Русский язык, 2 класс, тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._chto_takoe_pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_mnogoznachnyh_slov.docx | 611.79 КБ |
28.09.pptx | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
Тип урока: урок открытие нового знания
ОС: «Школа России»
Цель:
Содержательная: усвоение знаний о прямом и переносном значении многозначных слов;
Деятельностная: формирование умения различать прямое и переносное значение многозначных слов.
Задачи:
Дидактические:
- Уметь различать прямое и переносное значение слов;
- Находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
- Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
- Находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
- Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
Развивающие:
- Устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
- С помощью учителя формулировать цель, планировать свою деятельность;
- Строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
- Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
- Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям
Воспитательные:
- Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умеет различать прямое и переносное значение слов;
- Находит место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
- Правильно списывает (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
- Находит и исправляет ошибки на изученные правила, описки;
- Объясняет своими словами значение изученных понятий; использует изученные понятия в процессе решения учебных задач.
Познавательные:
- Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
- С помощью учителя формулирует цель, планирует свою деятельность.
Коммуникативные:
- Строит устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
- Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога.
Регулятивные:
- 1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
- 2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
- 3. Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивает их по предложенным критериям.
Личностные:
- Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Образовательный ресурс: учебник Канакиной В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М, ; Просвещение. С. 49-51.
План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
Приветствие
Проверка готовности
Работа с пословицей
2. Актуализация и пробное учебное действие
Орфографическая минутка
Работа со словами
3. Выявление места и причины затруднений
Формулирование проблемы урока
4. Построение проекта выхода из затруднения
Формулирование темы
Формулирование цели
Планирование деятельности
5. Реализация построенного проекта
Работа с упражнением № 62
#1060;изминутка
#1056;абота со схемой
- Этап обобщение затруднений во внешней речи
Запись предложений (из упражнения 64)
#1069;тап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Работа по карточкам
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Работа с предложениями (упр. 65)
9.Этап рефлексии учебной деятельности
Подведение итогов
Оценка и самооценка
Домашнее задание
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу». | Приветствие - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Валерьевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверка готовности - Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должна лежать рабочая тетрадь, учебник, письменные принадлежности и мой раздаточный материал. Работа с пословицей - Дети, на слайде представлено какое – то выражение - Что это такое? (слайд) «Терпение и труд все перетрут» - …пожалуйста прочти ее классу - Как вы понимаете ее? - Правильно, сегодня мы узнаем, как вы будите выполнять задания, которые предстоит сделать сегодня на уроке. Поэтому будьте внимательными, активными и ведите себя как прилежные ученики. Я вам желаю на этом уроке многому научиться и многое познать. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку - Пословица - Чтобы добиться какого- то результата нужно приложить к этому много усилий и быть более терпеливее | Фронтальная | Л1. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Орфографическая минутка - Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. В страну под названием «Словандия». Но, чтобы попасть туда нужно верить в сказку, давайте закроем глазки, и представим себе эту страну. Вот мы и здесь! Посмотрите как здесь красиво! слайд. (на экране появляется страна) -Всё что мы увидим сегодня я предлагаю записывать в наши волшебные тетради. Отступите две строки от ранее написанного текста, запишите число, сегодня 28 сентября, классная работа. - Ребята, что вы видите в этой стране? - Давайте запишем начало нашей истории. Мы идем по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. - Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные. - Почему мы подчеркнули безударные гласные? - Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? - Измените слова так, чтобы безударная стала ударной - Как меняли слова? Оцените свою работу с помощью критериев на слайде. «!» — все безударные гласные написал правильно. «+» — ошибся 1 или 2 раза. «—» — много ошибок. - Поднимете руку те, кто выполнил это задание без ошибок. -Молодцы! Работа со словами - Обратите внимание на слайд. На нём записаны слова, прочитайте