Конспект урока: "Заглавная буква И. Письмо соединений букв".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Волосенко Елена Игоревна

Конспект урока по письму 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op_25-11-16.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 25.11.2016                                                                                                                          Учитель школы: Трашкова Е. В.

Школа: 148                                                                                                                                               Методист: Зубарева Н. С.

Класс: 1-б                                                                                                                                                             Студентка: Волосенко Е. И.

Урок: 2                                                                                                                                                                                                        46 гр.

Конспект урока обучения письму

                                                                                                                                                                                                     

Тема урока: «Заглавная буква И. Письмо соединений букв».

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования в памяти обучающихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа заглавной буквы И; содействовать формированию умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнее, среднеплавное, нижнее), анализировать предложения и составлять схему предложений; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера, внимания.

Планируемые результаты

Личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.

Предметные: учиться правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение периода выполнения отдельного графического задания, формировать навык письма заглавной буквы и, письма слов с изученной буквой, сравнивать буквы между собой, учиться выделять элементный состав буквы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация; пропись 1 класс УМК «Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов».


Этап урока:

Время:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

УУД:

1.Организационный этап.

Словесный: приветствие.

Словесный: рассказ о правилах посадки. Мотивационный этап.

Словесный: формулирование целей урока, характеристика звуков.

Практический: раскрашивание шарика.

Практический: чтение вслух.

9.25-9.31

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Игоревна, сегодня я буду вести у Вас урок обучение письму. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, я желаю Вам хорошей работы на уроке. Садится очень тихо первый ряд, потом так же тихо второй ряд и еще тише третий ряд. Молодцы! Давайте вспомним правила посадки на уроке. (Слайд 1). 

Определение целей урока.

На доске расположены печатные и письменные буквы И, и. Ребята, как вы думаете, о какой букве будет идти речь на сегодняшнем уроке? (и).

- Определим цели нашего урока. Посмотрите внимательно на доску. Скажите, что мы уже умеем, а значит, что-то сможем повторить (умеем читать и писать по звукобуквенной схеме, сравнивать буквы, записывать слово).

- Давайте определим, чему научимся сегодня (писать строчную букву и, выберем, какие элементы нужны для письма новой буквы. (Слайд 2).

- Ребята, что такое буква? (это знак, который обозначает звук).

Повторение звука [и].

- Повторите за мной [и].

Какой звук обозначает буква и? (гласный). Почему? Давайте произнесем звук и. Встречает ли воздух преграду? (нет). Вот теперь, мы смогли доказать что звук и — гласный. Каким цветом мы изображаем гласный звук? (красным).

В вашей прописи на 4 странице есть рядом с буквой «и» шарик, раскрасьте его красным цветом.

Посмотрите на экран. (Слайд 3).

- Посмотрите внимательно на слайд, кто может прочитать скороговорку? Молодец!

Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

- Все ли слова в скороговорке вам понятны? (Иней – тонкий слой льда). Я прочитаю строчку медленно, а затем мы повторим ее все вместе, потом следующую. Молодцы! А давайте попробую чуть побыстрее. Хорошо! N, попробуй вместе со мной. Молодец! Ребята, а почему именно эту скороговорку я выбрала для сегодняшнего урока? (в ней есть слова со звуками, которые мы изучаем; слова иней и иглы начинаются с гласного звука, который мы сейчас изучаем; на письме эти слова начинаются с буквы, которую мы будем сегодня писать).

Эмоционально настраиваться  на урок.

Формулировать и аргументировать правила поведения на уроке письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма.

Работать с информацией, отделяя известное от неизвестного.

Вспоминать, объяснять.

Раскрашивать шарик.

Читать вслух.

Выделять в звучащем тексте слова с новыми звуками.

Л: самоопределение;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

П: формулируют ответы;  строят речевое высказывание.

2. Постановка учебной задачи и ее решение.

Практический: находить зрительные ассоциации.

Словесный: сравнение букв и называние элементов.

Наглядный: работа с  таблицей буквы и.

Практический:

определение элементов заглавной буквы И.

9.31-9.32

9.32-9.35

Формирование зрительного образа буквы и в памяти учащихся.

Учитель читает стихотворение:

Буква И наискосок 
Примеряла поясок. 
Снизу вверх его тянула — 
К правой ножке пристегнула.

- На что похожа буква и? (Слайд 4).

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы и: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных. (Слайд 5).

- Сравните малую печатную букву и и большую (заглавную) печатную букву И. Чем они похожи? Чем отличаются?

- Сравните строчную письменную букву и и заглавную письменную букву И. Чем они похожи? Чем отличаются?

