Организует деятельность по актуализации опорных знаний. Создает ситуацию успеха для учащихся в продвижении по предмету. - Как называется раздел русского языка, в котором говорится о словах и их значении? - Верно лексика. Лексика – наука о словах и их значение. А что значит лексическое значение? - С какими группами слов мы познакомились?
Назовите примеры антонимов? Синонимов! Исконные слова, Заимствованные. ( По 2 слова)
|
Лексика – наука о словах и их значение. - То, что оно обозначает, его смысл. - Многозначные слова, синонимы, антонимы, заимствованные, исконные, омонимы.
Приводят по 2примера каждой группы слов.
| Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: - осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Создает ситуацию, в которой ребенок обнаружит недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. - А вот интересно, обо всех ли словах мы уже с вами узнали? Давайте проверим. -Прочитайте текст. Четверостишье Пушкина.
Снега пушистые взрывая, Летит кибитка удалая. Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушачке. А.С. Пушкин.
-Смогли вы точно представить ту картину, которую нарисовал Пушкин? - Почему?
-Объясните, почему они непонятные?
- А кто догадается, как можно назвать эти слова?
| Дети читают текст; возникшее затруднение фиксируют в громкой речи.
- Нет.
- Есть непонятные слова.
- Слова не употребляются в современной речи, потому что такими предметами мы уже не пользуемся.
- Не знаем
| Регулятивные: - работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; -отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль. Познавательные: - моделирование; - анализ объекта с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; - выделять и осознавать то, что уже освоено. |
Обеспечивает детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Организует работу обучающихся по постановке цели и задач урока.
-Да действительно в русском языке есть и такие слова — устаревшие. Слайд -Как вы думаете, надо нам с ними поближе познакомиться? Зачем?
Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
- Что мы можем узнать об устаревших словах?
-Если мы выясним, что это за слова, мы сможем понять стихотворение Пушкина? А сможем находить такие слова в тексте? Значит, чему будем учиться? Я ВАС ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛА? |
- Да. - Для понимания текстов.
Познакомиться с устаревшими словами.
В итоге диалога учащиеся ставят перед собой цель и задачи: СЛАЙД Цель урока – познакомиться с устаревшими словами. Задачи: Выяснить, какие слова называются устаревшими Узнать, какую роль играют устаревшие слова в русском языке. Учиться находить устаревшие слова и объяснять их значение. | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?). Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке.
|
Организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися. Создает условия для решения учебной задачи. Слайд. Еще раз прочитайте четверостишие Пушкина. Назовите слова, смысл которых Вам не очень понятен? -Назовите их
Слайд. -Посмотрим на эти предметы. Слайд. Кибитка, облучок. Кибитка была крытой повозкой, щелчок на облучке (передней части) которой находился ямщик, а в самой повозке были места для путешествующих. Кибитка защищала путников от мороза, холодного ветра.
Слайд. Ямщик, тулуп, кушак. Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик –ЧЕЛОВЕК на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях. Слайд Одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху.
-Как вы думаете, почему в четверостишье Пушкина так много устаревших слов?
-Можете ли вы теперь ясно представить картину, которая описана в четверостишии?
-Какую бы картину вы нарисовали к этому стих-ю? .
Слайд. Знакомство со словарём. - Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, где можно узнать их значение? -В каком? -Верно, в толковом. - А ещё существует замечательный словарь, в котором вы найдёте значение многих устаревших слов. Называется он «Толковый словарь живого великорусского языка», его автор и составитель Владимир Иванович Даль, с ним мы знакомились на уроках литературного чтения. (Демонстрирую словарь) -Для учеников существует (ПОКАЗЫВАЮ) «Школьный толковый словарь», где можно найти информацию о словах.
Работа с учебником. - Откройте с .157. Что представлено на этой странице? - А есть ли среди этих слов устаревшие слова?
Как вы догадались?
- Кто нашёл устаревшее слово? Прочитайте его.
-Можем ли мы теперь сказать, какие слова называются устаревшими. - Сверим с учебником.
Чтение правила в учебнике. Стр. 86 - Часто ли вы слышите эти слова в жизни? - Почему же слова устарели?
- Где встречаются устаревшие слова?
|
Читают текст и называют: Кибитка, ямщик, облучок, тулуп, кушачок
Рассматривают на слайде и знакомятся со значением слов.
- Он жил давно, эти слова употреблялись в языке, потому что были эти предметы.
-Зима. Едет повозка с лошадью, ею управляет человек в тулупе, подпоясанный красным кушаком.
- В словаре.
- Толковом.
Дети рассматривают словари.
- Слова и их лексическое значение.
- Рядом со словом в скобках записано – « УСТАР.»
