Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx84.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

3 класс

Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, углубить сведения об однородных членах предложения, их функции, видах, графическом обозначении.

Задачи урока:

1.Совершенствовать  умение учащихся находить в тексте однородные члены предложения, ставить знаки препинания в  предложениях с однородными членами без союзов, с союзами: и, а, но, или;    

графически объяснять постановку запятых
2.Развивать орфографическую зоркость учащихся,  грамотную речь детей (устную и письменную), логическое мышление, пространственное воображение, память.
3.Воспитывать сознательное отношение к учёбе, познавательный интерес к изучению русского языка 

Оборудование: Сигнальные карточки с буквами. Карточки, схемы для групповой и индивидуальной работы учащихся. Учебное пособие «Моя малая Родина» - Челябинск: «Край Ра», 2018

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

  • Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.
  • Находить в тексте предложение, соответствующее схеме.
  • Доказывать постановку знаков препинания в предложениях.
  • Принимать и сохранять учебную задачу
  • Оценивать предложенный ответ.
  • Осуществлять взаимный контроль.
  • Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок.
  • Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • Формулировать результаты наблюдения.
  • Сотрудничать в совместном решении проблемы.
  • Участвовать в поиске ответа на поставленный вопрос.
  • Понимать информацию, представленную в виде текста и в виде схемы.
  • Формировать положительное отношение, к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
  • Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.

Ход урока

Этап урока

Содержание

1.Оргмомент

Мотивация (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха)

- Здравствуйте ребята, садитесь!

На доске эпиграф: «С малой удачи начинается успех!»

- Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех)

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

- Давайте пожелаем друг другу успеха.

- Наше сегодняшнее занятие немного необычное. Оно пройдёт без учебника  русского языка. На уроке будет использоваться только пособие «Моя малая Родина»

- Что для нас с вами является малой Родиной?  (Урал, город Челябинск)

За цепью гор, за перевалом,
Давно живёт "старик седой",
На карте значится Уралом,
Державный край земли родной.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Сегодня 1 декабря. Прочитайте, как в старину люди называли этот месяц. (С.35)

- Почему декабрь называли студень, ветрозим, стужайло?

- Декабрь – зимний месяц. Но можно ли сказать, что именно с этого месяца начинается зима? (С.31 «Моя малая Родина»)  Действительно, зима на Урале особенная, долгая.

2.Словарная работа

Урал родной – большое диво,
Богатство недр неповторимо,
Признаюсь, просто благодать -
Урал глазами увидать.

- Сегодня мы повторим несколько словарных слов, которые связаны с нашим краем.

1) Послушайте предложение. Найдите в нём слова с непроверяемым написанием.

Территория Челябинской области простирается с запада на восток на 400 км.

- Запишите те словарные слова, которые услышали.  

запад   восток

2) Определите растение по его описанию.  

Травянистое растение с маленькими белыми колокольчатыми цветками, имеющими сильный сладкий запах.    (ландыш)

3) Отгадайте, о чём идёт речь в загадке.

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи...

                 Нет опоры для ноги.   (болото)

В Челябинской области самое крупное болото - озеро – Донгузлы в Еткульском районе.

4) Продолжите фразу: На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков … горох.

5) Узнайте слово по его происхождению.

Одни учёные связывают происхождение этого слова с корнем мал: ведь ягода состоит из многих малых ягодок-зёрнышек. Другие считают, что ягода получила своё имя за свой тёмно-красный, малиновый цвет.    алина)

Плодами малины питаются не только птицы, но и медведи, волки, лисы, куницы.

Проверка

- Проверим правильность записанных слов с помощью сигнальных карточек.  Учитель называет слово, а дети показывают букву – непроверяемое написание.

запад, восток, ландыш, болото, горох, малина

Самооценка

- Оцените правильность выполнения задания.

             

               - знаю и применяю                 - иногда ошибаюсь                 - пока не получается

3.Минутка чистописания.

Актуализация.

Введение в тему урока.  Постановка учебной задачи

Урал - прозрачные озёра,
А в них хрустальная вода,
Как много в нём души, простора,
Известны Миру города.

К к   Кк

- На карте Челябинской области найдите названия  городов, которые начинаются с буквы «К». (С.10 «Моя малая Родина»)

Куса, Катав-Ивановск, Карабаш, Карталы, Касли, Копейск, Кунашак, Кыштым

- Рассмотрите схему предложения.  Что заметили? (Есть однородные члены предложения. Между ними нет знаков препинания.)

О О О

- города Челябинской области.

- Как связаны однородные члены?  (Интонацией перечисления)

- Запишите предложение. Дополните его недостающими однородными подлежащими.

- Расставьте знаки препинания.

- Прочитайте полученное предложение.

(Карталы, Касли, Копейск - города Челябинской области.)

- Как расставили знаки препинания?

