Русский язык, 2 класс, тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Царькова Анастасия Валерьевна

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

Тип урока: урок открытие нового знания

ОС: «Школа России»

Цель:

Содержательная: усвоение знаний о прямом и переносном значении многозначных слов;

Деятельностная: формирование умения различать прямое и переносное значение многозначных слов.

Задачи:

Дидактические:

  1. Уметь различать прямое и переносное значение слов;
  2. Находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
  3. Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
  4. Находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
  5. Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Развивающие:

  1. Устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
  2. С помощью учителя формулировать цель, планировать свою деятельность;
  3. Строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
  4. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
  5. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  6. Устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
  7. Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям

Воспитательные:

  1. Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умеет различать прямое и переносное значение слов;
  2. Находит место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
  3. Правильно списывает (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
  4. Находит и исправляет ошибки на изученные правила, описки;
  5. Объясняет своими словами значение изученных понятий; использует изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Познавательные:

  1. Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
  2. С помощью учителя формулирует цель, планирует свою деятельность.

Коммуникативные:

  1. Строит устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
  2. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога.

Регулятивные:

  1. 1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
  2. 2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
  3. 3. Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивает их по предложенным критериям.

Личностные:

  1. Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Образовательный ресурс: учебник Канакиной В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М, ; Просвещение. С. 49-51.

План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие

Проверка готовности

Работа с пословицей

2. Актуализация и пробное учебное действие

Орфографическая минутка

Работа со словами

3. Выявление места и причины затруднений

Формулирование проблемы урока

4. Построение проекта выхода из затруднения

Формулирование темы

Формулирование цели

Планирование деятельности

5. Реализация построенного проекта

Работа с упражнением № 62

#1060;изминутка

#1056;абота со схемой

  1. Этап обобщение затруднений во внешней речи

Запись предложений (из упражнения 64)

#1069;тап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Работа по карточкам

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Работа с предложениями (упр. 65)

9.Этап рефлексии учебной деятельности

Подведение итогов

Оценка и самооценка

Домашнее задание

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».

Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Валерьевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Проверка готовности

- Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должна лежать рабочая тетрадь, учебник, письменные принадлежности и мой раздаточный материал.

Работа с пословицей

- Дети, на слайде представлено какое – то выражение

- Что это такое?

(слайд) «Терпение и труд все перетрут»

- …пожалуйста прочти ее классу

- Как вы понимаете ее?

- Правильно, сегодня мы узнаем, как вы будите выполнять задания, которые предстоит сделать сегодня на уроке. Поэтому будьте внимательными, активными и ведите себя как прилежные ученики. Я вам желаю на этом уроке многому научиться и многое познать.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

- Пословица

- Чтобы добиться какого- то результата нужно приложить к этому много усилий и быть более терпеливее

Фронтальная

Л1.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Орфографическая минутка

- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. В страну под названием «Словандия». Но, чтобы попасть туда нужно верить в сказку, давайте закроем глазки, и представим себе эту страну. Вот мы и здесь! Посмотрите как здесь красиво!

слайд. (на экране появляется страна)

-Всё что мы увидим сегодня я предлагаю записывать в наши волшебные тетради. Отступите две строки от ранее написанного текста, запишите число, сегодня 28 сентября, классная работа.

- Ребята, что вы видите в этой стране?

- Давайте запишем начало нашей истории.

Мы идем по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела.

- Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные.

- Почему мы подчеркнули безударные гласные?

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться?

- Измените слова так, чтобы безударная стала ударной

- Как меняли слова?

Оцените свою работу с помощью критериев на слайде.

«!» — все безударные гласные написал правильно.

«+» — ошибся 1 или 2 раза.

«—» — много ошибок.

- Поднимете руку те, кто выполнил это задание без ошибок.

-Молодцы!

Работа со словами

- Обратите внимание на слайд. На нём записаны слова, прочитайте их.

- Выберите из них многозначные слова. Но для начала, давайте вспомним, что же такое многозначные слова.

- Назовите два значения слова заяц.

- У слова заяц есть еще одно значение, переносное. Какого человека называют зайцем?

- Верно.

Записывают предложения под диктовку

Расставляют ударения, подчёркивают безударные гласные

- Это опасные места. Можно сделать ошибку.

- Изменить слово, чтобы безударная буква стала ударной.

- По траве — травы, цветы — цвет, шмели — шмель, пчела - пчелы.

- Один предмет — много предметов.

- Ножницы, нос, двери, стол.

- Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значения.

- Нос — 1) орган обоняния; 2) передняя часть судна, самолета.)

- Заяц — 1) зверек с длинными ушами; 2) безбилетный пассажир.)

