Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема: Стихи А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе

Тема: Стихи А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»

 

Цель урока – познакомить детей со стихами А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» и на их основе учить выразительному чтению

Задачи урока:        

Дидактические

-   закрепить умение видеть и чувствовать красоту Пушкинской поэзии, продолжить знакомство с творчеством поэта.

Развивающие

- развивать интерес к художественному слову;

- развивать умение выразительно читать;

Воспитательные

- воспитывать эстетические чувства через поэзию

 

Оборудование: УМК Школа России: учебник.

 

Планируемые результаты

Предметные

- Различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

- Понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;

- Различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни)

Метапредметные

Познавательные

- Объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

- Определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

- Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).

Регулятивные

- Выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль:

- Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

- Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Коммуникативные

Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- Признавать возможность существования разных точек зрения.

Личностные

- Освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Метапредметные

результаты

I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Представление

3. Проверка домашнего задания

Здравствуйте ребята. Сегодня у вас урок литературного чтения проведу я Виктория Анатольевна. Поприветствуем друг друга.  

Речевая разминка

На-на-на – во дворе растет сосна

Но-но-но – завтра мы пойдем в кино

Ан-ан-ан – собери свой чемодан

Ин-ин-ин – вы сходили в магазин

Проверяем домашнее задание. Что нужно было сделать?

Откройте учебник и повторите домашнее задание.

Дыхательная разминка.

Сделайте глубокий вдох, а на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух

(использование скороговорки)

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки

(глубокий вздох)

Раз Егорка, два Егорка…

(и т.д. до полного выдоха)

  1. Приветствуют друг друга
  2. Повторяют домашнее задание

К2,Р6

II. Основная часть

1. Первичное усвоение новых знаний

2. Словарная работа.

3.Физкультминутка

4. Вторичное чтение произведения.

Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно сыграть в игру «Буквы-потеряшки»

И когда вы разгадаете все слова, сможете понять, о чем будет наш урок

СТИ…И П…ШК…НА

-Кто назовет тему нашего урока? Какие цели мы с вами сегодня поставим?

-Скажите ребята, а что вы знаете о А.С. Пушкине?

- Назовите известные вам произведения Пушкина

- Вы перечислили сказки, но Пушкин писал не только прекрасные сказки, но и поэмы, романы, стихи.

-Ребята, откройте стр. 88 учебника.

- я буду читать вам стихотворение, а вы закроете глаза и внимательно слушайте. Ваша задача представить какую картину рисует поэт и нравится ли она ему.

Учитель читает стихотворение.

Как вы думаете, как автор относится к этой картине?

 (…и рады мы приходу…)

 - Какая у нас получается картина?

«вот север, тучи нагоняя…»

 Какие тучи нагнал север? Снеговые. Как вы думаете, это радостная картина? Первоначально не очень радостная, правда? Но нагнал тучи и что происходит? Пошел снег. Как автор это передает?

«…и вот сама

Идет волшебница зима.»

Почему она волшебница? Помним какое было? Серое, неприглядное. Листья уже облетели, серые тучи на небе. И вдруг посыпался снег. Что сделал снег? Как волшебство преобразило?

«Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов»

 много снега выпало или мало? Правда же воздушная картина у нас получается?

«легла волнистыми коврами

среди полей, вокруг холмов»

Там, где лес снег -падает он застревает как бы на сучьях, но, а если это простор? На что похож снег? На ковры.

«Брега с недвижною рекою»

 почему река застывшая? Она застыла и уже покрылась льдами. А вот представьте себе - мы смотрим и видим: раз берег, два берег, а между ними речка. А когда у нас лед и сверху снег, что получится? Они сравняются. А что такое пеленой? Давайте посмотрим в словарике.

-А как вы себе представляете: «Блеснул мороз»? Разве мороз может блестеть?

Ребята, давайте прочитаем так, чтоб мы увидели сначала тучи, потом красивую снежную зиму, а после выразим наше к ней отношение.

