Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа 21 века" по теме "Перенос слов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 331.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе
УМК « Школа 21 века»
Тема урока:
«Знакомство с правилами переноса слов».
Ульянцева Юлия Сергеевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №58
г. Калининграда
Калининград
2022 г.
Урок русского языка в 1 классе ( Школа 21 века )
Тема урока: Знакомство с правилами переноса слов.
Цель:
Знакомство с правилами переноса слов.
Планируемые результаты:
предметные:
учить переносить слова с одной строки на другую по алгоритму
личностные:
формировать умение:
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
- понимать причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
- учить определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
учить:
- использовать знаково-символические средства при оформлении правил переноса;
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- составлять алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
формировать умения:
- слушать и понимать речь других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, сядьте ровно и красиво. Мы можем начинать.
Сначала разомнем свои пальчики.
Идет по парте человек,
Переставляет ножки,
А если ножки смотрят вверх,
То получились рожки.
Откройте свои тетради в линейку, от последней записи отступите 2 строчки вниз и посередине запишите сегодняшнее число.
Посмотрите на доску
Ъ, Й, Ь
- Найти лишнюю букву.
_ Почему так решили?
- Прочитайте слова.
А) ЧАЙКА, ПИСЬМО, СЪЕЗД, ДЕРЕВЬЯ
- Объяните написание подчеркнутых орфограмм.
- Спишите слова по образцу.
- Прчитайте слова, где гласные обозначают 2 звука.
- Прочит слово с разд Ъ знаком. Для чего он здесь служит?
- Прочит слово с разд. Ь знаком. Для чего он здесь служит?
- Прочит. слово, где ь знак обозначает мягкость согл. звука.
Б) ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Звуко – буквенный анализ слова ПИСЬМО.
- Кто согласен?
- Почему звуков меньше ,чем букв?
-Вернёмся к нашим словам
- Найдите слово из 3, 2, 1 слога.
- Как вы определяете количество слогов в слове?
- Для чего нужно уметь делить слова на слоги? ( Чтобы переносить)
- Какое правило о переносе слов вы уже знаете?
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА У ДОСКИ
( Разделить все слова в предложении на слоги: БРОДИТ СТАДО ПО ЛУГАМ)
Учитель: Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
ХОРОМ: Бро-дит ста-до по лу-гам.
- Кто согласен с разделением для переноса?
- Каким правилом ты пользовался? ( Слова переносятся только по слогам)
О чём говорит эта схема?
- Как думаете, этого одного правила достаточно , чтобы переносить слова?
- К вам в гости пришёл Незнайка. Он учится в школе. Помогите Незнайке разделить слова из словарной работы для переноса.
- Запишите на листочке, как можно разделить эти слова для переноса.
Дети записывают фломастером на листочках свои варианты
- Какие получились варианты?
Учитель вызывает к доске детей с разными вариантами.
- Слова были одни и те же ?
- Почему результаты разные?
- Смогли мы помочь Незнайке?
- Чего мы пока не знаем? ( как правильно переносить слова, наверное, есть ещё какие – то правила переноса)
4. Постановка учебной задачи
-Как думаете, какая тема урока?( учитель открывает тему: ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ)
- Обратите внимание на первое слово: в каком числе употреблено первое слово? О чем это говорит? ( Что правил переноса несколько.)
- Какие поставим цели, исходя из темы?
ЦЕЛИ:
1. Вывести правила переноса.
2. Составить алгоритм переноса слов.
3. Учиться делить слова для переноса.
-Какие цели поставите себе лично? ( Красиво писать, слушать учителя,
запомнить правила переноса и учиться их применять)
- С помощью чего будем достигать цели? ( Учебника, учителя, упражнения, работы в группе)
4. ФИЗМИНУТКА
5. РАБОТА В ГРУППАХ.
- Сейчас вы будете работать в группах.
- Какие помните правила работы в группе?
Правила работы в группе:
- работаем дружно,
- говорим по очереди, не перебивая друг друга
- внимательно слушаем,
- уважаем мнение собеседника,
- не отвлекаемся на посторонние дела,
- не мешаем друг другу, вовремя помогаем,
- выполняем указания старшего.
-У вас в группе есть лидер. Какова его роль?
У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.
