1 | Организационный момент
Проверка готовности к уроку, создание положительного настроя. | Коммуникативные.
Личностные:
формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому учебному материалу.
| Приветствие; настрой на работу.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Посмотрите на рабочее место, проверьте всё ли готово к уроку.
Мы начинаем урок русского языка | Слушание, выполнение инструкции. |
2 | Актуализация знаний
Воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания.
| Познавательные:
постановка и решение проблемы;
общеучебные:
- самостоятельное выделение и формулирование познаватель-ной цели,
логические:
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование,
Регулятивные:
- целеполагание,
- прогнозирование,
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
| Задаёт вопросы, диктует слова, корректирует ответы учеников, подводит к верному утверждению.
- Какую большую тему мы изучили?
- Что мы изучали в этой теме?
- Чему учились?
- Проверим себя. Применим полученные знания. Откройте рабочие тетради. Запишите число, вид работы, посмотрите на доску, проверьте себя. Запишите слова, выделяя известные вам орфограммы.
Слайд 2. Запиши слово – название рисунка: (обезьяна).
Запиши слова по их лексическому значению:
- Большой, обычно продолговатый сосуд для купания, мытья (ванна)
- Сделанный из молока (молочный)
Запиши:
- Синоним слова «трудиться» (работать)
- Антоним слова «жаркий» (морозный)
Запиши однокоренное слово к слову дежурный, которое отвечает на вопрос «что делать?» (дежурить)
-Возьмите ручки с зелёной пастой. Проверьте себя по образцу. Исправьте ошибки, подчеркните орфограммы. Слайд 3. Подождать. Слайд 4.
- Оцените себя, по памятке.
Критерии оценки. (на доске)
выделил 11 орфограмм
выделил 9 – 10 орфограмм
выделил 6 – 8 орфограмм
выделил 5 и менее орфограмм
-Нужно ли нам возвращаться к этой теме?
- Ребята, посмотрите на эти слова в тетради. Что их объединяет?
- Подумайте, а по какому признаку эти слова можно распределить на группы?
- Задайте вопрос к каждому слову. Что вы заметили?
Вспомните, что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? что? Общее значение – предмет.
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос какой?
Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что делать?
Слайд 5.
Слова – названия
Предметов
| Признаков предметов
| Действий предметов
| Кто?
| Какой?
| Что делает?
| Что?
| Какая?
| Что сделает?
|
| Какое?
| Что делают? |
| Какие?
| Что делали?
|
- Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета, признака предмета, действия предмета. Об этом мы уже говорили в 1 классе. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы. | Слушание, ответы на вопросы, запись слов, самопроверка, оценивание по заданным критериям, высказывание собственных предположений.
- Изучили тему «Звуки и буквы»
- Изучали орфограммы русского языка
- Учились писать слова в соответствии с правилами русского языка
- В них есть непроверяемые орфограммы. Эти слова мы проверяем по словарю.
Ученики высказывают свои предположения.
- Есть слова, которые отвечают на вопрос какой?; что делать?; кто? что?
- Называют предметы.
- Признаки предметов
- Действия предметов
Хоровое прочтение вопросов. |
3 | Усвоение новых знаний и способов деятельности
Открытие нового способа действия. | Познавательные
общеучебные:
- поиск и выделение необходимой информации;
логические;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
знаково-символические:
- моделирование –
постановку и решение проблемы.
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, результата;
| Создаёт условия для рационально организованных действий ученика по усвоению нового способа действий.
Слайд 6.
- Теперь рассмотрите рисунок. Определите его тему.
- Назовите по рисунку слова - названия предметов и вопрос, на который оно отвечает.
- Признаков предметов. …
- Действий предметов.
Посмотрим, что у нас получилось.
Слайд 7.
Слова - названия
предметов
| признаков предметов
| действий предметов
| ребята
| зимний
| угощали
| белочка
| заботливые
| взбирается
| парк
| пушистая
| радовались
| дерево
| высокое
| пришли
|
- Можно ли из данных слов составить предложения? Составьте предложения.
- Запишем одно предложение.
Пушистая белочка взбирается по стволу дерева.
- Послушайте, проговорите орфографически. - Запишите под мою диктовку.
- Ребята, а почему я не закрывала экран?
- Ребята, а если мы составим рассказ по рисунку, употребим ли в речи данные слова?
- Это и есть тема нашего урока.
Доска. Части речи
Что такое части речи?
- Прочитайте. На какой вопрос нам предстоит ответить?
- Хотите узнать ответ? Обратимся к учебнику.
- Откройте страницу 40. Учимся читать научный текст.
- Какие сведения о языке хочет поведать нам Мудрая сова?
Прочитайте самостоятельно текст - два раза.