- Из скольки элементов состоит заглавная буква И? (Из двух). Назовите их. (Линия с закруглением вверху и внизу, линия с закруглением внизу).

Найдите элементы, из которых состоит заглавная буква И в рамочке и обведите их. Первый элемент простым карандашом, второй цветным.

Работая, не забывайте о гигиенических правилах, проверьте, как вы сидите.

Находить зрительные ассоциации.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Называть элементы, анализировать поэлементный состав букв.

П: формулируют ответы;  строят речевое высказывание.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Решение частных задач.

Практический: обводка элементов буквы.

Наглядный: показ написания

Практический: педагогический показ с подробным комментарием; обведение образца.

Практический: письмо «в воздухе».

Практический: обводка буквы.

Практический: письмо в прописи.

Практический: письмо  слогов в прописи.

 

Практический: выполнение речеязыкового задания.

Практический: слого-звуковой анализ слова.

Практический: запись букв.

Наглядно-практический: сравнение элементов и размера букв.

Практический: письмо слов в прописи.

9.35-9.39

9.39-9.43

9.43-9.45

9.45-9.46

9.46-9.49

9.49-9.50

9.50-10.00

Письмо элементов буквы.

- Найдите элементы заглавной буквы И у себя в прописи. Рассмотрите их. (Слайд 5). Сейчас я напишу их на доске. Начинаю писать первый элемент буквы И чуть ниже середины вспомогательной строки. Веду линию вверх, вправо, закругляю, веду наклонную палочку вниз, к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляю вправо, довожу до нижней линии рабочей строки. Затем начинаю писать второй элемент. Веду вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляю вправо, довожу до нижней линии и поднимаю вверх вправо до середины рабочей строки.

- Теперь, Вам нужно обвести по контуру первые два элемента, из которых состоит заглавная буква И.

Кто готов - руку на локоток.

- Как же, написать букву И без отрыва от бумаги?

Письмо заглавной буквы И.

Сейчас на доске я буду писать заглавную букву И, смотрите внимательно.

Буква И состоит из двух элементов.

-Начинаю писать первый элемент буквы И чуть ниже середины вспомогательной строки. Веду линию вверх, вправо, закругляю, веду наклонную палочку вниз, к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляю вправо, довожу до нижней линии рабочей строки. Затем начинаю писать второй элемент, не отрывая ручку, веду вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляю вправо, довожу до нижней линии и поднимаю вверх, вправо до середины рабочей строки.

- Сейчас, мы с Вами будем писать заглавную букву И в воздухе под счет. Смотрите внимательно, первый раз показываю я.

Иии 1 иии 2 иии

- Теперь положите руки на парту, и повторяйте за мной, не забывайте проговаривать. Молодцы!

- Найдите в своей прописи букву И. (Слайд 6).

- Поставьте ручку на точку, от которой мы начнем писать.

- Я буду проговаривать под счет написание, а Вы в это время пишите в прописи. (2 буквы).

- Теперь попробуйте самостоятельно написать 4 буквы И на этой строке.

Вынос и анализ ошибок.

- Переходим к следующей строчке. Не забываем правильно сидеть, правильно держать ручку.

- Сейчас по контуру напишите три буквы И.

- Сколько букв вам нужно написать до конца строчки? (6) Напишите их самостоятельно.

Вынос на доску ошибок.

- Посмотрите внимательно на доску, я показала на ней Ваши ошибки. Старайтесь их больше не повторять.

- Обратите внимание на следующую строчку.

Письмо слогов.

- Что это? (Слог).

- Какое соединение находится между буквами И и р? (верхнее).

- Посмотрите на доску. Будьте внимательны.

Я прописываю: Веду линию вверх, вправо, закругляю, веду наклонную палочку вниз, к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляю вправо, довожу до нижней линии рабочей строки. Веду вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляю вправо, довожу до нижней линии и поднимаю вверх вправо до середины рабочей строки. Затем веду наклонную вниз до середины вспомогательной линии. Веду вверх, вправо закругляя, довожу до верхней линии рабочей строки, закругляю и веду вниз линию с закруглением внизу.

- Теперь обведите по контуру букву И, а затем попробуйте самостоятельно написать букву р.

- Поставьте ручку на начальную точку слога и пропишите его. Сколько слогов войдет в строчку? (3) Пропишите их самостоятельно.

Самоконтроль за выполнением правил письма.

-Зачем существуют отдельно заглавные и строчные буквы? (заглавные пишутся в начале высказывания, в именах собственных, в названии города).

- Раз имена пишутся у нас с заглавной буквы, давайте посмотрим на звуковой домик, там спрятано слово.