Самооценка

- Оцените правильность выполнения задания.

               - знаю и применяю                 - иногда ошибаюсь                 - пока не получается

- На доску вывешивается тема урока:

Знаки препинания при однородных членах предложения

- Знакома ли вам эта тема? (Да.)

- Что мы уже знаем про однородные члены предложения, что уже умеем?

  • Знаем признаки однородных членов предложения.
  • Умеем находить в предложении однородные члены.
  • Умеем расставлять знаки препинания.

- Какие задачи поставим перед собой на сегодняшнее занятие?

  • Находить в тексте предложения с однородными членами.
  • Правильно расставлять знаки препинания.
  • Употреблять в речи предложения с однородными членами

4.Решение учебной задачи

- Приступим к реализации поставленных задач.

- Для этого нам необходимо вспомнить основные признаки однородных членов предложения.

- Заполните карточку «Повторим», впишите пропущенные слова.

Повторим

Однородные члены предложения

Однородные члены произносятся с интонацией _____________________________________________ ,

отвечают_________________________________________________________________________________________ вопрос,

относятся к  __________________________________________________________________ члену  предложения.

Выражены __________________________________________________________________ частью речи.

Являются __________________________________________________________________ членом  предложения.

Однородными могут быть как _______________________________________________________________, так и 

___________________________________________________________________________________  члены  предложения.

- Прочитайте правило, которое у вас получилось. Сравните свои ответы с карточкой-помощницей.

Повторим

Однородные члены предложения

Однородные члены произносятся с интонацией перечисления,

отвечают на один и тот же вопрос,

относятся к  одному и тому же члену  предложения.

Выражены одной и той же частью речи.

Являются одним и тем же членом  предложения.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены  предложения.

Самооценка

- Оцените правильность выполнения задания.

             

               - знаю и применяю                 - иногда ошибаюсь                 - пока не получается

- Как быть тому, кто ещё ошибается в нахождении однородных членов предложения?         (Пользоваться памяткой, т.е. карточкой-помощницей.)

- Как могут быть связаны в предложении однородные члены?

  • интонацией перечисления
  • союзами  и, а, но, или

- Вы уже умеете ставить запятые между однородными членами предложения, если между ними нет союзов.

- Как ставятся знаки препинания, если однородные члены соединены союзами?

Схемы соединения и разделения

однородных членов предложения

  1. О,  О,  О.
  2. О и О.    
  3. О или О.
  4. О, а О.  
  5. О, но О.  
  6. О, да О.  
  7. и О,  и О,  и О.
  8. О и О,  О и О.

5. Закрепление полученных знаний и способов действий

- Чтобы добиться успеха, надо сделать несколько шагов.

- Вспомним

Алгоритм работы с предложениями, в которых есть однородные члены

1. Определи, есть ли в предложении однородные члены,  найди их.

2. Подумай, как соединены однородные члены предложения.

3. Вспомни, как расставляются знаки препинания при однородных членах предложения.

Задания:

1. Спишите текст с однородными членами, выбрав из скобок нужный союз. Поясните выбор знаков препинания графически (составьте схему).
               Речной рак водится в Еловом озере (и, а, но, да) Большом Кисегаче.

               Живут речные раки долго (и, а, но, да) растут очень медленно.
Проверка

- Какое получилось первое предложение?

- Какие союзы выбрали в первом предложении? (и, да)

- Почему? (Соединяют однородные обстоятельства места)

Речной рак водится в Еловом озере и Большом Кисегаче.

или

Речной рак водится в Еловом озере да Большом Кисегаче.

- Какие знаки препинания поставили? (Не поставили.)

- Почему?  (Однородные члены соединены одиночными союзами.)

- Какие схемы составили?

О и О

  О да О

- Прочитайте второе предложение.

- Какие союзы выбрали в этом предложении? (а, но)

- Почему? (Противопоставляются однородные обстоятельства.)

Живут речные раки долго, а растут очень медленно.

или

Живут речные раки долго, но растут очень медленно.

- Какие знаки препинания поставили? (Запятые.)

- Почему?  (Однородные члены соединены одиночными союзами а, но.)

- Какие схемы составили к этому предложению?

О, а О

  О, но О

Самооценка

- Оцените правильность выполнения задания.

             

              - знаю и применяю                 - иногда ошибаюсь                 - пока не получается

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

- Почему я использовала именно эту физкультминутку?

- Как она связана с темой нашего урока?  (Есть однородные сказуемые)

5. Закрепление полученных знаний и способов действий

2. Работа в парах.

- Отгадайте загадку.

Снег засыпал все тропинки.
Отдыхал я у осинки.
Вдруг на ветку села птичка,
     А зовут её  ...    (Синичка)

Поработайте в паре.

- Прочитайте и проанализируйте  предложения.

Они усердно, но ловко и быстро общипывают чешуйки с мелких почек.

