Конспект урока по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Мельник Галина Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ СШ № 8 г. Ярцево
Смоленской области
Проект урока русского языка во 2 классе по теме:
«Что такое местоимение?»
Тип: комбинированный урок
Цели урока: формирование представления о личных местоимениях, их значении, употреблении в речи (общее представление) и развития умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении; закрепление пройденного материала.
Оборудование урока: Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учебник для ОО.Ч.2., тетради, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Проверьте готовность к уроку, все ли принадлежности лежат на парте.
- Проверим, какой ряд тише сядет. Садится 1 ряд. … Молодцы. Тихо сели. Садится 2 ряд. … Отлично. Садится 3 ряд. … Умницы! Все умеют тихо садиться.
- Прочитаем все вместе девиз урока, который вы видите на слайде:
В стране родного языка
Не всё известно нам пока.
Но мы исследовать начнем
И сами до всего дойдём!
- Как вы понимаете этот девиз? (Дети: - Будем изучать что-то новое.)
2. Актуализация знаний.
- Открываем тетради. Отступаем две строки от предыдущей работы. Записываем сегодняшнее число и вид работы.
- На слайде вы видите слова с пропущенными буквами. Кто объяснит, какую букву нужно вставить и почему? (цв…ток, м..ро..)
- Запишите эти слова в тетрадь, обозначьте орфограммы.
- Какой частью речи являются эти слова? Обозначьте.
- Образуйте от первого слова однокоренное прилагательное (цветной), глагол (цветут, цвести).
- Образуйте от второго слова однокоренное прилагательно и глагол (морозный, морозить).
2.1. Постановка учебной задачи.
- Посмотрите друг на друга. Чем вы заняты? (Мы сидим на уроке. Мы учимся.)
- Кто сидит рядом? Дай полный ответ. (Рядом со мной сидит Ваня.) Чем занят Ваня? (Ваня учится.)
- Повтори оба предложения, а я запишу их на доске.
- Прочитайте. Всё ли вам нравится в записи этих предложений? (Нет. Слово Ваня повторяется. Его надо заменить.)
- Каким словом заменим? (Он.)
- А если бы не Ваня, а Коля сидел, то это слово подошло? (Да.)
Далее просим так же сказать про девочку, про ряд. Подставляем существительные и местоимения на доске.
- Какой частью речи являются слова Ваня, Коля и т.д.? (Имена сущ.)
- Какими словами мы заменяли их?
- Запишите слова, которыми мы заменили имена существительные.
- Если я скажу «Он», на кого надо указать? (на мальчика)
-Если скажу «Она»?
-Если скажу «Я»? «Ты»? «Вы»?
- Почему мы иногда путаемся и показываем на разных людей? (не говорите конкретного человека)
- Добавьте к записанным словам еще и те, которые на слайде. (Я, ты, вы, мы, оно)
- Как вы думаете, с чем мы сегодня знакомимся? (Со словами, которые заменяют имена сущ.)
- Посмотрите на слайд, вы должны зачеркнуть все буквы «А» и прочитать слово.
«Месааатоааааиаамаааеааанааиаае»
- Какое слово у вас получилось?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- На слайде опорные слова для определения целей урока. Составьте и проговорите их.
- Посмотрите на план урока. Мне кажется, что я что-то там напутала. Давайте вместе разберёмся, что за чем мы должны делать сегодня.
Выполним самостоятельную работу. (3)
Выполним задание и узнаем, что такое местоимение. (1)
Подведём итоги. (4)
Будем учиться находить местоимения в тексте. (2)
- Какой пункт мы уже выполнили?
2.2. Определение детьми нового знания.
- Посмотрите еще раз на слово «Местоимение». Из каких двух слов оно образовалось?
- Вернемся к нашим первым предложениям. Поставьте вопрос к слову «он»? «она»? «я»?
- Если мы можем поставить вопрос, можно ли сказать, что местоимение – это часть речи?
- Местоимения называют предметы? (нет)
- А что они делают? (указывают на них)
- Открываем учебник на с. 101 и читаем правило.
- Мы сделали правильный вывод? (Да). Похлопайте себе, вы – молодцы.
- Давайте выполним упр. 171.
Динамическая пауза.
3. Первичное закрепление.
- Читаем текст в упр. 173.
- Определите главную мысль стихотворения.
- Какие правила оформления предложений мы знаем?
- Прочитайте первое предложение. Спишите его.
- Какие местоимения вам встретились? Обозначьте их в тетради.
- Все известные местоимения встретились? Давайте попробуем подставить их в предложения.
(Если вы сорвёте…; если он сорвёт… и т.д.)
- Что вы заметили? (изменяется глагол)
- Когда такое замечали раньше? (когда меняли существительные)
- Кто еще раз скажет, что такое местоимения?
4. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Сейчас будет самостоятельная работа. Для неё я вам раздам карточки. На вашей карточке, вы сверху пишете свою фамилию и имя.
- На карточке написаны предложения. Вам надо подчеркнуть местоимения в этих предложениях. У вас на эту работу 2 минуты.
- Что вы сейчас тренировались делать?
- Теперь обменяйтесь со своим соседом работой и посмотрите на слайд.
- Если местоимение подчёркнуто правильно, то над ним ставите «+». - Если не подчеркнуто, то ставите над ним «-».
- Теперь посмотрите на слайд и поставьте оценку рядом с фамилией соседа.
- Обменяйтесь обратно. Все удовлетворены оценкой?
5. Закрепление, повторение.
- Теперь откройте учебник на странице 102. Прочитайте задание упр. 174.
- Назовите предметы на рисунках.
- Нужно написать название каждого предмета и в скобках местоимение, которое ему соответствует. Кто хочет сделать это на доске?
- Посмотрите на образец.
- Остальные выполняют это задание у себя в тетради. Начинайте записывать.
- А теперь посмотрите на экран, вы видите еще несколько картинок, назовите все предметы на картинках. Задание то же. Запишите слово, а в скобках укажите местоимение.
- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы, правильные ответы на доске.
- Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки?
- Возьмите в руки простой карандаш и поставьте оценку.
- Если вы допустили 0-1 ошибку, то ставите 5. Если ошибок от 2-3 ставите 4, 4-5 ошибки это 3, а если вы допустили 6 и более ошибок, то ставите 2.
- Откроем дневники и запишем домашнее задание на завтра: упр. 172.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какой была тема сегодняшнего урока?
- Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их?
- Мы все пункты плана выполнили?
- Что мы изучали сегодня?
- Кто может сейчас рассказать, что такое местоимение и привести примеры местоимений?
- Какие трудности возникли у вас на уроке?
- Что понравилось на уроке?
- Поднимите руку те, кто считает, что на уроке у него все получилось?
- Молодцы, ребята.
- У кого что-то не получилось? Почему?
- Я уверена, в следующий раз у вас все получится!
- Спасибо вам за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....