конспект урока азбука буква Б
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока по азбуке, буква Б

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_b.docx909.37 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

СИСТЕМА «ШКОЛА РОССИИ»

АВТОРЫ: В. Г. ГОРЕЦКИЙ, В. А. КИРЮШКИН, Л. А. ВИНОГРАДСКАЯ, М. В. БОЙКИНА

Тема: Знакомство со звуками [б] [б’] и буквой Б, б

Цели:

1. Познавательные:

а) познакомиться со звуками [б’], [б] и буквой Бб;

б) узнать как пишется буква Б прописная и печатная;

в) научиться различать букву от звука

2. Формирующие:

а) продолжить развитие фонематического слуха;

б) продолжить формирование умения плавного слогового чтения;

в) продолжить работу по звуковому анализу;

г) научиться определять место звука [Б], [Б’] в словах

3. Воспитательные:

а) формирование умения работать в парах, по рядам, хором

б) формирование умения слушать друг друга и исправлять ошибки

Оборудование: проектор, экран, колонки, азбука, печатный материал (слоги-повторение, написание буквы Б, стихи с буквой Б, схемы слогов-2 и 3 слога), картинки-бинт и банан, картинки-Том и Тим.

Формирование УУД

Предметные УУД:

-совершенствование знаний о звуках [б] и [б’], букве Б, б;

-углубление знаний первоклассников об изученных звуках и буквах;

-совершенствование умения выделять исходные звуки в словах;

-обучение чтению слогов, слов и предложений с новой буквой Б.

Метапредметные УУД:

1. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

2. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

3. Познавательные: дифференцировать обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки.

4. Личностные:

-мотивация учебной деятельности;

-эмоционально-нравственная отзывчивость, доброжелательность;

-адекватно воспринимать оценку учителя.

Оформление доски: изначально на доске ничего не висит и ничего не написано, весь печатный материал вывешивается и снимается по ходу урока

Ход урока

  1. Организационный момент (10 мин.)

Цели: проверить готовность класса к уроку, собрать внимание.

– Здравствуйте, ребята!

(– Здравствуйте!)

  • Проверка готовности класса к уроку (что должно быть на парте.., затем посадка на свои места в виде игры образного характера)

- «Ребята, я буду произносить слова, и вы сядете на свои места только тогда, когда услышите, что слово начинается с мягкого согласного» (валенки, урок, стол, парта, цветок, ручка, пенал))

- Молодцы ребята, а кто скажет почему в слове «пенал» звук [п‘] мягкий?

-(потому что после стоит смягчающая гласная [е])

-все верно, молодцы!

  1. Актуализация знаний (8-10 минут)

Цель: опосредованное повторение, систематизация знаний

  • Начнем урок с повторения пройденного материала.
    - какую букву на прошлом уроке мы изучили? (буква З),

-какие звуки обозначает эта буква? ([з], [з’]).

  • -А теперь давайте вспомним что такое слоги и как они читаются. Какие гласные подают команду «читайся твёрдо, мягко»? Прочитайте слоги и определите в каком случае согласная произносится мягко, почему? (в случае, где есть смягчающие гласные):

за

зе

мо

му

ма

ли

ле

са

со

ло

ко

та

то

па

мы

ра

ро

ка

но

ну

ру

не

на

по

пу

ва

ла

  • Чтение по строкам, по рядам.
  • Составьте с этими слогами слова, в которых 2 и 3 слога (на доске схема)

Молоко, пума, лиса, колесо, рама, лама, пара, лава, корова….

-Отлично, ребята, вы большие молодцы. А теперь внимание на экран (слова «спасибо» и «благодарю»)

  • Рассмотрите слова и подумайте какая буква пропущена. (спаси.о, .лагодарю). Это очень важные, нужные слова. Кто догадался, какие? Когда мы их используем? (для выражения благодарности). Какая буква пропущена?(б)
  • -Ребята, а встаньте, пожалуйста, те, кто знает и говорит вежливые слова (все встают)

-Ну, раз уж вы все встали, давайте проведем физминутку:

«Хомка, Хома, Хомячок

Полосатенький бочок.

