Этап урока
| Содержание |
1.Оргмомент Мотивация (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха)
| - Здравствуйте ребята, садитесь! На доске эпиграф: «С малой удачи начинается успех!» - Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех) - Что необходимо для успешной работы на уроке? - Давайте пожелаем друг другу успеха. - Наше сегодняшнее занятие немного необычное. Оно пройдёт без учебника русского языка. На уроке будет использоваться только пособие «Моя малая Родина» - Что для нас с вами является малой Родиной? (Урал, город Челябинск) За цепью гор, за перевалом, Давно живёт "старик седой", На карте значится Уралом, Державный край земли родной. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Сегодня 1 декабря. Прочитайте, как в старину люди называли этот месяц. (С.35) - Почему декабрь называли студень, ветрозим, стужайло? - Декабрь – зимний месяц. Но можно ли сказать, что именно с этого месяца начинается зима? (С.31 «Моя малая Родина») Действительно, зима на Урале особенная, долгая.
|
2.Словарная работа
| Урал родной – большое диво, Богатство недр неповторимо, Признаюсь, просто благодать - Урал глазами увидать. - Сегодня мы повторим несколько словарных слов, которые связаны с нашим краем.
1) Послушайте предложение. Найдите в нём слова с непроверяемым написанием. Территория Челябинской области простирается с запада на восток на 400 км. - Запишите те словарные слова, которые услышали. запад восток 2) Определите растение по его описанию. Травянистое растение с маленькими белыми колокольчатыми цветками, имеющими сильный сладкий запах. (ландыш) 3) Отгадайте, о чём идёт речь в загадке. Все обходят это место: Здесь земля, как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи... Нет опоры для ноги. (болото) В Челябинской области самое крупное болото - озеро – Донгузлы в Еткульском районе. 4) Продолжите фразу: На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков … горох. 5) Узнайте слово по его происхождению. Одни учёные связывают происхождение этого слова с корнем мал: ведь ягода состоит из многих малых ягодок-зёрнышек. Другие считают, что ягода получила своё имя за свой тёмно-красный, малиновый цвет. (малина) Плодами малины питаются не только птицы, но и медведи, волки, лисы, куницы. Проверка - Проверим правильность записанных слов с помощью сигнальных карточек. Учитель называет слово, а дети показывают букву – непроверяемое написание. запад, восток, ландыш, болото, горох, малина Самооценка - Оцените правильность выполнения задания. - знаю и применяю - иногда ошибаюсь - пока не получается
|
3.Минутка чистописания. Актуализация. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи
| Урал - прозрачные озёра, А в них хрустальная вода, Как много в нём души, простора, Известны Миру города. К к Кк - На карте Челябинской области найдите названия городов, которые начинаются с буквы «К». (С.10 «Моя малая Родина») Куса, Катав-Ивановск, Карабаш, Карталы, Касли, Копейск, Кунашак, Кыштым - Рассмотрите схему предложения. Что заметили? (Есть однородные члены предложения. Между ними нет знаков препинания.)
О О О | - города Челябинской области. |
- Как связаны однородные члены? (Интонацией перечисления) - Запишите предложение. Дополните его недостающими однородными подлежащими. - Расставьте знаки препинания. - Прочитайте полученное предложение. (Карталы, Касли, Копейск - города Челябинской области.) - Как расставили знаки препинания?
Самооценка - Оцените правильность выполнения задания.
- знаю и применяю - иногда ошибаюсь - пока не получается
- На доску вывешивается тема урока:
Знаки препинания при однородных членах предложения |
- Знакома ли вам эта тема? (Да.) - Что мы уже знаем про однородные члены предложения, что уже умеем? - Знаем признаки однородных членов предложения.
- Умеем находить в предложении однородные члены.
- Умеем расставлять знаки препинания.
- Какие задачи поставим перед собой на сегодняшнее занятие? - Находить в тексте предложения с однородными членами.
- Правильно расставлять знаки препинания.