- Почему поэт называет зиму «волшебницей»?

- Подберите синонимы к слову волшебница

- Какие чудеса творит волшебница-зима? Найдите в стихотворении и прочтите

- На что похоже это стихотворение?

- Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.

-Посмотрите на стр.89. Здесь продолжение стихотворения, которое мы с вами читали.

Я его вам прочитаю, а вы внимательно его прослушайте.

- Какая картина вам представилась?

-Какие слова не понятны? Попробуем объяснить их смысл. Давайте посмотрим на картину.

Учитель показывает иллюстрацию и на картине объясняет смысл непонятных слов

(Прим. Смотрите, вот это ямщик. Он управляет повозкой. А вот это кушак – посмотрите какой красный и широкий пояс…)

СЛОВА И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

ДРОВНИ (крестьянские сани без кузова)

БРАЗДЫ (борозды – углубление на поверхности почвы)

ЯМЩИК (кучер, тот, кто управляет повозкой)

НА ОБЛУЧКЕ (сидение ямщика)

ТУЛУП (меховая шуба из овчины)

КИБИТКА (крытая дорожная повозка)

КУШАК (широкий пояс)

-Прочитайте про себя стихотворение и назовите героев. Скажите ребята, а какое настроение у героев? Найдите в стихотворении этот момент и прочтите

- Испытываем ли радость с приходом зимы?

– Кто же везёт кибитку?

– Как ведёт себя лошадка? Много ли ей приходится работать?

-Посмотрите на стихотворение и скажите ребята, какие знаки препинания вы видите в первом (втором) стихотворении?

Давайте поставим ударение и определим паузы.

-А теперь ребята, прочитаем стихотворения по цепочке

Физкультминутка

раз - на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться

Два -нагнулись до земли

И не раз, а раза три

Три – руками помахали

Наши рученьки устали

На четыре – руки в боки

Дружно делаем подскоки

Пять – присели раза два

Шесть за парты нам пора

Подставляют буквы

Стихи Пушкина

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с творчеством А.С. Пушкина. Нашей целью будет продолжение знакомства с творчеством писателя, его стихами.

 Родился в небогатой семье (26 мая 1799). До 12 лет поэт воспитывался дома, его обучала мама, а потом гувернеры. Он знал французский.  Его няню звали Арина Родионовна, которая привила поэту любовь к литературе.

Сказка о царе Салтане, сказка о рыбаке и рыбке, сказка о золотом петушке…

Открывают учебник, закрывают глаза и слушают стихотворение.

Автор относится к данной картине с телом. Она ему нравится.

Тучи снеговые. Изначально картина не радостная, но стоило пойти снегу все меняется и начинается «волшебство» зима преображает все.

Снега выпало много, и зима кажется воздушной

Речка заледенела и снег сравнял ее с берегами

Когда мороз - снег искристый и он блестит на солнце.

Несколько детей поочередно читают стихотворение

Зима неживая, а здесь, как волшебница в сказках, колдует, устраивает чудеса

чародейка, кудесница, фея

Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекою.

Сказку

Открывают стр.89.  внимательно слушают стихотворение.

Описывают картину, которую представили в своем воображении

Называют непонятные слова

 дровни, бразды, ямщик, на облучке, тулуп, кибитка, кушак (если кто-то из детей знает значение слов объясняет их классу и показывает на иллюстрации. Учитель поправляет в случае ошибки)

Читают стихотворение про себя. Называют героев

Читает вслух отрывок

Отвечают на вопросы

Ямщик

Летит рысью. Много.

Запятые, дефис, точка, точка с запятой, троеточие

Ставят ударение

Читают по цепочке

Повторяют за учителем

П2,К2,Л,Р1

III.

1.  Подведение итогов

2. Рефлексия

3. Д/з

- Какую цель ставили? Достигли цели?  Какая тема урока была? Оцените свою деятельность на уроке.

- стихотворение стр 88 наизусть

Отвечают на вопросы.

Записывают д/з

Р6,К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс

Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...