Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Тема "Правила правописания слов с безударными гласными в корне. Повторение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Маликова Елена Владимировна

Урок для 2 класса УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku_2_klass135.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                     

           

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Русский язык

УМК

«Школа России»

Класс

2

Тема урока

«Правила правописания слов с безударными гласными в корне. Повторение»

Тип урока

Урок  систематизации и обобщения  знаний.

Цель урока

Создать условия для совершенствования знаний учащихся о способах проверки слов с безударными гласными в корне.

Задачи урока

Образовательные:

- формировать умение правильно писать слова с безударными гласными в корне;

-закрепить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным в корне;

-устранить пробелы в знаниях о правописании слов с безударным гласным звуком в корне;

Развивающие:

-развивать умение применять правила проверки безударных гласных в корне слова;

-развивать самостоятельность, коммуникативные умения и навыки;

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность при выполнении задания в тетрадях;

- формировать навыки сотрудничества в парах.

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь различать слабые и сильные позиции гласных  в корне слова; применять изученные правила правописания;

-совершенствовать умение правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов), видеть орфограмму в слове; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

  •  умение подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • формирование умения выполнять действия по алгоритму.

Регулятивные:

  • умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

  •  умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  •  умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Образовательная технология

технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве

Формы работы

фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Методы обучения

частично-поисковый, наглядный, практический

Оборудование

Учебник  «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий  2 класс, 2 часть, раздаточный материал, листы для самооценки, проектор, компьютер, презентация.

Межпредметные связи

Русский язык – литературное чтение

Основные понятия

 Безударные гласные, корень слова, однокоренное слово

Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

I.

Организационный

II.Мотивация учебной деятельности.  

2мин

Приветствует обучающихся,  эмоционально настраивает их на урок.

-Давайте начнём наш урок с улыбки. Создадим хорошее дружелюбное настроение, улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог отличного настроения, а отличное настроение – помощник в любом деле. Давайте будем друг другу дарить улыбку и радость. (Слайд 1) C:\Users\Игорь\Downloads\1347237_2.png

- Ребята, прочитайте пословицу.

«Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости».

— Как вы её понимаете?

(Слайд 2) 

- Русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости.

-Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в течение всей жизни в сундучок нашей памяти, а когда нужно, достаём и используем.

— Я очень надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет пополнить свой сундучок знаний. 

(Слайд  3)

-Итак, давайте продолжим наш урок.

Приветствуют  учителя. Настрой на начало урока.

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, вежливого общения.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают своё мнение.

Л: - самоопределение, умение осознавать и определять свои эмоции, положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Р.:- понимать и сохранять учебную задачу.

К.: -  умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Актуализация знаний учащихся

10мин

 Чистописание

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою.

Ручку я вот так держу

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

На экране образец: (Слайд 4)

- Посмотрите, какие соединения  взяли для минутки чистописания.

аоиея  оиеяа  иеяао  ...  (еяаои  яаоие)

- Как связаны между собой эти буквы? Что это за буквы? (Гласные, которые требуют проверки без ударения, в слабой позиции). Запомните узор. (Запись убирается)

- В чем будет состоять ваша задача? Воспроизведите и продолжите. Какое главное условие красивого письма.

Самопроверка. (Слайд 5)

Гимнастика для глаз  

Словарная работа. (Карточки)

-Вставьте пропущенные буквы.  

Д_рога, с_ва,  яг_да, л_пата, гр_за, б_рёза, ябл_ко, р_сунок, вет_р, ос_нь

-Какие слова здесь «лишние»?

-Почему?

Самопроверка по эталону.  (Слайд 6)

Формулируют ответы на поставленный учителем вопрос.

Делают записи в тетрадях.

Формулируют ответы на поставленный учителем вопрос.

У каждого ученика есть наклейки - смайлики, пользуясь критериями оценивания, дети наклеивают на поля тетради нужный смайлик.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Вставляют в слова пропущенные буквы. Самопроверка по эталону.  

Отвечают на вопрос учителя, высказывают своё мнение. Доказывают свою точку зрения.

К:

-  умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, планировать учебное сотрудничество.

П.: - умение структурировать знания, формирование познавательной активности учащихся.

Л.: Проявляют установку на здоровый образ жизни

IV. Постановка учебной проблемы

Формулирование проблемы.

3 мин

Организует работу по подведению к теме и цели урока.

– Я хочу вам рассказать историю.

Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

“Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Коля принесет”.

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Проанализируйте, почему так получилось?

– Какое правило не знал Дима?

– Как правильно записать это слово?

 - Кто-то может определить тему сегодняшнего урока?

-Верно, тема нашего урока: «Правила правописания слов с безударным гласным в корне»

-Какие цели поставите перед собой?

Формулируют ответы на поставленный учителем вопрос.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/636537/Image3412.jpg

Формулируют тему урока и цель урока.

-Правила правописания  слов с безударным гласным в корне.

-Находить опасное место в слове.

-Продолжать учиться подбирать проверочные слова, чтоб писать без ошибок.

Комментировать во время письма.

П.: - преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Р.:-  умение самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные результаты:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

-формирование умения  высказывать своё

предположение на основе работы с иллюстрацией

V. Поиск решения проблемы.

15 мин

-А теперь сосредоточьтесь и ответьте на вопрос «Прав ли ученик, рассуждая так: «Ш.рстяной» нужно писать с И, так как жи-ши пишу с гласной и. (Слайд 7)

Обсуждение вопроса. Как же нужно решать орфографические задачи?

– Как можно проверить безударный  гласный звук?

-Я предлагаю вам  вспомнить алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/09/27/s_5d8e3ba5cf44e/1212807_1.png

Организует письменную работу.

Письмо по памяти.

