Конспект урока азбука на тему "Буква Я"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Коновалова Татьяна Валерьевна

Изучение буквы Я

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku.docx36.75 КБ
Файл razdatka.docx18.75 КБ
Файл bukva_ya.pptx123.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 2.11.2018

Школа: 95

Класс: 1-4

Кабинет: 107

ФИО учителя: Хайбулина Г. З.

ФИО студента: Коновалова Т. В.

ФИО методиста: Кондратьева И. И.

Конспект урока по обучению грамоте

Тема: «Буквы Я, я в начале слова и перед гласной – два звука:[й’], [а]»

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с гласной буквой Я, обозначающей два звука.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Графический образ буквы Я, какие звуки она обозначает в начале слова и после гласного;
  • учиться обозначать сочетание [й’а] буквой я;
  • уметь характеризовать звуки, обозначающие буку я;
  •  повторять признаки предложения.

Личностные:

  • проявлять готовность и способность к саморазвитию;
  • создавать условия для развития общеучебных умений и навыков.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: ПНШ, учебник Каленчук М. Л., Чуракова Н. А., 1 класс 1 часть, стр. 37, поурочное планирование Н. М. Лаврова, 1 класс, презентация, карточки.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод

Организация урока

2 мин

- Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Татьяна Валерьевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

- Садитесь. Прежде чем приступить к работе, давайте проверим порядок на парте. У вас должна быть азбука и пенал. Все должно лежать красиво и аккуратно на краю парты.

- Так же проверим посадку. Спинка прямая, кулачок между партой и корпусом, ножки под партой, ручки на парте.

- Теперь я вижу настоящих учеников!

Приветствуют учителя

Порядок на парте

Проверка посадки

Р.: Организовать рабочее место под руководством учителя

2. Актуализация знаний

Словесный метод

Беседа

Звуковой анализ

 2 мин

(На слайде слово «яблоко»)

- Ребята, с помощью чего записано это слово?

- Верно. А что мы произносим?

- Чем отличаются буквы от звуков?

- На какие две группы делятся все буквы?

- Молодцы! Назовите только согласные буквы этого слова.

- Хорошо, теперь гласные.

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

- С помощью букв.

- Звуки.

- Буквы мы пишем, а звуки проговариваем и слышим.

- На гласные и согласные.

- б, л, к.

- я, о, о.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

П.: анализ, синтез, сравнение.

3. Постановка учебной задачи

Метод проблемной ситуации

Упражнение на сравнение и обобщение

Практический метод

Фонетический анализ

6 мин

- Ребята, откройте азбуку по закладке, страница 37. Кто готов, сядьте как настоящие ученики, спинку ровно, глазки на меня.

- Чтобы определить какой у нас сегодня урок, давайте внимательно рассмотрим страницу, познакомимся с моделями. Можете посмотреть предыдущие страницы, сравнить, что необычного вы заметили?

- Совершенно верно. В верхнем левом углу по-новому обозначены звуки. Эти звуки вам уже известны. Как вы уже успели заметить под одной буквой я расположены сразу два звука. Какие? Дайте им характеристику.

- Молодцы! Под другой буквой я стоит один звук [а]. Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Верно, тема сегодняшнего урока «Буква я в начале слова и перед гласной – два звука:[й’], [а]». Вот такая интересная и очень важная тема нас сегодня ждет. Чтобы поставить цель, давайте еще раз посмотрим на страницу 37.

- Верно, для этого будем ориентироваться на место буквы в слове.

Работа с учебником

Сравнение страниц учебника

- На странице изображена новая буква, в левом верхнем углу всегда была модель нового звука, которая обозначается новой буквой. Теперь рядом с буквой нет моделей.

- Звук [й’] – согласный звонкий, мягкий; звук [а] – гласный.

- Буква я.

 

- Мы узнаем о «работах», которые выполняет буква я, будем читать слова с этой буквой и различать какие звуки произносить при чтении.

П.: сравнение, анализ.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

К.: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами

Р.: Целеполагание

4. Открытие нового знания

Словесный метод

Анализ

Звука и звукосочетания

Динамическая пауза

 15 мин

1 мин

- Внимательно посмотрите на рисунки, что там изображено?

