Урок русского языка по теме: "Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных". 2 класс в рамках конкурса "Учитель года 2015"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке открытия новых знаний используются различные методы и приёмы обучения. Использование интерактивной доски активизирует деятельность учащихся на уроке. В течение урока учащиеся поднимаются на вершину пирамиды знаний и достигают поставленной цели.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка, 2 класс.
Тема: Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных.
Цель: создание условия для формирования понятия проверочные слова, умения находить проверочные слова для безударной гласной в корне из ряда однокоренных.
Задачи:
- Познакомить с понятие проверочные слова, с правилом нахождения проверочных слов для безударной гласной в корне из ряда однокоренных.
- Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, самооценку, самоконтроль.
- Прививать стремление и интерес к знаниям, к самостоятельной учебной деятельности.
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепочки рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
Планируемый результат: умение находить проверочные слова в группе однокоренных.
Ход урока:
- Самоопределение к деятельности.
- Добрый день, ребята. Меня зовут Ирина Викторовна. Сегодня я проведу с вами урок русского языка. Я принесла с собой вот такое весеннее солнышко. Его лучики будут дарить вам тепло и хорошее настроение.
- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне и нашим гостям. Приготовили пальчики, касаемся кончиками пальчиков друг друга и повторяем за мной. Я желаю тебе сегодня успеха!
- Надеюсь, что наше общение будет интересным и познавательным. - Сегодня на уроке свою работу будете оценивать в листах самооценки. К ним обратимся чуть позже. Ф1
- Работать будем под девизом: «К новым знаниям стремимся, друзья! Без открытий нам в жизни нельзя!
- Как вы думаете, почему я выбрала такой девиз? (будем открывать новые знания).
- Почему нужно стремиться к новым знаниям? (чем больше узнаём, тем становимся умнее и грамотнее, знания- наше богатство.)
II. Минутка чистописания.
- Открываем тетради, записываем число 16 марта. Классная работа. Ф2
- Как назвать эту запись одним словом?
-Что вы о них знаете?
- Пропишите буквы в следующей строке по образцу.
- Эти буквы помогут нам сегодня подняться на вершину пирамиды знаний.
III. Актуализация знаний
- Вперёд за новыми знаниями!
- А с собой мы возьмём этот чемоданчик.
- Как вы думаете, что в нём?
- В нём необычные слова. Они помогут нам открыть одну тайну языка.
- Но сначала достанем из тайников памяти ваши знания и поиграем в игру да – нет.
- Если вы согласны с утверждением, поворачиваетесь к слову да и показываете на него правой рукой, если не согласны поворачиваетесь к слову нет и показываете левой рукой.
- Встаньте из-за парт. Слушаем внимательно и думаем.
1. Корень - это главная часть слова и однокоренных слов. (да)
2. Чтобы выделить корень, надо подобрать одно однокоренное слово. (нет).
3. Однокоренные слова имеют одинаковый корень и близки по смыслу. (да).
4. В корне слова заключён общий смысл всех однокоренных слов. (да)
5. Гласные буквы а, о, и, е, я в корне слова требуют проверки, если стоят в сильной позиции, т.е. под ударением (нет).
-А когда буквы гласных звуков требуют проверки?
-Молодцы! Ф3
Оцените свою работу в листах самооценки. Если выполнили всё правильно, поставьте галочку в красном квадратике в первом столбике таблицы, если допустили 1 ошибку в зелёном квадратике, если 2 и более, то в жёлтом.
- Признаки, каких слов мы сейчас повторили? (однокоренных) и поднимаемся на первую ступеньку пирамиды. «Это мы знаем». Ф4
- А какие исследования можно провести с однокоренными словами?
- Давайте составим кластер.
- Почему здесь вопрос? Мы на него должны ответить: Как найти проверочные слова для безударной гласной в корне слова в ряду однокоренных?
- Значит, чем будем заниматься на уроке? Тема нашего урока (открываю тему на доске) Нахождение проверочных слов в группе однокоренных.
- Какую цель поставим перед собой. Научиться находить проверочные слова в ряду однокоренных. (открываю на доске).
- Вперёд к достижению цели! И мы поднимаемся на следующую ступеньку, которая называется «Решаем проблему».
III. Постановка проблемы.
Ф5- Один мой ученик записал две группы однокоренных слов.
- Как вы считаете. Правильно он выполнил задание?
- Какое правило не знает ученик? Давайте исправим ошибки. Докажите, что это, однокоренные слова.
- Объясните смысл слов, выделите корень. (гриб – это особый организм, у него нет ни цветков, ни семян, что такое грибница? У этого слова 2 значения. Ф6 1)Вегетативное тело гриба, которое состоит из тонких переплетённых нитей. 2) грибная похлебка глаз – это орган зрения. Мы должны заботься о своих глазах. Гимнастика для глаз.
- Поворачиваем глазки вправо, влево, вверх, вниз. А сейчас сжимаем и разжимаем.
- Вы успешно справились с проблемой и доказали, что хорошо знаете признаки однокоренных слов.
- А чтоб ошибок избежать,
будем вашу зоркость проверять. Ф-5
- Давайте понаблюдаем за буквами гласных звуков в корнях этих слов. Для этого поставим ударение. Почему в словах глаз и глазки гласный обозначен буквой, а в словах глазной и глазок нет.