А план работы такой:
1. Прочитать слова
2. Обратить внимание на выделенные буквы
- Посмотреть, где стоит знак переноса
- Сформулировать правило переноса слов
- Что должно получиться у каждой группы в результате работы?
(Правило переноса слов)
Сколько правил у нас получится?
( Сколько групп, столько и правил) ( Дети работают в группах -5 минут)
6. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.
- Слушаем результаты работы групп.
( Представитель группы выходит к доске, вывешивает листочек со словами, формулирует правило)
1 ГРУППА
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
сОн
дЫм
рОст
трУд
-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
(Выделена гласная буква, в слове 1 слог, переноса нет.)
- Вы согласны с выводом группы?
Учитель фиксирует на доске схему:
О чём говорит эта схема?
А почему нельзя переносить?
2 ГРУППА
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
Обед о- бед
краЯ кра - я
Ира И- ра
-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод ?
(Выделены слоги О -, -Я, И- ,знак переноса не стоит,
значит, одну букву переносить нельзя и одну букву оставлять нельзя, даже если это слог.)
- Вы согласны с выводом группы?
Учитель фиксирует на доске схему.
О чем говорит эта схема?
Что случилось, почему буква плачет?
Почему изменилось настроение?
З ГРУППА
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
май – ка ма - йка
строй - ка стро - ка
рай – он ра - йон
-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод ?
(Выделена согласная Й, нак переноса стоит после неё, значит, согласную Й при переносе нельзя отделять от буква, после которой ……)
- Вы согласны с выводом группы?
Учитель фиксирует на доске схему.
О чем говорит эта схема?
4 ГРУППА
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
Отъ - езд от - ъезд
Объ - ём об - ъём
Подъ - езд под - ъезд
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод
(Выделен Ъ знак, знак переноса стоит после него,
значит, при переносе Ъ нельзя отрывать от впереди стоящей буквы.)
- Вы согласны с выводом группы?
Учитель фиксирует на доске схему.
О чем говорит эта модель?
5 ГРУППА
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
Поль - за пол- ьза
Буль - он бу - льон
Конь - ки ко – ньки
-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
(Выделен Ь знак, перенос стоит после него, значит, при переносе Ь знак нельзя отрывать от впереди стоящей буквы.)
- Вы согласны с выводом группы?
Учитель фиксирует на доске схему.
О чем говорит эта схема?
6 ГРУППА.
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
кас - са
ван - на
Ал - ла
Ин- на
-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
( Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними.
Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.)
- Вы согласны с выводом группы?
Учитель фиксирует на доске схему.
О чем говорит эта схема?
- Какую первую цель мы поставили? ( вывести правила переноса)
- Кто считает , что достиг цели?
-Сколько правил мы вывели?
Слово лидеру:
-Кто в вашей группе работал особенно хорошо?
- Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами.
-Сравним наши правила с правилами учебника.
С.46,50 – чтение правил.
- Сравните правила на доске с правилами в учебнике.
- О чем не прочитали в учебнике?
7. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА
- Какую ещё цель мы ставили на уроке?
Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово.
(Учитель фиксирует на доске фиксирует в виде карточек)
1.Читаем слово.
2.Делим на слоги
3. Вспоминаем, какое правило подходит.
4. Записываем.
8. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
- Какую ещё цель мы ставили в начале урока? ( научиться делить для переноса слова)
- Теперь мы можем помочь Незнайке?
- Разделите слова правильно для переноса, и запишите с комментированием. применяя алгоритм.
- Какая будет у вас цель?( не допустить ошибку)
(Дети записывают слова с комментированием, применяя алгоритм)
- Поднимите руку, кто достиг цели и не допустил ошибку. Поставьте себе отметку.
9.ФИЗМИНУТКА.
- Я называю слова . Если можно перенести, поднимайте руки вверх, если
нельзя перенести, то приседайте.
Лось, бусы, яма, сани, машина, весна, сок, весна, река, суп, книга, слон.
10.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- Незнайка, который ещё не усвоил правила переноса, разделил слова так:
Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?
о-гонь
по-дъем
конь-ки
ле-йка
ва-нна
11. Подведение итога урока
- Какая была тема урока?
- Какие были цели урока?
- Достигли мы их?
- Какие правила переноса мы вывели?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....