их. - Выберите из них многозначные слова. Но для начала, давайте вспомним, что же такое многозначные слова. - Назовите два значения слова заяц. - У слова заяц есть еще одно значение, переносное. Какого человека называют зайцем? - Верно. | Записывают предложения под диктовку Расставляют ударения, подчёркивают безударные гласные - Это опасные места. Можно сделать ошибку. - Изменить слово, чтобы безударная буква стала ударной. - По траве — травы, цветы — цвет, шмели — шмель, пчела - пчелы. - Один предмет — много предметов. - Ножницы, нос, двери, стол. - Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значения. - Нос — 1) орган обоняния; 2) передняя часть судна, самолета.) - Заяц — 1) зверек с длинными ушами; 2) безбилетный пассажир.) - Трусливого. | Фронтальная Фронтальная | Л1 К1 П3 Пр 3 Пр6 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Формулирование проблемы урока - Я сегодня шла в школу и услышала интересный разговор мамы и мальчика. Мама говорила: - Вот скоро ударят морозы, и будешь на лыжах кататься. - Я тогда на улицу не пойду: сказал мальчик. - Почему? – спросила мать - Я боюсь, вдруг и меня морозы ударят… - Стоит ли мальчику бояться морозов? - Объясните почему? - Почему мальчик не понял маму? - Значит, у некоторых слов есть несколько значений? - Кто-нибудь знает, какие же значения есть у слов? - На какие вопросы вы хотите получить ответы сегодня на уроке? | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы - Нет. - Потому что морозы не могут ударить человека по-настоящему. - Потому что он не правильно понял значение слова. - Прямое и переносное. - Что такое прямое и переносное значение слова? Когда употребляют прямое, а когда переносное значение? | Фронтальная
| Пр3 Пр 6 Л1 К1 Р2 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Формулирование темы -Ребята, предположите, какова же тема нашего сегодняшнего урока? Определение цели урока -Какую цель мы поставим на урок? Планирование деятельности -Что мы для этого должны сделать? | - «Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?» - Узнать о прямом и переносном значении многозначных слов. -Работать над упражнениями, составлять предложения . | Фронтальная | |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Работа с упражнением № 62 - Какой источник информации поможет нам разобраться в этих понятиях? - Откройте учебник с.49, упр. 62 - Прочитайте, что нам нужно сделать? - Можем ли сразу выполнить последнее задание учебника? - Что нам для этого понадобится? - Верно, но в этот раз нам поможет учебник. Переверните страницу и прочитайте текст вверху. - Итак, какую информацию дает нам учебник? - Слово плыть однозначное или многозначное? Прочитайте, на что нужно обратить внимание. - В каком предложении слово употреблено в прямом значении? - В каком предложении слово употреблено в переносном значении? - Почему это переносное значение? - Верно! У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. В первом предложении «плывут» имеет значение «двигаться по воде». Это - прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета. Во втором предложении слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это - переносное значение. - На Руси о плавной походке девушки говорили: «Плывет словно лебедушка». - Слово плывет здесь употреблено в прямом или переносном значении? Физминутка - Предлагаю вам немного отдохнуть Работа со схемой - А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Рассмотрите схему по номером 63 и, пользуясь ею, составьте устный рассказ о многозначных словах. Расскажите соседу по парте. - Скажите, что вы узнали из схемы? - Прочитайте слова, которые употреблены в переносном значении. Что обозначают эти выражения? - Составьте предложение с одним из этих словосочетаний. Запишите предложение. - Приготовьтесь. Если сочетание употреблено в переносном значении, вы просто сидите, если употреблено в прямом делаете хлопок. (Учащиеся читают свои предложения, класс проверяет правильность выполнения задания.) - Молодцы! | - Учебник. - Прочитать предложения, рассмотреть рисунки. Определить, выделенные слова - однозначные или многозначные? Сравнить лексическое значение каждого слова. - Нет. - Толковый словарь. - У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в первом предложении имеет значение «двигаться по воде». Это - прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета. Во втором предложении слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это – переносное значение. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде. - Многозначное. - Плывут корабли. - Плывут облака. - Облака плавать не могут, их движение напоминает движение корабля по воде. - В переносном, так как девушка не плыла по воде, а плавно двигалась. Работают в парах, рассматривают схему - Прямое значение слова прямо указывает на предмет (признак, действие), а переносное значение как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству. - Облако пыли — напоминает облако по форме; золотые руки — умелые, тяжелое наказание — сильное; работа стоит — не работают; заря горит — очень яркая. | Фронтальная Индивидуальная | П1 П2 П3 К1 Р1 Р2 Пр2 |
