| 2 .Актуализация знаний, постановка учебной задачи урока, мин. чистописания(10мин) -Догадайтесь, какая волшебница нам помогает общаться, получать знания и делиться с ними, читать книги. -Поднимемся по ступенькам волшебницы –речи и вспомните, над какой единицей речи наблюдаете на уроках? -Узнаем, слова какой группы мы пригласим сегодня на урок. - Возьмите карточку № 1. Прочитай запись. Что это? -Слова какой части речи? -Поднимем их на следующую ступеньку превратить их в сочетания слов. Кто хочет – работает один, кто – хочет – в паре с соседом. -Прочитайте, что получилось. -Что изменилось? -Какие слова помогли превратить названия предметов в их сочетания? -Что о предлогах мы вспомнили, выполняя это задание? (Какую работу в речи они выполняют?)
-Итак, слова какой группы приглашаем на урок? Мин чистопис. -Составим их них буквосочетание и красиво пропишем. Ведь с аккуратности начинается культура письменной речи? - (Образец учителя. Следите за безотрывностью письма, наклоном, формой букв. -Вы уже изучали предлоги? -Расскажите всё , что помните о предлогах. Карточки - модельки помогут вам. (Учитель показывает и прикрепляет карточки-лучики по мере ответов детей )
-Итак, предлоги относятся к группе слов …
-Вспомним знакомые предлоги с помощью картинок-ребусов. (Учитель показывает картинку, дети разгадывают): на, между, в, над, под, у, около, перед -Какие не назвали? Дополним по таблице «Запомни!» -Для чего распределил по группам? -Почему надо запомнить? -(Сравни написание и произношение.) -Назовите такие предлоги. -Какой вопрос себе зададим?
-Прочитайте, что написал один коротышка из повести Н. Носова.(Карточка 2.(Индив) -Что записано? -О чём забыл автор этих строк?
-Как исправить? -Попробуйте. Там, где сомневаешься, поставь вопросительный знак зелёной пастой. Как работать, выбирайте сами. -Какие слова не вызвали затруднений? -Какие слова вызвали сомнение? -Что такое с, под? -Какой вопрос теперь зададим?
-Ответить на этот вопрос и предыдущий – цель сегодняшнего урока.
-Итак, предлоги на письме заставляют нас решать задачу. Какую? -А это значит, нам предстоит поработать над …. правописании предлогов. | Слайд 1 Речь
-Над словом (Единицы речи) Карточка1 - Инд. работа: Слова -Имена сущ.
Инд работа. -Теперь слова связаны по смыслу
Предлоги служат для связи слов в предложении. |
-Предлоги
-Прописывают строку
часть речи, | Ничего не обозначают | ??? | не изменяются, | не «дружат»с глаголами, | «дружат» с сущ, прилаг, |
(Называют)
-Чтобы легче запомнить - Нельзя проверить, есть предлоги, которые пишу тся не так, как произносятся, -Без, от, через -Как при письме обозначать слабые звуки? Как слышим или иначе?) Карточка № 2 -Предложения -Слова в предложении пишутся раздельно -Отделить чёрточками слова Индивид. работа и в парах – по желанию) -Тропинка, цветы -Слитно или раздельно писать спускалась, с горы, подрезали, под корень) - Как пишутся предлоги со словами: слитно или раздельно?)
Слитно или раздельно | -Как писать предлоги? |
|
-Орфографическую
|
| 4. Словарно-орфографическая работа (7 мин) -Аккуратность хорошо, а … лучше. (Грамотность) Исследование слова «метро» -Аккуратность – хорошо, а….. лучше. Что лучше? -В гости на урок пригласим слово с непроверяемым написанием. Отгадайте загадку и узнаете его. Угадай-ка Где бывает: Человек стоит, Лестница шагает? |
-Какие слова в загадке помогли найти отгадку? -Кто хочет узнать об этом слове? Тогда исследуем слово «метро». Нашими помощниками будут вопросы. На слайде:
Что слово обозначает? (картинка с обложкой словаря) |
-Сверим со словарём? На слайде: Что слово обозначает? …- городская электрическая железная дорога, обычно подземная. |
-Верно определили? Что добавим? -Соответствует картинка? Что слово обозначает? (картинка) |
-На слайде: Откуда слово произошло? …- сокращённое название метрополитена. Слово происходит от греческих слов метер – «мать» и полис- « город» Метрополитен = «главный город» Пришло из французского языка. |
|
-Как поняли? На слайде:
(С опорой на презентацию)
-Какая задача перед вами?
-Проверяем.
Как слово пишется? и м?тро е |
-Завершаем звуко-буквенный разбор. -Проверяем. Отмечаем точность зелёной пастой. -Кто ошибся? - На слайде: К какой части речи слово относится?
|
-Что получилось?
-Попробуем изменить с помощью вопросов. (Учитель показывает падежные вопросы на карточках.) -На что обратили обратили внимание? Какую часть хотели выделить? - Слово не изменилось – окончания нет. На слайде:
Образуем слова-родственники
|
Сверим со словарём. Что заметили?
