Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее представление о частях речи»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Зайцева Ирина Махмурьяновна

Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc93.5 КБ
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka.ppt1.44 МБ
Файл prilozhenie_1.docx370.88 КБ
Файл prilozhenie_2.docx12.45 КБ
Файл prilozhenie_3.docx10.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Медведёвская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по русскому языку
во 2 классе

«Общее представление о частях речи»

выполнила

учитель начальных классов

Зайцева Ирина Махмурьяновна

п.Медведевка

 2013

Конспект  урока по русскому языку 2 класс

Учебно-методический

комплекс:  

Школа России

Тема урока

«Общее представление о частях речи»

Цель

Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2  класса

Планируемый результат обучения

Предметные умения

УУД

  1. формирование общего представления о частях речи;
  2. расширение словарного запаса учащихся;
  3. формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  4. формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;
  5. развитие умения составлять предложения из данных слов.

Личностные: 

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Познавательные:

Умение слушать, говорить, читать, писать и вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению.

Коммуникативные:

Принимать и сохранять  учебную задачу урока.

Оценивать результаты своей деятельности.

Основные понятия

Часть речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Метапредметные связи

Чтение (учение работать с текстом, развитие моторики руки).

Ресурсы

Ученики: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий/

Учитель: электронная презентация, карточки (тема урока, вопрос урока, краткая запись частей речи),   учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, таблицы «Критерии оценки»..

Оформление доски.


1 февраля.

Классная работа.

Части речи

Что такое части речи?

прил.      сущ.      гл.




№ п\п

Этапы урока. Цель этапа.

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.

Коммуникативные.

Личностные:

формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому учебному материалу.

Приветствие; настрой на работу.


 - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

 Посмотрите на рабочее место, проверьте всё ли готово к уроку.

 Мы начинаем урок русского языка

Слушание, выполнение инструкции.

2

Актуализация знаний

Воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания.

Познавательные:

постановка и решение проблемы; 

общеучебные: 

- самостоятельное выделение и формулирование познаватель-ной цели,

логические: 

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование,

Регулятивные:

- целеполагание, 

- прогнозирование, 

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; 

Задаёт вопросы, диктует слова, корректирует ответы учеников, подводит к верному утверждению.






- Какую большую тему мы изучили?


- Что мы изучали в этой теме?


- Чему учились?



- Проверим себя. Применим полученные знания. Откройте рабочие тетради. Запишите число, вид работы, посмотрите на доску, проверьте себя.  Запишите слова, выделяя известные вам орфограммы.

Слайд 2. Запиши слово – название рисунка: (обезьяна).

Запиши слова по их лексическому значению:   

  1. Большой, обычно продолговатый сосуд для купания, мытья (ванна)
  2. Сделанный из молока (молочный)

Запиши:

  1. Синоним слова «трудиться» (работать)
  2. Антоним слова «жаркий» (морозный)

Запиши однокоренное слово к слову дежурный, которое отвечает на вопрос «что делать?» (дежурить)

-Возьмите ручки с зелёной пастой. Проверьте себя по образцу. Исправьте ошибки, подчеркните орфограммы. Слайд 3.     Подождать. Слайд 4.

- Оцените себя, по памятке.

Критерии оценки. (на доске)

       выделил  11 орфограмм

       выделил 9 – 10 орфограмм

       выделил 6 – 8 орфограмм

       выделил 5 и менее орфограмм


-Нужно ли нам возвращаться к этой теме?

- Ребята, посмотрите на эти слова в тетради. Что их объединяет?



 - Подумайте, а по какому признаку эти слова можно распределить на группы?


- Задайте вопрос к каждому слову. Что вы заметили?

 




Вспомните, что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? что? Общее значение – предмет.


- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос какой?

Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что делать?

 Слайд 5.

Слова – названия

Предметов

Признаков предметов

Действий предметов

Кто?

Какой?

Что делает?

Что?

Какая?

Что сделает?


Какое?

Что делают?


Какие?

Что делали?

                             

- Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета, признака предмета, действия предмета. Об этом мы уже говорили в 1 классе. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы.

Слушание, ответы на вопросы, запись слов, самопроверка, оценивание по заданным критериям, высказывание собственных предположений.


- Изучили тему «Звуки и буквы»

- Изучали орфограммы русского языка

- Учились писать слова в соответствии с правилами русского языка





































- В них есть непроверяемые орфограммы. Эти слова мы проверяем по словарю.



Ученики высказывают свои предположения.