В хвойных,  лиственных лесах Урала живёт синичка-гаичка.

Зимой и весной эти птички кормятся на ветвях лиственниц.

- Ниже приведены схемы предложений с однородными членами.

- К каждой схеме выберите и запишите соответствующее предложение так, чтобы получился текст о синичке.

1)  О, О.

2)  О и О.

3)  О, но О и О.

Проверка

- Какой получился текст?

В хвойных,  лиственных лесах Урала живёт синичка-гаичка.

Зимой и весной эти птички кормятся на ветвях лиственниц.

Они усердно, но ловко и быстро общипывают чешуйки с мелких почек.

- Почему вы поменяли порядок следования предложений?  (Надо было составить текст.)

- Какую роль в тексте играют однородные члены?  (Служат для точности описания. Однородные члены предложения показывают последовательность действий.)

3. Самостоятельная работа.

Графический диктант

Возьмите листочки, подпишите их. На листе расставлены  номера от 1 до 9. Внимательно слушайте каждое предложение. Если в предложении при однородных членах нужна запятая, поставьте «+», если запятая не нужна – «-».

1. По склонам гор видны сосны и кедры.

2. Многие горные хребты Урала покрыты снегом или ледниками.

3. Ель – красивое,  высокое дерево.

4. Мы очень спешили к отправлению поезда, но опоздали.

5. Река Миасс пересекает Челябинскую область, впадает в реку Исеть.

6. На болотах любят бывать лоси и кабаны.

7. При взлёте вертолёт не разгоняется по земле, а сразу поднимается вверх.

8. Семенами ели питаются дятлы, клесты, белки и мыши.

9. Хвоинки ели располагаются поодиночке и держатся на ветках пять-семь лет.

Карточка для проверки

  1.  –
  2.  –
  3.  +
  4.  +
  5.  +
  6.  –
  7.  +
  8.  +
  9.  –

- Как вы справились с этой работой, я проверю сама, но в листе самооценки отметьте, как вы научились ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

(Учащиеся сдают выполненные работы)

             

              - знаю и применяю                 - иногда ошибаюсь                 - пока не получается

6. Домашнее задание

Дома вы будете работать по карточке.

- Прочитайте задание.

- Какие шаги надо сделать, чтобы правильно выполнить задание?

Ф.И. _______________________

Из учебника «Моя малая Родина» подобрать и записать предложения к схемам:

1)  О, О, О.

2)  О и О.

3)  О, но О.

Указать, каким членом предложения являются однородные члены.

- Возникли ли вопросы по выполнению задания?

7. Итог урока. Рефлексия

- Давайте снова посмотрим на доску, вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока:

  • Находить в тексте предложения с однородными членами.
  • Правильно расставлять знаки препинания.
  • Употреблять в речи предложения с однородными членами.

- Подумайте, а нужны ли  в речи однородные члены?

- Для чего они нужны?

  (Однородные члены предложения используются в речи для точности описания.

   Однородные члены предложения показывают последовательность действий.)

- Теперь проанализируйте свои листы самооценки и сделайте вывод: «Как каждый из вас справился с поставленными задачами?»

Лист самооценки

 

               - знаю и применяю  

                 - иногда ошибаюсь              

                 - пока не получается

Задание

Моя оценка

1.Словарная работа

2. Минутка чистописания

3.Работа по карточке «Повторим»

4.Работа над предложениями с выбором союзов

5.Работа в паре

6.Графический диктант

- Кто хочет рассказать о своих результатах?  (Высказывания ребят.)

- Рассмотрите  таблицу, выберите к каждому вопросу ответ:

1.На уроке я работал(а)

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока для меня был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
лёгким / трудным

7. Домашнее задание мне кажется

интересным / неинтересным

 Наше занятие мне хочется завершить такими строками:

В небеса уходят горы,
Реки бурные текут,
А леса стоят стеною
Посмотри и там, и тут.

Наш Урал могуч собою,
И красив он и велик...
Любим мы его душою!
Да и как же не любить?

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку на тему"Знаки препинания при однородных членах предложения"

Тема,цели урока,организационный момент,активизация и мотивация урока....

Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"

Данный урок направлен на  умение распознать предложения и  в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы.   Использование...

Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"

Данный урок направлен на  умение распознать предложения и  в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы.   Использование...

Урок русского языка "Союзы и знаки препинания при однородных членах".

Подробный план-конспект урока русского языка по теме "Союзы и знаки препинания при однородных членах" (УМК "Гармония" 4 класс, ФГОС). К данному уроку прилагается смарт-презентация....

Презентация к уроку русского языка "Союзы и знаки препинания при однородных членах" (УМК "Гармония", 4 класс)

Презентация разработана по УМК "Гармония" 4 класс  и соответствует требованиям ФГОС....

Урок русского языка на тему "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....