Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Юмагузина Гульфира Минигалиевна

Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_2_kl._ustarevshie_slova_.docx44.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  русский язык.

Класс: 2 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока. «Устаревшие слова»

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с устаревшими словами.

Задачи урока:

  1. Предметные:

- наблюдать за словами, вышедшими из употребления;

-устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений);

- ввести понятие «устаревшие слова».

II.    Метапредметные:

  1. Познавательные УУД:

- проводить сравнение, анализировать и делать выводы;

- формировать умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания - незнания);

- развивать речь учащихся, расширять словарный запас.

2.Регулятивные УУД:

- формировать умение самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

- планировать свою деятельность и действовать по плану;

- работать со словарем.

 

3.Коммуникативные УУД:

  - формировать умение работать в группе, в паре;

  - умение полно и точно выражать свои мысли;

  - формировать умение критически осмысливать высказывания других, отстаивать свою точку зрения.

4.      Личностные результаты:

  - формировать положительную мотивацию к обучению;

  - создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету.

Предполагаемый результат

В  конце урока ученики смогут:

          - установить причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений)

  - оценить результаты своей деятельности и соотнести их с целью урока.

Педагогические технологии: технология системно-деятельностного подхода, технология обучения в сотрудничестве, игровая технология, технология оценивания образовательных достижений учащихся.

Оборудование: «Толковый словарь живого великорусского языка» автор и составитель В.И. Даль, ) , учебник «Русский язык» , 2 класс, авт. С.В.Иванов,  листы самооценки, карточки для выполнения заданий, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1 этап. Организационный  (2 мин.)

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

- Ребята, прозвенел звонок на очередной урок русского языка.

- Улыбнитесь друг другу. Пожелайте успеха. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Садитесь.

Приветствуют друг друга, записывают число, классная  работа.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

2 этап. Создание ситуации успех. Актуализация опорных знаний.2мин.

Цель: создание условий для прогностической самооценки знаний учащимися по изучаемой теме.

Организует деятельность по актуализации опорных знаний. Создает ситуацию успеха для учащихся  в продвижении по предмету.

-  Как называется раздел русского языка, в котором говорится о словах и их значении?

- Верно лексика. Лексика – наука о словах  и их значение. А что значит лексическое значение?

- С какими группами слов мы познакомились?

 Назовите  примеры антонимов?    Синонимов!    Исконные слова, Заимствованные. ( По 2 слова)

Лексика – наука о словах  и их значение.

- То, что оно обозначает, его смысл.

- Многозначные слова, синонимы, антонимы, заимствованные, исконные, омонимы.

Приводят по 2примера каждой группы слов.

Познавательные:

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3 этап. Создание ситуации разрыва

Цель: создание проблемной ситуации для постановки цели урока

Создает ситуацию, в которой ребенок обнаружит недостаточность своего знания для решения возникшей задачи.

-  А вот интересно, обо всех ли словах мы уже с вами узнали?  Давайте проверим.

-Прочитайте текст. 

Четверостишье Пушкина.

Снега пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая.

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушачке.

А.С. Пушкин.

-Смогли вы точно представить ту картину, которую нарисовал Пушкин?

- Почему?

-Объясните, почему они  непонятные?

- А  кто догадается, как можно назвать  эти слова?  

Дети читают текст; возникшее затруднение фиксируют в громкой речи.

- Нет.

- Есть непонятные слова.

- Слова не употребляются в современной речи, потому что такими предметами мы уже не пользуемся.

- Не знаем

Регулятивные:

- работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

-отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

- моделирование;

- анализ объекта с целью выделения существенных признаков.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

- выделять и осознавать то, что уже освоено.

4.Формулирование учебной задачи. Анализ условия решения задачи.

Цель: зафиксировать разрыв, определить цели урока. Составить план учебных действий, направленных на реализацию цели

Обеспечивает детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Организует работу обучающихся по постановке цели и задач урока.

-Да действительно в русском языке есть и такие слова — устаревшие. Слайд

-Как вы думаете, надо нам с ними поближе познакомиться?

 Зачем?

Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

- Что мы можем узнать об устаревших словах?

-Если мы выясним, что это за слова, мы сможем понять стихотворение Пушкина?  А сможем находить такие слова в тексте? Значит, чему будем учиться?   Я ВАС ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛА?

- Да.

- Для понимания текстов.

Познакомиться с устаревшими словами.

В итоге диалога учащиеся ставят перед собой цель и задачи:

СЛАЙД

Цель урока – познакомиться с устаревшими словами.

 Задачи:    Выяснить, какие слова называются устаревшими

Узнать, какую роль играют устаревшие слова в русском языке.

