Урок в 3 классе по русскому языку "Однозначные и многозначные слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Методическая разработка урока в 3 классе по русскому языку по программе "Начальная школа XXI века " по теме "Однозначные и многозначные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoznachnye_slova.docx | 314.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Слова однозначные и многозначные
Тип урока: Урок изучения нового.
Цели и задачи урока:
1.Создать условия для знакомства с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова; 2.Создать условия для формирования умения использовать полученные знания по теме «Слова однозначные и многозначные»; 3.Умение работать со словарями – это пути решения познавательных; практических и коммуникативных задач; 4.Обеспечить языковое и речевое развитие ребенка; 5.Помочь ребенку осознать себя носителем языка. |
Оборудование урока: толковые и орфографические словари, компьютер проектор мультимедийная презентация, интерактивная доска.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Самоопреде ление к деятельности. | 1. Орг. момент. (Слайд 1) - Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, шутим, поём. Язык нам нужен, как воздух. - А для чего, мы изучаем в школе предмет “русский язык”? - Правильно, … Девиз нашего урока: «Грамоте учиться всегда пригодится» (Слайд 2) - Ребята, скажите, что значит владеть русским языком? - Правильно. А еще правильно и красиво писать. Открываем тетради, записываем число 7 февраля, классная работа (Слайд 3) | Подготовка класса к работе Настрой на учебную деятельность Чтобы быть грамотными и умными, уметь общаться с людьми, и, чтобы с нами было приятно общаться Правильно и красиво говорить Записывают число, классная работа | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
2.Минута чистописания | А для этого проведем минутку каллиграфии. - Запишем соединения строчной буквы р и петельки, которая есть у каких букв? - Сколько раз повторяются р и петелька? Пишем эту связку 1 раз, затем слоги и буквосочетания: ра рд ар | Прописывают букву р в связке, слоги и буквосочетания с экрана | Сформирование правильного письма букв, работа над каллиграфией. |
3.Разминка | Задание: установить соответствия. Соответствия: (Слайд 4) Лексическое значение слова —> полный рассказ о предмете “Лексис” в переводе с греческого —> “слово”, “выражение” Орфографический, иностранный, толковый —> словарь Владимир Иванович —> Даль Сергей Иванович —> Ожегов Объяснение лексического значения слова в словаре —> словарная статья “Правописание” —> грамотное письмо “Развитие речи” —> выражение своих мыслей и чувств “Как устроен наш язык” —> законы русского языка | Подбирают к вопросам из 1 столбика ответы из 2 столбика
| Формирование регулятивных УУД |
3.Словарная работа. | - Отгадайте загадки, напишите отгадки. 1.Как сажа черна, 3. Носит серенький жилет, 4. Трели, песни разлились - Как можно узнать правильно написали или нет? В каком словарике можно посмотреть? Находим и проверяем. (Слайд 9) - А еще можно проверить написание словарных слов с помощью интерактивной доски. (На интерактивной доске ) -Вот прилетели некоторые из этих птичек и сказали, что им зимой плохо. Почему? (Слайд 10-11) | сорока воробей ворона соловей Слова- отгадки записывают в тетрадь. орфографический словарик учебника: сорока, воробей, ворона, карандаш сорока, воробей, ворона, соловей Зимой мало корма и холодно. Мы должны помощь им перезимовать: кормить, делать кормушки. | Формиравание коммуникативных УУД Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися; создается проблемная ситуация. Активизируется познавательная деятельность. |
4.Постановка учебной задачи. | - На экране два домика, от которых доносились разные слова. (Слайд 12) Из первого—кисть, ключ, корень. | Читает хорошо читающий ученик. | Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися; создается проблемная ситуация. Побуждает к осознанию темы урока; Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. |
5.Решение учебных задач (Исследование)
