Конспект урока "Строчная буква х", "Заглавная буква Х"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Сапожникова Анастасия Анатольевна

УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл строчная буква х44.08 КБ
Файл заглавная буква Х48.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: строчная буква х.

Цель урока: научиться писать строчную букву х.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование четко дифференцированного зрительно-двигательного образа строчной буквы х;
  • формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове;
  • формирование умения анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями;
  • формирование умения перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот;
  • совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего);
  • закрепление графических навыков письма изученных букв.

Развивающие: 

  • развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения.

Воспитательные:

  • воспитание позитивного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями;
  • уметь писать строчную букву х на основе двигательных элементов по определенному алгоритму:
  • уметь перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот;
  • связно писать как отдельные слова, так и слова в предложении.

Метапредметные:

Регулятивные действия: 

  • оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

Познавательные действия: 

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Коммуникативные действия: 

  • оформление своей мысли в монологическое речевое высказывание, отвечая на вопрос;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения.

Личностные: 

  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.;
  • демонстрировать осознание роли речи в общении людей.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: дидактические игры, беседа, чтение и анализ текстов.

Оборудование урока для учителя: пропись, интерактивная доска.

Оборудование урока для учащихся: пропись, письменные принадлежности.

Используемая литература:

  1. Агаркова, Н.Г. Азбука : Тетрадь по письму в 3 ч. 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – 3-е изд. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.
  2. Агаркова, Н.Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению : 1 класс : Методическое пособие / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М. : Академкнига/Учебник, 2011. – 208 с.
  3. Агаркова, Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Поурочно-тематические разработки : Методическое пособие / Н.М. Лаврова. – 3-е изд. – М. : Академкнига/Учебник, 2012. – 272 с.
  4. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – С. 37-41. – (Стандарты второго поколения).
  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. – С. 9-67. – (Стандарты второго поколения).

План урока

Этап урока

Время

Организационный момент

3 мин

Сообщение темы урока

3 мин

Актуализация знаний

10 мин

Динамическая пауза

2 мин

Изложение нового материала

10 мин

Динамическая пауза

2 мин

Осмысление, обобщение и систематизация знаний

10 мин

Итог урока. Рефлексия

5 мин

Этапы

урока

Дидактическая

задача этапа урока

Содержание этапа

Планируемые

результаты этапа урока

Организационный момент

Подготовка к работе на уроке.

– Здравствуйте! Садитесь.

– Проверьте свое рабочее место.

Регулятивные: 

организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

Сообщение темы урока

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно - познавательной деятельности

Учитель читает стихотворения:

                        ∙   Х –забавная игрушка,

                    Деревянная вертушка.

                    Деревянная вертушка –

                    Ветру вольному подружка.

                        В. Степанов

                        ∙   Х все ходит, ходит, ходит –

                     Места, что ли. не находит?

                                А. Шибаев

– На что похожа буква «х»?

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «х», которая обозначает звуки – твердый согласный [х] и мягкий [х’].

Личностные: 

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: 

использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Актуализация знаний

Повторение ранее изученного материала

Повторение звуков [х], [х’], изученных на уроке чтения.

– Определите место звуков [х], [х’] в словах: ахать, хлеб, пахать, хижина, хорек.

– Дайте характеристику звукам [х], [х’].

Учитель проводит игру «Тим – Том».

Учащиеся определяют, какой звук обозначает буква «х» в словах.

[х]

смех

хохот

хрюшка

хвост

хомяк

хлопушка

[х’]

хитрец

скоморохи

хихикать

хирург

химия

хищник

Предметные:

уметь перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот.

Познавательные: 

использовать на доступном уровне логические приемы мышления.

Коммуникативные:

оформление своей мысли в монологическое речевое высказывание, отвечая на вопрос.

Динамическая пауза

Физическая и эмоциональная разгрузка

Изложение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания темы урока

Формирование зрительного образа строчной буквы «х» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «х»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «х».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Далее учитель на магнитной доске конструирует строчную букву «х».

– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «х». (Две полоски в форме полуовала.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «х».

– Выполните конструирование строчной буквы «х» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 19, № 2, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 3, с. 32.)

Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной буквы «х» на доске.

Начинаем ниже верхней линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки (1). Опускаем ее вниз (2), закругляем влево, коснувшись нижней линейки (3). Делаем повтор по закруглению вправо (4). Линию повтора продолжаем вверх, отклоняясь вправо (5). Закругляем ее вправо, коснувшись верхней линейки (6). Делаем повтор по закруглению влево (7). Опускаем полуовальную линию вниз, коснувшись первого полуовала (8), закругляем вправо, коснувшись нижней линейки (9).

Слева направо (1), вниз (2), влево (3), вправо (4), вверх, отклоняясь вправо (5), вправо (6), влево (7), вниз (8), вправо (9).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «х» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).

4. Имитация учащимися начертания буквы «х» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Предметные:

уметь правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями;

уметь писать строчную букву х на основе двигательных элементов по определенному алгоритму.

Регулятивные: 

оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Динамическая пауза

Физическая и эмоциональная разгрузка

Осмысление, обобщение и систематизация знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания

Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов их комплексов и строчной буквы «х» по алгоритму.

2. Упражнение в письме среднеплавного соединения: ах, ох, эх.

3. Упражнение в письме слов по образцу:

мех – смех

слуги – слухи

– Сравните пары слов.

– Проанализируйте каждое слово по плану:

1. Сколько букв в слове?

2. Сколько звуков?

3. Сколько слогов?

4. Какой слог ударный?

5. Виды соединений букв.

Далее учащиеся выполняют письмо слов.

– Отгадайте шараду:

  С буквой Х меня на себе носят,

 С буквой С в столовой просят.

    (Халат – салат.)

– Запишите слова «халат» – «салат».

Письмо слов и предложений по образцу.

Учащиеся читают предложение и составляют его схему.

– Какое слово-помощник используется в этом предложении?

– Проанализируйте каждое слово предложения и выполните письмо по образцу.

Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Проанализируйте первую группу букв. Что их объединяет? Выделите в них общий элемент. (Полоска в форме полуовала.)

– Впишите общий элемент в рамку.

– Какая буква является «лишней»? (Строчная буква «о».)

– Проанализируйте вторую группу букв. Что их объединяет? Выделите в них общий элемент. (Полоска в форме овала.)

– Какая буква является «лишней»? (Заглавная буква «С».)

– В каких буквах общий элемент имеет переменные свойства? (Заглавная буква «Ю», строчная буква «я» отличаются размером овала. Строчная буква «ф» содержит два овала.)

– Переконструируйте строчную букву «х» в заглавную букву «Е»; в заглавную букву «Ё»; в заглавную букву «З»; в заглавную букву «В»; в строчную букву «с»; в строчную букву «э»; в строчную букву «ж».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

Предметные:

уметь правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями;

уметь писать строчную букву х на основе двигательных элементов по определенному алгоритму.

связно писать как отдельные слова, так и слова в предложении.

Познавательные: 

моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

Коммуникативные:

оформление своей мысли в монологическое речевое высказывание, отвечая на вопрос.

Регулятивные: 

оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Итог урока.

Рефлексия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

- Какова была цель урока?

- Достигли ее?

- Оцените урок в дневнике.

Регулятивные: 

оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

адекватно воспринимать оценку учителя;

организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.



Предварительный просмотр:

Тема урока: заглавная буква х.

Цель урока: научиться писать заглавную букву Х.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование четко дифференцированного зрительно-двигательного образа заглавной буквы Х;
  • формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове;
  • формирование умения анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями;
  • формирование умения перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот;
  • совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего);
  • закрепление графических навыков письма изученных букв.

Развивающие: 

  • развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения.

Воспитательные:

  • воспитание позитивного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями;
  • уметь писать заглавную букву Х на основе двигательных элементов по определенному алгоритму:
  • уметь перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот;
  • связно писать как отдельные слова, так и слова в предложении.