- Хорошо. Если в учебнике изображены дети, то надо назвать их имена. Кто скажет, как зовут мальчика?

- Верно, давайте поработаем со звуковой моделью. Сколько звуков вы видите? Назовите их.

- Хорошо. Кто даст характеристику каждому звуку?

- Молодцы! Теперь прочитаем слово по буквам. Хором 3-4!

- Какой звук образовал этот слог?

- На каком месте в этом слове находится сочетание звуков [й’] [а]?

- Верно, в начале слова это сочетание записывается буквой я.

- Теперь прочитаем звуковую модель имени девочки. Читаем хором, 3-4!

- Из скольких слогов состоит слово?

- Назовите первый слог.

- Какой звук образовал этот слог?

- Хорошо, теперь второй слог.

- Что вы можете сказать про этот слог?

- Совершенно верно. Какой звук образует этот слог?

- Давайте сделаем вывод, сочетание звуков [й’] [а] в начале слова записывается буквой я. Кто повторит это правило?

- Хорошо. Теперь обратите внимание, на каком месте в имени девочки стоит это звукосочетание?

- Верно. Можно увидеть такую закономерность, что данное сочетание после гласного звука тоже обозначается буквой я и в начале слова. Давайте сделаем вывод. Что звукосочетание [й’] [а] обозначается буквой я в начале слова и когда стоит после гласного звука. Кто может повторить?

- Молодцы! Кому не понятно? Отлично! Идем дальше.

- Рассмотрим третий рисунок. Вы сказали, что это маяк. А что это?

- Верно. Маяк – это прожектор для кораблей, чтобы они могли ночью видеть места для причала на пристани. Прочитаем звуковую модель этого слова.

- Из скольких слогов состоит слово?

- Назовите первый слог.

- Какой звук образовал этот слог?

- Хорошо, теперь второй слог.

- Что вы можете сказать про этот слог?

- Совершенно верно. Что необычного вы заметили в этом слове?

- Почему?

- Молодцы!

- Кто повторит закономерность, которую мы сегодня вывели?

- Молодцы!

- Мальчик, девочка и маяк.

- Ян.

- 3 звука. [й’], [а], [н].

- [й’] – согласный, звонкий, мягкий;

  [а] – гласный, ударный;

  [н] – согласный, звонкий, твердый.

- Ян.

- [а].

- В начале слова.

- [ллл’ иии й’й’й’ ааа].

- Из двух.

- Ли

- [и].

- я.

- Он состоит из одной буквы я, которая имеет два звука, [й’] [а].

- [а].

- Сочетание звуков [й’] [а] в начале слова записывается буквой я.

- Сочетание звуков [й’] [а] находится после гласного звука [и].

- Звукосочетание [й’] [а] обозначается буквой я в начале слова и когда стоит после гласного звука.

- Это место, которое помогает кораблям ориентироваться.

- [ммм ааа й’й’й’ ааа к].

- Из двух.

- ма.

- [а].

- як.

- этот слог образовал звук [а].

- В этом слове звукосочетание обозначено буквой я.

- Потому что стоит после гласного звука [а].

- Звукосочетание [й’] [а] обозначается буквой я в начале слова и когда стоит после гласного звука.

П.: анализ

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

П.: анализ, синтез

П.: анализ, синтез

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

П.: анализ, синтез

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

П.: анализ, синтез

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

5. Первичное закрепление

Включение практических упражнений

5 мин

- Под моделями вы можете увидеть цепочки слов. Сейчас по одной строчке читаем по цепочке, затем читаем хором всю цепочку. Начинаем с первого ряда.

- Хорошо. Назовите слова, в которых встретилось звукосочетание [й’] [а]?

- Как вы это смогли определить?

- Замечательно. Кто повторит правило, которым вы пользовались при выполнении задания?

 

яр – я\рый - ярый

ям – я\ма – яма

ли – ли\ни\я - линия

мо – мо\лни\я – молния

ар – ар\ми\я - армия

- Ярый, яма и армия.