- Употреблять в речи предложения с однородными членами
|
4.Решение учебной задачи
| - Приступим к реализации поставленных задач. - Для этого нам необходимо вспомнить основные признаки однородных членов предложения. - Заполните карточку «Повторим», впишите пропущенные слова.
Повторим Однородные члены предложения Однородные члены произносятся с интонацией _____________________________________________ , отвечают_________________________________________________________________________________________ вопрос, относятся к __________________________________________________________________ члену предложения. Выражены __________________________________________________________________ частью речи. Являются __________________________________________________________________ членом предложения. Однородными могут быть как _______________________________________________________________, так и ___________________________________________________________________________________ члены предложения.
|
- Прочитайте правило, которое у вас получилось. Сравните свои ответы с карточкой-помощницей. Повторим Однородные члены предложения Однородные члены произносятся с интонацией перечисления, отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения. Выражены одной и той же частью речи. Являются одним и тем же членом предложения. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. |
Самооценка - Оцените правильность выполнения задания. - знаю и применяю - иногда ошибаюсь - пока не получается
- Как быть тому, кто ещё ошибается в нахождении однородных членов предложения? (Пользоваться памяткой, т.е. карточкой-помощницей.)
- Как могут быть связаны в предложении однородные члены? - интонацией перечисления
- союзами и, а, но, или
- Вы уже умеете ставить запятые между однородными членами предложения, если между ними нет союзов. - Как ставятся знаки препинания, если однородные члены соединены союзами?
Схемы соединения и разделения однородных членов предложения - О, О, О.
- О и О.
- О или О.
- О, а О.
- О, но О.
- О, да О.
- и О, и О, и О.
- О и О, О и О.
|
|
5. Закрепление полученных знаний и способов действий | - Чтобы добиться успеха, надо сделать несколько шагов. - Вспомним Алгоритм работы с предложениями, в которых есть однородные члены 1. Определи, есть ли в предложении однородные члены, найди их. 2. Подумай, как соединены однородные члены предложения. 3. Вспомни, как расставляются знаки препинания при однородных членах предложения.
Задания: 1. Спишите текст с однородными членами, выбрав из скобок нужный союз. Поясните выбор знаков препинания графически (составьте схему). Речной рак водится в Еловом озере (и, а, но, да) Большом Кисегаче. Живут речные раки долго (и, а, но, да) растут очень медленно. Проверка - Какое получилось первое предложение? - Какие союзы выбрали в первом предложении? (и, да) - Почему? (Соединяют однородные обстоятельства места) Речной рак водится в Еловом озере и Большом Кисегаче. или Речной рак водится в Еловом озере да Большом Кисегаче. - Какие знаки препинания поставили? (Не поставили.) - Почему? (Однородные члены соединены одиночными союзами.) - Какие схемы составили? О и О О да О - Прочитайте второе предложение. - Какие союзы выбрали в этом предложении? (а, но) - Почему? (Противопоставляются однородные обстоятельства.) Живут речные раки долго, а растут очень медленно. или Живут речные раки долго, но растут очень медленно. - Какие знаки препинания поставили? (Запятые.) - Почему? (Однородные члены соединены одиночными союзами а, но.) - Какие схемы составили к этому предложению? О, а О О, но О Самооценка - Оцените правильность выполнения задания. - знаю и применяю - иногда ошибаюсь - пока не получается
|
Физкультминутка |
Раз – подняться, потянуться. Два – нагнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть.
