1.Этап самоопределения к деятельности
Словесный метод Организация урока | 2 мин | - Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Татьяна Валерьевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. - Садитесь. Прежде чем приступить к работе, давайте проверим порядок на парте. У вас должна быть азбука и пенал. Все должно лежать красиво и аккуратно на краю парты. - Так же проверим посадку. Спинка прямая, кулачок между партой и корпусом, ножки под партой, ручки на парте. - Теперь я вижу настоящих учеников! |
Приветствуют учителя
Порядок на парте
Проверка посадки |
Р.: Организовать рабочее место под руководством учителя |
2. Актуализация знаний
Словесный метод Беседа Звуковой анализ |
2 мин
| (На слайде слово «яблоко») - Ребята, с помощью чего записано это слово? - Верно. А что мы произносим? - Чем отличаются буквы от звуков? - На какие две группы делятся все буквы? - Молодцы! Назовите только согласные буквы этого слова. - Хорошо, теперь гласные. - Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. |
- С помощью букв. - Звуки. - Буквы мы пишем, а звуки проговариваем и слышим. - На гласные и согласные.
- б, л, к. - я, о, о. |
К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
П.: анализ, синтез, сравнение. |
3. Постановка учебной задачи Метод проблемной ситуации Упражнение на сравнение и обобщение Практический метод Фонетический анализ | 6 мин | - Ребята, откройте азбуку по закладке, страница 37. Кто готов, сядьте как настоящие ученики, спинку ровно, глазки на меня. - Чтобы определить какой у нас сегодня урок, давайте внимательно рассмотрим страницу, познакомимся с моделями. Можете посмотреть предыдущие страницы, сравнить, что необычного вы заметили? - Совершенно верно. В верхнем левом углу по-новому обозначены звуки. Эти звуки вам уже известны. Как вы уже успели заметить под одной буквой я расположены сразу два звука. Какие? Дайте им характеристику. - Молодцы! Под другой буквой я стоит один звук [а]. Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? - Верно, тема сегодняшнего урока «Буква я в начале слова и перед гласной – два звука:[й’], [а]». Вот такая интересная и очень важная тема нас сегодня ждет. Чтобы поставить цель, давайте еще раз посмотрим на страницу 37. - Верно, для этого будем ориентироваться на место буквы в слове. |
Работа с учебником Сравнение страниц учебника
- На странице изображена новая буква, в левом верхнем углу всегда была модель нового звука, которая обозначается новой буквой. Теперь рядом с буквой нет моделей. - Звук [й’] – согласный звонкий, мягкий; звук [а] – гласный.
- Буква я.
- Мы узнаем о «работах», которые выполняет буква я, будем читать слова с этой буквой и различать какие звуки произносить при чтении. |
П.: сравнение, анализ.
П.: поиск и выделение необходимой информации.
К.: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами
Р.: Целеполагание |
4. Открытие нового знания
Словесный метод Анализ Звука и звукосочетания
Динамическая пауза |
15 мин
1 мин | - Внимательно посмотрите на рисунки, что там изображено? - Хорошо. Если в учебнике изображены дети, то надо назвать их имена. Кто скажет, как зовут мальчика? - Верно, давайте поработаем со звуковой моделью. Сколько звуков вы видите? Назовите их. - Хорошо. Кто даст характеристику каждому звуку?
- Молодцы! Теперь прочитаем слово по буквам. Хором 3-4! - Какой звук образовал этот слог? - На каком месте в этом слове находится сочетание звуков [й’] [а]? - Верно, в начале слова это сочетание записывается буквой я.
- Теперь прочитаем звуковую модель имени девочки. Читаем хором, 3-4! - Из скольких слогов состоит слово? - Назовите первый слог. - Какой звук образовал этот слог? - Хорошо, теперь второй слог. - Что вы можете сказать про этот слог? - Совершенно верно. Какой звук образует этот слог? - Давайте сделаем вывод, сочетание звуков [й’] [а] в начале слова записывается буквой я. Кто повторит это правило? - Хорошо. Теперь обратите внимание, на каком месте в имени девочки стоит это звукосочетание? - Верно. Можно увидеть такую закономерность, что данное сочетание после гласного звука тоже обозначается буквой я и в начале слова. Давайте сделаем вывод. Что звукосочетание [й’] [а] обозначается буквой я в начале слова и когда стоит после гласного звука. Кто может повторить? - Молодцы! Кому не понятно? Отлично! Идем дальше. - Рассмотрим третий рисунок. Вы сказали, что это маяк. А что это? - Верно. Маяк – это прожектор для кораблей, чтобы они могли ночью видеть места для причала на пристани. Прочитаем звуковую модель этого слова. - Из скольких слогов состоит слово? - Назовите первый слог. - Какой звук образовал этот слог? - Хорошо, теперь второй слог. - Что вы можете сказать про этот слог? - Совершенно верно. Что необычного вы заметили в этом слове?