- Есть слова, которые отвечают на вопрос какой?; что делать?; кто? что?





-  Называют предметы.


- Признаки предметов



- Действия предметов


















Хоровое прочтение вопросов.

3

Усвоение новых знаний и способов деятельности

Открытие нового способа действия.

Познавательные

общеучебные: 

- поиск и выделение необходимой информации;

логические; 

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

знаково-символические: 

- моделирование –

постановку и решение проблемы. 

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, результата;

Создаёт условия для рационально организованных действий ученика по усвоению нового способа действий.










Слайд 6.

 - Теперь рассмотрите рисунок. Определите его тему.

-  Назовите по рисунку слова - названия предметов и вопрос, на который оно отвечает.

- Признаков предметов. …

- Действий предметов.  

Посмотрим, что у нас получилось.

Слайд 7.

Слова - названия

предметов

признаков предметов

действий предметов

ребята

зимний

угощали

белочка

заботливые

взбирается

парк

пушистая

радовались

дерево

высокое

пришли


- Можно ли из данных слов составить предложения? Составьте предложения.


 - Запишем одно предложение.

Пушистая белочка взбирается по стволу дерева.

 - Послушайте, проговорите орфографически. - Запишите под мою диктовку.

- Ребята, а почему я не закрывала экран?




- Ребята, а если мы составим рассказ по рисунку, употребим ли в речи данные слова?

- Это и есть тема нашего урока.      

    Доска.                    Части речи        

Что такое части речи?

 - Прочитайте. На какой вопрос нам предстоит ответить?

- Хотите узнать ответ?  Обратимся к учебнику.

- Откройте страницу  40. Учимся читать научный текст.

- Какие сведения о языке хочет поведать нам Мудрая сова?

Прочитайте самостоятельно текст - два раза.

- Что же называют частями речи? Прочитайте предложение.

- Какую функцию выполняет каждая часть речи?

- Какие названия есть у каждой части речи?

 - Что вам помогло ответить на мои вопросы?

Но не только текст помогает получить новую информацию, а также и схема. Рассмотрите схему на соседней странице.

Слайд 8.

 - Прочитайте заголовок схемы.

- Чем схема в учебнике отличается от таблицы на экране?

Прочитайте названия частей речи.

- Сравните схему с текстом.

- На какие вопросы текст не даёт ответы, а по схеме ответить на них можно?

На какие вопросы отвечают имена существительные, имена прилагательные, глаголы?

- Что называют (обозначают) имена существительные, имена прилагательные, глаголы?

 - Когда же схема нам может пригодиться?

Проверим.

 - Прочитайте предложение на листе.

Морозный январь предвещает урожайный год.

 - Как можно назвать такое высказывание?

- Поясните примету.

Объясним лексическое значение слова «предвещает». Это индивидуальное задание Ефима. Послушаем его.





 Запишите предложение в тетрадь.

 - Как вы думаете, какой частью речи является каждое слово в этом предложении?

- Как вы будете определять?



       










Доска       прил.    сущ.       гл.          

прил.            сущ.             гл.                прил.       сущ.

Морозный    январь    предвещает    урожайный     год.

- Сравните с образцом оформления в учебнике на с. 41.

Совместная деятельность с учителем, слушание, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, соотнесение своего мнения с мнением другого, принятие учебной задачи, работа по инструкции, работа с разными видами информации, самопроверка с образца.


- Дети в зимнем парке.


Ученики называют слова.

















Ученики проговаривают составленные предложения.




Ученики проговаривают в полголоса.

- Для того, чтобы не ошибиться при записи трудных слов. Чтобы проверить себя.


- Да, и они станут частью нашей речи.





Ученики хором читают.










Ученик прочитывает предложение вслух.





- Нам помог научный текст








- В схеме есть названия частей речи, а в таблице их нет.


Ученики высказывают свои предположения.







- При распознавании частей речи.





- Это народная примета.

Ученик поясняет.



В толковом словаре я прочитал. Предвещает -  указывает на близкое наступление, совершение чего-либо.






- Читаю слово, определяю значение, задаю вопрос к слову.

Ученики читают по очереди слова, задают вопрос, определяют общее значение слов, с помощью учителя, и над каждым словом выполняют карандашом краткую запись части речи. 


4

Первичная проверка понимания нового материала

Вербальное фиксирование нового знания.