Образуем слова-родственники метро метрополитен |
На слайде:
С какими частями в речи «дружит»? Метро (какое?)… |
-Что образовали? Употребляем в речи: В воскресенье к дяде Косте На метро поедем в гости. (Н. Кочаловская) |
-Итак, слово побывало на всех ступеньках волшебницы-речи. Теперь вы сможете его грамотно употреблять. А если будет желание – продолжите исследовать с помощью … | -Грамотность.
Хоровое чтение со слайда.
Называют слово-отдадку. Доказывают свои ответы
(Дети читают вопросы-помощники хором со слайдов; на слайдах – картинки с обложками словарей)
Объясняют значение
Чтение со слайда (про себя) Уточняют.
Читают со слайда про себя
Объясняют. -Обозначить звуки по порядку. (Выполняют неполный звуковой разбор) -Звуки по порядку: [м, и т р о], ударный звук [о], безударный гласный звук [и] задаёт вопрос: какой буквой его обозначить: и или е? -Обратимся к орфографическому словарику в учебнике. В парах повторяют правописание слова. -Выбираем букву е. Сам. работа 1 – называет(остальные сигналят, отмечают правильность с помощью зелёной пасты): в слове 2 слога – мет-ро, ударный второй, 5 букв, 5 звуков, из них 2 гласных, 3 согласных.)
Обозначают карандашом знакомые морфологические признаки. -Слово «метро» отвечает на вопрос что? и называет предмет. Это имя существительное. В единственном числе, во множественном не употребляется. Метро – оно, нарицательное Выполняют под руководством учителя -Слово не изменяется. -Окончание. Называют
-Одно слово – метрополитен.
-С именами прилагательными (новое, столичное, петербургское, старое,…) -Словосочетания
Хоровое чтение
-…словарей, Интернета, энциклопедий, журнала «Мурзилка». |
| 6. Работа над орфограммой.(25мин) -Повторим хором 1 вопрос урока. -Как вы думаете ?
Повторим 2 вопрос. - Какой лучик подсказывает ответ? -Значит, если слово относится к глаголам…. -Назовите на карточке №2 глаголы. - У кого верно – поставь +.Внесите исправления те, кто ошибся.
-Попытаемся предположить, есть ли слова, с которыми предлоги пишутся раздельно -Какие это слова?
-Где можно уточнить наши предположения ? Найдите сами -Что вы прочитали? ( -Отвечает орфограмма на наши вопросы? Сколько в ней частей? -Кто хочет ответить на 1?На 2?
-Что теперь надо сделать? -Я предлагаю вам выполнить упражнение 189 на стр 111. -Какой значок? -Что означает? -Вы хорошо отвечали, поэтому выполним трудное упражнение. -Прочитайте . -Как поняли?
-Подготовим 1 предложение. -Порядок работы: Готовлю, списываю, проверяю, слово которое вставили пиши зелёной пастой, над словом часть речи, предлог выделяю зелёной пастой в кружок, пробелы подчеркни. (1 учитель –на доске, дети в тетрадях. Далее –по образцу) -Проверяем (Далее по 1 у доски – дети.) -Что записали? -Я мысль-ядрышко, а вы пословицу. -Какую часть орфограммы мы доказали. -Повторим хором предлоги, которые вставили. Совпадают они с таблицей? -Прочитайте дополнение к нашему выводу. -Это дополнение даёт нам команду. Какую? -Попробуем создать памятку-помогайку. -Прочитаем, как она назывется. -Попробуйте заполнить. -Помните правила трёх « 3 НЕ» работы в группах. -Что получилось? -Попробуйте -Итак, мы исправить ошибки в записи. -Когда особенно трудно употреблять предлоги? (Когда пишем диктант) | Как обозначить слабые звуки при письме? -Предлоги пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. Запомним предлоги. Хором повторяют. -У глаголов предлогов не бывает
-Если слово -глагол, то пиши слитно -Подрезали, спустились
-Да.
-Имена существительным, с именем прилагательным, с местоимением -В учебнике прочитать вывод мудрой совы (Инд. работа)
-Отвечает. Две. Пишутся одинаково | Раздельно с сущ, прилаг |
Учащиеся проговаривают.
-Доказать на практике работу правила.
Находят (!) -Задание повышенной сложности Инд. работа -Списать, вставить между предлогом и именем существительным подходящее по смыслу слово из слов для справок. Хором1.
Береги нос в большой мороз. 2. На алый …цветок летит мотылёк. 3 В своей … водице и лягушка певица. 4 У всякой …..собаки своя кличка. 5.Без… четырёх углов избу не рубят. 6. Пир на … мир. 7 От … малой искры да большой пожар. -Читают, «в мороз»
-Пословицы.
-Предлоги пишутся раздельно с именами существительными и прилагательными. Читают вывод в учебнике: «Между предлогом и словом можно вставить другое слово»)
-Слитно или раздельно? Работа в группах
Отвечают по группам. |