- В слове ярый, я стоит в начале слова и имеет два звука [й’] [а], то же самое со словом яма. В слове армия я стоит после гласного звука [и].

- Звукосочетание [й’] [а] обозначается буквой я в начале слова и когда стоит после гласного звука.

П.: поиск и выделение необходимой информации

Лог.: синтез

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

3 мин

- Чтобы закрепить новый материал, вы самостоятельно делаете карточку. Отодвиньте азбуку на край стола, возьмите карточку. Положите ее перед собой. Вы можете видеть 2 столбика со словами. Ваша задача подчеркнуть те слова, в которых буква я обозначает два звука. Кто сможет повторить задание?

- Хорошо. Это самостоятельная работа, значит, выполняет ее каждый сам. Как только закончили ручку на локоток, чтобы я видела вашу готовность.

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

- Закончили! Положите карточки на край стола, после урока вы мне их сдадите.

Работа с раздаточным материалом.

-Надо подчеркнуть те слова, в которых буква я обозначает два звука.

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил.

П.: поиск и выделение необходимой информации

7. Включение в систему знаний

Практический метод

Упражнения,

Словесный метод

беседа

 4 мин

- Ребятки, давайте посмотрим на слова, которые находятся внизу страницы. Давайте прочитаем их хором.

- Хорошо, что объединяет эти слова?

- Верно. А еще?

- Молодцы! Посмотрите, а что находится ниже?

- Сейчас вы поработаете в парах. Вы должны доказать друг другу, что это предложение.

- Итак, докажите, что это предложение.

(У Марии лилия.)

- Ра\я – Рая

  Ли\ли\я - Лилия

  Ма\ри\я – Мария

- У всех этих слов есть звукосочетание  [й’] [а].

- буква я находится после гласного звука.

- Это предложение.

Работа в парах

- Слова связаны по смыслу, предложение начинается с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Лог.: синтез

Лог: анализ

8. Рефлексия деятельности

2 мин

- Давайте вспомним, какую тему мы сегодня изучили?

- Какие цели мы ставили на урок и достигли ли мы их?

- Кто скажет, какое правило мы сегодня вывели?

 - Верно! Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами работать.

- Урок окончен.

- Буква я в начале слова и перед гласной – два звука: [й’], [а].

- узнали о «работах», которую выполняет буква я, читали слова с этой буквой.

Звукосочетание [й’] [а] обозначается буквой я в начале слова и когда стоит после гласного звука.

Л.: смыслообразование

Р.: оценка



Предварительный просмотр:

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь

Яма

Мяч

Ляля

Яблоко

Яша

Лилия

Мясо

Ноябрь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

яблоко

Слайд 3

Тема: «Буква Я в начале слова и после гласной – два звука: [ й ’] , [ а ] »

Слайд 4

Маяк – прожектор для кораблей, чтобы они могли ночью видеть места для причала на пристани.

Слайд 5

Яма Мяч Ляля Яблоко Яша Лилия Мясо Ноябрь

Слайд 6

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока (азбука) Буквы З, з, звуки [з], [з\']. В зоопарке

Тип урока: урок изучения нового материала. Урок-экскурсия Цель: познакомить с согласными звуками [з],[з¢], буквами «З, з»....

Конспект урока Азбука нравственности, окружающего мира

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков....

Конспекты уроков азбуки

Поурочное планирование уроков с 10 по 97...

План конспект урока азбуки

ТЕМА:   "Звуки [п], [п'] и буква п"ЦЕЛИ УРОКА:Обучающая: −        познакомить детей с согласными звуками [п], [п'], буквой п...

Конспект урока Азбука – первая учебная книга.

Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.Познавательные:общеуче...

Конспект урока "Азбука безопасного поведения на природе" (ОБЖ)

Цель урока - дать знания на уровне представлений о безопасном поведении на природе....

Конспект урока азбуки по теме" Буквы С, с и звуки [с] [c,]

Урок разработан по программе "Школа России".Цель: познакомить со звуками [c],   [c,] и буквами С,с....