Технологическая карта урока русского языка на тему : «Приставка и суффикс как значимые части слова»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)

Цель: закрепление знаний о роли суффиксов и приставок в словах.

Задачи:

Образовательная:

-закрепить умения подбирать корень в слове;

-закрепить умение определять и выделять суффиксы в словах.

Развивающая:

- развивать умение разбирать слова по составу;

-развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к урокам русского языка;

- воспитывать самостоятельность, взаимопомощь.                                                                                                                                                                                             

Ресурсы урока: методическое пособие, учебни , интерактивная доска, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhkarta_urok_russkogo.docx30.37 КБ
Файл konspekt_uroka_1.docx 24.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО студентки: Гурова Виктория Алексеевна

Тема: «Приставка и суффикс как значимые части слова»

Класс: 3

Цель: закрепление знаний о роли суффиксов и приставок в словах: развивать умение разбирать слова по составу. 

Задачи:

Образовательная:

-закрепить умения подбирать корень в слове;

-закрепить умение определять и выделять суффиксы в словах.

Развивающая:

- развивать умение разбирать слова по составу;

-развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к урокам русского языка;

- воспитывать самостоятельность, взаимопомощь.                                                                                                                                                                                            

Ресурсы урока: методическое пособие, учебни , интерактивная доска, презентация.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные(ПРК)

Личностные

Орг. этап

момент

Настроить учащихся на познавательную активность. Создать благоприятную психологическую атмосферу.

Словесный(беседа)

Приветствует детей, мотивирует их на активную деятельность.

Приветствуют учителя, следуют его указаниям

Фронтальная,парная..

Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.

Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.

Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Актуализация знаний

Применить полученные знания и умения

Словесный (беседа)

1.Выполнение заданий 1-3 по  пройденной  теме.

(См. конспект (этап 2)).

2. Учитель читает слова, а дети должны образовать от них новые слова с суффиксом –тель-.

(См. конспект (этап 2)).

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания.

Методическое пособие.

Комбинированная.

Повторение и осознание того, что уже усвоено.

Регулятивные:   умение  оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:   осмысление способов и условий действий.

 Коммуникативные:   умение воспринимать и понимать информацию, вступать в учебный диалог.

Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию.

Постановка цели и задач

Активизировать познавательный интерес к теме.

Словесный (беседа)

-Подведение к теме урока.

Вспоминают прошлую тему ,определяют тему урока с помощью страниц учебника.

Методическое пособие.

Фронтальная, индивидуальная.

Осознание значимости изучаемых знаний.

Регулятивные: 

анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить).

Познавательные:  формировать логические действия по определению познавательной цели.

  Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог.

Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,  

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Работа по теме урока.

Изучить новые понятия.

Словесный (беседа), практический

1.Анализ смысловых значений суффиксов. (беседа с детьми)

(см. конспект (этап 5)).

Беседа с детьми по страницам тетради.

2. Работа с учебником Упр. 158 (с. 68-69).

(Запись в раб.тетр.)

(Беседа по заданию)

(см. конспект (этап 5)).

Письменная работа в тетради, диалог с учителем.

Методическое пособие, рабочая тетрадь, презентация.

Фронтальная, индивидуальная.

Изучение новых понятий

Регулятивные:    принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить  их с конечным результатом; осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы.

Познавательные:   умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

  Коммуникативные: формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения.  

Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству.

Уважительное отношение к чужому мнению.

Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

Выяснить, как обучающиеся усвоили связь между изученными компонентами темы.

Словесный (беседа)

Практический (выполняют практическую работу)

1.Работа по учебнику

Упр. 159 (c. 69).

 (см. конспект (этап  7)).

Упр. 160 (c. 69-70).
 (см. конспект (этап  7)).

Работают по заданиям, делают записи в тетради, рассуждают, развивают логическое мышление.

Рабочая тетрадь, учебник

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Умение выделять окончания, определять предлоги в предложениях, пределять гл.члены предложения.

Регулятивные:

предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные:  делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования.

Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание, видеть и излагать жизненно-практическое значение решаемой задачи, давать свою оценку.

Готовность к решению моральных проблем, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.

Подведение итогов

Систематизировать и проанализировать деятельность на уроке

Словесный (беседа)

-Чему мы сегодня с вами учились на уроке?

-Какие задания вызвали у вас затруднение

Ответы детей.

        -

Фронтальная.

Умение определять роль окончания в предложении.

Регулятивные:

умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами.

Познавательные:

анализировать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, сотрудничать  при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме,

Личностное самоопределение.

