План- конспект урока на тему :"Звонкие и глухие согласные на конце слова".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема:ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ.
Цели урока:
- закрепить навык различать парные звонкие и глухие согласные звуки;
обнаружить, что парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими:
- развивать фонематический слух;
- развивать умение соотносить произношение и написание слов;
- воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: иллюстрация королевства Алфавит; сигнальные карточки парных согласных.
Ход урока
1. Организационный момент.
Орешек знаний тверд, но все же
Вы не привыкли отступать.
Вам расколоть его поможет
Желанье сильное узнать.
2.Чистописание.
- Назовите буквы, в которых есть элементы С, Э. (Учитель записывает на доске буквы, которые называют дети: ж, х, э, с.)
- Запишите эти буквы в порядке их следования в алфавите.
- Какая буква «лишняя»? (Э)
- Дайте ей характеристику.
3.Введение в тему.
- Мы отправимся в сказочное королевство Алфавита. Зоркие стражники охраняют его. Там сегодня бал, и все хотят попасть на него. Но есть только один способ пройти: ответить на вопросы стражников.
- Сколько букв в русском языке?
- Какие буквы не обозначают звуков?
- Сколько гласных звуков? (6.)
- Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10.)
4. Сообщение темы урока, постановка целей.
- Что вы знаете о парных звонких и глухих согласных.
- Послушайте сказку.
ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ
Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные - с согласными. Буквы а-я, у-ю, ы-и, э-е, о-ё танцевали вальс. Им было весело!
огласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары:б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш,з-с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке.
А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие звуки весело выкрикивали свои имена в такт музыке, глухие робко шептали, как эхо , имена своих подруг.
Вот какие это были странные пары.
Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ, ъ, ь. Пар у них не было. Это не парные. С тех пор так и повелось. На праздниках парные танцуют в паре со своим партнером. А непарные просто тихо сидят и смотрят на танцующих.
- Давайте проведем наблюдение: как ведут себя парные согласные по глухрсти-звонкости в начале и на конце слова.
5. Изучение нового материала.
1. Работа по тетради.
Вывод:парные согласные в начале слов – в сильной позиции.
Минутка мышечной релаксации
Прочитайте пары слов.
Вывод: на конце слов парные звонкие согласные «теряют» голос, то есть оглушаются.
2. Игра «Парный звонкий согласный заболел».
Один ученик называет «здоровый» парный согласный ( с голосом, звонкий), второй – «заболевший» парный согласный (без голоса, глухой). (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.)
Вывод: при произношении парных согласных звуков воздух встречает одинаковую преграду, но звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие только с шумом.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг!
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Запись пар слов.
Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала.
1. На доске записаны пословицы.
- Прочитайте пословицы. Напишите их в тетради, вставляя нужные буквы. Объясните смысл пословиц.
Старый дру… лучше новых двух.
Тру… кормит, а лень портит.
- Какие буквы вставили?
Какие слова могут быть проверочными?
7. Итог урока.
- Как парные глухие и звонкие согласные произносятся и пишутся в начале слова? На конце слова?
- Как следует проверять парные согласные на конце слова?- Будьте очень внимательны. Поднимите сигнальные карточки с парными согласными.
Вот царь зверей – могучий ле…,
А тут жира… с длиннющей шеей.
Ушастый ё… . Чем не хорош?
Ено… - красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры..ь.
Плывет могучий бегемо…,
Медве…ь над нерпою ревет.
И белый голу…ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Экосистема леса"
Проект рекомендован учителям начальных классов для проведения урока окружающего мира в третьем классе при изучении экосистемы леса на этапе сообщения новых знаний с целью эффективности усвоения мат...
План-конспект урока технологии Тема урока: Роспись пасхальных яиц.
Цели: 1)Познакомить детей с историей возникновения символа праздника Светлой Пасхи; показать и познакомить с видами росписи и покраски яиц; выполнить покраску яйца.2)Развивать воображение, мелку...
План-конспект урока по теме "Голубь мира"
Урок был дан в рамках семинара по внеурочной деятельности...
План-конспект урока по теме "Суффикс"
Тема урока: Лексическая: Осень. Грамматическая: Суффикс.Цель урока: ...
План-конспект урока по теме: "Части речи"
Название работы (урока): «Части речи» ( урок- закрепление). 4 класс Цель:- обобщить знания о частях речи: об особенностях имен существительных, именприлагательных, глаголов, наречий, местои...
План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)
Урок плановый. Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...
План-конспект урока по теме: Обобщение знаний по теме «Мир общения»
План-конспект урока по теме: Обобщение знаний по теме «Мир общения»Класс: 2 Тип урока: закрепление пройденного материала...