- Трусливого.

Фронтальная

Фронтальная

Л1

К1

П3

Пр 3

Пр6

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Формулирование проблемы урока

- Я сегодня шла в школу и услышала интересный разговор мамы и мальчика.

Мама говорила:

- Вот скоро ударят морозы, и будешь на лыжах кататься.

- Я тогда на улицу не пойду: сказал мальчик.

- Почему? – спросила мать

- Я боюсь, вдруг и меня морозы ударят…

- Стоит ли мальчику бояться морозов?

- Объясните почему?

- Почему мальчик не понял маму?

- Значит, у некоторых слов есть несколько значений?

- Кто-нибудь знает, какие же значения есть у слов?

- На какие вопросы вы хотите получить ответы сегодня на уроке?

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы

- Нет.

- Потому что морозы не могут ударить человека по-настоящему.

- Потому что он не правильно понял значение слова.

- Прямое и переносное.

- Что такое прямое и переносное значение слова? Когда употребляют прямое, а когда переносное значение?

Фронтальная

Пр3

Пр 6

Л1

К1

Р2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Формулирование темы

-Ребята, предположите, какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Определение цели урока

-Какую цель мы поставим на урок?

Планирование деятельности

-Что мы для этого должны сделать?

- «Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?»

- Узнать о прямом и переносном значении многозначных слов.

-Работать над упражнениями, составлять предложения .

Фронтальная

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Работа с упражнением № 62

- Какой источник информации поможет нам разобраться в этих понятиях?

- Откройте учебник с.49, упр. 62

- Прочитайте, что нам нужно сделать?

- Можем ли сразу выполнить последнее задание учебника?

- Что нам для этого понадобится?

- Верно, но в этот раз нам поможет учебник. Переверните страницу и прочитайте текст вверху.

- Итак, какую информацию дает нам учебник?

- Слово плыть однозначное или многозначное? Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

- В каком предложении слово употреблено в прямом значении?

- В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

- Почему это переносное значение?

- Верно! У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. В первом предложении «плывут» имеет значение «двигаться по воде». Это - прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета. Во втором предложении слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это - переносное значение.

- На Руси о плавной походке девушки говорили: «Плывет словно лебедушка».

- Слово плывет здесь употреблено в прямом или переносном значении?

Физминутка

- Предлагаю вам немного отдохнуть

;quality=96&sign=da6892b8c63d6f42db9d9e1f24722d76&type=album

Работа со схемой

- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Рассмотрите схему по номером 63 и, пользуясь ею, составьте устный рассказ о многозначных словах. Расскажите соседу по парте.

- Скажите, что вы узнали из схемы?

- Прочитайте слова, которые употреблены в переносном значении. Что обозначают эти выражения?

- Составьте предложение с одним из этих словосочетаний. Запишите предложение.

- Приготовьтесь. Если сочетание употреблено в переносном значении, вы просто сидите, если употреблено в прямом делаете хлопок. (Учащиеся читают свои предложения, класс проверяет правильность выполнения задания.)

- Молодцы!

- Учебник.

- Прочитать предложения, рассмотреть рисунки. Определить, выделенные слова - однозначные или многозначные? Сравнить лексическое значение каждого слова.

- Нет.

- Толковый словарь.

- У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в первом предложении имеет значение «двигаться по воде». Это - прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета. Во втором предложении слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это – переносное значение. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде.

- Многозначное.

- Плывут корабли.

- Плывут облака.

- Облака плавать не могут, их движение напоминает движение корабля по воде.

- В переносном, так как девушка не плыла по воде, а плавно двигалась.

Работают в парах, рассматривают схему

- Прямое значение слова прямо указывает на предмет (признак, действие), а переносное значение как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству.

- Облако пыли — напоминает облако по форме; золотые руки — умелые, тяжелое наказание — сильное; работа стоит — не работают; заря горит — очень яркая.

Фронтальная

Индивидуальная

П1

П2

П3

К1

Р1

Р2

Пр2

#1069;тап обобщения затруднений во внешней речи

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Запись предложений (из упражнения 64)

-Ребята, а теперь давайте вместе с вами попробуем применить изученные знания при работе с упражнением под номером 64. Прочтите его.

- Что нам нужно сделать?

- Прочитайте предложения парами.

- Какое значение в первом предложении?

- Как вы это определили?

- Какое значение во втором предложении?

- Как вы это определили?

- Запишем с вами только то предложение, в котором слов бежит используется в прямом значении.

- Запишите из пар предложений только те, которые употреблены в прямом значении.

- Какие предложения вы выписали?