- Что же называют частями речи? Прочитайте предложение.
- Какую функцию выполняет каждая часть речи?
- Какие названия есть у каждой части речи?
- Что вам помогло ответить на мои вопросы?
Но не только текст помогает получить новую информацию, а также и схема. Рассмотрите схему на соседней странице.
Слайд 8.
- Прочитайте заголовок схемы.
- Чем схема в учебнике отличается от таблицы на экране?
Прочитайте названия частей речи.
- Сравните схему с текстом.
- На какие вопросы текст не даёт ответы, а по схеме ответить на них можно?
На какие вопросы отвечают имена существительные, имена прилагательные, глаголы?
- Что называют (обозначают) имена существительные, имена прилагательные, глаголы?
- Когда же схема нам может пригодиться?
Проверим.
- Прочитайте предложение на листе.
Морозный январь предвещает урожайный год.
- Как можно назвать такое высказывание?
- Поясните примету.
Объясним лексическое значение слова «предвещает». Это индивидуальное задание Ефима. Послушаем его.
Запишите предложение в тетрадь.
- Как вы думаете, какой частью речи является каждое слово в этом предложении?
- Как вы будете определять?
Доска прил. сущ. гл.
прил. сущ. гл. прил. сущ.
Морозный январь предвещает урожайный год.
- Сравните с образцом оформления в учебнике на с. 41. | Совместная деятельность с учителем, слушание, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, соотнесение своего мнения с мнением другого, принятие учебной задачи, работа по инструкции, работа с разными видами информации, самопроверка с образца.
- Дети в зимнем парке.
Ученики называют слова.
Ученики проговаривают составленные предложения.
Ученики проговаривают в полголоса.
- Для того, чтобы не ошибиться при записи трудных слов. Чтобы проверить себя.
- Да, и они станут частью нашей речи.
Ученики хором читают.
Ученик прочитывает предложение вслух.
- Нам помог научный текст
- В схеме есть названия частей речи, а в таблице их нет.
Ученики высказывают свои предположения.
- При распознавании частей речи.
- Это народная примета.
Ученик поясняет.
В толковом словаре я прочитал. Предвещает - указывает на близкое наступление, совершение чего-либо.
- Читаю слово, определяю значение, задаю вопрос к слову.
Ученики читают по очереди слова, задают вопрос, определяют общее значение слов, с помощью учителя, и над каждым словом выполняют карандашом краткую запись части речи.
|
4 | Первичная проверка понимания нового материала
Вербальное фиксирование нового знания. | Познавательные:
общеучебные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Регулятивные:
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия,
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий,
1) взаимодействие
2) сотрудничество
3) интериоризация
(речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям)
| Организует коллективную (игровую) деятельность на выявление уровня осознанности учениками нового учебного материала, подводит к обобщению полученных знаний.
- А теперь отложим ручки и немного отдохнем. Игра «Лосята»
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.
- Из какой сказки взяты слова?
- Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите слова по корзинам.
- Ребята мы помогли не только лосятам, но и себе.
- Чему мы учились?
- Составьте предложение из данных слов.
- Запишем одно из них.
Старик поймал золотую рыбку.
- Укажите над словами карандашом части речи.
сущ. гл. прил. сущ.
Старик поймал золотую рыбку.
- Вернемся к теме нашего урока. И попробуем уточнить, что такое части речи.
Учитель корректирует ответы учеников.
- Часть речи – это отдельное слово, которое выполняет свою функцию в речи: называет предмет, признак предмета, действие предмета и др. Каждая часть речи имеет своё название и признаки, по которым можно различать части речи. | Слушание, работа по инструкции, высказывание собственных предположений, участие в игровой деятельности, оценивание своей деятельности и деятельности другого.
- Сказка о рыбаке и рыбке.
А.С.Пушкин
Ученики по одному выходят к доске и распределяют слова.
Учились распознавать части речи.
Ученики записывают предложение в тетрадь.
Ученики высказывают свои предположения. |
5 | Итог урока. Рефлексия.
Осмысление своих достижений.
| Коммуникативные
Регулятивные.
Личностные: высказывают свое мнение, свою позицию.
| Задаёт вопросы на обобщение деятельности на уроке.
- Эту большую тему мы будем изучать до конца года. Откройте учебник на странице 39.
Прочитайте, что мы будем изучать в этой теме.
К выполнению, каких задач мы уже приступили сегодня на уроке?
- Что вам помогло получить новые знания?
- Продолжите работу по этой теме дома.
Слайд 11.
- Запишите в дневник домашнее задание.
- Оцените свою работу на уроке.
| Высказывание суждений в громкоречевой форме.
- Учились определять, какой частью речи является слово. Учились распознавать признаки частей речи
- Нам помогли рисунок, научный текст, схема |