Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку

Чаркина Полина Ивановна

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pk_sinonimy_1.docx70.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фрагмента урока по русскому языку
УМК «Школа России», 2 класс

(В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», 1 часть, стр. 52-53)

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Что такое синонимы?» 

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о синонимах как о новой лексической единице

Задачи урока

Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений о синонимах как о лексической единице, формированию умения применять эти знания и умения в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать синонимы среди других слов, находить синонимы в тексте, применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, создать положительный эмоциональный микроклимат (позитивный психический и эмоциональный микроклимат), провести физминутку.

Планируемые УУД:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности, способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление  интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные:

формирование познавательных УУД: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и  обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общими приемами решения орфографических задач.

формирование регулятивных УУД: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, учебные задачи, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, корректировку выполненных учебных работ.

формирование коммуникативных УУД: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи.

Предметные: распознают синонимы среди других слов, находят синонимы в тексте, подбирают их и применяют в речи, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Основные образовательные ресурсы: учебник, проектор, презентация, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная работа.

Содержательный компонент урока:

Ход урока.

  1. Организационно-мотивационный этап

Мотивация:

У.: Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

      Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

  1. Постановка учебных задач

У: Ребята, сегодня мы отправляемся в мир русского языка. Нас с вами ждет путешествие в губернию под названием Лексика, а в каком городе мы остановимся нам подскажет ребус.  

У: Отгадайте ребус. Отвечаем по поднятой руке.

 

О.: Синонимы

У.: Кто думает по-другому поднимите руку.

У.: Верно, именно в город Синонимов мы сегодня отправляемся. А тема нашего урока «Что такое синонимы». Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?

О.: Узнаем, что такое синонимы

      Будем учиться их сравнивать и подбирать

  1. Учебное действие

Восприятие

К доске вызывается ученик. Просим его улыбнуться. 

 Какое у него выражение лица? Запишите по одному слову.

К доске вызывается ученик. Просим его улыбнуться. 

 Какое у него выражение лица? Запишите по одному слову.

К доске вызывается ученик

У: Улыбнись, пожалуйста

Какое у него выражение лица?

О: радостное, счастливое, доброе

У: Хорошо, а теперь нахмурь брови. Какое теперь у него выражение лица, опишите

О: злое, грустное, недовольное

У: Как же так получилось, что выражение лица одно, а слов много?

О: Потому что эти слова похожи, близки по смыслу

У: Верно, именно эти слова мы будем сегодня изучать.

У: Для начала нам нужно узнать, что такое синонимы. Предлагаю вам открыть учебник на стр.52.

правило

О: В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться

Осмысление

У: Узнаем для чего нужны синонимы. Прочитайте два стихотворения. О чём они? Чем отличаются эти два стихотворения? Кто готов поднимите руку.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару

 

О: В первом стихотворении часто повторяется слово зябнет, чем во втором.

У: Кто думает также поднимите руку.

Верно, какими словами заменили слово зябнет во втором стихотворение.

О: Похожими

У: Близки ли эти слова по значению?

О: Да

У: Сделаем вывод. Прочитайте на доске.

- синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях.

У: Также они обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.  

У: Используя правило, поразмышляйте в группах, дополните текст.

Синонимы – это слова, которые произносятся …. (по – разному)

Синонимы – это одинаковые или очень близкие …… по (смыслу)

У: 1 группа что у вас получилось?

О: …

Запоминание

У: Закрепим на практике, выполним задание «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы, которыми можно объяснить значение слов

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – …

У: Что надо делать, если вы не знаете синоним?

О: Спросить у кого-нибудь

У: Можно спросить у взрослых, а можно провести расследование и  обратиться в словарь

У: С понятием «синонимы» мы познакомились. Подберите синонимы к словам пользуясь словарем на стр. 141 и запишите их в столбик

Машина - … (автомобиль)

Дети - … (ребята)

Лётчик - … (пилот)

Чуткий - … (отзывчивый)

Дивный - … (чудный)

Быстро - … (скоро)

Ураган - … (буря, ветер)

Метель - … (вьюга, пурга)

У.: Выполните взаимопроверку, обменяйтесь со своим соседом по парте. Рядом с правильными ответами поставьте карандашом +

Подсчитайте количество +. Критерии на доске. Впишите количество баллов в оценочные листы.

Нет ошибок

5 баллов

1-2 ошибки

4 балла

3 ошибки

3 балла

Больше 3 ошибок

0 баллов

Количество баллов внесите в свои оценочные листы

Применение на практике

У: Задание остается тем же, но уже не пользуясь словарем попробуем использовать уже имеющиеся знания. Работаем цепочкой

Папа-отец

Смелый -храбрый

Правильный - верный

Луна - месяц

Зеленый – изумрудный

Врач - доктор

  1. Действие оценки и самооценки         

У.: Ребята, на слайде пары синонимов перепутались. Спишите эти слова к себе в тетрадь. И попробуйте подобрать правильный синоним к словам.

У.: Проверьте свои ответы на слайде. Рядом с каждым словом поставьте + или – простым карандашом.

Критерии на доске перед вами

Нет ошибок

5 баллов

1-2 ошибки

4 балла

3 ошибки

3 балла

Больше 3 ошибок

0 баллов

У.: Поставьте себе в оценочный лист

  1. Действие контроля и самоконтроля

У.: С чем мы сегодня работали?

О.: Мы работали с синонимами

У.: Какие задачи мы ставили перед собой?

О.: Узнали, что такое синонимы

      Учились их сравнивать и подбирать

У.: Подсчитайте ваши баллы. Сложите количество баллов за 1 упражнение и за 2 упражнение. Критерии на слайде. Поставьте общую отметку в свой оценочный лист.

Отметка «5»

9-10 баллов

Отметка «4»

7-8 баллов

Отметка «3»

5-6 баллов

Старайся!

Менее 5 баллов

У.: Ребята, на партах у вас лестницы успеха. Пометьте на какой ступени вы находитесь сейчас, после того как узнали, что такое синонимы, как вы усвоили сегодняшнюю тему.

У.: Урок окончен! Мне было приятно работать с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....