План-конспект урока. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВА
план-конспект по русскому языку
Тема урока: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»
Тип урока: открытие новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_zvonkih_i_gluhih_soglasnyh_na_kontse_slova.docx | 27.68 КБ |
algoritm.docx | 42.97 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 108.25 КБ |
didakticheskiy_material.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 2 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 22-23)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс:
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания первичных знаний о правописании парных звонких и глухих согласных в конце слова и закрепления первичных умений проверки правописания парных звонких и глухих согласных в конце слова.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и закреплению знаний и умений о правописании парных звонких и глухих согласных в конце слова; проверять правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова, работать над орфограммой в соответствии с алгоритмом.
Развивающие: способствовать развитию речи, наглядно-действенного и основ наглядно-образного мышления, непроизвольной памяти, непроизвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической зоркости и фонематического слуха.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование личностного смысла учения, интереса к процессу познания, осознание ценности совместной работы; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, выделяют гипотезы и обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно- следственные связи, владеют общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.
Предметные: овладевают первоначальными представлениями о разделе русского языка «Орфография», узнают об орфограмме с парными звонкими и глухими согласными в конце слова; находят орфограмму в словах, выделяют изучаемую орфограмму в слове, используют орфографическое правило для проверки слов с изучаемой орфограммой; выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2 , В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Каролина Евгеньевна, я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Ребята, я вам сейчас прочитаю вопросы. Вы внимательно послушайте и ответь на них.
У.: Что случится, если я буду писать грамотно?
О.: Если я буду писать грамотно, то буду получать «5» и меня будет хвалить не только мама, но и учитель.
У.: Что случится, если я не буду писать грамотно?
О.: Если я не буду писать грамотно, то буду получать «2» и меня будет ругать мама.
У.: Так для чего же мы должны грамотно писать?
О.: Мы должны грамотно писать для того чтобы получать хорошие отметки и быть образованным.
У.: Молодцы, ребята, сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Вы готовы? Тогда начинаем!
II. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Ребята, перед уроком мне принесли телеграмму от Незнайки. Он сообщает: «Ребята! Мне срочно нужна ваша помощь в выполнении домашнего задания. Научите меня правильно писать такие слова: сне(к/г), ду(п/б), шу(п/б), моро(з/с). Чтобы помочь Незнайке выполнить это задание, мы должны понять: почему он не смог справиться с ним? В чем его затруднение? Как мы можем ему помочь?
У.: Где в слове возникло затруднение у Незнайки?
О.: В конце слова.
У.: Верно. Что вызвало затруднение у Незнайки?
О.: Какую парную согласную писать в словах.
У.: Чему мы должны его научить и научиться сами?
О.: Мы должны самостоятельно подбирать проверочные слова.
У.: Молодцы! Из разбросанных слов составьте тему нашего урока.
О.: «Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова».
У: Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, научимся, будем учиться.
О.: Познакомимся с новой орфограммой, научимся проверять слова с парными согласными, будем учиться писать без ошибок.
III. Открытие новых умений, знаний.
Восприятие
У.: Чтобы решить поставленные задачи, попробуем найти лишнее слово в каждой строке и запишите слова в тетрадь и подчеркните парные согласные буквы.
- стакан, дуб, мяч, звон,
- заяц, завод, сахар, горох;
- город, отец, петух, дом.
О.: Выбирают в каждой строке «лишнее» слово, записывают в тетрадь и подчеркивают парные согласные буквы.
У.: Объясните свой выбор.
О.: В первой строчке лишним является слово дуб, так как оно оканчивается на парный согласный. Во второй строчке лишним является слово завод, так как она оканчивается на парный согласный. В третьей строчке лишним словом является слово город, так как оканчивается на парный согласный.
У.: Верно. Назовите парный звук лишних слов.
О.: Б – П, Д – Т.
У.: Ребята, когда вы записывали слова, сомневались ли вы в написание согласных буквах в конце слова.
О.: Да, мы сомневались.
У.: Сейчас мы попробуем устранить эту проблему.
Осмысление
У.: Ребята, сейчас мы вслух прочитаем и проговорим слова, представленные на слайде. (зуб, снег, лес, глаз, гриб, мороз).
О.: Читают и проговаривают слова.
У.: Вы ничего странного не заметили при чтении данных слов?
О.: При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.
У.: Предлагаю вам в парах изменить эти слова так, чтобы после согласного стояла гласная и записать в тетрадь.
