План-конспект урока на тему;"Звонкие и глухие согласные на конце слова".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема:звонкие и глухие согласные на конце слова.
- Цели:
- Закреплять и конкретизировать знания учащихся о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо;Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь, фонематический слух;
- Воспитывать аккуратность.
- ХОД УРОКА
- I. Организационный момент
- Прозвенел звонок.
Начинается урок. - – Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков. А теперь – чьё имя начинается с согласного звука.
- II. Минутка чистописания
- – Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- На доске:б п в ф г к у д т ж ш з с
- – Что записано на доске?(Буквы)
–Какая буква лишняя и почему?(У – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
– Какие это согласные?(Звонкие – глухие, парные)
Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней – буквы, обозначающие глухой звук. - III. Словарная работа
- Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз.) - – Что называет это слово? (Предмет)
– Что можете ещё сказать про это слово? (Нарицательное, неодушевлённое, м.р., ед.ч., двусложное, 2 слог ударный).
– Образуйте родственные (однокоренные) слова.
(Мороз, морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, изморозь, заморозки, подмораживать, морозно, морозить, отморозить и т.д.)
– Запишите слово мороз, обозначьте ударную и безударную гласные.
– Какая ещё орфограмма в этом слове? (Парный согласный в конце слова)
|
- – Что такое орфограмма? Почему мы можем назвать парные согласные в конце слова орфограммой? (Есть выбор)
- – Между чем мы выбираем?
- IV. Постановка темы урока
- – Догадались, какая у нас тема урока?
– На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в конце слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.
– Для чего надо изучать эту тему? - V. Введение в тему
- День вступил в свои права,
Снова в дверь стучат слова. - – Какие ещё знаем словарные слова с парным согласным в конце? Запишем их (на доске и в тетради запишем в столбик):
- арбуз класс завод мальчик ученик платок
- – Давайте определим последние звуки и сравним их с буквами, которыми мы их обозначаем.
- – Что происходит с парными согласным? (Оглушаются)
– Сравните произношение и обозначение звуков на письме буквами. Что вы можете сказать о произношении последнего согласного звука и его обозначении на письме? (Произношение и написание парного согласного в конце слова может совпадать, а может и не совпадать) - VI. Отработка нового материала
- – Если произношение и написание не совпадают, то в какой позиции стоят парные согласные в конце слов? (В слабой)
- – А это орфограмма? (Вернуться к первой схеме). Существует выбор: буква глухого или звонкого согласного звука?
– Что требует слабая позиция? (Проверки)
– Как узнать, что писать в конце слова с парным согласным? (Нужно поставить в сильную позицию)
– Что такое сильная позиция? (Когда написание и произношение совпадают)
– Когда согласный слышится отчётливо? (Перед гласным) - – Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным на конце слова? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)
- Парные согласные –
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй. - (С опорой на схему)
- – Какие слова будут проверочными для наших слов?
- арбуз – арбузы
завод – заводы
класс – классы
мальчик – мальчики
ученик – ученики
платок – платки - 7. Физминутка
- 8. Обобщение и систематизация знаний
- – Поупражняемся в подборе проверочных слов. Назовите парную согласную, которую нужно писать в слове. Ответ докажите.
- 1) Чтобы в цель попасть не раз,
Зоркий требуется …(глаз). - 2) Всё перетрут терпение и …(труд).
- 3) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
- 4) Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук.(Гвоздь) - 5) Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.(Гриб) - 9. Самостоятельная работа
- – А сейчас я предлагаю поработать самостоятельно. Будем работать по вариантам. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово.г
- 1 вариант: Ду(б/п) – …, горо(д,т) – …, обе(т,д) – …, су(п,б) – …
2 вариант: Зу(п,б) – …, огоро(д,т) – …, гла(з,с) – …, жу(г,к) – …Взаимопроверка. - – Возьмите карандаш. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.
10. Итог урока
– Как произносятся парные звонкие и глухие согласные в конце слов?
– Совпадает ли произношение и написание парных согласных в конце слов? (Может совпадать, а может не совпадать) (Обратиться к схемам)
– Что нужно делать с парными согласными в конце слов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"
План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"...
План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"
План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"...
План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"
План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"...
План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"
План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"...
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (авторская разработка)...
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года", 4 класс (авторская разработка)...
Технологическая карта + план-конспект открытого урока по теме: «Цвета. В магазине игрушек и школьных принадлежностей».
Открытый урок английского языка для 2 класс с использованием ИКТ и ЭОР....