Конспект урока по русскому языку на тему: "Знакомство с наречием, как частью речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Пелевина Людмила Денисовна

Цель урока:

Знакомство учащихся с новой частью речи – наречием.

Задачи урока:

Образовательные: формировать умение отыскивать наречие в тексте и отличать его от других частей речи.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес ребенка для достижения успеха в деятельности, через использование разных методов работы на уроке.

Развивающие: развивать умение правильно употреблять наречия в устной и письменной речи

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_narechiem_kak_chastyu_rechi.docx453.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Название предмета

Русский язык

Класс

4

Дата

Тема урока

Знакомство с наречием, как частью речи

Тип урока

Открытие нового знания

Цель урока:

Знакомство учащихся с новой частью речи – наречием.

Задачи урока:

Образовательные: формировать умение отыскивать наречие в тексте и отличать его от других частей речи.

Воспитательные: воспитать познавательный интерес ребенка для достижения успеха в деятельности, через использование разных методов работы на уроке.

Развивающие: развить умение правильно употреблять наречия в устной и письменной речи

Основные термины и понятия

Наречие

Межпредметные связи

-

Наглядность

Учебник русский язык Канакина, Горецкий

Оборудование

-

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Содержание, виды деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование. Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Результаты (формируемые УУД: Л-личностные, Пр-предметные, Р-регулятивные, К-коммуникативные, П-познавательные)

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Организационный этап

Словесный

Здравствуйте ребята!

Встали прямо, в руках у нас ничего нет, на партах у нас лежит учебник русского языка, тетрадь, дневник и пенал. Ничего лишнего не должно быть.

На меня все глаза подняли, чтобы я видела, вашу готовность к уроку.

Сейчас сядут сначала девочки, затем мальчики.

Учащиеся готовятся к уроку

Ф

Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся

Создание проблемной ситуации.

Словесный, практический

- Посмотрите все на доску, что у нас изображено?

-Верно, итак 2 минуты вам на то, чтобы разгадать первый ребус…

-Кто мне скажет, какое слово зашифровано на первой картинке?

Ребята не забываем, что вы отвечаете по поднятой руке и полным ответом.

-Так, отлично, кто догадался какое слово зашифровано на второй?

- Отлично, ребята на доске вы видите ряд понятий, кто прочтет их?

- Ребята, мы знакомы с этими понятиями?

-Хорошо, тогда, кто мне даст определение, что такое имя существительное и на какие вопросы оно отвечает?

-Ребята, посмотрите на слова:

Россия, машина, Днепр, Слава, кошка

Почему у нас одни слова записаны со строчной букву, а другие с заглавной?

-Отлично, кто мне расскажет о следующей части речи?

-  Глагол – это?

- И последняя часть речи, это?

-приведите примеры?

-на экране изображены ребусы.

- на первой картинке у нас зашифровано слово «внутри»

-на второй картинке зашифровано слово «рядом»

- имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение

- да знакомы

- Имя — существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?»

Потому что слова Россия. Днепр. Слава являются именами собственными, а машина и кошка – нарицательные.

- Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы (Какой? Какая? Какие?)

- глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы (что делать?, что сделать?)

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, но не называет их.

- я, ты, вы, мы, он, она, оно, они

Ф и И

Личностные:

Наличие мотивации к творческому труду и работе на результат

Формирование мотивации к обучению и познанию

Коммуникативные:

Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи

Готовность слушать собеседника и вести диалог

Актуализация знаний

Фиксация новой учебной задачи.

Словесный, практический

- Отлично, сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно, но прежде чем вы начнете, для начала откройте свои тетради, отступите две строчки вниз от предыдущей теы и запишите сегодняшнюю дату, классная работа.

Сейчас я буду диктовать вам слова, а вы будете записывать их к себе в тетрадь.

Москва, русский, я, мне, морская, Альпы, иду, путник, Александр, справа, вверх, влево.

- Сейчас, вам необходимо сверху над словом записать к какой части речи оно относиться, и подчеркнуть те слова, которые вы не смогли отнести ни к одной из частей речи.

- Кто мне прочитает, что у него получилось..

Ребята. Данные слова и те отгадки, что у нас были в начале урока, это слова, которые относиться к новой части речи, с которой мы сегодня познакомимся на уроке.

 

Т.е тема урока звучит так:

«Знакомство с наречием»

-Ребята, а как вы думаете, чему мы должны с вами научиться на уроке?

- Верно! А сейчас наречие расскажет о себе, вы внимательно его послушайте и затем мы с вами обсудим.

Москва – это собственное имя существительное, русский – это прилагательное, я, мне – это личное местоимение,

Морская – это имя прилагательное, Альпы – это собственное имя существительное, иду – глагол, путник – имя существительное (нарицательное), Александр – это собственное имя существительное, и справа, вверх, влево – не отнесены ни к чему.

Мы должны научиться видеть наречие в предложениях, и отличать его от других частей речи, задавать к ним вопросы.

Ф и И

Познавательные: 

Умение применять смысловое чтение

Умение  работать с текстом

Регулятивные:

Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Первичное усвоение новых знаний

Поиск решения учебной задачи

Словесный

Давайте познакомимся Я- самостоятельная часть речи – наречие. Обратите внимание на величавый мой корень –речь-. Этот корень имел глагол со значением говорить. Если перевести мое имя с латыни, я называюсь «приглаголие». Это потому что я всегда живу и работая рядом с глаголом.