Чтение устаревшего слова и его лексического значения.
- Да.
Читают правило. - Нет. - Некоторые предметы и явления, постепенно забываются, исчезают - устаревают. - В литературных произведениях. | Регулятивные: - работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; -отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль. Познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи.
|
Организует работу обучающихся по первичному закреплению знаний обучающихся. - Предлагаю вам поиграть в игру «Найди четвёртое лишнее». Слайд.
Кеды, босоножки, лапти, кроссовки. Пальто, плащ, шуба, кафтан. Стол, утюг, коромысло, кастрюля. Нос, рот, очи, уши.
Выпишите из каждой строчки устаревшее слово.
Проверка выполнения задания
При защите своей работы , вам необходимо ответить на следующие вопросы: - -Что объединяет эти слова?
- Какое «лишнее»?
- Почему?
Слайд. Слова.
- Молодцы, мы выяснили, что устаревшие слова называют предметы, которые исчезли из нашей жизни. А очи – это глаза. -Значит, очи не устаревшее слово.
-Верно, есть такие устаревшие слова, которые в современном языке имеют другое название. Как можно назвать слова очи-глаза?
Устали? Поиграем? А заодно проверим, найдут ли наши знания об устаревших словах своё применение. Игра называется «Найди пару» - Предлагаю найти пары синонимов: устаревшее слово – современный синоним.
Слайд. рать - молодой молвить — перст младой - льзя палец - говорить можно - войско
Проверка выполнения задания - Какие пары слов у вас получились? - Сверьте свои ответы с ответами на слайде. СЛАЙД рать - войско молвить — говорить младой - молодой палец - перст можно - льзя
- Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы работали? Легко вам было или трудно? В чем испытывали затруднение? Оцените себя! Кто сделал все верно? ….. Физминутка для глаз
Творческая работа. Работа в группах. Работа со словарями (по группам) -На каких уроках чаще всего мы можем услышать устаревшие слова?
- Приглашаю вас в старинный русский город. СЛАЙД Заглянем в гости в один большой красивый дом, хозяйкой которого является богатая женщина или барыня. Вот какой разговор состоялся между хозяйкой и её служанкой. СЛАЙД с текстом - -Марфа!Марфа!
- -Слушаюсь барыня.
- -Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!
- -Никак не лытаю, барыня.
- -Что за дело пытаешь?
- -В хоромах прибираюсь.
- -Меня в гости позвали, помоги нарядиться!
- -Слушаюсь, барыня.
- -Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Подай мне зерцало!
- -Примите барыня.
- -Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела?
- -Вразумела, барыня. Будет исполнено.
Вы поняли, о чем они говорят? — Хочу предложить вам работу: не только интересную, но и полезную. Сейчас вы будете переводчиками, переведите этот текст на современный русский язык. Для этого найдите устаревшие слова, над ними напишите ваш перевод слов. Самостоятельная работа 10мин. Понятно стало? А что вам помогало в работе? Как вы поняли значение слов? - А все слова вы нашли в словаре?
Оцените работу в группе. Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны (поставить знак V) Критерии оценки | Оцените себя | Мы работали дружно и у нас всё получилось. |
| У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. |
| У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
|
Дружно работали Справились с заданием.
|
Работа в группах Читают, выделяют и записывают «лишнее» слово.
Озвучивают ответы всей группой.
- Устаревшее. Раньше говорили очи, а теперь — глаза.
- Синонимы.
Работа в паре
Самопроверка
- Окружающий мир – история нашей Родины. Литературное чтение - сказки, пословицы, поговорки русского народа.
- Нет. Есть устаревшие слова.
Дети читают составленный текст по ролям.
- Нет. Догадались по смыслу текста.
| Регулятивные: -отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль. Познавательные: - осуществлять анализ учебного материала. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Организует рефлексию и самооценку, объясняет домашнее задание.
Вернемся к цели и задачам урока. - Выяснили, какие слова называются устаревшими? - Какую роль играют устаревшие слова в русском языке? - Где встречаются устаревшие слова? - С помощью чего можно объяснить их значение?
- Что для вас было интересным сегодня? - Что показалось самым трудным? -Самым легким? - Что бы еще хотели узнать об устаревших словах?
Домашнее задание. Дома из учебника литератур. чтения выучите стих на стр.106, найдите примеры устаревших слов и их значение в толковом словаре, подумайте, почему устарели эти слова. И запишите их в тетрадь по русскому языку
Сегодня мне было очень приятно с вами работать. Я увидела умных, заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось - не беда. Ведь вы все стали умнее, потому что узнали об устаревших словах. Желаю вам успехов в изучении русского языка. «Учите русский с душой, с усердием, с умом!
|
- По словарю или смыслу текста
| Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|