывать прилежание, ответственность. | Самопроверка по эталону. Самооценка |
9. | Физкультминутка | Коллективная | Обучающиеся выполняют физические упражнения. | ||||
10. | Включение в систему знаний и повторение. | Закрепление знаний о корне, умение выделять его в родственных словах | Фронтальная, индивидуальная. | Послушайте текст и отвечайте на вопросы. Кто же оказался чужаком среди своих? Собрались у воды родственники. Подводник с водой беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с водорослями разыгралась. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, чужака приметила. Приказала ему прочь идти в свою семью. – Кто здесь чужак? Упражнение 140. -Назовите два признака однокоренных слов.(1.Иметь общую часть-корень. 2.Иметь общее лексическое значение.) | Отвечают на вопросы, находят однокоренные слова. Называют признаки однокоренных слов. | Познавательные: повторить и расширить сведения о корне и однокоренных словах. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: - воспринимать текст, -находить нужную информацию, анализировать, рассуждать, доказывать. | Самооценка |
11. | Итоги урока Рефлексия. | Уточнение представления о признаках родственных слов; Умение находить родственные слова; Умение выделять корень в словах | Фронтальная, индивидуальная | Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречали, В дневнике я и в журнале. (оценка) Сегодня мы говорили об однокоренных словах. Они как осень бывают разные – весёлые, грустные. - Что такое корень? - Роль корня в слове. - Как выделить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? -Кому было интересно и понятно на уроке. (встали) -У кого есть сомнения? -Кто ничего не понял? - Оцени свою работу на уроке. | Находят части слова, составляют получившееся слово «оценка». Отвечают на вопросы | Познавательные: уметь применять полученные знания. Личностные: понимать значимость своей деятельности, оценивать свою работу. Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения. | Контрольно-оценивающая деятельность |
12. | Домашнее задание | Фронтальная | Задание по выбору: 1.Создать своё дерево семьи родственных слов 2.Сочинить сказку о корне 3.Составить кроссворд или другое занимательное задание для одноклассников по теме «Корень» | Слушают учителя, | Запись домашнего задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка:"Три группы слов: названия, указатели, помощники".
Технологическая карта урока,реализующего формирование УУД...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Слово»
Урок русского языка по теме «Слово» является авторской разработкой учителя начальных классов МБОУ Междуреченская СОШ В.В. Ворошиловой. В технологической карте урока четко просле...
Технологическая карта урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России"
Урок русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России",ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка по теме " Слова-антонимы"
Урок по программе "Школа 21 века"...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Слово и его значение".
Технологическая карта предназначена для учителя начальных классов, содержит предметные и метапредметные результаты. УМК "Планета знаний". 2 класс....
Технологическая карта урока русского языка Тема: "Сложные слова" (3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление со сложными словами; формирование умений находить корень в сложных словах и образовывать сложные слова.Планируемые результаты: Познавательные:Знать:- опре...
технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.
Технологическая карта урока...