Я всегда помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

Хочу обратить ваше внимание на свою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда не перед кем не склоняюсь и не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложение чаще всего я бываю – обстоятельством, но могу быть и определением.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в парах со своим товарищем и выделить главные слова, для описание нашей новой части речи.

 - Прочитайте, что у вас получилось…

-Хорошо, а сейчас мы немного изменим формулировки, и запишем что же такое наречие, на какие вопросы отвечает и что обозначает, а для этого я предлагаю вам поработать в паре, на партах вы видите карточки, где вам необходимо будет к словам задать верный вопрос, так как мы уже знаем из рассказа, что обозначает наречие, то для того, чтобы записать полное определение нам необходимы лишь вопросы.

Находиться () далеко

Шел () вперед

Вернулся () издалека

Повторил () специально

Говорил () быстро

- На выполнения данного задания вам дается 5 минут, затем мы будем проверять.

- Итак, какие вопросы у вас получились, отвечаем мы полным ответом.

- отлично, а сейчас я предлагаю вам открыть ваши учебники на странице 74, и прочитать еще раз про себя, что же такое наречие.

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть, сейчас я буду называть вам наречия и показывать, но иногда я буду показывать верно, а иногда нет, поэтому вам необходимо быть очень внимательными.

Вверх, вниз, вправо, влево, вперед..

- Хорошо присаживайтесь на свои места.

Находиться (где?) далеко

Шел (куда?) вперед

Вернулся (откуда?) издалека

Повторил (как?) специально

Говорил (как?) быстро

Ф

Коммуникативные:

Умение работать индивидуально

 

Регулятивные:

Самостоятельное планирование пути достижения целей

 

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Пр: формирование

Первоначальных представлений о наречие, как части речи.

Первичная проверка понимания

Словесный, практический

- а сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение номер 125

Что необходимо сделать прочитайте..

- Прочитайте и назовите мне

выделенные слова…

-От какой части речи мы задаем вопрос?

  -Верно. В данной случае от какого слова мы задаем вопрос, найдите слово и задайте вопрос…

-Кто как думает, измениться ли глагол по числам, по временам.

- Вспомните рассказ в начале урока, наречие нам «говорило», что оно является неизменяемой частью речи, поэтому оно не имеет окончания.

Прочитать текст,и доказать  что выделенные слова являются наречием

Вопрос мы задаем от глагола

От слова журчит (как?) звонко, тонко

 

Ф и П

Личностные:

Наличие мотивации к творческому труду и работе на результат

Формирование мотивации к обучению и познанию

Коммуникативные:

Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи

Готовность слушать собеседника и вести диалог

Первичное закрепление

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Словесный, практический, наглядный

-Хорошо, а сейчас выполним еще одно упражнение для закрепления ваших новых знаний, но в начале проведем гимнастику для глаз, для того, чтобы снять напряжение

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)

Нужно глубоко вздохнуть. (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)

Глаза по кругу побегут. (открыть глаза, провести ими по кругу)

Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)

Глазкам стало хорошо. (легонько прикоснуться к глазам пальцами)

Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться)

-Отлично, посмотрите на упражнение номер 126, прочитайте, что необходимо сделать?

-На выполнения данного задания 10 минут, затем мы с вами проверим правильность выполнения.

Выполняя данное задание опирайтесь на образец.

-Хорошо, я вижу, что вы уже закончили. Сейчас вы называете наречие, и вопрос который вы задали и от какого слова….

Прочитать текст без наречий, а потом с ними.

Сделать роль использование наречий в предложениях.

На какой вопрос отвечает каждое из наречий. Выпиши наречие и поставь к нему вопрос

-возвращался (когда?) вечером

Слабо и жалобно пискнул (как?)

Светило (где?) кругом, светило (как?) ярко

Стояло (куда?) стойло

Спустился (как?) благополучно, спустился (куда?) вниз

Ф и И

Познавательные: 

Умение применять смысловое чтение

Умение  работать с текстом

Регулятивные:

Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Пр: умение находить в тексте наречие и задавать верный вопрос

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Словесный

Открывайте свои дневники и записывайте домашнее задание, страница 74, упражнений № 127, посмотрите его и если есть вопросы вы можете их задать.

И на странице 74 выучить что такое наречие.

Учащиеся открывают тетради и записывают домашнее задание

Ф

Рефлексия

(подведение итогов)

Словесный

- а наш урок подходит к концу, ребята сегодня на уроке вы большие молодцы. Так как работали с полной отдачей и помогали друг другу при ответах.

- что из сегодняшней темы вы вынесли для себя?

Что вы сможете сейчас рассказать о наречие, на какие вопросы отвечает, с какой частью речи дружит…

Наречие – эта часть речи, которая обозначает признак действия, и отвечает на вопросы

где? куда? откуда

 как?

Наречие неизменяеться, и поэтому у него нет окончания

Ф

Р:Владение основами самоконтроля,  самооценки

Овладение логическими действиями сравнения и анализа, построения рассуждений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее представление о частях речи»

Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний....

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)

Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...

Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока по русскому языку на тему: Продолжение освоения наречия как части речи.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.Цель:  организовать деятельность обучающихся по систематизации предметных  ЗУНов, способов  действия по углублению  и рас...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Анализируем глагол как часть речи"

Цели урока:обобщить знания о глаголе как части речи; составить памятку анализа глагола как части речи; обогащать словарный запас учащихся;развивать аналитические способности мышления;воспитывать...