Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку

Махнева Виктория Сергеевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_sintaksisu.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

УМК: «Школа России»

(Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 3 класс, 1 часть, стр. 20-23)

Целевой компонент урока:

Класс: 3

Тема урока: Виды предложений по интонации.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: организация деятельности обучающихся для формирования представления о видах предложений по интонации.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию представления о видах предложений по интонации, по цели высказывания; учить ставить правильную интонацию в предложениях, определять интонацию и цель высказывания в предложениях.

Развивающие: способствовать развитию зрительной, произвольной памяти; произвольного внимания; коммуникативных способностей; самостоятельной работы обучающихся; самоконтроля и самооценки; развивать умение постановки правильной интонации в предложениях, определения цели высказывания предложения.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности; воспитывать моральные нормы поведения, самостоятельность, взаимопомощь.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, создать положительный эмоциональный микроклимат (позитивный психический и эмоциональный микроклимат), провести физминутку.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, соблюдать культуру письма, писать аккуратно и красиво.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности, используя ранее приобретенные знания; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения по корректировке своих действий и действий одноклассников.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные: умение правильно поставить интонацию в предложении, определять интонацию с помощью знаков препинания, определять предложения по цели высказывания, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Основные образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» УМК «школа России», стр. 20-23, ч.1; мультимедийная презентация, раздаточный материал.


Содержательный компонент урока:

        I. Организация начала урока. 

        1. Приветствие:

У.: Здравствуйте ребята, меня зовут Виктория Сергеевна и урок русского языка сегодня у Вас проведу я.

        2. Проверка готовности к уроку:

У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На столе у вас должны лежать дневник, учебник, тетрадь, пенал.

        3. Мотивация учебной деятельности:

(на доске разбросаны слова)

Век, живи, век, учись.

У: Ребята, какую пословицу можно составить из этих слов?

О: Век живи – век учись.

У: Как вы понимаете эту пословицу?

О: Никогда не следует останавливаться на достигнутом, нужно учиться всю свою жизнь.

У: Мы продолжим учиться, изучая русский язык.

        II. Актуализация умений и знаний.

Каллиграфическая минутка

У: Открываем тетради. Отступаем 2 строчки от предыдущей работы, записываем число, классная работа, соблюдая наклон, высоту, одинаковые расстояния между буквами.

У.: На доске вы видите предложения. Выпишите те предложения, которые по цели высказывания являются повествовательными.

1. Улыбнулось из-за тучи солнышко.

2. Берегите природу!

3. Ты видел, как украсили зал?

4. Далеко в разрывах мягких туч светило солнце.

5. Кто не написал сочинение?

6. Просыпайся скорее!

7. Прочитайте на каникулах сказки Андерсена.

8. Что такое предлог?

У.: Какие предложения вы выписали?

О.: 1. Улыбнулось из-за тучи солнышко.

4. Далеко в разрывах мягких туч светило солнце.

7. Прочитайте на каникулах сказки Андерсена.

Повторение пройденного материала

У: На доске зашифровано слово, попробуйте его расшифровать.

е п р о д л е ж и н е

О: Предложение.

У:  Конечно, это «предложение». Запишите слово в тетрадь. Как вы думаете, что мы будем продолжать изучать сегодня на уроке?

О: Мы будем продолжать изучать предложения.

У: Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении.  Послушайте высказывания о предложении и если вы с ним согласны, запишите его номер.

1. Предложение не может состоять из одного слова.

2. Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

3. Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

4. Предложение – это одно или несколько слов,  связанных по смыслу и  выражающих законченную мысль.

5. В  конце предложения всегда ставится точка.

6. В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

О: 1, 2, 4, 6.

        III. Открытие новой темы. Целеполагание.

Восприятие (узнавание)

У.: Ребята, на слайде вы можете увидеть запись. Прочтите её.

Сегодня хорошая погода.

О.: читают на слайде.

У.: С какой интонацией вы прочитали данную запись?

О.: Спокойной.

У.: Почему?

О.: Потому что в этом предложении в конце стоит точка.

У.: Теперь прочитайте это предложение снова:

Сегодня хорошая погода!

О.: читают на слайде.

У.: С какой интонацией вы прочитали данную запись?

О.: Воодушевленной, радостной.

У.: Почему?

О.: Потому что в этом предложении в конце стоит восклицательный знак.

У: Теперь предложение выглядит так, прочитайте его:

Сегодня хорошая погода?

У.: С какой интонацией вы прочитали данную запись?

О.: Вопросительной, мы задаем вопрос.

У.: Почему?

О.: Потому что в этом предложении в конце стоит вопросительный знак.

