конспект урока азбука буква Б
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
СИСТЕМА «ШКОЛА РОССИИ»
АВТОРЫ: В. Г. ГОРЕЦКИЙ, В. А. КИРЮШКИН, Л. А. ВИНОГРАДСКАЯ, М. В. БОЙКИНА
Тема: Знакомство со звуками [б] [б’] и буквой Б, б
Цели:
1. Познавательные:
а) познакомиться со звуками [б’], [б] и буквой Бб;
б) узнать как пишется буква Б прописная и печатная;
в) научиться различать букву от звука
2. Формирующие:
а) продолжить развитие фонематического слуха;
б) продолжить формирование умения плавного слогового чтения;
в) продолжить работу по звуковому анализу;
г) научиться определять место звука [Б], [Б’] в словах
3. Воспитательные:
а) формирование умения работать в парах, по рядам, хором
б) формирование умения слушать друг друга и исправлять ошибки
Оборудование: проектор, экран, колонки, азбука, печатный материал (слоги-повторение, написание буквы Б, стихи с буквой Б, схемы слогов-2 и 3 слога), картинки-бинт и банан, картинки-Том и Тим.
Формирование УУД
Предметные УУД:
-совершенствование знаний о звуках [б] и [б’], букве Б, б;
-углубление знаний первоклассников об изученных звуках и буквах;
-совершенствование умения выделять исходные звуки в словах;
-обучение чтению слогов, слов и предложений с новой буквой Б.
Метапредметные УУД:
1. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
2. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
3. Познавательные: дифференцировать обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки.
4. Личностные:
-мотивация учебной деятельности;
-эмоционально-нравственная отзывчивость, доброжелательность;
-адекватно воспринимать оценку учителя.
Оформление доски: изначально на доске ничего не висит и ничего не написано, весь печатный материал вывешивается и снимается по ходу урока
Ход урока
- Организационный момент (10 мин.)
Цели: проверить готовность класса к уроку, собрать внимание.
– Здравствуйте, ребята!
(– Здравствуйте!)
- Проверка готовности класса к уроку (что должно быть на парте.., затем посадка на свои места в виде игры образного характера)
- «Ребята, я буду произносить слова, и вы сядете на свои места только тогда, когда услышите, что слово начинается с мягкого согласного» (валенки, урок, стол, парта, цветок, ручка, пенал))
- Молодцы ребята, а кто скажет почему в слове «пенал» звук [п‘] мягкий?
-(потому что после стоит смягчающая гласная [е])
-все верно, молодцы!
- Актуализация знаний (8-10 минут)
Цель: опосредованное повторение, систематизация знаний
- Начнем урок с повторения пройденного материала.
- какую букву на прошлом уроке мы изучили? (буква З),
-какие звуки обозначает эта буква? ([з], [з’]).
- -А теперь давайте вспомним что такое слоги и как они читаются. Какие гласные подают команду «читайся твёрдо, мягко»? Прочитайте слоги и определите в каком случае согласная произносится мягко, почему? (в случае, где есть смягчающие гласные):
за
зе
мо
му
ма
ли
ле
са
со
ло
ко
та
то
па
мы
ра
ро
ка
но
ну
ру
не
на
по
пу
ва
ла
- Чтение по строкам, по рядам.
- Составьте с этими слогами слова, в которых 2 и 3 слога (на доске схема)
Молоко, пума, лиса, колесо, рама, лама, пара, лава, корова….
-Отлично, ребята, вы большие молодцы. А теперь внимание на экран (слова «спасибо» и «благодарю»)
- Рассмотрите слова и подумайте какая буква пропущена. (спаси.о, .лагодарю). Это очень важные, нужные слова. Кто догадался, какие? Когда мы их используем? (для выражения благодарности). Какая буква пропущена?(б)
- -Ребята, а встаньте, пожалуйста, те, кто знает и говорит вежливые слова (все встают)
-Ну, раз уж вы все встали, давайте проведем физминутку:
«Хомка, Хома, Хомячок
Полосатенький бочок.
Хома раненько встает,
Ушки моет, спинку трет.
Он выходит на площадку,
быстро делает зарядку
1,2 – выше голова
3,4 – руки шире
5,6 – тихо сесть
7,8 –лень отбросим
9, 10 – в классе тишину повесим»
- -Сформулируйте тему урока. Чем мы будем заниматься? (выделять звуки, которые обозначаются буквой б, познакомимся с буквой, научимся читать слоги, слова, предложения с этой буквой)
- Знакомство с новыми звуками
Цель: познакомить детей с новыми звуками и научить различать их в речи.
- -Отгадайте загадки, читают читающие дети, учитель (ответы будут изображены на доске):
Закрепляют им повязки.
Ты ответишь без подсказки?
Во всем мире знаменит
Это медицинский... (бинт)
Высоко они растут,
И с трудом их достают.
Любят сильно обезьяны
Эти жёлтые...(Бананы)
- Выделение первого звука из слов «бинт» и «банан». Охарактеризовать, сравнить звуки [б], [б‘] (твердый-мягкий; гласный-согласный; звонкий-глухой). Как определили?
- Как вы думаете, одинаковые ли будут звуковые схемы? Поднимите руки, кто согласен с ….
- Составление схем (дети на местах, 2 – у доски).
Бинт Банан
*схемы для учителя, для проверки
- Сравните первые звуки. Охарактеризуйте их.
- Игра «Том и Тим».
Если услышите мягкий звук, то встают девочки, друзья Тима. Если услышите твёрдый звук - встают мальчики, друзья Тома.