6.Физкультми- нутка для глаз 7.Работа с правилом 8.Первичное закрепление полученных знаний | Инсценировка стихотворения А.Барто «Разговор с дочкой» “Мне не хватает теплоты”, - Она сказала дочке. Дочь удивилась: “Мёрзнешь ты И в летние денёчки?” “Ты не поймёшь, ещё мала”, - Вздохнула мать устало. А дочь кричит: “Я поняла!”- И тащит одеяло”. -Как вы думаете, дочка и правду поняла маму? --А вы много дарите тепла своим мама? Мам нужно любить и дарить им душевное тепло. Как определить значение слова теплота? (Слайд 13) - Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова теплота. Запишем то значение этого слова, в котором оно употреблено мамой. - Прочтите лексическое значение слова одеяло. - Теперь помогите мне назвать тему урока. Тема: Слова однозначные и многозначные. (Слайд 14) Итак, давайте составим план действий : что мы должны делать, чтобы определить однозначное это слово или многозначное? А сейчас немножко отдохнём. (Слайд 15-17) Прочитайте в учебнике рубрику «Тайны языка» правило. В каком значении слово всегда употребляется в тексте? - Работа с упр.1с.28 (устно) (Слайд 18) -Объясните рисунки. Почему разные предметы называют одним словом? | Инсценировка стихотворения Тепло Душевное тепло Да Посмотреть в толковых словарях У слова теплота четыре значения, а у слова одеяло одно значение. Однозначные. Многозначные Слова однозначные и многозначные. Следят за изображением на экране Употребляется в одном значении Многозначные слова | Стимулирует исследователь скую деятельность. Целенаправленно ведется исследовательская деятельность. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Отвечают на вопросы учителя. Здоровьесберегаю-щие технологии Находят нужную информацию в учебнике |
9.Работа в парах. | Работаем в парах. (Слайд 19) Выпишите в первый столбик многозначные слова обозначающие изображённые предметы, а во второй – однозначные. Проверка: Лист телефон Мышь вертолёт Ключ кровать | Работают в парах | Формиравание коммуникативных УУД Взаимопроверка |
10.Физкульт минутка. | Лесная физминутка.(Слайд 20) | Дети свободно двигаются под музыку. | Здоровьесберегающие технологии |
11.Дифференцированная работа. 12.Решение проблемной ситуации. | 3 группа – Докажите, что слово ручка многозначное. Составьте с этим словом предложения во всех значениях.(Слайд 21) 2 группа – Соедини предложения с рисунком. Составь и запиши в тетрадях предложения с разными значениями слова шарик. (Задания на листах) (Слайд 22) 1 группа – самостоятельно выполняют по учебнику упражнение 2. Списывают предложения о значениях слова кисть эти значения мы уже объясняли. Проверка 1 , а затем второй групп. - Попробуем теперь разобраться, почему слова не живут вместе? (Слайд 23) - Молодцы! | Выполняют по группам задания учителя Одни многозначные, другие однозначные | Сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. |
13.Закрепление 14. Игра «Третий лишний». | (Слайд 24) Распредели слова, обозначающие изображённые предметы на две группы: лук, улитка, труба, лук со стрелой,труба на крыше дома, крот. Проверка. (Слайд 25) По какому признаку распределили слова? (Слайд 26) | Лук крот Труба улитка Однозначные – в 1 столбик, многозначные – во 2 столбик В каждой строчке находят лишнее слово. Объясняют, почему оно лишнее? | Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы |
15.Итог урока | Чтобы знания были впрок, (Слайд 27) | Слова, которые имеют одно значение-однозначные. Слова, которые имеют два и более значений-многозначные В толковых словарях. | |
16.Домашнее задание 17.Рефлексия настроения. | У.4 с.29, правило с.27 (Слайд 28) (Слайд 29) - Наш урок подошел к концу. Что вам больше всего удалось? За что вы можете себя похвалить? Что не удалось? А как работали на уроке узнаем разукрасив рожицу. По- вашему мнению, как вы работали на уроке? | Самооценка учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...
Презентация и конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Однозначные и многозначные слова"
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка...
Презентация и конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Однозначные и многозначные слова"
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка...
Презентация и конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Однозначные и многозначные слова"
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме : "Однозначные и многозначные слова".
Конспект урока русского языка во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока русского языка "Тайны многозначных слов"
Конспект урока русского языка "Тайны многозначных слов", 2 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...
Разработка урока русского языка 2 класс на тему: "Однозначные и многозначные слова"
Подробная разработка урока урока русского языка для 2 класса на тему: "Однозначные и многозначные слова"...