- Молодцы!

- Прочитать и определить в каких предложениях многозначные слова употреблены в прямом значении, а в каких - в переносном.

Читают первую пару предложений

- Прямое.

- Прямое значение слова прямо указывает на предмет (признак, действие).

- Переносное значение как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству.

- Лошадь бежит рысью. На столе лежит мягкий хлеб. Горят в печи дрова. На стене висит ковёр.

Фронтальная

Индивидуальная

Пр3

Пр2

Пр4

Пр5

Л3

П2

П3

#1069;тап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Работа по карточкам

- У вас на столе лежат карточки. Возьмите их и прочитайте задание.

- На выполнение этого задания я даю вам 3 минуты. Приступайте.

- Сверьте свою работу с эталоном на слайде.

- Поднимите руки, кто выполнил это задание без ошибок.

- Молодцы!

Хрустальная ваза - ваза, сделанная из хрусталя; хрустальная вода - чистая, прозрачная вода; туча пыли - много пыли, поднятой над землёй в виде облака; грозовая туча - тёмная туча, которая несёт дождь; хмурый день - пасмурный день, без солнца; хмурый взгляд - взгляд из-под бровей, серьёзный, невесёлый; играть в футбол - быть участником игры футбол; играть с огнём - поступать неосторожно.

Фронтальная

Индивидуальная

Пр1

Пр2

Пр3

Пр4

Пр5

Л 1

П1

#1069;тап включения в систему знаний и повторения

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

Работа с предложениями (упр. 65)

- Теперь предлагаю открыть учебник на странице 26 и прочитать упражнение под номером 65.

- Ребята, что мы должны сделать?

- Подумайте минутку и устно объясните, как вы понимаете значение этих слов?

- Выпишите любое понравившееся предложение.

- …, какое предложение выписал ты?

- Объяснить, как мы понимаем значение выделенных слов. Определить, потреблены эти слова в прямом или в переносном значении и выписать любое предложение.

- Хвостик - кончик почки, похожий на хвост; се́ло - стало не видно́; зажглась - стала видима; таяли - исчезали медленно; погасло - стало не видно; плывёт - медленно движется по небу.

Фронтальная

Индивидуальная

Р1

П2

К1

ПР6

Л1

#1069;тап рефлексии учебной деятельности

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Подведение итогов

- Какова была тема урока?

- Какие цели и задачи мы ставили перед собой?

- Поднимите руку те, кто считает, что он достиг цели и задач урока.

Оценка и самооценка

- На слайде представлены незаконченные предложения, продолжите их.

- Я узнал…

- Я научился…

- Мне было трудно…

Домашнее задание

- Посмотрите на слайд, на нем представлено ваше домашнее задание. Откройте дневники и запишите его. Также, я запишу его на доске.

- «Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?»

- Узнать о прямом и переносном значении многозначных слов.

Фронтальная

Л1

П2

К1

ПР6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Терпение и труд все перетрут.

Слайд 4

«!» — все безударные гласные написаны правильно. «+» — ошибся 1 или 2 раза. «—» — много ошибок.

Слайд 5

Ножницы, нос, двери, стол.

Слайд 6

Тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?» Цель: узнать о прямом и переносном значении многозначных слов.

Слайд 8

Хрустальная ваза. Хрустальная вода. Туча пыли. Грозовая туча . Хмурый день. Хмурый взгляд. Играть в футбол. Играть с огнём.

Слайд 9

- Я узнал… - Я научился… - Мне было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:"Предложения с прямой речью" 4 класс

Урок русского языка с презентацией  в 4 классе по теме "Предложения с прямой речью" по программе  "Школа 2100". Цели  и  задачи  урока : формирование  знаний, умений...

Урок русского языка по теме: Предложения с прямой речью" 4 класс

Урок прививает интерес к предмету, развивает внимание и логическое мышление....

Урок русского языка по теме: Предложения с прямой речью" 4 класс

Урок прививает интерес к предмету, развивает внимание и логическое мышление....

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение многозначных слов" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями прямым и переносным значением слов, формирования умения объяснять переносное значение слов. Планируемые результаты: Предметные:...

открытый урок по русскому языку по теме: что такое многозначные и однозначные слова.

Открытый урок по русскому языку по теме: "Что такое многозначные и однозначные слова"....

Технологическая карта урока русского языка "Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?". УМК "Школа России", 2 класс.

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о понятиях прямое и переносное значение многозначных слов.Задачи урокаДидактические:1. Познаком...

Конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение многозначных слов". 2 класс.

Урок русского языка направленный на формирование уменя составлять алгоритмы при решении языковых задач....