Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Анализируем глагол как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Хисамова Ляля Ириковна

 Цели урока:

  • обобщить знания о глаголе как части речи; составить памятку анализа глагола как части речи; обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать аналитические способности мышления;
  • воспитывать диалоговую культуру; интерес к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_z_klasse_po_teme_.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Учимся анализировать глагол как часть речи"

 Цели урока:

  • обобщить знания о глаголе как части речи; составить памятку анализа глагола как части речи; обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать аналитические способности мышления;
  • воспитывать диалоговую культуру; интерес к родному языку.

Оборудование: учебник “Русский язык” Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. 3 класс, 2013 г., рабочие тетради, “Толковый словарь” Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1997 г.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Много загадок хранит наш язык,

Годы нужны, чтоб открыть их,- не миг.

Мы не спеша идем, за шагом шаг.

Жаждем узнать, в языке что да как.

И время зря мы не будем терять-

Снова урок нам пора начинать.

2. Введение в тему.

– Сегодня мы не просто ученики. Почти три года мы вместе открывали секреты русского языка. Кто может сказать, для чего нам это необходимо? (ответы детей)

– Как вы думаете, кому на уроке легче: учителю или ученику? (ответы детей)

– Я предлагаю вам стать сегодня учеными– аналитиками языкознания.

– Кто знает, кто такие “аналитики”? Где можно посмотреть значение неизвестных слов? (в толковом словаре)

Анализ – это всесторонний разбор, рассмотрение чего-нибудь.

– А вот какой объект русского языка мы сегодня будем рассматривать, вы узнаете, разгадав кроссворд.

http://festival.1september.ru/articles/614628/img1.gif

  1. Действие, которое совершает мама после стирки и сушки белья.
  2. Плод на яблоне.
  3. Неучебное время, отдых школьников.
  4. Крупный населенный пункт.
  5. Невысокая обувь со шнурками.
  6. Часть территории парка, засаженная по обеим сторонам деревьями.

Ключевое слово – ГЛАГОЛ.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – 
Все в действие придет.
Люди строят зданья.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.

3. Сообщение цели урока.

– Итак, кто озвучит цель нашего анализа? (глагол)

– Задачей, которую нам предстоит решить-составить памятку для анализа глагола как части речи.

4. Разминка.

– Я называю слова различных частей речи. Вы выделяете только глаголы и поднимаете руки вверх. Услышав другие части речи, тянетесь вперед.

Свист, говорить, езда, писать, хохот, хохотать, кричать, ходьба, пять, красный, звук, резать, молодцы.

– Молодцы!

5. Обобщение знаний, анализ.

– Запишем некоторые глаголы, которые вы сейчас выделяли.

– Почему вы считаете, что эти слова являются глаголами? Что мы должны помнить, выделяя части речи?

1. ГЛАГОЛ ИЛИ НЕТ?

  • На какой вопрос отвечает?
  • Что обозначает?
  • Изменяется ли по временам?

– Что еще важно знать о глаголе?

2. НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА

3. ОПРЕДЕЛИ:

  • Время
  • Число
  • Род (пр.вр.)
  • Число (н. вр. и б. вр.)

ВЫВОД: чтобы проанализировать глагол как часть речи нужно

  1. ….
  2. ….
  3. ….

(Ответы детей)

– Итак, товарищи ученые, наша памятка должна пройти контрольные испытания.

6. Закрепление.

У доски запись предложений:

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю.

Анализ глагола “покрыл” по памятке.

Лесные поляны выглядят как гладкие листы.

Анализ глагола “выглядят”.

– Кто запомнил последовательность анализа глагола, как части речи?

7. Разминка ( для глаз)

8. Самостоятельная работа.

– Кто из вас не сомневается в том, что с помощью памятки сможет самостоятельно провести анализ глагола?

– Кто сомневается? Выберите себе в помощь товарища для совместной работы.

Карточки №1, №2.

№1. Выпиши глаголы и разбери по образцу.

На вершинах елок висели гроздья шишек. Прыгают по шишкам бойкие синички, переговариваются клесты.

Образец:

  1. Гудели – что делали?, действие, изм. по вр., глагол.
  2. Н.ф. – что делать? – гудеть
  3. Употр. в форме пр.вр., мн.ч.

№2. Выпиши глаголы. Проведи анализ.

Вдруг подлетел к дубу дятел; в клюве шишку держит. Всунул ее в ращелину дерева и начал клювом долбить.

Проверка: №1– ученик-учитель; №2– самопроверка.

9. Рефлексия (оцените свою работу на шкале успеха)

10. Подведение итогов.

– Наша работа завершена. Цель, поставленная в начале урока, решена. Оцените свою работу.

– Как вы считаете, все ли мы знаем об этой части речи? Где можно узнать больше?

– Я поздравляю вас, товарищи ученые, за плодотворную работу по составлению памятки. Премии в виде “пятерок” получают…, в виде “четверок”….. . Буду рада продолжить с вами открывать новые секреты русского языка на следующих уроках.

11. Домашнее задание.

– Дома продолжите контрольные испытания нашей памятки, выполнив упр.№373.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Междометие как часть речи"

Данный урок составлен по программе развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.Урок постановки и решения учебной задачи...

Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"

Конспект урока+ презентация  по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"...

Открытый урок по русскому языку "Понятие о глаголе как части речи"

Очень интересный урок. На уроке используются разные виды и формы работ . Есть задания,которые носят разноуровневый и творческий характер....

Методическая разработка технологической карты урока по русскому языку на тему «Глагол как часть речи»

Представлена технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса....

конспект урока по русскому языку 3 класс "Глагол как часть речи"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Глагол как часть речи»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, его признаках.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие...

конспект урока по русскому языку 3 класс "Глагол как часть речи" рефлексия

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Глагол как часть речи»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, его признаках.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие...

Анализ урока по русскому языку на тему "Глагол как часть речи" в 4 классе.

Анализ урока по русскому языку на тему "Глагол как часть речи". В данном анализе указан автор, дата просмотра урока, класс, количество учащихся, присутствующих на уроке, и количество учащихс...