Хома раненько встает,

Ушки моет, спинку трет.

Он выходит на площадку,

быстро делает зарядку

1,2 – выше голова

3,4 – руки шире

5,6 – тихо сесть

7,8 –лень отбросим

9, 10 – в классе тишину повесим»

  • -Сформулируйте тему урока. Чем мы будем заниматься? (выделять звуки, которые обозначаются буквой б, познакомимся с буквой, научимся читать слоги, слова, предложения с этой буквой)

  1. Знакомство с новыми звуками

Цель: познакомить детей с новыми звуками и научить различать их в речи.

  • -Отгадайте загадки, читают читающие дети, учитель (ответы будут изображены на доске):

Закрепляют им повязки.

Ты ответишь без подсказки?

Во всем мире знаменит

Это медицинский... (бинт)

Высоко они растут,

И с трудом их достают.

Любят сильно обезьяны

Эти жёлтые...(Бананы)

http://evatex37.ru/sites/default/files/field/image/nakrahmalit-marlyu.jpghttps://www.pngpix.com/wp-content/uploads/2016/08/PNGPIX-COM-Yellow-Banana-PNG-Transparent-Image.png

  • Выделение первого звука из слов «бинт» и «банан». Охарактеризовать, сравнить звуки [б], [б‘] (твердый-мягкий; гласный-согласный; звонкий-глухой). Как определили?
  • Как вы думаете, одинаковые ли будут звуковые схемы? Поднимите руки, кто согласен с ….
  • Составление схем (дети на местах, 2 – у доски).

Бинт                      Банан

       

*схемы для учителя, для проверки

  • Сравните первые звуки. Охарактеризуйте их.
  • Игра «Том и Тим».

 

Если услышите мягкий звук, то встают девочки, друзья Тима. Если услышите твёрдый звук - встают мальчики, друзья Тома.

Булка, белка, бензин, банан, болт, шапка, бинт, бинокль, барсук, бобёр, бегемот, баня, пистолет

  1. Знакомство с буквой Б, б
  • С какими звуками мы познакомились? ([б], [б‘])
  • Эти звуки на письме обозначаются буквами «Б», «б»
  • На экране или на доске появляется изученная буква в письменном и печатном виде.

  • - Сравните письменные и печатные буквы между собой? 

- Посмотрите на печатные буквы, на что похожа буква? (на экране появляется слайд с ассоциациями, после ответов детей)

  • Один из читающих детей читает стихотворение:

Буква Б, как бегемотик,

Нарисуем ей животик,

Козырек добавим выше:

Буква Б у нас под крышей.

  • Посмотрите на письменную букву, какие элементы кажутся знакомыми? В каких уже изученных буквах мы встречали эти элементы? (о, В, П, Р)
  • Задание: найти в алфавите изученную букву
  • Поселить букву в ленту памяти. Ребята, у нас с вами для каждой буквы

есть свое место. Давайте и букву Б поселим в Ленту памяти, итак, на какую улицу мы ее поселим?

(– На улицу букв согласных)

– Почему именно туда? Докажи

(– Она обозначает на письме согласные звуки [б’] и [б]. Когда мы их произносим, то воздух встречает преграду – губы)

– Молодец, садись, а дом у нее какой будет? Дом звонких или дом глухих?

(– Звонких! Потому что она обозначает на письме звонкие согласные [б’] и [б], можно проверить, если приложить пальцы к горлу и произнести их. Есть вибрация.)

– Правильно, садись. Для сравнения можно произнести глухие звуки [п] и [п’]. А где будет ее квартира, какие буквы ее соседки?