О.: Зуб-зубы, снег-снега, лес-леса, глаз-глаза, гриб-грибы, мороз-мороза.
У.: Ребята, вы ничего не заметили, когда изменяли слова?
О.: Мы заметили, что согласная буква стала слышится четко.
У.: Так как вы думаете какой вывод можно сделать?
О.: Чтобы правильно написать слова с парным согласным на конце слова, надо изменить форму слова.
Запоминание
У: Проверим, правильно ли вы сформулировали вывод. Откройте учебник на странице 22 и прочитайте правило в рамочке.
О: Читают правило.
У: Это правило вам нужно будет выучить. При затруднении с правилом, вы можете воспользоваться алгоритмом, но вначале нам нужно его составить. Вспомните, что вы делали в начале, когда выполняли упражнение.
О.: Вначале мы прочитали слово, потом изменили слово так, чтобы после согласного стояла гласная. Если после изменения согласная слышится отчетливо, то пишем ее.
У.: Проверим. Посмотрите на доску, прочитайте этот план-алгоритм про себя. Прочитайте алгоритм вслух цепочкой, начинаем с тебя.
О: Читают алгоритм.
У.: Чтобы еще лучше запомнить правило и алгоритм, я прочитаю вам стихотворение-запоминалку. Потом кто-то из вас прочитает его вслух.
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих...
Глухие звуки - это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
В конце слова, без сомненья,
Происходит оглушение.
Говорим мы - плод,
Проверяем - плоды,
Говорим мы - сад,
Проверяем - сады.
О.: Читают стихотворение-запоминалку.
У: Хорошо. Воспользуемся этим алгоритмом, выполнив задание.
Применение знаний на практике
У.: Предлагаю вам сыграть в игру. Игра называется «Буквы спорят в словах». Ваша задача разреши их спор. Представленные слова вы должны записать в тетрадь и подчеркнуть парную согласную букву в конце слова. Затем каждый по очереди комментируют написание слов с объяснением: «Я не знаю какую согласную на конце слова круг надо писать. Я изменю слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. Проверочное слово – круги, звук – г – слышится чётко. В слове круг напишу букву –г).
Кру к/г, гара ж/ш, вра к/г, арбу з/с, зу б/п, обры в/ф, похо д/т.
О.: Выполняют задание.
У.: Молодцы! Предлагаю вам выполнить упражнение 35 на странице 23 по представленному алгоритму.
5 б | без ошибок |
4 б | 1-2 ошибки |
3 б | 3 ошибки |
0 б | больше 3-х ошибок |
Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку
1. Откройте учебник на странице 23, упражнение 35.
2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
3. Как вы поняли задание?
4. Выполните задание устно.
5. Выполните задание в тетради письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).
6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).
7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.
У.: Ребята, как вы поняли задание?
О.: Нам нужно прочитать слово и изменить каждое слово так, чтобы на конце был парный по глухости-звонкости согласный звук. Затем мы должны записать пары слов в тетрадь.
У.: Хорошо. Выполним задание с помощью алгоритма. В случае затруднения поднимаем руку.
О.: Выполняют задание.
У.: Я вижу вы уже сделали задание. Предлагаю вам проверить ваши работы. Цепочкой называем получившееся слово и объясняем какую парную букву вы вставили и почему.
О.: Объясняют написание букв.
У.: Отлично. Сейчас оцените свою работу. На полях поставьте себе балл.
5 б | без ошибок |
4 б | 1-2 ошибки |
3 б | 3 ошибки |
0 б | больше 3-х ошибок |
IV. Действие контроля и самоконтроля
У.: Предлагаю вам сыграть еще в одну игру. Игра называется «Опасное место». Из предложенных слов, есть такие слова, в которых есть опасное место, где можно допустить ошибку в написании парной согласной на конце слова. Ваша задача найти эти слова, записать их в тетрадь и подчеркнуть буквы в опасных местах.
Слова: билет, вокзал, берег, вагон, рукав, пример, костюм, клуб, творог, чемодан, глаз, парад, арбуз.
О.: Выполняют задание.
У.: Предлагаю вам проверить как вы справились с игрой. Сейчас на доске появятся правильные ответы. Оцените свою работу и на полях поставьте себе балл.
5 б | без ошибок |
4 б | 1-2 ошибки |
3 б | 3 ошибки |
0 б | больше 3-х ошибок |
V. Действие оценки и самооценки
У.: Вернемся к началу урока и вспомним сегодняшнюю тему.