Метапредметные:

Регулятивные действия: 

  • оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

Познавательные действия: 

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Коммуникативные действия: 

  • оформление своей мысли в монологическое речевое высказывание, отвечая на вопрос;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения.

Личностные: 

  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.;
  • демонстрировать осознание роли речи в общении людей.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: дидактические игры, беседа, чтение и анализ текстов.

Оборудование урока для учителя: пропись, интерактивная доска.

Оборудование урока для учащихся: пропись, письменные принадлежности.

Используемая литература:

  1. Агаркова, Н.Г. Азбука : Тетрадь по письму в 3 ч. 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – 3-е изд. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.
  2. Агаркова, Н.Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению : 1 класс : Методическое пособие / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М. : Академкнига/Учебник, 2011. – 208 с.
  3. Агаркова, Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Поурочно-тематические разработки : Методическое пособие / Н.М. Лаврова. – 3-е изд. – М. : Академкнига/Учебник, 2012. – 272 с.
  4. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – С. 37-41. – (Стандарты второго поколения).
  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. – С. 9-67. – (Стандарты второго поколения).

План урока

Этап урока

Время

Организационный момент

3 мин

Сообщение темы урока

3 мин

Актуализация знаний

10 мин

Динамическая пауза

2 мин

Изложение нового материала

10 мин

Динамическая пауза

2 мин

Осмысление, обобщение и систематизация знаний

10 мин

Итог урока. Рефлексия

5 мин

Этапы

урока

Дидактическая

задача этапа урока

Содержание этапа

Планируемые

результаты этапа урока

Организационный момент

Подготовка к работе на уроке.

– Здравствуйте! Садитесь.

– Проверьте свое рабочее место.

Регулятивные: 

организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

Сообщение темы урока

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно - познавательной деятельности

– Отгадайте загадки:

                ∙   Отгадать легко и быстро:

             Мягкий, пышный и душистый,

             Он и черный, он и белый,

             А бывает подгорелый.

                (Хлеб.)

                ∙   Легкий, а не пух,

             Мягкий, а не мех,

             Белый, а не снег,

             Но оденет всех.

   (Хлопок.)

                ∙   Летом папа нам привез

             В белом ящике мороз.

             И теперь мороз седой

             Дома летом и зимой.

             Бережет продукты:

             Мясо, рыбу, фрукты.

     (Холодильник.)

                ∙   Белый, тонкий корнеплод

             Под землей растет,

             И хотя он очень горек,

             В пищу нам он годен:

             Все, от взрослых до ребят,

             С холодцом его едят.

        (Хрен.)

– Сравните слова-отгадки. Что их объединяет? На какой звук начинаются эти слова? (Звук [х].)

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву «Х», которая нужна нам для обозначения звуков – твердого согласного [х] и мягкого [х’] в первом слове предложения и собственном имени.

Личностные: 

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: 

использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Актуализация знаний

Повторение ранее изученного материала

– Послушайте шуточное стихотворение и запомните слова со звуками [х], [х’].

                        ∙   Хорек ходил на ёлку

                     К волку,

                     Унес хлопушку

                     Втихомолку.

                     Теперь хорек

                     Своей хлопушкой

                     Зверей пугает,

                     Словно пушкой.

                 Г. Сапгир

– Дайте характеристику звукам [х], [х’]. (Звук [х] – твердый глухой согласный, [х] – мягкий глухой согласный звуки.)

Учитель проводит игру «Буква потерялась».

– Вставьте нужную букву и определите, какой звук она обозначает.

алва – [х]                         олод – [х]

 леб – [х]                          ризантемы – [х]

 итрец – [х’]                      ижина – [х’]

Предметные:

уметь перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот.

Познавательные: 

использовать на доступном уровне логические приемы мышления.

Коммуникативные:

оформление своей мысли в монологическое речевое высказывание, отвечая на вопрос.