(– Она будет жить над буквой П, между буквами В и Г)

– Действительно, это так, [б’] и [б] – звонкие звуки, если сказать их шепотом, то получатся парные им глухие звуки [п’] и [п], именно поэтому буква Б будет жить над буквой П, садись. А какого цвета будут стены в квартире буквы Б?

(– Зеленого и синего, потому что она обозначает на письме 2 звука – твердый и мягкий)

– Отлично. Вот и поселилась наша буква Б в свою новую квартиру!

Включить видео физминтуку «Капитан Краб. Разминка». Можно делать с детьми, можно немного отдохнуть. *Остановить ролик на 2:30

  1. Чтение
  • Ребята, успокаивайтесь, садитесь.

- Интересно, после такой разминки здесь остались ученики, которые помнят, с какими звуками мы сегодня познакомились? Поднимите руку!

(–с мягким звонким согласным [б’] и твердым звонким согласным [б])

– Все правильно, садись. А какой буквой они обозначаются на письме?

(– Буквой Б)

– Да, буквой Б. И сейчас мы с вами поработаем над чтением слогов и слов с ней.

  • Чтение слогов «по цепочке», хором

Ба, бо, бу, бы, бе, би

- Прочитать все слоги по – порядку.

- Прочитать только те слоги, в которых согласный звук [б'] мягкий; согласный звук [б] твердый. Почему?

  • Вспомните что такое парные согласные звуки. Назовите пару согласного звука следующим слогам: Ба, бо, бу, бы, бе, би – (па, по, пу, пы, пе, пи)
  • Чтение слов с экрана (лебедь, балкон, береза, барабан)

-чтение слов по цепочке по слогам, а потом все вместе с ударением

ле-бедь – лЕбедь; бал-кон – балкОн; бе-рё-за – берЁза; ба-ра-бан – барабАн

  • Выборочное чтение.

- Прочитать слова, которые начинаются с мягкого согласного, с твердого согласного.

- Прочитать слова, в которых ударение падает на второй слог, на первый слог

  • Чтение текста (на странице учебника 97)

- Читает ученик или учитель, после чего один вопрос на восприятие. (Какие деревья растут в парке?) Озаглавьте текст.

- Чтение по цепочке

- Читает слабочитающий ученик

  1. Обобщение

– Ну что ж, ребята, давайте подведем итог урока

- С какими звуками мы сегодня познакомились?

– А какой буквой они обозначаются на письме?

– Ребята, поднимите руку те, кому было трудно выполнять задания? А что это были за задания? А были ли задания, которые давались вам легко?

Скажите, а какие открытия вы для себя совершили? Вы, наверное, захотите рассказать об этом дома (–Да!) А о чем еще вы расскажите родителям?

Вы сегодня очень хорошо потрудились, постарались, я очень вами довольна!
Итак, заканчивая урок, я с удовольствием поставлю изученную букву в слова, прочитаем их:
спасибо и благодарю. Кому вы хотели бы сказать эти слова сегодня? Может быть, себе, соседу по парте. Я хочу этими словами закончить урок: спасибо, ребята, за работу и благодарю вас за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок азбуки "Буква Юю"

На уроке ученики знакомятся с новой буквой, закрепляют изученные буквы....

Конспект урока "Строчная буква х", "Заглавная буква Х"

УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока (азбука) Буквы З, з, звуки [з], [з\']. В зоопарке

Тип урока: урок изучения нового материала. Урок-экскурсия Цель: познакомить с согласными звуками [з],[з¢], буквами «З, з»....

Конспект урока "Согласная буква Л. Правописание строчной буквы л" + интерактивная презентация

Ход урокаI. Мобилизующая часть урока.II. Формирование новых знаний, умений, навыков.Фонетическая зарядка:– Как поют песенку без слов? (Ля-ля…)1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [л] и [л′...

Конспект урока азбуки по теме" Буквы С, с и звуки [с] [c,]

Урок разработан по программе "Школа России".Цель: познакомить со звуками [c],   [c,] и буквами С,с....