Методическая разработка
статья по русскому языку (2 класс)

Пак Виктория Сергеевна

Данная разработка носит рекомендационный характер. Эффективно используется в работе более 2х лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnye_slova_ne_zauchivaem_a_ponimaem.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌‌‌

‌‌

МАОУ «ПЕРСПЕКТИВА» г. Химки

Методическая разработка

«Словарные слова не заучиваем, а понимаем»

для обучающихся 1-4 классов

Подготовил: учитель начальных классов

Пак Виктория Сергеевна

Химки 2023

Методическая разработка на тему

«Словарные слова не заучиваем, а понимаем»

Написание словарных слов может стать проблемой для обучающихся. Заучивание словарных слов далеко не всегда приводит к нужному результату. Некоторые школьники могут запомнить отдельные слова на какое-то время, а потом, после написания словарного диктанта, благополучно их забыть. Чтобы этого избежать, нужно не заучивать непроверяемые слова, а использовать другую тактику. Как вариант, учитель может постараться объяснить, почему то или иное слово пишется именно так. Благодаря этому у школьников будет формироваться понимание, что написание любого словарного слова зависит от его происхождения, следовательно, его можно проверить, познакомившись с историческим комментарием об этом слове.

Таким образом, большинство написаний, относимых к числу непроверяемых, на самом деле может быть проверено на основе языка-источника, на основе знания этимологии и исторических изменений русского языка. Применение исторического комментария убеждает школьников в том, что грамотное письмо тесно связано с наукой о языке и основывается на её положениях. Благодаря использованию учителем такого подхода обучающиеся видят эту связь воочию, а обучение орфографии ставится на научную основу. Целесообразнее всего начинать работу по формированию понимания взаимосвязи написания слова и его происхождения с начальных классов.

Этимологический анализ – эффективный приём обогащения словаря обучающихся. Этот приём может служить важным средством объяснения значений непонятных слов. С помощью происхождения слова можно объяснить его написание, что позволит обучающимся не заучивать словарные слова, а объяснять их написание через этимологию.

Этимологический анализ дает положительные результаты при усвоении слов, написание которых нельзя проверить обычными способами, и является важной для лингвистического развития обучающихся. Школьный этимологический анализ применяется для того, чтобы пробудить интерес у детей к трудным словам и для более легкого усвоения их написания. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, упрощенным. Постепенно эту работу можно усложнять, тем самым развивая навыки обучающихся.

Могут быть разные способы внедрения элементов этимологического анализа в образовательный процесс. Очевидно, что в начальной школе такая работа должна проводиться в форме игры. Это позволит заинтересовать детей, пробудить у них интерес к словарным словам и в целом к русскому языку.

В качестве примера приведём описание этимологической викторины, которую можно организовать как для знакомства с определённым количеством словарных слов, так и после изучения непроверяемых слов (в целях закрепления материала). Для викторины потребуется один ведущий (в начальной школе в роли ведущего может выступать учитель) и 2-3 команды, состоящие из обучающихся.

Ведущий загадывает словарные слова и зачитывает информацию о происхождении каждого загаданного слова. Задача обучающихся – отгадать каждое словарное слово по его этимологии. Команды отгадывают слова по очереди. После отгадывания каждого словарного слова обучающиеся проговаривают его хором и записывают в тетради, а ведущий дублирует написание словарного слова на доске.

Также этимологическое значение слова может быть использовано и на обычном уроке, когда обучающиеся знакомятся с новым словарным словом. В качестве примера приведем описание фрагмента урока, на котором обучающиеся знакомятся со словом «корова».

Один из обучающихся по просьбе учителя читает такое стихотворение:

В речку глянула корова,

А на дне лежит подкова.

«Му, — подумала корова,−

Подходящая подкова.

С ней была бы я быстрей

Всех знакомых лошадей!»

Учитель задает обучающимся вопрос: «О ком идет речь в стихотворении?». Дети отвечают, что речь в стихотворении идет о корове.

Учитель пишет или вывешивает на доске слово «корова». Зрительное восприятие слова обучающимися будет способствовать первичному запоминанию написания словарного слова.

Затем учитель предлагает обучающимся прочитать слово «корова» по слогам, посчитать количеством слогов, выяснить, на какой слог падает ударение, прочитать слово ещё раз, делая акцент на ударном слоге. Задача учителя на этом этапе – сделать так, чтобы обучающиеся сами поняли, где в слове можно совершить ошибку. Выяснив, куда падает ударение, дети поймут, что ошибка может быть допущена в одном из безударных слогов. Здесь же учитель может попросить обучающихся определить, какие гласные звуки произносятся на месте гласных букв в безударном положении. Обучающиеся увидят, что несоответствие гласной буквы звуку наблюдается в первом слоге: произносится звук [а], а пишется буква «о».

Учитель спрашивает у класса: «Почему в слове корова произносится А, а пишется О? Можем ли мы проверить написание гласной?». Обучающиеся пробуют подобрать проверочное слово, но у них не получается, так как в современном русском языке это слово считается непроверяемым. Итак, обучающиеся приходят к выводу, что в слове есть орфограмма «Непроверяемая безударная гласная в корне слова».

После понимания обучающимися того, что слово «корова» является словарным, учитель предлагает им обратиться к этимологическому словарику и найти там статью о данном слове. Из этимологического словарика дети узнают, что слово «корова» происходит от латинского слова «кор», которое переводится как «рог», т.е. корова – это рогатое животное. Поэтому в современном русском языке в первом слоге слова «корова» пишется буква О.

Таким образом, работа со словарными словами не должна ограничиваться заучиванием слов с непроверяемыми орфограммами. Обучающиеся должны последовательно приближаться к пониманию взаимосвязи происхождения слова и его современного написания. Использование упражнений с элементами этимологического анализа будет эффективным и обеспечит прочное усвоение школьниками правописания словарных слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их, а также систематически проверять умение обучающихся безошибочно писать изученные ими словарные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...