Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_koren_slova.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Тип: открытие новых знаний
Цель: сформировать у учащихся такие понятия, как «корень»
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Личностные: развитие гордости за свою Родину и за русский язык; положительного отношения к языковой деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте; Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно;
Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме на уровне предложения или небольшого текста;
Оборудование: учебник по русскому языку В.П. Канакина 3 класс, презентация, карточки.
№ | Этап урока | Цель этапа | в | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Ф | УУД | |
1 | Мотивационный этап | - Здравствуйте, ребята. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Много интересного узнать. | Настраиваются на урок. | ||||||
2 | Актуализация опорных знаний с фиксацией с затруднением в пробном действие | - А кому знакомо слово родственники, кто они такие? - Скажите, кого вы считает родственниками? - Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками. -Ребята, посмотрите внимательно на слайд и прочитайте слова, которые здесь записаны. Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь. - На какую тему все эти слова? - А теперь внимание, задание: Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. -Как работаем в парах? - Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу. - Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц. - Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу | - Семья Мама, папа. - Зима. Это близкие по смыслу слова. - Слушаем мнение своего товарища, не перебиваем. Зимушка – так ласково называют зиму. Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму. Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день). - Да. | Ф | |||||
3 | Самоопределение деятельности | - Посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание. - Что увидели? - Назовите эту общую часть. - А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? - Какие будут стоять перед нами задачи? слайд | - В некоторых словах есть общая часть -Зим -Затруднение. - находить родственные (однокоренные) слова - научиться выделять корень слова; | Ф | |||||
4 | Открытие новых знаний | - Открываем стр.учебника 61 читаем правило. - Посмотрим на слова (слайд) и выделим корень слова. - Родственными называются слова, которые близки по смыслу и…… - Значит, слова, снег, мороз, декабрь лишние. - Корень есть только у слова? - А где вы еще встречали слово корень? | - Читаем хором, индивидуально. - Зим имеют одинаковый корень. - Нет. - Подземная часть растения; часть волоса, зуба, ногтя; | Ф | |||||
5 6. | Первичное закрепление Проверка по эталону | Выполним упражнение 86. - Прочитайте пары однокоренных слов. - Проводим опыт. - Упр.87. Прочитайте. - Найдите в словах однокоренные слова. Объясните, как вы их узнали. - Спишите первое предложение. Обозначьте в однокоренных словах корень. - Проверка на слайде. У кого так зеленая карточка, есть ошибка красная карточка. - Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Засели домики». - Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .Работать будем по рядам. 1 ряд - - лис- Лиса, лист, лисонька, лисий. 2 ряд - - мор- Морской, моряк, море, мороз. 3 ряд - - вод – Вода, водичка, водный, водитель. - Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся) - Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ. -Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов. (проверяем работу 2 и 3 рядов) -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. | - Читают. - Читают. - Находят устно. - У них есть общая часть. - Выполняют упр. - Поднимают карточки. | Ф И | |||||
6 | Рефлексия | - Какие слова называются родственными? - Можно ли сказать, что наши родственные слова образованы от одного и того же корня? - Как называются слова с одним и тем же корнем? | Слова, близкие по смыслу и с одинаковым. корнем - Однокоренные слова. | Ф | |||||
7 | Инструктаж Д\з | У.с. 62 упр.88 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"
Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...
Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)
Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «обращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...
Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"
Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...
Урок русского языка. Урок - путешествие. Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? (Закрепление)
Урок построен в виде игры, путешествие на воздушном шаре....
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"
Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...
Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...