1.Самоопределение к учебной деятельности
2.Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.
Актуализация знаний
3.Работа в тетради. Минутка чистописания
4. Словарная работа
5.Физминутка.
6. Работа по теме урока.
7.Физминутка для глаз ( слайд 8 ) 8. Закрепление.
9.Физминутка
10. Рефлексия деятельности (итог урока). | - Добрый день, дорогие ребята. Начинаем наш урок. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! -Чему мы учимся на уроках русского языка? -Сегодня мы отправляемся за новыми знаниями. (слайд 1) -Чтобы получить эти знания, какими вы должны быть учениками?
-Ребята, посмотрите на доску, назовите, что общего в названиях этих предметов? (На доске изображения предметов, в названии которых есть буквосочетания ча-ща, чу-щу) ( затем открывается слайд 2со словами) - Какое правило русского языка существует для всех этих слов? (слайд 3) (повторяет с детьми). ЧАиЩА,ЧАиЩА- Роща, чаща и свеча . Пища, туча, саранча -С буквой А и ЧА, и ЩА. Сочетанья ЧУ и ЩУ Пишем только с буквой У! Чушка, щучка, ухвачу И лучу, кричу, свишу! -Кто догадался, какова же тема нашего урока? Тема сегодняшнего урока: Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу. - Какие цели поставим перед собой? - Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами написания слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу. Физминутка для рук. Я тетрадь свою открою, И наклонно положу. Я от вас, друзья, не скрою: Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. Запись числа. Каллиграфическая строка. (на доске: т, ч, с, п, к) Что общего у этих букв? Какая буква лишняя? Давайте вспомним, как каллиграфически правильно пишется эта буква (слайд 4) Начинаем писать строчную букву ч. Повторим написание строчной буквы «щ». (слайд 4) Написание каких букв напоминает буква «щ»? (и,ц) На второй строке запишем различные соединения с этими буквами: ща, щу, ча. чу Предлагает учащимся игру «Узнай птицу» (Слайд 5) П.тух | В.робей | К.ньки | С.бака | С.рока | В.рона | Л.сица | Р.бота | мальчк |
Найди: Птицу между словами воробей и работа (сорока) Птицу слева от слова воробей (петух) Птицу справа от слова сорока (ворона) Птицу вверху над словом сорока. Все часы идут вот так: Тик-так, тик-так, тик-так. (Наклоны головы то к одному, то к другому плечу.) Смотри скорей, который час: Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивания.) Налево — раз, направо — раз, Мы тоже можем так! (Повороты туловища влево и вправо.) - Ребята, тгадайте загадку Голова огнём пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет - я посвечу. (Свеча) -Назовите все звуки в этом слове. Произнесите мягкие согласные. Составьте звуковую модель этого слова. Как обозначена мягкость согласного звука [в,]? -Какие ещё гласные буквы указывают на мягкость согласных? Почему же рядом со звуком [ч,] вы поставили показатель мягкости, ведь после неё стоит звук, указывающий на твёрдость предыдущего согласного? В русском языке существует правило, что в сочетании ча после [ч,] всегда пиши букву а, а не я.( Вывешивает карточку с сочетанием ЧА) (слайд 6) Обратите внимание на звуки в этом слове. -Какое сочетание нам здесь важно? Сформулируйте правило . - Кто знает, как называется густой лес? - Давайте обратимся к толковому словарю и найдём объяснение этого слова. (слайд 7) Составьте предложение с этим словом. - Посмотрите, в этом предложении есть ещё известное нам сочетание, которое нужно запомнить. - Какое существует ещё правило с сочетаниями ЧУ-ЩУ Работа по учебнику. упр. 1 с. 115. Какую «работу» выполняют буквы А, У в буквосочетаниях? Работа в парах. -Прочитайте текст на листочках. Дети пошли в рощю. Маша на полянке собирает щявель. Миша и катя ищют грибы. Под кустом шыповника дети нашли ежыка. Что вы заметили? -Давайте исправим ошибки, работая в паре. Какое главное правило работы в паре? (Проверка) слайд 9 - Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении. Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи). Ши-ши-ши – маршируют … (малыши). Ча-ча-ча – прискакала … (саранча). Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу). Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща). Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу) - Упр.2 с.116
- Распределительный диктант.
Учащиеся распределяют слова в 3 столбика по вопросам: Что? Какой? Что делаю? Чумазый, стучу, учу, чудесный, чудо, тащу, чулок, лечу. Предлагает учащимся выполнить одно из заданий: 1.Составить предложение с одним из данных слов. 2.Добавить в каждый столбик по одному слову. 3. Придумать со словами словосочетания. -Вот и подошло время, вспомнить, –с каким новым правилом познакомились сегодня на уроке? - Какие затруднения возникали у вас на уроке? - Вы смогли их преодолеть? Оцените свою работу на уроке с помощью солнышка и облачка. Слайд 10 | Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.
Учимся грамотно писать, узнаём правила письма. Развиваем речь. Активными, думающими, внимательными, аккуратными, грамотными. Дети называют предметы на картинках.
-Ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у.
Сочетания ча-ща, чу-щу.
Научиться правильно писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.
-Все буквы строчные, обозначающие глухие согласные звуки. -Лишняя буква ч. Обозначает согласный звук, непарный по глух./звон., и по твёрд. /мягк.
Аккуратно записывают в тетрадь
С комментированием записывают в тетрадь, выделяют опасное место.
Устные ответы учащихся. [св, эч,а ]
гласной буквой е,я,ё,ю,и.
Звук [ч,] всегда мягкий.
Прочитывают правило, приводят свои примеры слов с этими сочетаниями. Правило:
Ча пиши с буквой а
Густой частый лес; заросль- Чаща
Лось пробирается сквозь чащу. Сочетание ЩА.
Сочетание ЩУ Сочетания ЧУ-ЩУ пиши с буквой у ( записывают правило)
В нём много ошибок.
Работать вместе и дружно.
По выбору выполняют задания
(Выполняют самостоятельно, затем осуществляется взаимопроверка.) .
Сочетания ЧУ-ЩУ пиши только с буквой У.
Сочетания ЧА - ЩА пиши только с буквой А.
| Личностные: выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности.
Познавательные: осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать.
Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности.
Личностные: понимать причины успеха в учебной деятельности.
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.
Личностные: формировать умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия.
Познавательные: пользоваться справочной литературой. Поиск и выделение необходимой информации.
Личностные: стимулировать мотивацию учения в ходе проблемного диалога; повышать познавательный интерес; формировать самостоятельность и убеждения. Коммуникативные: делать выводы в результате совместной работы, договариваться с одноклассниками, учиться работать в парах. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
Личностные: формировать адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование через технологию уровневой дифференциации.
Регулятивные: - самоконтроль деятельности; -самооценка результатов работы. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. |