- Почему? - Молодцы! - Кто повторит закономерность, которую мы сегодня вывели?
- Молодцы! | - Мальчик, девочка и маяк.
- Ян.
- 3 звука. [й’], [а], [н].
- [й’] – согласный, звонкий, мягкий; [а] – гласный, ударный; [н] – согласный, звонкий, твердый. - Ян. - [а].
- В начале слова.
- [ллл’ иии й’й’й’ ааа]. - Из двух. - Ли - [и]. - я. - Он состоит из одной буквы я, которая имеет два звука, [й’] [а]. - [а].
- Сочетание звуков [й’] [а] в начале слова записывается буквой я.
- Сочетание звуков [й’] [а] находится после гласного звука [и].
- Звукосочетание [й’] [а] обозначается буквой я в начале слова и когда стоит после гласного звука.
- Это место, которое помогает кораблям ориентироваться.
- [ммм ааа й’й’й’ ааа к]. - Из двух. - ма. - [а]. - як. - этот слог образовал звук [а].
- В этом слове звукосочетание обозначено буквой я. - Потому что стоит после гласного звука [а]. - Звукосочетание [й’] [а] обозначается буквой я в начале слова и когда стоит после гласного звука.
|
П.: анализ
К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами П.: анализ, синтез
П.: анализ, синтез
К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
П.: анализ, синтез
К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
П.: анализ, синтез
К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами |
5. Первичное закрепление
Включение практических упражнений |
5 мин
| - Под моделями вы можете увидеть цепочки слов. Сейчас по одной строчке читаем по цепочке, затем читаем хором всю цепочку. Начинаем с первого ряда.
- Хорошо. Назовите слова, в которых встретилось звукосочетание [й’] [а]? - Как вы это смогли определить?
- Замечательно. Кто повторит правило, которым вы пользовались при выполнении задания? |
яр – я\рый - ярый ям – я\ма – яма ли – ли\ни\я - линия мо – мо\лни\я – молния ар – ар\ми\я - армия - Ярый, яма и армия. - В слове ярый, я стоит в начале слова и имеет два звука [й’] [а], то же самое со словом яма. В слове армия я стоит после гласного звука [и].
- Звукосочетание [й’] [а] обозначается буквой я в начале слова и когда стоит после гласного звука. |
П.: поиск и выделение необходимой информации
Лог.: синтез
К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
| 3 мин
| - Чтобы закрепить новый материал, вы самостоятельно делаете карточку. Отодвиньте азбуку на край стола, возьмите карточку. Положите ее перед собой. Вы можете видеть 2 столбика со словами. Ваша задача подчеркнуть те слова, в которых буква я обозначает два звука. Кто сможет повторить задание? - Хорошо. Это самостоятельная работа, значит, выполняет ее каждый сам. Как только закончили ручку на локоток, чтобы я видела вашу готовность.
Яма Мяч Ляля Яблоко | Яша Лилия Мясо Ноябрь |
- Закончили! Положите карточки на край стола, после урока вы мне их сдадите. |
Работа с раздаточным материалом.
-Надо подчеркнуть те слова, в которых буква я обозначает два звука.
Яма Мяч Ляля Яблоко | Яша Лилия Мясо Ноябрь |
|
Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил.
П.: поиск и выделение необходимой информации
|
7. Включение в систему знаний
Практический метод Упражнения, Словесный метод беседа | 4 мин | - Ребятки, давайте посмотрим на слова, которые находятся внизу страницы. Давайте прочитаем их хором.
- Хорошо, что объединяет эти слова?
- Верно. А еще? - Молодцы! Посмотрите, а что находится ниже? - Сейчас вы поработаете в парах. Вы должны доказать друг другу, что это предложение. - Итак, докажите, что это предложение. (У Марии лилия.) |
- Ра\я – Рая Ли\ли\я - Лилия Ма\ри\я – Мария - У всех этих слов есть звукосочетание [й’] [а]. - буква я находится после гласного звука. - Это предложение.
Работа в парах - Слова связаны по смыслу, предложение начинается с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка. | К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Лог.: синтез
Лог: анализ
|
8. Рефлексия деятельности |
2 мин | - Давайте вспомним, какую тему мы сегодня изучили? - Какие цели мы ставили на урок и достигли ли мы их? - Кто скажет, какое правило мы сегодня вывели? - Верно! Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами работать. - Урок окончен. | - Буква я в начале слова и перед гласной – два звука: [й’], [а]. - узнали о «работах», которую выполняет буква я, читали слова с этой буквой. Звукосочетание [й’] [а] обозначается буквой я в начале слова и когда стоит после гласного звука. |
Л.: смыслообразование
Р.: оценка |