2 класс. Тема: «Что такое однозначные и многозначные слова?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Хроленок Валерия Витальевна

Урок русского языка во 2-ом классе.Тема:«Что такое однозначные и многозначные слова?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект39.05 КБ
Файл Презентация к уроку1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема: «Что такое однозначные и многозначные слова?»

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Образовательная система: Школа России

Цель:

Содержательная: получение знаний об однозначных и многозначных словах;

Деятельностная: формирование умения отличать однозначные и многозначные слова.

Задачи:

Дидактические:

  1. Учиться находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
  2. Учиться правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
  3. Учиться находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
  4. Учиться объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия однозначные и многозначные слова.

Развивающие:

  1. Учиться устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
  2. Учиться с помощью учителя формулировать цель, планировать свою деятельность;
  3. Учиться строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
  4. Учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
  5. Учиться планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  6. Учиться устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
  7. Учиться сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям

Воспитательные:

  1. Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Находит место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
  2. Правильно списывает (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
  3. Находит и исправляет ошибки на изученные правила, описки;
  4. Объясняет своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.

Познавательные:

  1. Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
  2. С помощью учителя формулирует цель, планирует свою деятельность.

Коммуникативные:

  1. Строит устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
  2. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога.

Регулятивные:

  1. 1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
  2. 2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
  3. 3. Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивает их по предложенным критериям.

Личностные:

  1. Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Образовательный ресурс: учебник Канакиной В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М,; Просвещение. С. 47-49.

План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Работа с пословицей

2. Актуализация и пробное учебное действие

2.1. Орфографическая минутка

2.2. Словарная работа

3. Выявление места и причины затруднений

Формулирование проблемы урока

4. Построение проекта выхода из затруднения

4.1. Формулирование темы

4.2. Формулирование цели

4.3. Планирование деятельности

5. Реализация построенного проекта

5.1. Работа с учебником (стр. 47)

5.2. Работа с таблицей (стр.48)

Физминутка

  1. Этап обобщение затруднений во внешней речи

Запись предложений (из упражнения 60)

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Работа по карточкам

7.2. Проверка по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Работа с упражнением 61.

8.2. Работа со словарем (стр. 138-140)

8.3. Работа с предложением

9.Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. присаживайтесь.

1.2. Проверка готовности к уроку

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столах должен лежать учебник, тетрадь и пенал.

1.3. Работа с пословицей

- Дети, на слайде представлена пословица.

- … прочти вслух классу

«Терпение и труд все перетрут.»

-Как вы понимаете значение этой пословицы?

-Верно любым делом можно справиться, если приложить старание, если терпеливо добиваться своей цели. И на нашем уроке я вам пожелаю быть старательными и любознательными!

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Объясняют смысл пословицы

Фронтальная

Л1.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

2.1. Орфографическая минутка

-Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. Сейчас я вам буду диктовать слова, а вы должны их записать по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.

Первое слово разберем, как пример: кислое травянистое растение (щавель)

-Прибор для измерения времени (часы)
-Хищная речная рыба (щука)
-Очень мало (чуть-чуть)
-Задание в математике, в котором есть условие и вопрос (задача)
-То же самое, что еда (пища)
- Подчеркните в словах орфограмму.

-Проверьте свои записи в тетради с эталоном на слайде. Каким правилом вы пользовались, чтобы правильно написать эти слова? (Сочетания ЧА-ЩА пишутся с буквой А. Сочетания ЧУ-ЩУ пишутся с буквой У.)

- Исправьте ошибки у кого они есть. Поднимите руку те, кто написал все слова верно.

-Молодцы!

2.2. Словарная работа

-Я предлагаю вам разгадать шараду. Все знают, что такое «шарада»?

(Шарада – это загадка в стихах, в которой загаданное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное короткое слово.)

Начало-нота,

Потом оленя украшенье.

А вместе- место оживленного движенья.

-Как вы думаете, что это за слово? Как у вас получилось это слово?

-Верно, это дорога. Это ваше новое словарное слово.

-Ребята, а как дорогу называют ласково? (Дорожка)

-А как называется знак, который стоит на дороге? (Дорожный)

-Верно, откройте свои словарики и запишите в них новое словарное слово. Поставьте ударение и подчеркните первую букву О. Ее нужно запомнить.