Булка, белка, бензин, банан, болт, шапка, бинт, бинокль, барсук, бобёр, бегемот, баня, пистолет
- Знакомство с буквой Б, б
- С какими звуками мы познакомились? ([б], [б‘])
- Эти звуки на письме обозначаются буквами «Б», «б»
- На экране или на доске появляется изученная буква в письменном и печатном виде.
- - Сравните письменные и печатные буквы между собой?
- Посмотрите на печатные буквы, на что похожа буква? (на экране появляется слайд с ассоциациями, после ответов детей)
- Один из читающих детей читает стихотворение:
Буква Б, как бегемотик,
Нарисуем ей животик,
Козырек добавим выше:
Буква Б у нас под крышей.
- Посмотрите на письменную букву, какие элементы кажутся знакомыми? В каких уже изученных буквах мы встречали эти элементы? (о, В, П, Р)
- Задание: найти в алфавите изученную букву
- Поселить букву в ленту памяти. Ребята, у нас с вами для каждой буквы
есть свое место. Давайте и букву Б поселим в Ленту памяти, итак, на какую улицу мы ее поселим?
(– На улицу букв согласных)
– Почему именно туда? Докажи
(– Она обозначает на письме согласные звуки [б’] и [б]. Когда мы их произносим, то воздух встречает преграду – губы)
– Молодец, садись, а дом у нее какой будет? Дом звонких или дом глухих?
(– Звонких! Потому что она обозначает на письме звонкие согласные [б’] и [б], можно проверить, если приложить пальцы к горлу и произнести их. Есть вибрация.)
– Правильно, садись. Для сравнения можно произнести глухие звуки [п] и [п’]. А где будет ее квартира, какие буквы ее соседки?
(– Она будет жить над буквой П, между буквами В и Г)
– Действительно, это так, [б’] и [б] – звонкие звуки, если сказать их шепотом, то получатся парные им глухие звуки [п’] и [п], именно поэтому буква Б будет жить над буквой П, садись. А какого цвета будут стены в квартире буквы Б?
(– Зеленого и синего, потому что она обозначает на письме 2 звука – твердый и мягкий)
– Отлично. Вот и поселилась наша буква Б в свою новую квартиру!
Включить видео физминтуку «Капитан Краб. Разминка». Можно делать с детьми, можно немного отдохнуть. *Остановить ролик на 2:30
- Чтение
- Ребята, успокаивайтесь, садитесь.
- Интересно, после такой разминки здесь остались ученики, которые помнят, с какими звуками мы сегодня познакомились? Поднимите руку!
(–с мягким звонким согласным [б’] и твердым звонким согласным [б])
– Все правильно, садись. А какой буквой они обозначаются на письме?
(– Буквой Б)
– Да, буквой Б. И сейчас мы с вами поработаем над чтением слогов и слов с ней.
- Чтение слогов «по цепочке», хором
Ба, бо, бу, бы, бе, би
- Прочитать все слоги по – порядку.
- Прочитать только те слоги, в которых согласный звук [б'] мягкий; согласный звук [б] твердый. Почему?
- Вспомните что такое парные согласные звуки. Назовите пару согласного звука следующим слогам: Ба, бо, бу, бы, бе, би – (па, по, пу, пы, пе, пи)
- Чтение слов с экрана (лебедь, балкон, береза, барабан)
-чтение слов по цепочке по слогам, а потом все вместе с ударением
ле-бедь – лЕбедь; бал-кон – балкОн; бе-рё-за – берЁза; ба-ра-бан – барабАн
- Выборочное чтение.
- Прочитать слова, которые начинаются с мягкого согласного, с твердого согласного.
- Прочитать слова, в которых ударение падает на второй слог, на первый слог
- Чтение текста (на странице учебника 97)
- Читает ученик или учитель, после чего один вопрос на восприятие. (Какие деревья растут в парке?) Озаглавьте текст.
- Чтение по цепочке
- Читает слабочитающий ученик
- Обобщение
– Ну что ж, ребята, давайте подведем итог урока
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
– А какой буквой они обозначаются на письме?
– Ребята, поднимите руку те, кому было трудно выполнять задания? А что это были за задания? А были ли задания, которые давались вам легко?
Скажите, а какие открытия вы для себя совершили? Вы, наверное, захотите рассказать об этом дома (–Да!) А о чем еще вы расскажите родителям?
Вы сегодня очень хорошо потрудились, постарались, я очень вами довольна!
Итак, заканчивая урок, я с удовольствием поставлю изученную букву в слова, прочитаем их: спасибо и благодарю. Кому вы хотели бы сказать эти слова сегодня? Может быть, себе, соседу по парте. Я хочу этими словами закончить урок: спасибо, ребята, за работу и благодарю вас за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок азбуки "Буква Юю"
На уроке ученики знакомятся с новой буквой, закрепляют изученные буквы....
Конспект урока "Строчная буква х", "Заглавная буква Х"
УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока (азбука) Буквы З, з, звуки [з], [з\']. В зоопарке
Тип урока: урок изучения нового материала. Урок-экскурсия Цель: познакомить с согласными звуками [з],[з¢], буквами «З, з»....
Конспект урока "Согласная буква Л. Правописание строчной буквы л" + интерактивная презентация
Ход урокаI. Мобилизующая часть урока.II. Формирование новых знаний, умений, навыков.Фонетическая зарядка:– Как поют песенку без слов? (Ля-ля…)1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [л] и [л′...
Конспект урока: "Заглавная буква И. Письмо соединений букв".
Конспект урока по письму...
Конспект урока азбука на тему "Буква Я"
Изучение буквы Я...
Конспект урока азбуки по теме" Буквы С, с и звуки [с] [c,]
Урок разработан по программе "Школа России".Цель: познакомить со звуками [c], [c,] и буквами С,с....