Тема: «Главные члены предложения (основа)»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Цель: способствовать развитию представления о том, что в каждом предложении о ком-либо или о чем-либо говорится;
Задачи:
- формировать умения понимать и сохранять учебную задачу урока;
- создать условия для формирования умения находить в предложении главные члены (основу)
- развивать наблюдательность (у каждого члена предложения свое назначение);
- учить определять о ком или о чем говорится в каждом предложении;
- учить находить главные члены в предложении;
- формировать самоконтроль и самооценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 151.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Главные члены предложения (основа)»
Цель: способствовать развитию представления о том, что в каждом предложении о ком-либо или о чем-либо говорится;
Задачи:
- формировать умения понимать и сохранять учебную задачу урока;
- создать условия для формирования умения находить в предложении главные члены (основу)
- развивать наблюдательность (у каждого члена предложения свое назначение);
- учить определять о ком или о чем говорится в каждом предложении;
- учить находить главные члены в предложении;
- формировать самоконтроль и самооценку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные:
- Формировать положительную учебную мотивацию;
- способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, осознанию собственных достижений при освоении учебной темы.
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения
Метапредметные:
Базовые логические действия
• сравнивать слова в предложении со своим назначением;
• сравнивать основу предложения с другими членами предложения в соответствии с учебной задачей;
• устанавливать основания для сравнения слов, составляющих основу предложения (на основе образца);
• определять признак, по которому проведено отличие основы предложений от других членов предложения;
• ориентироваться в изученном понятии (основа предложения).
Базовые исследовательские действия
• проводить по предложенному плану наблюдение за языковыми единицами (слово, предложение);
• формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова являются / не являются главными членами (основой предложения).
Работа с информацией
• согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
• анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
- признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами;
- строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
- устно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
- планировать с помощью учителя выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
- устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
- корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в предложении главных членов (основы предложения).
Совместная деятельность:
- совместно обсуждать процесс и результат работы;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Форма работы: словесный (беседа), фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Оборудование: учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедиапроектор, мультимедийная презентация урока; карточки для парной работы.
Методы: метод стимулирования и мотивации, проблемно- поисковый, коммуникативный, объяснительно- иллюстративный; словесные, практические, работа с книгой, использование ИКТ.
Составные части учебного занятия | Содержание |
Краткое учебное содержание | учить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия «главные члены предложения», термины «основа предложения» сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых терминов, |
Виды организации учебной деятельности | метод стимулирования и мотивации, проблемно- поисковый, коммуникативный, объяснительно- иллюстративный; словесные, практические, работа с книгой, использование ИКТ. |
Учебные задания для разных этапов учебного занятия | Упражнения из учебника с. 29-30 для этапов проблематизации, актуализации, мотивации; для этапа первичного ознакомления; для этапа отработки и закрепления; задания на карточках для этапа обобщения, систематизации, применения; упражнения и задания на платформе «Учи.ру» для этапа проверки результата обучения |
Этап «Проблематизация, актуализация, мотивация» | Дети знакомятся с темой урока и вспоминают алгоритм определения количества слов в предложении. Опытным путём, выделяют количество слов в каждом составленном предложении, сравнивают получившиеся предложения. (Упр. 29, с. 29) При этом отрабатывается регулятивное умение - Выстраивать последовательность учебных операций при составлении предложений и коммуникативное УУД - строить устное речевое высказывание о предложении. В процессе письма, обращаем внимание на правильность написания, а значит формируем самоконтроль и самооценку – умение оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов.(Умение удерживать учебную задачу при списывании –регулятивные УУД) |
Этап урока «Первичное ознакомление» | На этапе «Первичного ознакомления» учащиеся приходят к выводу: когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения свое назначение. В упражнении 30 (с.29) учатся сравнивать предложения, при этом работа ведётся над коммуникативным УУД - строить устное речевое высказывание, в чем сходство и различие каждого прочитанного предложения. Выполняя упражнение 30, учащиеся устанавливают основание: можно ли сказать, что повторяющиеся слова в каждом предложении являются главными членами каждого предложения (это познавательное УУД) На с. 30 учебника дети знакомятся с информацией «В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения», представленной в виде текста. Анализируют ее, сравнивают со своими выводами. |
Этап «Отработка и закрепление». | На этом этапе организуется работа к упр. 31 (с.30) сначала к первой части, в процессе которой ребята учатся понимать цель самостоятельной деятельности, самостоятельно строить план действия по её достижению. В процессе письма, обращаем внимание на правильность написания, а значит, формируем самоконтроль и самооценку – умение оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов. В продолжение выполнения заданий к упражнению 31 идёт работа над формированием умением работать с базовыми исследовательскими действиями – без основы предложения нет смысла в предложении. |
Этап урока «Обобщение, систематизация, применение» | (На карточках записаны слова.) Земля, голая, промерзла. Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в. Снег, повалил, хлопьями, крупными. — Работа в парах. Составьте предложение из слов каждой строки. Запишите любое предложение. — Подчеркните одной чертой, о чем говорится в каждом предложении. (Взаимопроверка, сверка с образцом на доске.) «!» — молодец, все выполнил верно. «+» — хорошо, но есть неграмотно составленные предложения. «—» — ошибок много, нужно обратиться к учителю за помощью. Отрабатывается навык списывания, при этом идёт работа над регулятивными УУД - выстраивать последовательность учебных операций при списывании и оценивать правильность написания предложений Организация совместной деятельности: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли, договариваться |
Этап урока «Рефлексия» | Что нового узнали о предложении? Д.: В предложении всегда есть основа). У.: Что такое основа? Д.: - Слова, в которых заключен смысл предложения). У. Сможете ли вы помочь товарищу и объяснить, что такое предложение и его основа? Покажите на светофоре ваше отношение к уроку. Зеленый – всё было понятно, я легко справился со всеми заданиями, понял, что такое основа предложения. Желтый – мне все понятно, но при работе на уроке испытывал трудности. Зелёный – На уроке было трудно. Я не научился находить основу предложения. В процессе учебного диалога учащиеся учатся отвечать на вопросы по изученному материалу. |
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения | - Работа на платформе «Учи.ру». https://uchi.ru/teachers/groups/2493848/subjects/2/course_programs/2/cards/25663 - Собрать предложение (вставить пропущенные слова) - Найти главные члены в предложении |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/24/picture-517.jpg)
Презентация по русскому языку по теме "Главные члены предложения"
Презентация составлена по программе "Начальная школа 21 века"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/16/picture-726002-1450246496.jpg)
урок по теме "Главные члены предложения" (грамматическая основа предложения)
Урок имеет цель: создать условия для знакомства учащихся с существенными признаками главных членов предложения, способствовать развитию умений находить и выделять главные члены предложения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-173514-1362061811.jpg)
Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения (основа предложения)" 2 класс УМК "Школа России"
Базовый учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Тема урока: Главные члены предложения (основа предложения)Тип урока: изучение нового материала (постановка учебной задачи)Зада...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/13/picture-137402-1505287907.jpg)
Разработка урока по теме: Главные члены предложения. Словосочетание. Связь слов в предложении.
Тема урока: Главные члены предложения. Словосочетание. Связь слов в предложении....
ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).
ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...
Карточки по теме "Главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения"
Данные карточки закрепляут умение выделять главные члены предложения, выделять нераспространённые предложения....