Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Терентьева Анастасия Петровна

Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_koren_slova.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Тип: открытие новых знаний

Цель:  сформировать у учащихся такие понятия, как «корень»

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Личностные: развитие гордости за свою Родину и за русский язык; положительного отношения к языковой деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте; Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно;

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме на уровне предложения или небольшого текста;

Оборудование: учебник по русскому языку В.П. Канакина  3 класс, презентация, карточки.

Этап урока

Цель этапа

в

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Ф

УУД

1

Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Много интересного узнать.

Настраиваются на урок.

2

Актуализация опорных знаний с фиксацией с затруднением в пробном действие

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками?

- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.

-Ребята, посмотрите внимательно на слайд  и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

- А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными.

-Как работаем в парах?

- Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу

- Семья

Мама, папа. 

- Зима.

Это близкие по смыслу слова.

- Слушаем мнение своего товарища, не перебиваем.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

- Да.

Ф

3

Самоопределение деятельности

- Посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

- Что увидели?

- Назовите эту общую часть.

- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов?

Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

- Какие будут стоять перед нами задачи? слайд

- В некоторых словах есть общая часть

-Зим

-Затруднение.

- находить родственные (однокоренные) слова

- научиться выделять корень слова;

Ф

4

Открытие новых знаний

- Открываем стр.учебника 61 читаем правило.

- Посмотрим на слова (слайд)  и выделим корень слова.

- Родственными называются слова, которые близки по смыслу и……

- Значит, слова, снег, мороз, декабрь лишние.

- Корень есть только у слова?

- А где вы еще встречали слово корень?

- Читаем хором, индивидуально.

- Зим

имеют одинаковый корень.

- Нет.

- Подземная часть растения;

часть волоса, зуба, ногтя;

Ф

5

6.

Первичное закрепление

Проверка по эталону

Выполним упражнение 86.

- Прочитайте пары однокоренных слов.

- Проводим опыт.

- Упр.87.

Прочитайте.

- Найдите в словах однокоренные слова. Объясните, как вы их узнали.

- Спишите первое предложение. Обозначьте в однокоренных словах корень.

- Проверка на слайде. У кого так зеленая карточка, есть ошибка красная карточка.

- Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра называется «Засели домики».

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .Работать будем по рядам.

1 ряд - - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 ряд - - мор-

Морской, моряк, море, мороз.

3 ряд - - вод –

Вода, водичка, водный, водитель.

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)

- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

(проверяем работу 2 и 3 рядов)

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

- Читают.

- Читают.

- Находят устно.

- У них есть общая часть.

- Выполняют упр.

- Поднимают карточки.

Ф

И

6

Рефлексия

- Какие слова называются

родственными?

- Можно ли сказать, что наши родственные слова образованы от одного и того же корня?

- Как называются слова с одним и тем же корнем?

Слова, близкие по смыслу и с одинаковым. корнем

- Однокоренные слова.

Ф

7

Инструктаж Д\з

У.с. 62 упр.88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"

Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые  результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...