- Почему я использовала именно эту физкультминутку? - Как она связана с темой нашего урока? (Есть однородные сказуемые)
|
5. Закрепление полученных знаний и способов действий | 2. Работа в парах. - Отгадайте загадку. Снег засыпал все тропинки. Отдыхал я у осинки. Вдруг на ветку села птичка, А зовут её ... (Синичка) Поработайте в паре. - Прочитайте и проанализируйте предложения. Они усердно, но ловко и быстро общипывают чешуйки с мелких почек. В хвойных, лиственных лесах Урала живёт синичка-гаичка. Зимой и весной эти птички кормятся на ветвях лиственниц. - Ниже приведены схемы предложений с однородными членами. - К каждой схеме выберите и запишите соответствующее предложение так, чтобы получился текст о синичке. 1) О, О. 2) О и О. 3) О, но О и О. |
Проверка - Какой получился текст? В хвойных, лиственных лесах Урала живёт синичка-гаичка. Зимой и весной эти птички кормятся на ветвях лиственниц. Они усердно, но ловко и быстро общипывают чешуйки с мелких почек. - Почему вы поменяли порядок следования предложений? (Надо было составить текст.) - Какую роль в тексте играют однородные члены? (Служат для точности описания. Однородные члены предложения показывают последовательность действий.)
3. Самостоятельная работа. Графический диктант Возьмите листочки, подпишите их. На листе расставлены номера от 1 до 9. Внимательно слушайте каждое предложение. Если в предложении при однородных членах нужна запятая, поставьте «+», если запятая не нужна – «-». 1. По склонам гор видны сосны и кедры. 2. Многие горные хребты Урала покрыты снегом или ледниками. 3. Ель – красивое, высокое дерево. 4. Мы очень спешили к отправлению поезда, но опоздали. 5. Река Миасс пересекает Челябинскую область, впадает в реку Исеть. 6. На болотах любят бывать лоси и кабаны. 7. При взлёте вертолёт не разгоняется по земле, а сразу поднимается вверх. 8. Семенами ели питаются дятлы, клесты, белки и мыши. 9. Хвоинки ели располагаются поодиночке и держатся на ветках пять-семь лет.
Карточка для проверки - –
- –
- +
- +
- +
- –
- +
- +
- –
|
- Как вы справились с этой работой, я проверю сама, но в листе самооценки отметьте, как вы научились ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. (Учащиеся сдают выполненные работы) - знаю и применяю - иногда ошибаюсь - пока не получается
|
6. Домашнее задание
|
Дома вы будете работать по карточке. - Прочитайте задание. - Какие шаги надо сделать, чтобы правильно выполнить задание?
Ф.И. _______________________
Из учебника «Моя малая Родина» подобрать и записать предложения к схемам: 1) О, О, О. 2) О и О. 3) О, но О. Указать, каким членом предложения являются однородные члены.
|
- Возникли ли вопросы по выполнению задания? |
7. Итог урока. Рефлексия | - Давайте снова посмотрим на доску, вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока: - Находить в тексте предложения с однородными членами.
- Правильно расставлять знаки препинания.
- Употреблять в речи предложения с однородными членами.
- Подумайте, а нужны ли в речи однородные члены? - Для чего они нужны? (Однородные члены предложения используются в речи для точности описания. Однородные члены предложения показывают последовательность действий.)
- Теперь проанализируйте свои листы самооценки и сделайте вывод: «Как каждый из вас справился с поставленными задачами?»
Лист самооценки - знаю и применяю - иногда ошибаюсь - пока не получается
| Задание | Моя оценка
| 1.Словарная работа |
| 2. Минутка чистописания |
| 3.Работа по карточке «Повторим» |
| 4.Работа над предложениями с выбором союзов |
| 5.Работа в паре |
| 6.Графический диктант |
|
- Кто хочет рассказать о своих результатах? (Высказывания ребят.)
- Рассмотрите таблицу, выберите к каждому вопросу ответ:
1.На уроке я работал(а) | активно / пассивно | 2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен | 3. Урок для меня показался | коротким / длинным | 4. За урок я | не устал / устал | 5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже | 6. Материал урока для меня был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен лёгким / трудным | 7. Домашнее задание мне кажется | интересным / неинтересным |
Наше занятие мне хочется завершить такими строками:
В небеса уходят горы, Реки бурные текут, А леса стоят стеною Посмотри и там, и тут.
Наш Урал могуч собою, И красив он и велик... Любим мы его душою! Да и как же не любить?
|