-Закройте словарики.

-Щавель, сочетание «ща».

Сочетания ЧА-ЩА пишутся с буквой А. Сочетания ЧУ-ЩУ пишутся с буквой У.

-Дорога.

-Нота-до, оленье украшенье-рога.

-Дорожка, дорожный.

Фронтальная

Фронтальная

Л1

К1

П3

Пр 3

Пр6

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3. Формулирование проблемы урока

- Ребята, послушайте стихотворение Людмилы Брановской.

  В розетку вилку утюга
  Включила бабушка Яга,
  А вилки для обеда
  Достать сказала деду.

-О каких вилках говориться в стихотворении?

-У нас получается, что слово «вилка» имеет разное значение от контекста. Но так же есть и слова, которые имеют одно лексическое значение.

Вилка от утюга.

Вилка, как столовый прибор.

Фронтальная

Пр3

Пр 6

Л1

К1

Р2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы

-Ребята, так какова тема нашего сегодняшнего урока?

4.2. Определение цели урока

-Какую цель мы поставим на урок?

4.3. Планирование деятельности

-Что мы для этого должны сделать?

-«Что такое однозначные и многозначные слова?»

-Узнать, что такое однозначные и многозначные слова.

-Работать над упражнениями, составлять предложения

 

Фронтальная

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа с учебником (стр. 47)

-Ребята, откройте учебник на 47-ой странице. Посмотрите на упражнение 58.

-Прочитайте про себя предложения и соотнесите их с рисунками.

-Чем похожи все иголки?

-Почему эти предметы имеют одинаковое название?

-Чем похожи все шляпы?

-Почему эти предметы имеют одинаковое название?

-Как вы думаете, слова игла и шляпа однозначные или многозначные?

-Какие слова называются многозначными?

-Составьте с этими словами предложения.

-Какие предложения у вас получились?

Молодцы!

5.2. Работа с таблицей (стр.48)

-Переверните страницу и посмотрите на упражнение 59. Поработайте в парах. Рассмотрите таблицу и задайте вопросы друг другу.

-Какие вопросы вы друг другу задали?

-Какие значения имеет слово язык?

ФИЗМИНУТКА

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели- вновь за дело.

-Они острые, тонкие. Могут уколоть. Они похожи по внешнему виду.

-Они круглой формы. Находятся вверху предмета. Они похожи по внешнему виду.

-Слова, у которых несколько лексических значений).

(Пример: Мама оставила на столе швейные иглы. Девушка шла в соломенной шляпе.)

Пример: Какие бывают слова?

Однозначные и многозначные.

Однозначные слова-это слова, имеющие одно лексическое значение.

Многозначные- имеющие два и более лексических значений.

-Русский язык, язык-орган, языки пламени.

Фронтальная

Индивидуальная

П1

П2

П3

К1

Р1

Р2

Пр2

6.Этап обобщения затруднений во внешней речи

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Запись предложений (из упражнения 60)

-Ребята, посмотрите на упражнение 60. Прочитайте его про себя. В слух его прочитает ….

- Скажите, слово дорога однозначное или многозначное?

-Сколько значений этого слова встретилось в тексте?

-Какие?

-А кто-нибудь знает, что такое «шлях» и «выси»?

(Шлях-наезженная равнина;

Выси-пространство, находящееся высоко над землёй.)

-Давайте составим предложение со словом дорога.

-К доске пойдет и запишет предложение… Подчеркните основу в этом предложении.

-А я составила такое предложение с этим словом.

«-Я шёл по лесной дороге.» Запишите его в тетради. Подчеркните основу. Сравните с эталоном на слайде.

-Многозначное

-Семь

-Автострада, тропка, шлях, путь, шаг, след, выси)

Фронтальная

Индивидуальная

Пр3

Пр2

Пр4

Пр5

Л3

П2

П3

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталонуЦель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

7.1. Работа по карточкам

-Возьмите карточки, которые у вас лежат на столах. Выполните задания на ней.

Соедините стрелкой, какое значение имеет слово свежий в каждом из данных предложений.

Вкусно пахнет свежим хлебом.

Новый

Утром подул свежий ветер с моря.

Только что испеченный

Подай мне свежую газету.