#1069;тап обобщения затруднений во внешней речи Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | Запись предложений (из упражнения 64) -Ребята, а теперь давайте вместе с вами попробуем применить изученные знания при работе с упражнением под номером 64. Прочтите его. - Что нам нужно сделать? - Прочитайте предложения парами. - Какое значение в первом предложении? - Как вы это определили? - Какое значение во втором предложении? - Как вы это определили? - Запишем с вами только то предложение, в котором слов бежит используется в прямом значении. - Запишите из пар предложений только те, которые употреблены в прямом значении. - Какие предложения вы выписали? - Молодцы! | - Прочитать и определить в каких предложениях многозначные слова употреблены в прямом значении, а в каких - в переносном. Читают первую пару предложений - Прямое. - Прямое значение слова прямо указывает на предмет (признак, действие). - Переносное значение как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству. - Лошадь бежит рысью. На столе лежит мягкий хлеб. Горят в печи дрова. На стене висит ковёр. | Фронтальная Индивидуальная | Пр3 Пр2 Пр4 Пр5 Л3 П2 П3 |
#1069;тап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Работа по карточкам - У вас на столе лежат карточки. Возьмите их и прочитайте задание. - На выполнение этого задания я даю вам 3 минуты. Приступайте. - Сверьте свою работу с эталоном на слайде. - Поднимите руки, кто выполнил это задание без ошибок. - Молодцы! | Хрустальная ваза - ваза, сделанная из хрусталя; хрустальная вода - чистая, прозрачная вода; туча пыли - много пыли, поднятой над землёй в виде облака; грозовая туча - тёмная туча, которая несёт дождь; хмурый день - пасмурный день, без солнца; хмурый взгляд - взгляд из-под бровей, серьёзный, невесёлый; играть в футбол - быть участником игры футбол; играть с огнём - поступать неосторожно. | Фронтальная Индивидуальная | Пр1 Пр2 Пр3 Пр4 Пр5 Л 1 П1 |
#1069;тап включения в систему знаний и повторения Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса | Работа с предложениями (упр. 65) - Теперь предлагаю открыть учебник на странице 26 и прочитать упражнение под номером 65. - Ребята, что мы должны сделать? - Подумайте минутку и устно объясните, как вы понимаете значение этих слов? - Выпишите любое понравившееся предложение. - …, какое предложение выписал ты? | - Объяснить, как мы понимаем значение выделенных слов. Определить, потреблены эти слова в прямом или в переносном значении и выписать любое предложение. - Хвостик - кончик почки, похожий на хвост; се́ло - стало не видно́; зажглась - стала видима; таяли - исчезали медленно; погасло - стало не видно; плывёт - медленно движется по небу. | Фронтальная Индивидуальная | Р1 П2 К1 ПР6 Л1 |
#1069;тап рефлексии учебной деятельности Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. | Подведение итогов - Какова была тема урока? - Какие цели и задачи мы ставили перед собой? - Поднимите руку те, кто считает, что он достиг цели и задач урока. Оценка и самооценка - На слайде представлены незаконченные предложения, продолжите их. - Я узнал… - Я научился… - Мне было трудно… Домашнее задание - Посмотрите на слайд, на нем представлено ваше домашнее задание. Откройте дневники и запишите его. Также, я запишу его на доске. | - «Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?» - Узнать о прямом и переносном значении многозначных слов.
| Фронтальная | Л1 П2 К1 ПР6 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Терпение и труд все перетрут.
«!» — все безударные гласные написаны правильно. «+» — ошибся 1 или 2 раза. «—» — много ошибок.
Ножницы, нос, двери, стол.
Тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?» Цель: узнать о прямом и переносном значении многозначных слов.
Хрустальная ваза. Хрустальная вода. Туча пыли. Грозовая туча . Хмурый день. Хмурый взгляд. Играть в футбол. Играть с огнём.
- Я узнал… - Я научился… - Мне было трудно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме:"Предложения с прямой речью" 4 класс
Урок русского языка с презентацией в 4 классе по теме "Предложения с прямой речью" по программе "Школа 2100". Цели и задачи урока : формирование знаний, умений...
Урок русского языка по теме: Предложения с прямой речью" 4 класс
Урок прививает интерес к предмету, развивает внимание и логическое мышление....
Урок русского языка по теме: Предложения с прямой речью" 4 класс
Урок прививает интерес к предмету, развивает внимание и логическое мышление....
Конспект урока по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение многозначных слов" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями прямым и переносным значением слов, формирования умения объяснять переносное значение слов. Планируемые результаты: Предметные:...
открытый урок по русскому языку по теме: что такое многозначные и однозначные слова.
Открытый урок по русскому языку по теме: "Что такое многозначные и однозначные слова"....
Технологическая карта урока русского языка "Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?". УМК "Школа России", 2 класс.
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о понятиях прямое и переносное значение многозначных слов.Задачи урокаДидактические:1. Познаком...
Конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение многозначных слов". 2 класс.
Урок русского языка направленный на формирование уменя составлять алгоритмы при решении языковых задач....