На даче в лесу были разные птицы: сороки, стрижи, воробьи и синицы.

- Найдите слова с безударной гласной.

-Запишите по памяти это предложение.

Физкультминутка

Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  (Слайд 8)

Задание на доске:

-Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

-Соедините дугой одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слова.

З*рно, л*сты, с*стра, шк*фы, зв*зда, хл*ба.

Работа  по карточкам.

- Предлагаю закрепить полученные знания. У вас на партах лежат разноцветные карточки с заданиями. Внимательно прочитайте каждый своё задание и приступайте к его выполнению. (По одному человеку работают у доски)

1. Зелёная карточка

Исправь ошибки, подчеркни корневые орфограммы, выделив корень.

(В карточке предложение записано с ошибками).

2. Синяя карточка

Выбери и подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово, выдели корень.

шу(б,п)ка __________                                

к(о,а)лючий ________                                  

ненас(?)ный ________

3. Жёлтая карточка

Образуй от имён существительных однокоренные имена прилагательные.

 Подчеркни корневую орфограмму.

существительные   прилагательные                                                          

грусть ______________                                                                      

скрип  ______________                                                                      

сладость ____________                                                                  

Проверка.

(Слайд 9, 10) – проверка задания на карточках синего цвета.

(Слайд 11, 12) – проверка задания на карточках зелёного цвета.

(Слайд 13) – проверка задания на карточках жёлтого цвета.

Формулируют ответы на поставленный учителем вопрос.

Чтобы проверить безударный гласный звук в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы гласный стал ударным. Ударный и безударный звук в корне пишется одинаково.

1.Прочитать слово.

2.Поставить ударение.

3.Выделить корень.

4.Определить безударную гласную.

5.Подобрать проверочное слово.

Формулируют ответы на поставленный учителем вопрос. Записывают предложение. Находят слова с безударной гласной.

(Лесу, сороки, стрижи, воробьи, синицы)

Повторяют движения физминутки.

Самопроверка по эталону.

Записывают в тетрадь.

зёрна – зерно                

 лист - листы

сёстры – сестра                

шкаф - шкафы

звёзды – звезда                

 хлеб - хлеба

Работают с листами самооценки.

Записывают правильный ответ в тетрадь с самопроверкой по эталону.

Поздним вечером на холодную землю выпал снег.

П.: - формирование познавательной активности учащихся;

- формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

К.: - формирование умения высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- овладение диалогической и монологической речью.

Л.: - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Р.: - выдвигать предположения,

-- проговаривать последовательность действий на уроке.

VI. Выражение решения проблемы.

Обобщение, систематизация и применение знаний.

6 мин

Подводит учащихся к выводу, который объединяет все эти решения.

Организует работу в группах.

Игра “Забей гол”. Групповая работа
На доске записаны столбики слов с безударными гласными:

пч…ла р…ка

гр…за в…да

д…нёк п…тно

д…ска гр…бы

гл…за сл…за

стр…ла зв…рёк

шк…фы ст…на
Ребята! Вам необходимо выполнить задание (забивает голы) по проверке безударных гласных. Каждый член команды должен подчеркнуть в слове безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение. Выигрывает та команда, которая забьёт наибольшее количество точных голов.
(Слайд 14)

-Молодцы! Вы все трудились отлично.

Формулируют ответы на поставленный учителем вопрос и делают вывод.

Объединяются в группы, проговаривают правила работы в группе

-Работать дружно.

-Работать быстро.

-Слушать и слышать каждого.

-Если у кого-то затруднение – помочь.

Работают с листами самооценки.

П.: - формирование познавательной активности учащихся;

-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Р.:- проговаривать последовательность действий на уроке.

К.:- развивать умение слушать и понимать речь других,

- формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

- формировать умение высказывать свои мысли, точку зрения в устной форме.

Л.: - формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступков других людей.

VII. Итог урока.

2 мин

Организует работу по составлению кластера.

- Какие гласные звуки нуждаются в проверке? 

 - В какой части слова эти безударные гласные звуки вызывают у нас сомнение при написании?

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать  нужную букву?

-Как проверить безударные гласные в корне?

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/15/k_5852863f8eae0/370015_5.jpeg

Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный  ставь под ударение,
Чтоб развеять все сомнения!

Соотносят результаты работы с целью, делают выводы, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, слушают друг друга.

Составляют кластер.

П.: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

К.:

 - формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

VIII. Рефлексия

1 мин

Организует деятельность по самооценке учениками своей работы на уроке.

Продолжи фразу:

- Самое трудное для меня было…

-Лучше всего мне сегодня на уроке удалось…

- Я понял, что…

- Теперь я могу… (Слайд 15)

 Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Продолжают фразу.

Подводят итог по листам самооценки.

П: - осуществлять анализ учебного материала.

Л.: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

IX. Домашнее задание.

1 мин

Организует деятельность по выбору домашнего задания.

Разноуровневые задания: (Слайд 16)

1.Написать  10 слов с безударными гласными в корне.
2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.
3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с безударными гласными в корне.

Благодарю за урок.

Записывают домашнее задание.

П: - формирование познавательной активности учащихся.

Л: - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Русский язык 2 класс. Тема "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (конспект + презентация)

Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме " Правописание слов с безударными гласными в корне слова" + презентация....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.

Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию  н...

Урок русского языка по теме: "Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных". 2 класс в рамках конкурса "Учитель года 2015"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке открытия новых знаний  используются различные методы и приёмы обучения. Использование интерактивной доски активизирует деятельност...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...

Технологическая карта урока по учебному предмету « Русский язык», 2 класс, тема «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

     Конспект урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» по программе "Школа России". Урок- путешествие.  ...

Презентация к уроку. Русский язык , 2 класс. Тема : "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"

Презентация.   Русский язык, 2 класс . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"...