План- конспект урока на тему :"Звонкие и глухие согласные на конце слова".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Курбанова Зулфия Магамедгадиевна

План- конспект  урока по  русскому  языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_russk.odt24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ.

Цели урока:

- закрепить навык различать парные звонкие и глухие согласные звуки;

 обнаружить, что парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими:

- развивать фонематический слух;

- развивать умение соотносить произношение и написание слов;

- воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование: иллюстрация королевства Алфавит; сигнальные карточки парных согласных.

Ход урока

1. Организационный момент.

Орешек знаний тверд, но все же

Вы не привыкли отступать.

Вам расколоть его поможет

Желанье сильное узнать.                            

2.Чистописание.

- Назовите буквы, в которых есть элементы С, Э. (Учитель записывает на доске буквы, которые называют дети: ж, х, э, с.)

- Запишите эти буквы в порядке их следования в алфавите.

- Какая буква «лишняя»? (Э)

- Дайте ей характеристику.

3.Введение в тему.

- Мы отправимся в сказочное королевство Алфавита. Зоркие стражники охраняют его. Там сегодня бал, и все хотят попасть на него. Но есть только один способ пройти: ответить на вопросы стражников.

- Сколько букв в русском языке?

- Какие буквы не обозначают звуков?

- Сколько гласных звуков? (6.)

- Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10.)

4. Сообщение темы урока, постановка целей.

- Что вы знаете о парных звонких и глухих согласных.

- Послушайте сказку.

ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ

Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные -  с согласными. Буквы  а-я, у-ю, ы-и, э-е, о-ё  танцевали вальс. Им было весело!

огласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары:б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш,з-с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке.

А вот п, ф, к, т, ш, с  были глухи к музыке. Звонкие звуки весело выкрикивали свои имена в такт музыке, глухие робко шептали, как эхо , имена своих подруг.

Вот какие это были странные пары.

Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это  л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ, ъ, ь. Пар у них не было. Это не парные. С тех пор так и повелось. На праздниках парные танцуют в паре со своим партнером. А непарные просто тихо сидят и смотрят на танцующих.

- Давайте проведем наблюдение: как ведут себя парные согласные по глухрсти-звонкости в начале и на конце слова.

5. Изучение нового материала.

1. Работа по тетради.

Вывод:парные согласные в начале слов – в сильной позиции.

Минутка мышечной релаксации

 Прочитайте пары слов.

Вывод: на конце слов парные звонкие согласные «теряют» голос, то есть оглушаются.

2. Игра «Парный звонкий согласный заболел».

Один ученик называет «здоровый» парный согласный ( с голосом, звонкий), второй – «заболевший» парный согласный (без голоса, глухой).  (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.)

Вывод: при произношении парных согласных звуков воздух встречает одинаковую преграду, но звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие только с шумом.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг!

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Запись пар слов.

Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала.

1. На доске  записаны пословицы.

- Прочитайте пословицы. Напишите их в тетради, вставляя нужные буквы. Объясните смысл пословиц.

Старый дру… лучше новых двух.

Тру… кормит, а лень портит.

- Какие буквы вставили?

 Какие слова могут быть проверочными?

7. Итог урока.

- Как парные глухие и звонкие согласные произносятся и пишутся в начале слова? На конце слова?

- Как следует проверять парные согласные на конце слова?- Будьте очень внимательны. Поднимите сигнальные карточки с парными согласными.

Вот царь зверей – могучий ле…,

 А тут жира… с длиннющей шеей.

Ушастый ё… . Чем не хорош?

Ено… - красавец смотрит вниз,

 Там потянулась сладко ры..ь.

Плывет могучий бегемо…,

  Медве…ь над нерпою ревет.

  И белый голу…ь там летает,

  Всех отдохнуть нас приглашает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Экосистема леса"

  Проект рекомендован учителям начальных классов для проведения урока окружающего мира в третьем классе при изучении экосистемы  леса на этапе сообщения новых знаний с целью эффективности усвоения мат...

План-конспект урока технологии Тема урока: Роспись пасхальных яиц.

Цели: 1)Познакомить детей с историей возникновения символа праздника Светлой Пасхи; показать и познакомить с видами росписи и покраски яиц; выполнить покраску яйца.2)Развивать воображение, мелку...

План-конспект урока по теме "Голубь мира"

Урок был дан в рамках семинара по внеурочной деятельности...

План-конспект урока по теме "Суффикс"

Тема урока: Лексическая: Осень.                      Грамматическая: Суффикс.Цель урока: ...

План-конспект урока по теме: "Части речи"

Название работы (урока): «Части речи» ( урок- закрепление). 4 класс  Цель:- обобщить знания о частях речи: об особенностях имен существительных, именприлагательных, глаголов, наречий, местои...

План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)

Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...

План-конспект урока по теме: Обобщение знаний по теме «Мир общения»

План-конспект урока по теме: Обобщение знаний по теме «Мир общения»Класс: 2 Тип урока: закрепление пройденного материала...