Учиться находить устаревшие слова и объяснять их значение.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?).

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством  учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

5 этап: Решение учебной задачи 15 мин

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковый, вербальной форме.

       Организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися. Создает условия для решения учебной задачи. Слайд.

 Еще раз прочитайте четверостишие Пушкина. Назовите слова,  смысл которых Вам не очень понятен?

-Назовите их

Слайд.

-Посмотрим на эти предметы.

Слайд. Кибитка, облучок.

Кибитка была крытой повозкой,  щелчок на облучке (передней части) которой находился    ямщик, а в самой повозке были места для путешествующих. Кибитка защищала путников от мороза, холодного ветра.

Слайд. Ямщик, тулуп, кушак.

Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик  –ЧЕЛОВЕК на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях.  Слайд

Одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху.

-Как вы думаете, почему в четверостишье Пушкина так много устаревших слов?

-Можете ли вы теперь ясно представить картину, которая описана в четверостишии?

-Какую бы картину вы нарисовали к этому стих-ю?

.

Слайд.

Знакомство со словарём.

- Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, где  можно узнать их значение?

-В каком?

-Верно, в толковом.

- А ещё существует замечательный словарь, в котором вы найдёте значение многих устаревших слов. Называется он «Толковый словарь живого великорусского языка», его автор и составитель Владимир Иванович Даль,  с ним мы знакомились на уроках литературного чтения. (Демонстрирую словарь)

 -Для учеников  существует (ПОКАЗЫВАЮ)

 «Школьный толковый словарь», где  можно найти информацию о словах.

Работа с учебником.

- Откройте с .157. Что представлено на этой странице?

 - А есть ли среди этих слов устаревшие слова?

 Как вы догадались?

- Кто нашёл устаревшее слово?  Прочитайте его. 

-Можем ли мы теперь сказать, какие слова называются устаревшими.

- Сверим с учебником.

Чтение правила в учебнике. Стр. 86

  - Часто ли вы слышите эти слова в жизни?

- Почему же слова устарели?

- Где встречаются устаревшие слова?

 

Читают текст и называют:

Кибитка, ямщик, облучок, тулуп, кушачок

Рассматривают на слайде  и знакомятся со значением слов.

- Он жил давно, эти слова употреблялись в языке, потому что были эти предметы.

 -Зима. Едет повозка с лошадью, ею управляет человек в тулупе, подпоясанный красным кушаком.

- В словаре.

- Толковом.

Дети рассматривают словари.

-  Слова и их лексическое значение.

- Рядом со словом в скобках записано – « УСТАР.»

Чтение устаревшего слова и его лексического   значения.

- Да.

Читают правило.

- Нет.

- Некоторые предметы и явления, постепенно забываются, исчезают  - устаревают.

- В литературных произведениях.

Регулятивные:

- работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

-отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи.

6 этап: первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи.

Организует работу обучающихся по первичному закреплению знаний обучающихся.

- Предлагаю вам поиграть в игру «Найди четвёртое лишнее». 

Слайд.    

Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

Пальто, плащ, шуба, кафтан.

Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Нос, рот, очи, уши.

Выпишите из каждой строчки устаревшее слово.

Проверка выполнения задания

При защите своей работы , вам необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. -Что объединяет эти слова?
  2. Какое «лишнее»?
  3. Почему?

Слайд. Слова.

- Молодцы,  мы выяснили, что устаревшие слова называют предметы, которые исчезли из нашей жизни. А очи – это глаза.

-Значит, очи не устаревшее слово.

-Верно, есть такие устаревшие слова, которые в современном языке имеют другое название. Как можно назвать слова    очи-глаза?  

Устали? Поиграем? А заодно проверим, найдут ли наши знания об устаревших словах своё применение.

Игра называется «Найди пару»

- Предлагаю найти пары синонимов: устаревшее слово – современный синоним.

Слайд.

рать  - молодой

молвить —  перст

младой -  льзя

палец -  говорить

можно - войско

Проверка выполнения задания

- Какие пары слов у вас получились?

- Сверьте свои ответы с ответами на слайде.

СЛАЙД

рать  - войско

молвить —  говорить

младой -  молодой  

палец - перст  

можно - льзя  

- Поблагодарите друг друга за совместную работу.

Как вы работали? Легко вам было или трудно? В чем испытывали затруднение? Оцените себя! Кто сделал все верно? …..

Физминутка   для глаз

Творческая работа. Работа в группах. Работа  со словарями (по группам)

-На каких уроках чаще всего мы можем услышать  устаревшие слова?

