Конспект урока русского языка в 4 классе .Тема: «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения».
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе.
УМК: Школа России.
Тема: «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения».
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Форма урока: Традиционный урок.
Учебник, авторы: Русский язык, 4 класс, Л.Ф. Климанова.
Оборудование:
1. Л.Ф. Климанова, часть1.
2. Мультимедийная презентация.
3.Карточки с заданиями для групп.
4. Карточки с заданиями по уровням для учащихся.
5. Видео – гимнастика для глаз «Листопад».
6. Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».
7. Музыка П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь».
8. Кленовые бумажные листочки трех цветов для рефлексии.
Характеристика деятельности учащихся:
- Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.
- Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.
- Различать главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения.
- Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам»
- Разбирать предложения по членам.
Тема: Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. | Тип урока: Закрепление изученного материала. | ||
Задачи:
| |||
Планируемые результаты: | |||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
| |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
I. Мотивация познавательной деятельности. Чистописание. Словарная работа. II. Актуализация знаний. (постановка учебной задачи, проблемного вопроса, создание ситуации затруднения) Физкультминутка для глаз «Листопад» Ш. Работа по теме урока Игра «Поймай основу». Работа в группах Физкультминутка IV. Закрепление. Самостоятельная работа. V. Рефлексия деятельности Подведение итогов | - Ребята! Отвечайте хором. - Мы пришли сюда учиться? - Не лениться, а трудиться? - Работаем старательно? - Слушаем внимательно? - Сегодня мне хочется начать урок русского языка отрывком из стихотворения А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… - Как вы думаете, почему я прочитала этот отрывок? - Посмотрите на доску. «Золотая осень»- так называется картина художника Исаака Ильича Левитана. - Какие строчки стихотворения подходят к этой картине? - Запишите в тетради число, классная работа. - Найдите закономерность и продолжите на 2 строчки: О о оо О о ооо О о Помните, что это минутка чистописания, поэтому вы должны писать аккуратно и красиво. - Спишите, как в старину называли месяц октябрь. (Октябрь – сер-дина ос-ни, грязник, л-стопадник.) - Объясните орфограммы . - Разберите по составу слова: середина, листопадник. - Запишите словарные слова к теме «Осень», выделяя безударные гласные, разделяя слова на слоги. (П-года, к-ртина, пр-рода, вет-р, ж-лтый, н-ряд, ш-рох.) -Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу. - Кто доволен своей работой? Кто не очень? - Посмотрите на слова на доске. Чтобы определить тему урока, найдите лишнее слово. (Существительное, глагол, прилагательное, подлежащее, местоимение.) - Так, о чем мы будем говорить на уроке? (О главных членах предложения и второстепенных.) - Почему они называются главными? (В них заключена основная мысль, они составляют грамматическую основу предложения.) - Какие наши задачи? (Повторить, что такое главные и второстепенные члены предложения, научиться их находить в предложении, вспомнить, как они обозначаются.) - На доске даны 2 предложения. Прочитайте и сравните. Что скажите? (Слышится шорох. Под ногами слышится шорох сухих листьев.) -Какие предложения называются распространенными, какие – нераспространенными? - Какую роль выполняют второстепенные члены предложения? - Запишите 2-е предложение. Сделайте синтаксический разбор. (В процессе разбора вспоминают правила.) - Что такое подлежащее? Слайд 1. - Что вы знаете о сказуемом? Слайд 2. - Что такое дополнение? Слайд 3. - Что вы знаете об определении? Слайд 4. - Что такое обстоятельство? Слайд 5. - Смотрим на экран и следим глазками за движущимися предметами. - Игра «Поймай основу». Будьте внимательными. Я читаю предложения, а вы найдите и запишите грамматическую основу. Листья летом подставляли свои ладошки солнцу. Они пропитались его теплом и светом. Стали листочки золотистыми. Сильный ветер закружил листву. В лесу начался листопад. - Назовите грамматические основы. - Вспомните правила работы в группе. - У вас на столах листочки №1- с заданиями по группам. Внимательно читайте задание. 1 группа - составить из слов предложения по схемам. Записать текст. Подчеркнуть в предложениях грамматическую основу. 2 группа - составить из слов предложения по схемам. Записать текст. Подчеркнуть в тексте определения. 3 группа - составить из слов предложения по схемам. Записать текст. Подчеркнуть в тексте обстоятельства. 4 группа - составить из слов предложения по схемам. Записать текст. Подчеркнуть в тексте дополнения. - Проверяем. Прочитайте текст. Какой тип текста? Проверяем работу каждой группы. (На документ -камере образец выполнения задания по группам.)
