Урок в 3 классе по русскому языку "Однозначные и многозначные слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Свиридова Елена Юрьевна

Методическая разработка урока в 3 классе по русскому языку  по программе "Начальная школа XXI века " по теме "Однозначные и многозначные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoznachnye_slova.docx314.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слова однозначные и многозначные

Тип урока:  Урок изучения нового.

Цели  и задачи урока:

1.Создать условия для знакомства с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова;

2.Создать условия для формирования умения использовать полученные знания по теме «Слова однозначные и многозначные»;

3.Умение работать со словарями – это пути решения познавательных; практических и коммуникативных задач;

4.Обеспечить языковое и речевое развитие ребенка;

5.Помочь ребенку осознать себя носителем языка.

Оборудование урока: толковые и орфографические словари, компьютер проектор  мультимедийная  презентация, интерактивная доска.

                                                                                                                           

Этап

           Деятельность учителя

       Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопреде

ление к деятельности.

1. Орг. момент. (Слайд 1)

- Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, шутим, поём. Язык нам нужен, как воздух.

- А для чего, мы изучаем в школе предмет “русский язык”?

- Правильно, …

Девиз нашего урока: «Грамоте учиться всегда пригодится» (Слайд 2)

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

- Правильно. А еще правильно и красиво писать.

Открываем тетради, записываем число

7 февраля, классная работа (Слайд 3)

Подготовка класса к работе

Настрой на учебную деятельность

Чтобы быть грамотными и умными, уметь общаться с людьми, и, чтобы с нами было приятно общаться

Правильно и красиво говорить

Записывают число, классная работа

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2.Минута чистописания

А для этого проведем минутку каллиграфии.

- Запишем соединения строчной буквы р и петельки, которая есть у каких букв?

- Сколько раз повторяются р и петелька?

Пишем эту связку 1 раз, затем слоги и буквосочетания: ра рд ар

Прописывают букву р в связке,  слоги и буквосочетания с экрана

Сформирование правильного письма букв, работа над каллиграфией.

3.Разминка

Задание: установить соответствия.

Соответствия: (Слайд 4)

Лексическое значение слова  —> полный рассказ о предмете

“Лексис” в переводе с греческого —> “слово”, “выражение”

Орфографический, иностранный, толковый —> словарь

Владимир Иванович —> Даль

Сергей Иванович —> Ожегов

Объяснение лексического значения слова в словаре —> словарная статья

“Правописание” —> грамотное письмо

“Развитие речи” —> выражение своих мыслей и чувств

“Как устроен наш язык” —> законы русского языка

Подбирают к вопросам из 1 столбика ответы из 2 столбика

 

Формирование регулятивных УУД

3.Словарная 

 работа.

- Отгадайте загадки, напишите отгадки.  

1.Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была. 
(Слайд5)
2.Птичка-невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.
(Слайд 6)

3. Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!"
       (Слайд 7)

4. Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….
(Слайд 8)

- Как можно узнать правильно написали или нет? В каком словарике можно посмотреть? Находим и проверяем. (Слайд 9) 

- А еще можно проверить  написание словарных слов с помощью интерактивной доски.

(На интерактивной доске )

-Вот прилетели некоторые из этих птичек и сказали, что им зимой плохо. Почему?

(Слайд 10-11)

сорока

воробей

ворона

соловей

Слова- отгадки записывают в тетрадь.     

орфографический словарик учебника: сорока, воробей, ворона,  карандаш

сорока,  воробей, ворона, соловей

Зимой мало корма и холодно. Мы должны помощь им перезимовать: кормить, делать кормушки.

Формиравание коммуникативных УУД 

Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися;

создается проблемная ситуация.

Активизируется познавательная деятельность.

4.Постановка учебной задачи.

- На экране два домика, от  которых доносились разные слова. (Слайд 12)

Из первого—кисть, ключ, корень.
Из второго – пирог, портфель.

Почему слова не живут вместе?
А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?

Читает хорошо читающий ученик.

 Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися;

создается проблемная ситуация.

Побуждает к осознанию темы урока;

Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

5.Решение учебных задач  

(Исследование)

   

6.Физкультми-

нутка для глаз

7.Работа с правилом

8.Первичное закрепление полученных знаний

Инсценировка стихотворения А.Барто

«Разговор с дочкой»

“Мне не хватает теплоты”, -

 Она сказала дочке.

 Дочь удивилась: “Мёрзнешь ты

 И в летние денёчки?”

 “Ты не поймёшь, ещё мала”, -

 Вздохнула мать устало.

 А дочь кричит: “Я поняла!”-

 И тащит одеяло”.