Рефлексия

Учить адекватно оценивать свою учебную деятельность.

Практический (работа с карточками)

-Оцените свою работу на уроке  с помощью сигнальных карточек «Светофор», зелёный-материал усвоен успешно, жёлтый-были затруднения, красный-материал усвоен плохо.

Показывают с помощью карточек результат восприятия полученной информации.

Раздаточный материал.

Групповая.

Регулятивные:

определять степень успешности своей деятельности, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностное самоопределение.



Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Я прошу вас повернуться друг к другу. Каждый из вас будет служить зеркальным отражением товарища, т.е. выполнять те же действия, что и сосед по парте. Протяните друг другу руки, улыбнитесь . И пусть от улыбки ваш день станет светлее.  Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем . 

2. Актуализация знаний.

1. Индивидуальная работа.

Задание 1.

(у доски 2 ученика разбирают слова по составу).

Ученик 1: Столик, переезд, листок.

Ученик 2: Берёзка, переход, походка.

Задание 2.(Устно)
-С помощью приставок образуйте новые слова от слова бег.

Задание 3. (Устно)

-Ребята, давайте с вами вспомним, что такое однокоренные слова?

-Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы в них разбираетесь.
-Образуйте от данных прилагательных однокоренные существительные.

-На какой вопрос будут отвечать полученные слова?
Толстый, болтливый, сильный, храбрый, дикий. (СЛАЙД 1.)

2. Фронтальная работа.
- Я буду читать слова, а вы должны образовать от них новые слова с помощью суффикса
-тель-, записать и выделить суффикс.
Учить, читать, строить, водить, воспитывать.
-Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают людей по роду их занятий.)
-Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (Суффикс.)
-Что такое суффикс? Расскажите правило.
-Что такое приставка? Расскажите правило.

3. Постановка цели и задач.

-Ребята, давайте вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

-Сегодня мы продолжим с вами работать по этой теме.

5. Работа по теме урока.

 (Записать ЧИСЛО, КЛАССНАЯ РАБОТА, минутка чистописания ГК) 

1. Анализ смысловых значений суффиксов.

- Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
-Почему в сказке говорится
сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? (Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)
- Выясним, с помощью какой части слова речи придаётся ласковый оттенок.
(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся - в тетрадях.)
Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.
С помощью каких суффиксов образованы эти слова? Выделите их.
Запишите ещё три слова с суффиксом
-ушк-.

2. Работа по учебнику.
Упр. 158 (с. 68-69).
-Прочитайте текст.
-Где жил Миша летом? Какой подарок ему сделали?
-Почему он решил написать маме?
-Как он обращается в письме к ней?
-Как Миша относится к щенку? Найдите в тексте слова, которые подтверждают это.
-Выполните задания.
(Проверка.)

6. Динамическая пауза.

Включает видеоролик.

7. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

1.Работа по учебнику.
Упр. 159 (c. 69).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Какие суффиксы вы использовали для образования новых слов? Какой оттенок они придали новым словам?
Упр. 160 (c. 69-70).
-Прочитайте стихотворение.
-Найдите в тексте выделенные слова. Чем эти слова отличаются по смыслу?
-Разберите их по составу, пользуясь памяткой 6.
(Проверка.)
-Сравните по смыслу слова, записанные ниже.
-Выполните задания.
-Прочитайте слова, которые выписали. Назовите суффиксы И оСновы.

8. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке  с помощью сигнальных карточек «Светофор», зелёный-материал усвоен успешно, жёлтый-были затруднения, красный-материал усвоен плохо.

9. Подведение итогов урока.

-Чему мы сегодня с вами учились на уроке?

-Какие задания вызвали у вас затруднение?

10. Домашнее задание.

Стр.75, упр.161.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. "Приставка и суффикс"

Технологическая карта урока  русского языка 3 класс. Учебник (УМК):Т.Г. Рамзаева . Русский язык 3 класс. Тема урока:  Приставка и суффикс.Тип урока: урок изучения нового материалаО...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Окончание как часть слова».

Цель урока: формирование у учащихся представлений об окончании как изменяемой части слова и его роли в формообразовании, умения находить и выделять окончания в словах.Задачи урока:Дидактические:1. Соз...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Проверка безударных гласных звуков в корне слова" (3 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и закрепление способов проверки безударных гласных звуков в корне слова.Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизиров...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание орфограмм в значимых частях слова"

На уроке ставится цель: Развитие умений находить орфограммы – безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в приставках, корне, суффиксах, окончании, ...