У: Как вы думаете, можем ли мы прочитать эти предложения одинаково с одной интонацией? Почему?

О: Нет, потому что в одном предложении мы спокойно сообщаем, в другом восклицаем, а в третьем спрашиваем.

У: От чего зависит интонация в предложении?

О: От знака препинания на конце.

У: В народе говорят:  Говорить без цели - что рисовать на воде. Как вы понимаете это выражение?

О: Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел

У: Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой? Какую тему мы проходили на прошлом уроке?

О.: Виды предложения по цели высказывания.

У: Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

О: Виды предложений по интонации.

У.: Обратимся к словам-помощникам на доске:

Вспомним... что такое предложение, какие есть виды предложений по цели высказывания.

Узнаем... какие есть виды предложений по интонации.

Будем учиться... правильно определять интонацию в предложениях.

Осмысление (понимание)

У: Откройте учебники на странице 21 и прочтите правило.

О.: Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), - это восклицательные предложения. Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).

У.: Что мы узнали о восклицательных предложениях?

О.: Это предложения, в которых выражены сильные чувства, они произносятся с восклицательной интонацией и в конце ставится восклицательный знак.

У.: Посмотрите на стихотворение в упражнении 28.

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

А. Пушкин

Прочитайте стихотворение про себя. Каким чувством наполнены эти строки?

О.: Радости, воодушевления, восхищения.

У.: Прочитайте, передавая это чувство интонацией.

О.: (несколько учеников читают стихотворение)

У.: Скажите, какое по интонации каждое предложение?

О.: Восклицательное.

У.: Почему?

О.: Выражает сильные чувства, произносится с восклицательной интонацией, в конце стоит восклицательный знак.

У.: Спишите поэтические строки. Прочитайте второе правило, что в нем говорится?

О.: Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, - это невосклицательные предложения.

У.: Какой можно сделать вывод из этого правила?

О.: Если в предложении не выражаются сильные чувства, нет восклицательной интонации, и в конце не стоит восклицательный знак, то это невосклицательные предложения.

У.: Хорошо, все верно. Вспомните, одной из нашей цели является узнать, какими бывают предложения по цели высказывания. На ваших столах лежат карточки, они помогут вам это определить. На карточках слова, вам необходимо распределить их в три группы. Запишите их в тетрадь.

спросить                     сообщить                                       узнать

повествовать             повлиять            побудить к действию    запретить                     расспросить                            рассказать

У: Какие у вас получились слова в первой группе?

О: Сообщить, повествовать, рассказать.

У: Вспомните наш прошлый урок. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать?

О: Повествовательные.

У: Прочитайте вторую группу слов.

О: Спросить, расспросить, узнать.

У: Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить?

О: Вопросительные.

У: Какие слова получились в третьей группе?

О: Запретить, побудить к действию, повлиять.

У:  Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию?

О: Побудительные.

У: Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания?

О: Повествовательные, вопросительные, побудительные.

У: Верно.

Воспроизведение (узнавание)

У.: На доске вы видите предложения.

Птицы возвратились с юга.

Кто взял карандаш со стола?

Принесите мне чай!

У.: Как определить, какое предложение является повествовательным?

О.: В конце стоит точка или восклицательный знак, цель предложения сообщить, рассказать, повествовать.

У.: Как определить, какие предложения называются вопросительными?

О.: На конце стоит вопросительный знак, цель предложения спросить, узнать.

У.: Как определить, какие предложения побудительные?

О.: Эти предложения побуждают к действию, на конце стоит точка или восклицательный знак.

У.: Как правильно сократить слова «повествовательное», «вопросительное» и «побудительное»?

О.: Повеств., вопросит., побудит.

У.: Верно, а слова «восклицательное» и «невосклицательное» сокращаются как «воскл.», «невоскл.».

У.: Запишите предложения в тетрадь, в скобках определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации. На доске вы видите алгоритм, которым нужно пользоваться при данной работе.

Алгоритм:

  1. Внимательно прочитай предложение.
  2. Запиши предложение.
  3. Примени правило: предложения, в которых о чем-либо сообщается (повествуются), - это повествовательные предложения. На конце стоит точка или восклицательный знак. Предложения, которые содержат вопрос, это вопросительные предложения, на конце ставится вопросительный знак. Предложения, в которых побуждают к действию, - это побудительные предложения. В конце ставится точка или восклицательный знак.
  4. В скобках, после предложения, запиши вид предложения по цели высказывания.
  5. Примени правило: Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), - это восклицательные предложения. Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак. Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, - это невосклицательные предложения.
  6. В скобках, после того, как ты записал вид предложения по цели высказывания, запиши вид предложения по интонации.
  7. Выполни самопроверку.
  8. Если ошибся – исправь, проведи работу над ошибками.