- Какую букву напишем в этих словах? Почему? (в однокоренных словах корень пишется одинаково)
-Какие слова в этом ряду будут проверочными?
-Какую букву напишем в словах грибок и грибной? Почему? (в однокоренных словах в корне под ударением буква и). Значит, какие слова будут проверочными в этом ряду?
- Сделаем вывод: Какие слова могут быть проверочными для безударной гласной в корне слова в ряду однокоренных?
-Проверочными для безударной гласной в корне слова могут быть однокоренные слова с ударной гласной в корне.
Значит что такое проверочные слова?
-Это однокоренные слова с ударной гласной в корне.
- Сколько может быть проверочных, однокоренных слов?
- Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр.141
- Правильно мы сделали вывод? Проговорите это правило друг другу.
- А для чего нам нужно знать это правило и уметь находить проверочные слова?
- Мы открыли новый способ проверки безударной гласной в корне слова и поднимаемся на следующую ступеньку пирамиды «Наше открытие».
IV. Пробное действие.
- Настал момент открыть наш чемодан?
-Я приглашаю к доске 5 человек.
- Прочитайте слова. Чем они необычны? Как их назвать одним словом?
-Перед вами живой ряд однокоренных слов.
- Ваша задача записать в тетрадь сначала проверочные слова, а затем проверяемые.
- А вам нужно разбиться на 2 группы. В первую группу должны встать проверочные слова, а во вторую проверяемые. Обсуждаете вместе и перестраиваетесь.
- Проверяем. Как вы думаете, правильно слова разбились на группы?
Проверочные шаг вперёд. Проверяемые шаг назад. Кто точно так же записал в тетрадь. Всем аплодисменты.
-Какое правило помогло выполнить это задание? (проверяемые слова – это слова с ударной гласной в слове, а проверяемые – с безударной гласной)
V. Применение новых знаний.
- Чтобы выполнить следующее задание необходимо вспомнить буквы гласных звуков. Встаньте. Я буду называть букву, вы будете её писать.
Физминутка
-Напишите букву А правой рукой, букву О левым коленом, И правой ногой, букву Е левым локтем, букву Я носиком.
- Работаем в паре по карточкам. Вам нужно решить орфографическую задачу. Вставить пропущенные буквы и подобрать для них проверочные слова.
- Вашим помощником будет вот этот алгоритм. -Ф-7, Ф8
- Проверяем правильность решения задачи по эталону. Оцениваем себя во втором столбике листа самооценки.
- Встаньте, кто выполнил задание без ошибок. Аплодисменты. У кого возникло затруднение?
- Вы успешно справились с орфографической задачей. И мы с вами поднимаемся на следующую ступеньку пирамиды «Пробуем новый способ»
Работа в группах
-Сейчас поработаем в группах четвёрками и проведём мини-исследование предложений. Вам нужно расставить предложения по порядку, чтобы получился текст. Найти однокоренные слова. Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть проверочные слова. Какие правила работы в группе вы знаете? (дружно, активно, помогать друг другу) Ф9
- Вашим помощником будет алгоритм.
- Представляем результаты работы в группах.
- Расставьте предложения по порядку. Прочитайте текст. Соотнесите данный текст с вашим и оцените правильность его составления.
- Что интересного вы узнали о лисе из текста?
- Назовите однокоренные слова. Почему они однокоренные?
- Какие слова среди них будут проверочными? Почему?
- Что такое повадки? В словаре Ожегова дано такое определение - это наклонности, привычки, хорошие манеры.
- Вы сегодня на уроке проявили хорошие манеры и показали свою воспитанность. Ребята всегда будьте взаимовежливыми и доставляйте окружающим людям только радость.
- Оцените свою работу за проведение исследования в листах самооценки.
- Итак, вы применили новый способ проверки безударной гласной в корне слова и успешно провели исследование. И мы поднимаемся на вершину пирамиды «Я достиг».
VI. Рефлексия
- На какой вопрос нам нужно было найти ответ?
- Как вы, считаете, ответили мы на него?
- А какую цель ставили? Достигли её?
- Какую оценку вы поставите себе за урок?
- Поднимите руку, кто научился находить проверочные слова и может научить своего одноклассника.
- Встаньте те, кому всё понятно, но другому объяснить не можете.
- У кого остались вопросы?
- Дома расскажите это правило маме и папе. Устно сочините рассказ о весне и обязательно включите в него однокоренные слова.
- Я рада, что мы с вами покорили вершину пирамиды. А значит, сделали ещё один шаг на пути изучения русского языка.
- Мне очень понравилось с вами работать. Огромное вам спасибо за работу. Вы замечательные, вы мне очень помогли. Я дарю вам это солнышко, чтобы ваше настроение всегда было хорошим.
- Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"
Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....
Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».
Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Упражнение в проверке безударных гласных в корне слова".
Цель: познакомить учащихся с творчеством русского поэта С. Есенина и его стихотворением «Береза».Задачи:Образовательные: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их провер...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"
Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...
Урок русского языка с мониторингом УУД по теме "Правописание безударной гласной в корне слова "
Урок разработан по программе "Школа России" , включает мониторинг применения УУД....