Прохладный

Подчеркните многозначные слова

Шляпка, осень, колокольчик, тетрадь, иглы, пальто, кисть, дорога, язык.

7.2. Проверка по эталону

-Сверьте свои ответы с эталоном на слайде. Исправьте ошибки, если они у вас есть. Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок.

Фронтальная

Индивидуальная

Пр1

Пр2

Пр3

Пр4

Пр5

Л 1

П1

8.Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

8.1. Работа с упражнением 61.

-Прочитайте предложения. Найдите в предложениях многозначные слова. Объясните их значения.

-Какое слово является многозначным в предложениях под цифрой 1? Какие значения оно имеет?

-Какое слово является многозначным в предложениях под цифрой 2? Какие значения оно имеет?

-Какое слово является многозначным в предложениях под цифрой 3? Какие значения оно имеет?

8.2. Работа со словарем (стр. 138-140)

-Откройте словарь на странице 138-140 и проверьте правильно ли мы определили значение этих слов.

8.3. Работа с предложением

-Выпишите первое предложение под цифрой 1. Подчеркните в нем основу.

-К доске пойдет…

-Колокольчик

-Пушистый

-Звезды

-Подлежащие-колокольчик;

-Сказуемое-расцвел

Фронтальная

Индивидуальная

Р1

П2

К1

ПР6

Л1

9.Этап рефлексии учебной деятельности

Цель:  осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Какова же была цель нашего сегодняшнего урока?

-Какие слова называются однозначными?

-Какие слова называются многозначными?

-Ответьте на вопросы, продолжив предложение со слайда

-Сегодня на уроке мне было интересно, потому что…

-Сегодня на уроке я выполнил все упражнения правильно, потому что…

-Сегодня на уроке я допускал ошибки, потому что

Тема нашего урока «что такое однозначные и многозначные слова?»

Однозначные слова- это слова, имеющие одно лексическое значение.

Многозначные слова- это слова, имеющие два и более лексических значений.

Фронтальная

Л1

П2

К1

ПР6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Терпение и труд все перетрут.»

Слайд 2

Часы,

Слайд 3

Часы, щука, чуть-чуть, задача, пища.

Слайд 4

Начало-первая нота, Потом оленя украшенье. А вместе- место оживленного движенья. = + Дорога

Слайд 5

В розетку вилку утюга Включила бабушка Яга, А вилки для обеда Достать сказала деду. вилку вилки

Слайд 6

Тема: «Что такое однозначные и многозначные слова?» Цель: усвоение знаний об однозначных и многозначных словах и умения отличать однозначные и многозначные слова.

Слайд 7

1.Соедините стрелкой, какое значение имеет слово свежий в каждом из данных предложений. Вкусно пахнет свежим хлебом. Новый Утром подул свежий ветер с моря. Только что испеченный Подай мне свежую газету. Прохладный 2.Подчеркните многозначные слова Шляпка, осень, колокольчик, тетрадь, иглы, пальто, кисть, дорога, язык.

Слайд 8

1.Соедините стрелкой, какое значение имеет слово свежий в каждом из данных предложений. Вкусно пахнет свежим хлебом. Новый Утром подул свежий ветер с моря. Только что испеченный Подай мне свежую газету. Прохладный 2.Подчеркните многозначные слова Шляпка, осень, колокольчик, тетрадь, иглы, пальто, кисть, дорога, язык.

Слайд 9

- Сегодня на уроке мне было интересно, потому что … -Сегодня на уроке я выполнил все упражнения правильно, потому что … -Сегодня на уроке я допускал ошибки, потому что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 3 классе по русскому языку "Однозначные и многозначные слова"

Методическая разработка урока в 3 классе по русскому языку  по программе "Начальная школа XXI века " по теме "Однозначные и многозначные слова"...

Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»...

Конспект урока по русскому языку "Что такое однозначные и многозначные слова?" (2 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Что такое многозначные и однозначные слова?»Цели деятельности учителя:-Формирование понятия об однозначных и многозначных словах;-Формирование уме...

Конспект урока русского языка "Что такое однозначные и многозначные слова", 2 кл

Цель урока:Предметные:·         создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;·...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое однозначные и многозначные слова" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об однозначных и многозначных словах и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урока...

Русский язык, 2 класс, тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?...