- Встали. Выполняем плавные движения под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь». (Для позвоночника: наклоны головы к плечам, наклоны и повороты туловища.) - Сейчас самостоятельная работа. Откройте учебники, с. 49 упр. 70 (1-ый текст К.Бальмонта). Задание на листочке №2 (по уровням). 1 уровень – спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу; 2 уровень - спишите, вставляя пропущенные буквы, запишите проверочные слова. Подчеркните грамматическую основу. 3 уровень - спишите, вставляя пропущенные буквы, в скобках запишите свой пример на данную орфограмму. Подчеркните грамматическую основу. - Проверьте свою работу. (На документ -камере (эталон) образец выполнения задания по уровням, кроме 3-его.) - А кто выполнял 3-ий уровень, назовите, какие орфограммы вам встретились? - Подошёл к концу наш урок. - Какая была тема урока? - Справились ли мы с задачами урока? - Поделитесь своими впечатлениями об уроке. - Оцените свою работу. У вас на парте кленовые листочки трех цветов. - Если у вас все получалось, не было ошибок в работе, то приготовьте красный кленовый листочек. - Кто не испытывал затруднения в работе, но были ошибки, то – желтый. - Кто испытывал затруднения и были ошибки, то – зеленый листочек. - Да, и к нам в класс пришла золотая осень.
| Отвечают на вопросы учителя. Работа с доской Отвечают на вопросы учителя, объясняют орфограммы. Взаимопроверка, взаимооценка. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. Мы будем учиться находить главные и второстепенные члены предложения; вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания, интонации , составу; будем развивать речь. Задача нашего урока – проверить наши знания о главных и второстепенных членах предложениях. 1 предложение нераспространенное, состоит из главных членов. 2-е предложение распространенное: есть второстепенные члены. Ученик по очереди разбирают предложение у доски. В процессе разбора вспоминают правила. Следят глазками за движущимися листочками. Записывают основы предложений. Комментируют последовательность действий. Представляют полученные варианты, обосновывают правильность ответа. Выслушивают друг друга. Читают задание. Планируют деятельность в группах, записывают текст, подчеркивают члены предложения по заданию, проводят взаимопроверку. Коллективная работа. Самопроверка, самооценка. (Для позвоночника: наклоны головы к плечам, наклоны и повороты туловища.) Списывают предложения с пропущенными буквами. Вставляют пропущенные буквы. Подчеркивают грамматическую основу. Вставляют пропущенные буквы и пишут проверочные слова. Вставляют пропущенные буквы и пишут слова на данную орфограмму. Самопроверка, самооценка. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Разделительный мягкий знак. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Проводят самооценку. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказывают, что показалось трудным на уроке, с которыми столкнулись. | Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения) Положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства. Смыслообразование. Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоения учащимися, и того, что еще неизвестно). Общеучебные (поиск и выделение информации), работа с памяткой на слайдах. Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоения учащимися, и того, что еще неизвестно). Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные УУД Общеучебные (поиск и выделение информации), Логические (подведение под понятие, выведение следствий). Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учеников, учителя с учениками) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД осуществление учебных действий. Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона). Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату. Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание , извлекать информацию из различных источников.) Регулятивные УУД (осознание качества и уровня освоения, аргументирование своей точки зрения, осуществление самоконтроля учебной деятельности.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Русский язык 4 класс. Тема: "Однородные члены предложения"
Конспект урока, проводимого в 4 классе по программе "Школа России" с использованием ЭОР. Учебник "Русский язык" 4 класс Т.Г.Рамзаева....
Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Главные и второстепенные члены предложения"
Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...
Проверочная работа по русскому языку 2 класс. Тема: "Главные члены предложения".
Учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)...
Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание.
Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....
Технологическая карта урока русского языка ( 4 класс). Тема: "Однородные члены предложения". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о предложении, тексте, словосочетании; познакомление с особенностями однородных членов предложения; введение термина однородные члены предложен...
УПК "Перспектива" конспект урока русского языка 4 класс Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о понятии «члены предложения»; формирование умения различать главные и второстепенные члены предложения.Планируемые результ...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: «Главные члены предложения»
Конспект урока русского языка 2 класс.Тема "Главные члены предложения". На этом уроке дети учатся определять основу предложения. Знакомятся с существенными признаками подлежащего и сказуемог...