У.: Проверяем, насколько правильно вы выполнили это задание. Проверка на доске. На столах у каждого есть оценочный лист, подпишите свои фамилии и имена. Поставьте себе в оценочный лист балл напротив «Задание 1» по критериям, расположенным на доске.

Птицы возвратились с юга. (повеств., невоскл.)

Кто взял карандаш со стола? (вопросит., невоскл)

Принесите мне чай! (побудит., воскл.)

Оценочный лист

Фамилия, имя:

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Всего баллов

Оценка за урок


Отметка «5»

Без ошибок

Отметка «4»

1 ошибка

Отметка «3»

2 ошибки

Старайся!

3 ошибки и более

IV. Физминутка.                 

1. И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.

2. И.п. - о.с. 1 - правую руку вниз, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

        V. Открытие новых умений и знаний (продолжение)

Применение на практике

Работа с учебником

У.: Откройте учебник на странице 23. Прочитайте упражнение 33.

О.: Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава высокая и густая а сколько же кругом цветов а какой запах особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

У.: Объясните значение слова «таволга».

О.: Таволга – растение, трава.

У.: Можем ли мы прочитать эту запись выразительно?

О.: Нет.

У.: Почему?

О.: В этой записи отсутствуют знаки препинания, интонация из-за этого не меняется.

У.: Найдите границу каждого предложения и запишите, обозначая начало и конец предложения. В конце каждого предложения в скобках определите вид предложения по цели высказывания и интонации. Пользуйтесь алгоритмом, который вы можете увидеть на доске.

Алгоритм:

  1. Внимательно прочитай предложение.
  2. Запиши предложение.
  3. Примени правило: предложения, в которых о чем-либо сообщается (повествуются), - это повествовательные предложения. На конце стоит точка или восклицательный знак. Предложения, которые содержат вопрос, это вопросительные предложения, на конце ставится вопросительный знак. Предложения, в которых побуждают к действию, - это побудительные предложения. В конце ставится точка или восклицательный знак.
  4. В скобках, после предложения, запиши вид предложения по цели высказывания.
  5. Примени правило: Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), - это восклицательные предложения. Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак. Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, - это невосклицательные предложения.
  6. В скобках, после того, как ты записал вид предложения по цели высказывания, запиши вид предложения по интонации.
  7. Выполни самопроверку.
  8. Если ошибся – исправь, проведи работу над ошибками.

У.: Поменяйтесь тетрадями с вашим соседом по парте. Проверьте, сверяясь с критериями на доске, правильно ли вы выполнили задание. Обменяйтесь оценочными листами с соседом по парте и проставьте отметку в графу «Задание 2».

Вы были на лугу в начале лета. (повеств., невоскл.). До чего же там хорошо! (повеств., воскл.). Трава высокая и густая, а сколько же кругом цветов, а какой запах! (повеств., воскл.). Особенно сильно пахнут белые соцветия таволги. (повеств., невоскл.)

Работа в паре

У.: На ваших партах лежат два конверта. Откройте их. Что лежит в конверте у 1 варианта?

О.: Предложения.

Какая здесь красивая дорожка!

Сделай уроки!

Где наш проводник?         

Завтра мы возвращаемся домой.

Начни уборку прямо сейчас.

У.: Хорошо, а что лежит в конверте у 2 варианта?

О.: Виды предложений.

(повеств., воскл.)

(побудит., воскл.)

(вопросит., невоскл.)

(повеств., невоскл.)

(побудит., невоскл.)

У.: Ваша задача в парах соотнести предложения и их виды.

У.: Проверяем все вместе. К каким предложениям вы отнесли данные виды? Проверка на доске. Поставьте в свои оценочные листы баллы в соответствии с критериями на доске.

        VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: Теперь сложите все баллы и сдайте мне свои оценочные листы. Я их проверю и выставлю вам оценки.

О: Считают баллы и сдают оценочные листы.

У.: Итак, ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке?

О.: О видах предложения по интонации.

У.: Что мы сегодня вспомнили?

О.: Что такое предложение, какие бывают предложения по цели высказывания.

У.: Назовите виды предложений по цели высказывания и интонации.

О.: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. По интонации: восклицательные, невосклицательные.

У.: Что мы сегодня учились делать?

О.: Определять предложения по интонации, правильно ставить интонацию в предложениях.

У.: Посмотрите на доску. Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Теперь я умею…

Было интересно…

Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся мне…

Я испытал трудности с…

        VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У: Откройте дневники, запишем домашнее задание: с. 23, упр. 29, 32.

Урок окончен, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....