Познавательные:

общеучебные: 

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные:

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:  определение цели, функций участников, способов взаимодействия,

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий,

1) взаимодействие

2) сотрудничество

3) интериоризация

(речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям)

Организует коллективную (игровую) деятельность на выявление уровня осознанности учениками нового учебного материала, подводит к обобщению полученных знаний.





- А теперь отложим ручки и немного отдохнем. Игра «Лосята»

- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.

- Из какой сказки взяты слова?


- Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите слова по корзинам.


- Ребята мы помогли не только лосятам, но и себе.

- Чему мы учились?


- Составьте предложение из данных слов.

- Запишем одно из них.

Старик     поймал    золотую    рыбку.

- Укажите над словами карандашом части речи.

                   сущ.     гл.            прил.       сущ.

Старик     поймал    золотую    рыбку.

- Вернемся к теме нашего урока. И попробуем уточнить, что такое части речи.


Учитель корректирует ответы учеников.

- Часть речи – это отдельное слово, которое выполняет свою функцию в речи: называет предмет, признак предмета, действие предмета и др.  Каждая часть речи имеет своё название и признаки, по которым можно различать части речи.

Слушание, работа по инструкции, высказывание собственных предположений, участие в игровой деятельности, оценивание своей деятельности и деятельности другого.




- Сказка о рыбаке и рыбке.

А.С.Пушкин

Ученики по одному выходят к доске и распределяют слова.


Учились распознавать части речи.


Ученики записывают предложение в тетрадь.





Ученики высказывают свои предположения.

5

Итог урока. Рефлексия.

Осмысление своих достижений.

Коммуникативные

Регулятивные.

 Личностные: высказывают свое мнение, свою позицию.

Задаёт вопросы на обобщение деятельности на уроке.


- Эту большую тему мы будем изучать до конца года. Откройте учебник на странице 39.

Прочитайте, что мы будем изучать в этой теме.

К выполнению, каких задач мы уже приступили сегодня на уроке?



- Что вам помогло получить новые знания?

 

- Продолжите работу по этой теме дома.

Слайд 11.

- Запишите в дневник домашнее задание.

- Оцените свою  работу на уроке.

Высказывание суждений в громкоречевой форме.





- Учились определять, какой частью речи является слово. Учились распознавать признаки частей речи

- Нам помогли рисунок, научный текст, схема


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 классе « Общее представление о частях речи

Слайд 3

о б е з ь яна ва нн а м о ло чн ый

Слайд 4

р а ботат ь м о розный д е журит ь

Слайд 5

Слова - названия предметов признаков предметов действий предметов кто? какой? что делает? что? какая? что сделает? какое? что делают? какие? что делали?

Слайд 7

Слова - названия предметов признаков предметов действий предметов ребята зимний угощали бел о чка заботливые в зб и ра ется парк пушистая радовались дерево высокое пришли

Слайд 8

Слова - названия предметов признаков предметов действий предметов кто? какой? что делает? что? какая? что сделает? какое? что делают? какие? что делали?

Слайд 9

обезьяна морозный ванна молочный работать дежурить

Слайд 10

Слова - названия предметов признаков предметов действий предметов кто? какой? что делает? что? какая? что сделает? какое? что делают? какие? что делали? Имя существи- тельное Имя прилагатель- ное Глагол



Предварительный просмотр:

    золотая

   ловил

   старик

    рыба

    ветхая

     синее

   закинул

     море

    землянка

    пришел

    жили

    морская



Предварительный просмотр:

                         

Прил.

Сущ.

Гл.

Слова – названия

Предметов

Признаков предметов

Действий предметов

Кто?

Какой?

Что делает?

Что?

Какая?

Что сделает?

Какое?

Что делают?

Какие?

Что делали?



Предварительный просмотр:

Морозный январь

предвещает

год.

урожайный

«Предвещает»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Междометие как часть речи"

Данный урок составлен по программе развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.Урок постановки и решения учебной задачи...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение о частях речи»

Цель: 1) обобщить знания  о частях речи2) повторить правописание безударных гласных в корне  слов; развивать орфографическую зоркость, внимательность3) воспитывать бережное отношение к...

Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"

Конспект урока+ презентация  по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку по теме "Местоимение как часть речи" для 3 класса

Урок построен в технологии развития критического мышления по Образовательной программе "Школа 2100". Ориентирован для учащихся 3 классаМатериал урока раскрывает введение новой части речи - местоимение...

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Что такое части речи?"

Конспект урока на тему: "Что такое части речи?"...

Конспект урока по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". УМК "Перспектива", 4 класс.

Урок по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". Образовательная программа "Перспектива"...