Выполнение речеязыкового задания.

- Рассмотрим иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован? (девочка).

- Как зовут девочку? (Ира).

- Составьте предложение из 4-х слов по этой иллюстрации, опираясь на схему. (Ира читала интересную книгу). Молодцы!

Упражнения для пальчиков.

Работа со звуко-буквенной схемой.

- Прочитайте по слогам слово «в домике». («И-ра»)

- Проанализируйте звуко-буквенную схему слова «Ира». Сколько звуков в этом слове? (3) Сколько гласных звуков? (2) Сколько слогов? (2) Какой слог под ударением? (1) Какой звук под ударением? (и)

- На каком месте в слове находится звук [и]? (В начале слова). Раскрасьте кружок C:\Users\User\Desktop\img-2.gifнад буквой и красным. А кто может сказать, почему красным? (гласный звук). (Слайд 7). 

- Какой следующий звук в этом слове? (р). Повторите за мной ррр. Струя воздуха встречает преграду. Каким является звук р? Р C:\Users\User\Desktop\img-2 (2).gifсогласный твердый, звонкий звук, поэтому мы ставим точку (звоночек) в квадратике над звуком, обозначая звонкость и раскрашиваем синим.

- Какой звук стоит после р? (а). Повторите за мной ааа. Струя воздуха не встречает преграду. Каким является звук а? АC:\Users\User\Desktop\img-2.gif—гласный звук. Каким цветом раскрасим кружок над буквой? (красным). Верно.

- Сейчас пропишите в схеме буквы И, р, а.

Выполнение логических заданий с буквами.

- Какие буквы написаны справа от домика? (И-У, р-И) Сравните буквы И-У. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый  элемент – длинная наклонная линия, у У с крючком влево, а у И - вправо). Сравните буквы р-И. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по форме элемент — прямая линия с закруглением вверху и внизу, но другого размера).

- Обведите пунктир у этих букв.

- Какие буквы похожи? (и, у, р).

Письмо слов.

- Посмотрите на строчки внизу схемы. Обведите по контуру слово Ира, а затем пропишите его самостоятельно 2 раза. Не забывайте следить за своей посадкой!

Проверка.

- Переходим на следующую строчку. Обведите по контуру слово Ирина, а затем пропишите его самостоятельно еще раз. Молодцы!

Проверка.

- А теперь обведите по контуру, а затем самостоятельно И с иголочкой внизу страницы, в рамке. Кто уже справился, может раскрасить рамочку цветным карандашом.

Контролировать этапы своей работы.

Запоминать написание буквы.

Писать букву под счет «в воздухе».

Анализировать слог, писать слог, сравнивая с образцом.

Составлять предложения по иллюстрации, опираясь на схему.

Выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить написанные слова с моделью.

Записывать буквы.

Сравнить буквы.

Писать слова.

Раскрашивать рамку.

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение.

4. Итог урока.        

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы.

10.00-10.05

- Чему учились на уроке?

- Какое задание показалось особенно трудным?

- А теперь оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат листочки со смайликами, поставьте + внизу веселого смайлика, если вам все понравилось, вы многому научились, поставьте + внизу без эмоционального смайлика, если у вас были какие-то трудности и вы могли бы работать старательнее, и, наконец, поставьте + внизу грустного смайлика, если вы, сегодня, ничему не научились.

- А сейчас я хочу показать Вам лучшую пропись.

До свидания! Спасибо за урок, ребята!

Отвечать на вопросы. Вспоминать.

Оценивать урок и свою работу.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по письму на тему: Письмо строчной буквы т. Письмо слогов с буквой т.

Формирование навыка письма, разбор изучаемой буквы, ее письмо, составление и запись слогов....

Конспект и презентация на тему: «Написание заглавной буквы У . Письмо соединений букв».

Прописи 1 класс УМК «Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов»Цели деятельности учителя: создать условия для формирования в памяти обучающихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа заглавной ...

Конспект урока по развитие речи "«Звук [у] и буква «у». Письмо строчной буквы «у»" 1 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Звук [у] и буква «у». Письмо строчной буквы «у».Цели деятельности учителя: формирование умений распознавать звук [у] и соотве...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"

Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...

Письмо строчной буквы ч", "Письмо сточной буквы Б"

Русский язык "Письмо строчной буквы ч", "Письмо сточной буквы Б"...

Конспект урока: Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении и письме.

УМК «Школа России» (авт. В.Г.Горецкий.)Предмет: Русский язык.Тема: Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении и письме.Тип урока: изучение нового.Место и роль в изучаемой теме: первый урок ...