Динамическая пауза

Физическая и эмоциональная разгрузка

Изложение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания темы урока

Формирование зрительного образа заглавной буквы «Х» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «х»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Х».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Далее учитель на магнитной доске конструирует заглавную букву «Х».

– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «Х». (Две полоски в форме полуовала.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква «Х».

– Выполните конструирование заглавной буквы «Х» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 17 и № 16, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 19, № 20, № 24, № 21 для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 3, с. 32.)

Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания заглавной буквы «Х» на доске.

Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки (1). Опускаем ее вниз (2), закругляем влево, коснувшись нижней линейки (3). Делаем повтор по закруглению вправо (4). Линию повтора продолжаем вверх, отклоняясь вправо (5). Закругляем вправо, коснувшись дополнительной линейки (6). Делаем повтор по закруглению влево (7). Опускаем полуовальную линию вниз, коснувшись первого полуовала (8), закругляем вправо, коснувшись нижней линейки (9).

Слева направо (1), вниз (2), влево (3), вправо (4), вверх, отклоняясь вправо (5), вправо (6), влево (7), вниз (8), вправо (9).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «Х» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).

4. Имитация учащимися начертания буквы «Х» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Предметные:

уметь правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями;

уметь писать заглавную букву Х на основе двигательных элементов по определенному алгоритму.

Регулятивные: 

оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Динамическая пауза

Физическая и эмоциональная разгрузка

Осмысление, обобщение и систематизация знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания

Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и заглавной буквы «Х» по алгоритму.

2. Упражнение в письме соединений:

а) среднеплавного – Хе;

б) нижнего – Ха.

Выполнение речеязыкового задания. Письмо предложений по образцу.

Учащиеся читают предложения и составляют схемы этих предложений.

– Какие слова-помощники используются в этих предложениях?

– Какие слова надо писать с заглавной буквы? Почему?

– Проанализируйте каждое слово предложения и выполните письмо по образцу.

Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Проанализируйте группу букв. Что их объединяет? Выделите в них общий элемент. (Полоска в форме полуовала.)

– Впишите общий элемент в рамку.

– Какая буква является «лишней»? (Заглавная буква «О».)

– Переконструируйте заглавную букву «Х» в заглавную букву «С»; в заглавную букву «Э».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

– Сравните буквы Х – с. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по форме (но различный по размеру) элемент – полуовал.)

– Сравните буквы Х – З. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах два одинаковых по форме (но различных по размеру) элемента – полуовала.)

– Сравните буквы Х – Р. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по форме (но различный по размеру) элемент – полуовал.)

– Сравните буквы Х – Б. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах одинаковый по форме (но различный по размеру) элемент – полуовал.)

Предметные:

уметь правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями;

уметь писать заглавную букву Х на основе двигательных элементов по определенному алгоритму.

связно писать как отдельные слова, так и слова в предложении.

Познавательные: 

моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

Коммуникативные:

оформление своей мысли в монологическое речевое высказывание, отвечая на вопрос.

Регулятивные: 

оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Итог урока.

Рефлексия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

- Какова была цель урока?

- Достигли ее?

- Оцените урок в дневнике.

Регулятивные: 

оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

адекватно воспринимать оценку учителя;

организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Тема: "Написание заглавной буквы М".

Конспект урока русского языка в 1 классе, перид обучения грамоте. В конспекте отражены УУД для каждом этапа урока....

Конспект урока русского языка "Заглавная буква", 1 класс

Конспект урока русского языка "Заглавная буква", 1 класс...

Конспект урока "Строчная и заглавная буква Оо"

1 класс "Школа России". Урок письма...

Конспект урока Обучение грамоте "Заглавная буква М"

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...

Конспект урока обучения грамоте "Заглавная буква К"

1. Организационный момент, повторение пройденного.Встали тихо, замолчали,Всё, что нужно, вы достали.Приготовились к уроку,В нём иначе нету проку.Здравствуйте, садитесь,Больше не вертитесь.Мы урок начн...