Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Конспект фрагмента урока по русскому языку
УМК «Школа России», 2 класс
(В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», 1 часть, стр. 52-53)
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Что такое синонимы?»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о синонимах как о новой лексической единице
Задачи урока
Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений о синонимах как о лексической единице, формированию умения применять эти знания и умения в практических упражнениях
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать синонимы среди других слов, находить синонимы в тексте, применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, создать положительный эмоциональный микроклимат (позитивный психический и эмоциональный микроклимат), провести физминутку.
Планируемые УУД:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности, способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.
Метапредметные:
формирование познавательных УУД: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общими приемами решения орфографических задач.
формирование регулятивных УУД: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, учебные задачи, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, корректировку выполненных учебных работ.
формирование коммуникативных УУД: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи.
Предметные: распознают синонимы среди других слов, находят синонимы в тексте, подбирают их и применяют в речи, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Основные образовательные ресурсы: учебник, проектор, презентация, раздаточный материал.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная работа.
Содержательный компонент урока:
Ход урока.
- Организационно-мотивационный этап
Мотивация:
У.: Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
- Постановка учебных задач
У: Ребята, сегодня мы отправляемся в мир русского языка. Нас с вами ждет путешествие в губернию под названием Лексика, а в каком городе мы остановимся нам подскажет ребус.
У: Отгадайте ребус. Отвечаем по поднятой руке.
О.: Синонимы
У.: Кто думает по-другому поднимите руку.
У.: Верно, именно в город Синонимов мы сегодня отправляемся. А тема нашего урока «Что такое синонимы». Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?
О.: Узнаем, что такое синонимы
Будем учиться их сравнивать и подбирать
- Учебное действие
Восприятие
К доске вызывается ученик. Просим его улыбнуться.
— Какое у него выражение лица? Запишите по одному слову.
К доске вызывается ученик. Просим его улыбнуться.
— Какое у него выражение лица? Запишите по одному слову.
К доске вызывается ученик
У: Улыбнись, пожалуйста
Какое у него выражение лица?
О: радостное, счастливое, доброе
У: Хорошо, а теперь нахмурь брови. Какое теперь у него выражение лица, опишите
О: злое, грустное, недовольное
У: Как же так получилось, что выражение лица одно, а слов много?
О: Потому что эти слова похожи, близки по смыслу
У: Верно, именно эти слова мы будем сегодня изучать.
У: Для начала нам нужно узнать, что такое синонимы. Предлагаю вам открыть учебник на стр.52.
правило
О: В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться
Осмысление
У: Узнаем для чего нужны синонимы. Прочитайте два стихотворения. О чём они? Чем отличаются эти два стихотворения? Кто готов поднимите руку.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару
О: В первом стихотворении часто повторяется слово зябнет, чем во втором.
У: Кто думает также поднимите руку.
Верно, какими словами заменили слово зябнет во втором стихотворение.
О: Похожими
У: Близки ли эти слова по значению?
О: Да
У: Сделаем вывод. Прочитайте на доске.
- синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях.
У: Также они обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.
У: Используя правило, поразмышляйте в группах, дополните текст.
Синонимы – это слова, которые произносятся …. (по – разному)
Синонимы – это одинаковые или очень близкие …… по (смыслу)
У: 1 группа что у вас получилось?
О: …
Запоминание
У: Закрепим на практике, выполним задание «Объясни словечко»
Попробуйте подобрать синонимы, которыми можно объяснить значение слов
Мокрый – сырой
Луна – месяц
Лгать – обманывать
Зелёный – …
У: Что надо делать, если вы не знаете синоним?
О: Спросить у кого-нибудь
У: Можно спросить у взрослых, а можно провести расследование и обратиться в словарь
У: С понятием «синонимы» мы познакомились. Подберите синонимы к словам пользуясь словарем на стр. 141 и запишите их в столбик
Машина - … (автомобиль)
Дети - … (ребята)
Лётчик - … (пилот)
Чуткий - … (отзывчивый)
Дивный - … (чудный)
Быстро - … (скоро)
Ураган - … (буря, ветер)
Метель - … (вьюга, пурга)
У.: Выполните взаимопроверку, обменяйтесь со своим соседом по парте. Рядом с правильными ответами поставьте карандашом +
Подсчитайте количество +. Критерии на доске. Впишите количество баллов в оценочные листы.
Нет ошибок | 5 баллов |
1-2 ошибки | 4 балла |
3 ошибки | 3 балла |
Больше 3 ошибок | 0 баллов |
Количество баллов внесите в свои оценочные листы
Применение на практике
У: Задание остается тем же, но уже не пользуясь словарем попробуем использовать уже имеющиеся знания. Работаем цепочкой
Папа-отец
Смелый -храбрый
Правильный - верный
Луна - месяц
Зеленый – изумрудный
Врач - доктор
- Действие оценки и самооценки
У.: Ребята, на слайде пары синонимов перепутались. Спишите эти слова к себе в тетрадь. И попробуйте подобрать правильный синоним к словам.
У.: Проверьте свои ответы на слайде. Рядом с каждым словом поставьте + или – простым карандашом.
Критерии на доске перед вами
Нет ошибок | 5 баллов |
1-2 ошибки | 4 балла |
3 ошибки | 3 балла |
Больше 3 ошибок | 0 баллов |
У.: Поставьте себе в оценочный лист
- Действие контроля и самоконтроля
У.: С чем мы сегодня работали?
О.: Мы работали с синонимами
У.: Какие задачи мы ставили перед собой?
О.: Узнали, что такое синонимы
Учились их сравнивать и подбирать
У.: Подсчитайте ваши баллы. Сложите количество баллов за 1 упражнение и за 2 упражнение. Критерии на слайде. Поставьте общую отметку в свой оценочный лист.
Отметка «5» | 9-10 баллов |
Отметка «4» | 7-8 баллов |
Отметка «3» | 5-6 баллов |
Старайся! | Менее 5 баллов |
У.: Ребята, на партах у вас лестницы успеха. Пометьте на какой ступени вы находитесь сейчас, после того как узнали, что такое синонимы, как вы усвоили сегодняшнюю тему.
У.: Урок окончен! Мне было приятно работать с вами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....