Конспект урока русского языка "Что такое однозначные и многозначные слова", 2 кл
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сечко Ольга Михайловна

Цель урока:

Предметные:

·         создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;

·         обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;

·         помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

·     - познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.

 - коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

 Личностные:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoznachnye_slova_i_odnoznachnye_slova_2_kl.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку во 2а классе

Что такое однозначные и многозначные слова?

учитель начальных классов: Сечко О.М.

Цель урока:

Предметные:

·         создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;

·         обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;

·         помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

·     - познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.

 - коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

 Личностные:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи

 

·         Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер ,проектор - презентация карточки для групповой работы .

Ход урока

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой

- Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

-Сейчас урок русского языка. Это наверное самый сложный предмет из всех в начальной школе.

- А вы любите преодолевать трудности?

-Поднимите руку те, кто уверен, что справится со всеми трудностями на нашем уроке?

- Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

2.Минутка каллиграфии

- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

Прочитайте слова, написанные на доске. Кто догадается, какую букву мы будем сегодня прописывать. Почему вы так решили?

- Назовите слова, в которых буква к обозначает твердый согласный звук.

- В каком слове буква к обозначает мягкий согласный звук?

-Молодцы! Прописываем заглавную и строчную буквы Кк. Запишите на следующей строке слова: кисть, корень, ручка, коса.

- В каком из этих слов буква к является суффиксом. Разберем слово ручка по составу.

 

3.Орфографическая минутка

- Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.

Прибор для измерения времени.

Кислое травянистое растение

Хищная речная рыба.

Задание по математике, в котором есть условие и вопрос.

То же самое, что еда.

- Подчеркните орфограмму.

- Каким правилом вы пользовались, чтобы правильно написать эти слова?

- Составьте предложение с одним из слов. Подчеркните основу предложения.

Часы

Щавель

Щука

Задача

Пища

- Подчеркивание орфограмм.

-ча-ща – пишем с буквой А

, чу-щу – пишем с буквой У

- составление предложения.

 

4.Работа по теме урока

Работа в парах

Соедините линиями картинки, которые вы назвали бы одним и тем же словом.

(шляпка, шляпка, шляпка, мышка, мышка, шишка, шишка, иголки, иголки, иголки, берёза, морковь)

Проверка по слайду:

-Что это? С какой картинкой соединили? (мышка – мышка)

Лист – лист. Шишка- шишка. Шляпка – шляпка - шляпка. Иголки – иголки – иголки.

- С какой картинкой соединили берёзу? (ни с какой) Морковь? (-)

- Сколько значений имеет слово «морковь»? (1 )

-Сколько значений имеет слово «берёза»? (1)

-Как бы вы назвали слова, у которых только одно значение? (однозначные)

Давайте вставим пропущенные буквы и запишем в тетрадь эти слова.

- Давайте еще приведем примеры однозначных слов, желательно с непроверяемым написанием, т. е. словарные

(корова, собака, воробей)

-Сколько значений у слова мышка? Шишка? Лист? (два)

-Какое название дадим словам, у которых два значения?

- Сколько значений у слова шляпка? Иголки? (Три)

- Какое название бы вы им дали?

-А если четыре значения?

- А в русском языке есть слова, у которых 26 значений и тридцать. Как мы их будем называть?

(– значения слова «идти»)

- У нас не урок математики, а урок русского языка.

-Если у слов много значений, то как мы их назовем? (Многозначные)

- Итак, давайте сформулируем правило:

Однозначные слова – это слова, …

Многозначные слова – это слова, …

-Давайте проверим наши выводы с выводами авторов учебника (с. 27)

- Верно ли мы сформулировали?

Какова же тема нашего урока?

Тема: Однозначные и многозначные слова.

 

5.Физкультпауза

Вот мы руки развели

Словно удивились.

И друг другу до земли

Низко поклонились!

Поклонились, выпрямились 2раза

Ниже, дети, не ленитесь

Поклонитесь, улыбнитесь.

6.Первичное закрепление

Упр. № 59, с. 48 (работа в парах)

- Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.

- Почему слова так называются – однозначные и многозначные.

Рассмотрите схему на интерактивной доске:

             Слова      

 https://fs.znanio.ru/8c0997/14/29/aedafdea53c2ab97c2864254e3c765b7a8.gifhttps://fs.znanio.ru/8c0997/23/a2/3a00476353426908ca8bd6274a7a8b468c.gif

 Однозначные           Многозначные

- Какие бывают слова?

- Что такое ОДНОЗНАЧНЫЕ слова

- Что такое МНОГОЗНАЧНЫЕ слова?

- однозначные и многозначные

- Однозначные слова имеют только одно значение

- Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.

 

7. Работа в парах (по карточкам):

- Ребята! Сейчас мы с вами поработаем в парах. На каждую парту я раздам по 4 карточки, в которых написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу – многозначные слова. линейка тетрадь ручка лист

(Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением).

- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы?

- Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает…

 (- Ребята сигнальными карточками оцените, все ли согласны с ответом).

- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?

- Читает… (Сигнальными карточками оцените, согласны ли вы с ответом). Продолжение работы по карточкам с записью однозначных и многозначных слов в тетради.

- Ребята! А теперь еще раз внимательно прочитайте слова из первой группы (однозначные).

Это: линейка и тетрадь. Обратите внимание на то, как пишутся слова линейка и тетрадь.

Ну, исследователи, пришла пора проверить, как вы умеете применять то, что знаете.

8. Самостоятельная работа

Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по карточкам: вы можете выбрать себе задание сами

Желтая карточка – задание потруднее:

Подчеркни многозначные слова: вертолёт, спорт, груша, ключ, учебник, телевизор, труба.

Зелёная карточка – задание полегче:

Догадайся по лексическим значениям, о каком многозначном слове идет речь:

Инструмент художника, маляра.

Часть руки с пальцами.

Часть ягодного растения

Запиши это слово:

Взаимопроверка по слайду.

9.Итог урока и оценивание

- Чтобы знания были впрок.

Давайте повторим урок.

- Какие слова мы называем однозначными?

-Какие слова мы называем многозначными?

- Где вы можете посмотреть значение слова?

10. Рефлексия

- Чему учились на уроке?

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

- Сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу

Я хорошо выполнил свою работу на уроке  – используем зеленый цвет;

Я мог выполнить работу значительно лучше – используем желтый цвет

Я плохо работал на уроке –  используем красный цвет.

- Скажите, кто и как оценил свою работу на уроке?

- Что для тебя было легко (трудно)?

- Доволен ли ты своей работой?

- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

- Я сегодня хочу похвалить ….. за аккуратность письма, быстрый ответ, внимательность, за активность на уроке и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку. Тема: Однозначные и многозначные слова.

Урок по русскому языку.  Тема: Однозначные и многозначные слова....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ТЕМА: «Слова однозначные и многозначные» (общее представление).

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕТЕМА: «Слова однозначные и многозначные»(общее представление)....

Конспект урока по русскому языку "Что такое однозначные и многозначные слова?" (2 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Что такое многозначные и однозначные слова?»Цели деятельности учителя:-Формирование понятия об однозначных и многозначных словах;-Формирование уме...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однозначные и многозначные слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятий «однозначное слово», «многозначное слово». Планируемые результаты: Предметные: - знать, что такое «однозначное...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое однозначные и многозначные слова" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об однозначных и многозначных словах и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урока...

2 класс. Тема: «Что такое однозначные и многозначные слова?"

Урок русского языка во 2-ом классе.Тема:«Что такое однозначные и многозначные слова?»...