-Как вы думаете, дочка и правду поняла маму?
- Что дочка понимала под словом
теплота?
- А мама?..

--А вы много дарите тепла своим мама?

Мам нужно любить и дарить им душевное тепло.

Как определить значение слова теплота?

(Слайд 13)

- Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова теплота. Запишем  то значение этого слова, в котором оно употреблено мамой.

- Прочтите лексическое значение слова одеяло.
Сколько значений имеет 1 слово и сколько 2-е?
- Как вы думаете, как называются слова с одним значением?
- ….а с двумя и более?

- Теперь помогите  мне  назвать тему урока.

Тема: Слова однозначные и многозначные.

(Слайд 14)

Итак, давайте составим план действий : что мы должны делать, чтобы определить однозначное это слово или многозначное?

А сейчас немножко отдохнём. (Слайд 15-17)

Прочитайте в учебнике рубрику «Тайны языка» правило. В каком значении  слово всегда употребляется  в тексте?

-  Работа с упр.1с.28 (устно) (Слайд 18)

-Объясните рисунки. Почему разные предметы называют одним словом?

--Какие это слова? 

Инсценировка стихотворения

Тепло

Душевное тепло

Да

Посмотреть в толковых словарях

У слова теплота четыре значения, а у слова одеяло одно значение.

Однозначные. Многозначные

Слова однозначные и многозначные.


Следят за изображением на экране

Употребляется в одном значении

Многозначные слова

Стимулирует исследователь

скую деятельность.

Целенаправленно ведется исследовательская деятельность.

Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Здоровьесберегаю-щие технологии

Находят нужную информацию в учебнике

9.Работа в парах.

Работаем в парах. (Слайд 19)

Выпишите в первый столбик многозначные слова обозначающие изображённые предметы, а во второй – однозначные.

Проверка:

Лист               телефон

Мышь            вертолёт

Ключ              кровать

Работают в парах

Формиравание коммуникативных УУД

Взаимопроверка

10.Физкульт

минутка.

Лесная физминутка.(Слайд 20)

Дети свободно двигаются под музыку.

Здоровьесберегающие

технологии 

11.Дифференцированная работа.

12.Решение проблемной ситуации.

3 группа – Докажите, что слово ручка многозначное. Составьте с этим словом предложения во всех значениях.(Слайд 21)

2 группа – Соедини предложения с рисунком. Составь и запиши в тетрадях предложения с разными значениями слова шарик. (Задания на листах) (Слайд 22)

1 группа – самостоятельно выполняют по учебнику упражнение 2. Списывают предложения о значениях слова кисть  эти значения мы уже объясняли.

Проверка 1 , а затем второй групп.

 - Попробуем теперь разобраться, почему слова не живут вместе?  (Слайд 23)

- Молодцы!

Выполняют по группам задания учителя

Одни многозначные, другие однозначные

Сравнивают  и группируют предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

13.Закрепление

14. Игра «Третий лишний».

(Слайд 24)

Распредели слова, обозначающие изображённые предметы на две группы: лук, улитка, труба, лук со стрелой,труба на крыше дома, крот.

Проверка. (Слайд 25)

По какому признаку распределили слова?

(Слайд 26)

Лук                крот

Труба             улитка

Однозначные – в 1 столбик, многозначные – во 2 столбик

В каждой строчке находят лишнее слово. Объясняют, почему оно лишнее?

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

15.Итог урока

Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
- Где мы можем узнать значение слова?

(Слайд 27)

Слова, которые имеют одно значение-однозначные.

Слова, которые имеют два и более значений-многозначные

В толковых словарях.

16.Домашнее задание

17.Рефлексия настроения.

У.4 с.29, правило с.27 (Слайд 28)

(Слайд 29)

- Наш урок подошел к концу. Что вам больше всего удалось? За что вы можете себя похвалить? Что не удалось? А как работали на уроке узнаем разукрасив рожицу. По- вашему мнению, как вы работали на уроке?

Самооценка учащихся

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...

Презентация и конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Однозначные и многозначные слова"

Тип урока: «открытия» нового знания.  Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка...

Презентация и конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Однозначные и многозначные слова"

Тип урока: «открытия» нового знания.  Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка...

Презентация и конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Однозначные и многозначные слова"

Тип урока: «открытия» нового знания.  Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме : "Однозначные и многозначные слова".

Конспект урока русского языка во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка "Тайны многозначных слов"

Конспект урока русского языка "Тайны многозначных слов", 2 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Разработка урока русского языка 2 класс на тему: "Однозначные и многозначные слова"

Подробная разработка урока урока русского языка для 2 класса на тему: "Однозначные и многозначные слова"...