О.: Тема нашего сегодняшнего урока была: «Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова».
У.: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, научились.
О.: Сегодня на уроке мы познакомились с новой орфограммой, научились проверять слова с парными согласными и писали без ошибок.
У.: Сейчас вы видите на слайде табличку. Вы должны посмотреть и оценить свою деятельность на уроке.
5 б | без ошибок |
4 б | 1-2 ошибки |
3 б | 3 ошибки |
0 б | больше 3-х ошибок |
У.: У вас на парте лежит карта настроения. Поставьте «+», на каком из островов вы сегодня побывали и почему.
Предварительный просмотр:
Алгоритм правописания слов с парными звонкими и глухими согласными
- Прочитай и произнеси слово.
- Определи какой, парный звонкий или глухой согласный звук ты слышишь.
- Измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
- Произнеси слово и определи, какой звук ты слышишь перед гласным.
- Запиши слово.
- Выполни самопроверку. Если допустил ошибку – исправь!
Стихотворение – запоминалка для орфограммы
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих...
Глухие звуки - это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
В конце слова, без сомненья,
Происходит оглушение.
Говорим мы - плод,
Проверяем - плоды,
Говорим мы - сад,
Проверяем - сады.
Предварительный просмотр:
Я не знаю какую согласную на конце слова круг надо писать. Я изменю слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. Проверочное слово – круги, звук – г – слышится чётко. В слове круг напишу букву –г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
н а конце парных и глухие слова Правописание звонких согласных
«Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»
Задачи урока Познакомимся Будем учиться с новой орфограммой. проверять слова с парными согласными, писать без ошибок.
с такан , дуб, мяч, звон з аяц , завод, сахар, горох г ород , отец, петух, дом
д у б з аво д горо д
з уб - с нег - л ес - г лаз - г риб - м ороз - зуб ы снег а лес а глаз а гриб ы мороз ы
Алгоритм правописания слов с парными звонкими и глухими согласными 1 . Прочитай и произнеси слово. 2. Определи, какой парный звонкий или глухой согласный звук ты слышишь. 3. Измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный. 4. Произнеси слово и определи, какой звук ты слышишь перед гласным. 5. Запиши слово. 6. Выполни самопроверку. Если допустил ошибку – исправь!
Чтобы поменьше было случаев неясных И чтоб ответов не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтоб не путать звонких и глухих... Глухие звуки - это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. В конце слова, без сомненья, Происходит оглушение. Говорим мы - плод, Проверяем - плоды, Говорим мы - сад, Проверяем - сады.
к ру … (к или г) г ара … (ш или ж) вра … (к или г) а рбу … (з или с) «Буквы спорят в слова» з у … ( б или п ) о бры … (в или ф ) п охо … ( д или т)
к ру г - кру г а г ара ж - гара ж а в ра г - вра г а а рбу з - арбу з а з у б - зу б а о бры в - обры в а п охо д - похо д а
Билет , вокзал, берег, вагон, рукав, пример, костюм, клуб, творог, чемодан, глаз, парад, арбуз. «Опасное место»
«Опасное место» Биле т , вокзал , бере г , вагон, рука в , пример, костюм, клу б , творо г , чемодан, гла з , пара д , арбу з .
д у … (п или б) - з у … ( п или б ) - м оро … ( с или з ) - с торо … ( ш или ж ) - ду б зу б моро з сторо ж
«Слова - помощники» Познакомились Научились с новой орфограммой. проверять слова с парными согласными и писали без ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"
Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....
Тема урока: "Звонкие и глухие согласные на конце слова" 2 класс
Тема урока: "Звонкие и глухие согласные на конце слова". 2 класс. Урок был дан с целью формирования умения находить в слове орфограмму "парный согласный на конце слова" и правил...
План-конспект урока на тему;"Звонкие и глухие согласные на конце слова".
План- конспект урока по русскому языку....
План- конспект урока на тему :"Звонкие и глухие согласные на конце слова".
План- конспект урока по русскому языку....
Конспект урока. Письмо. 1 класс.Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова»
Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: формировать у учащихся умение проверять написание согласных на конце слова.Планируемые результа...
Презентация для урока письма. Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова». 1 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7924783","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Русский язык. Дистанционный урок. Тема: Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные на конце слова.
Дистанционный урок для 1 класса УМК"Школа России...