- Приглашаю  вас в старинный русский город. СЛАЙД     Заглянем в гости в один большой красивый  дом, хозяйкой которого является богатая женщина или барыня. Вот какой разговор состоялся между хозяйкой  и её служанкой. СЛАЙД с текстом

  • -Марфа!Марфа!
  • -Слушаюсь барыня.
  • -Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!
  • -Никак не лытаю, барыня.
  • -Что за дело пытаешь?
  • -В хоромах прибираюсь.
  • -Меня в гости позвали, помоги нарядиться!
  • -Слушаюсь, барыня.
  • -Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Подай мне зерцало!
  • -Примите барыня.
  • -Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела?
  • -Вразумела, барыня. Будет исполнено.

Вы поняли,  о чем они говорят?

 — Хочу предложить вам работу: не только интересную, но и полезную. Сейчас вы будете переводчиками, переведите этот текст на современный русский язык. Для этого найдите  устаревшие слова, над ними  напишите ваш перевод слов.

 

Самостоятельная работа 10мин.

Понятно стало? А что вам помогало в работе? Как вы поняли значение слов?

- А все слова вы нашли в словаре?

Оцените работу в группе.

Отметьте  вариант ответа, с которым вы согласны (поставить знак V)

Критерии оценки

Оцените себя

Мы работали дружно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения,

но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения,

мы справились с помощью учителя

Дружно работали

Справились с заданием.

Работа в группах

Читают, выделяют и записывают «лишнее» слово.

Озвучивают ответы всей группой.

- Устаревшее. Раньше говорили очи, а теперь — глаза.

- Синонимы.

Работа в паре

Самопроверка

- Окружающий мир – история нашей Родины.  Литературное чтение - сказки, пословицы, поговорки русского народа. 

- Нет. Есть устаревшие слова.

Дети читают составленный текст по ролям.

- Нет. Догадались по смыслу текста.

Регулятивные:

-отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7 этап: рефлексия учебной деятельности на уроке. 3 мин.

Цель: организовать рефлексию и самооценку обучающихся; обсудить и записать домашнее задание.

Организует рефлексию и самооценку, объясняет домашнее задание.

Вернемся к цели  и задачам урока.

- Выяснили, какие слова называются устаревшими?

- Какую роль играют устаревшие слова в русском языке?

- Где встречаются устаревшие слова?

 - С помощью чего можно объяснить их значение?

- Что для вас было интересным сегодня?

- Что показалось самым трудным?

-Самым легким?

- Что бы еще хотели узнать об устаревших словах?

 Домашнее задание.

Дома из учебника литератур. чтения  выучите стих на стр.106, найдите примеры устаревших слов и их значение в толковом словаре, подумайте, почему устарели эти слова. И запишите их в тетрадь по русскому языку

Сегодня мне было очень приятно с вами работать. Я увидела умных, заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось - не беда. Ведь вы все стали умнее, потому что узнали об устаревших словах. Желаю вам успехов в изучении русского языка. «Учите русский с душой, с усердием, с умом!

  • По словарю или смыслу текста

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Используемые источники:

  1. Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: КН. Для учителя /А.М. Смолкин. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Балаев А.А. Активные методы обучения. - М., Профиздат, 1994.
  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами.- М:ООО ИКТЦ «Лада», 2006.-224с.
  4. Русский язык с увлечением. 3 класс. Образовательный курс. Коваленко Л.Н.-М. Планета, 2013.-176с.

                                                                                                                                                   

                                      Приложение

Оцените работу в группе.

Отметьте  вариант ответа, с которым вы согласны (поставить знак V)

Критерии оценки

Оцените себя

Мы работали дружно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения,

но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения,

мы справились с помощью учителя

  • -Марфа!Марфа!
  • -Слушаюсь барыня.
  • -Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!
  • -Никак не лытаю, барыня.
  • -Что за дело пытаешь?
  • -В хоромах прибираюсь.
  • -Меня в гости позвали, помоги нарядиться!
  • -Слушаюсь, барыня.
  • -Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Подай мне зерцало!
  • -Примите барыня.
  • -Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела?
  • -Вразумела, барыня. Будет исполнено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Школа 21 века". Тема. Учимся писать буквы о ,ё после шипящих в корне слова.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по системе" Начальная школа 21 века" разработана  в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети учатся строить речевое высказывание...

Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"

Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"...

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Заглавная буква в имена собственных" с презентацией....

Конспект урока русского языка для 4 класса коррекционной школы I вида. Тема" Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе ЗПР школы глухих по теме "Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое"....

Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

      со  Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода  ...

Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст" (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Учимся составлять текст»Цели деятельности учителя: формирование умений работы с составлением текста; развитие умения определять основную мысль текста и его абзацев, а также озаглавл...

Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России» Тема урока: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Цель урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; учить выделять окончание в словах.Тип урока: урок усвоения новых знаний....