Конспект урока по родному (русскому) языку «Сошлись два друга – мороз да вьюга»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по родному (русскому) языку «Сошлись два друга – мороз да вьюга» 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_2.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по родному (русскому) языку 3 класс
«Сошлись два друга – мороз да вьюга»
Цель: познакомить со словами, связанными с природными явлениями («снежные» слова).
Планируемые результаты: учащиеся научатся подчинять свое высказывание задаче взаимодействия, объяснять различия слова, исходя из истории языка; устанавливать аналогии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Тест
1. Как называется свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега?
а) пороша; б) буран; в) наст.
2. Какое явление бывает без ветра?
а) буран; б) снеговей; в) снежура.
3. Наст – это:
а) плотная корка снега;
б) кашеобразная вязкая масса из снега;
в) свежий слой снега.
4. Какое слово лишнее?
а) вьюга; б) пурга; в) мокрядь.
5. Заструги – это:
а) застывшие волны;
б) застывший снег;
в) застывшие капли воды.
III. Самоопределение к деятельности
– Отгадайте загадку.
В белом бархате деревня –
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет. (Иней.)
Сегодня на уроке мы продолжим «снежную» тему и узнаем, каким бывает иней.
IV. Работа по теме урока
Упр. 9 (с. 33). Трудное задание . (Работа в парах. Один ученик читает статью из толкового
словаря (левая колонка таблицы), другой – из текста Б. Петрова (правая колонка). Ученики в парах обсуждают, чем эти описания отличаются. Проверка.)
– Чем отличается описание инея и изморози в толковом словаре от описания в тексте Б. Пертова? (В толковом словаре дается научное описание, в тексте Б. Петрова – образное, поэтичное.)
– Какое описание вам понравилось больше? Почему? (Ответы учеников.)
– Прочитайте Интересный вопрос на с. 34. Ответьте на него.
(Слово «куржак» – диалектное, его нет в толковых словарях, его используют в своей речи сибиряки.)
V. Физкультминутка
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 10 (с. 34)
– Прочитайте загадки. Назовите отгадки. (Снег, снежинки.) (Самостоятельная работа.)
– Прочитайте еще раз загадки. Выпишите сравнения.
(Коллективная проверка. Белый рой; из небесного мешка посыпалась мука; звезды падают;
звездочек, тонких, как стекло.)
Упр. 11 (с. 34)
(Творческое задание. Работа в парах.)
– Прочитайте сравнения.
– Почему снег сравнивают с мухами? (Снежинки маленькие, летают как мухи.)
– Что общего у снега и скатерти? (Снег покрывает землю, как скатерть стол.)
– Составьте загадки.(Проверка.)
– Какие загадки вы придумали? (Ответы учеников.)
– Какая загадка вам особенно понравилась? Чем?
VII. Рефлексия
– Прочитайте отрывки из стихотворений. Какое природное явление в них описывается?
Этой ночью всех вокруг
Поразил один недуг:
Поседели в нашем парке
Фонари, скамейки, арки.
Все деревья побелели:
Тополя, березы, ели… (Иней или изморозь.)
Н. Родивилина
На сосне и на березе
Бахрома –
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила
Распутывать весне
Эту пряжу на березе
И сосне. (Куржак.)
В. Орлов
VIII. Подведение итогов урока
– Что общего у инея, изморози и куржака? (Они появляются на деревьях в морозную погоду.)
Домашнее задание
1. Придумать «снежные» загадки по аналогии с упр. 11 (с. 34).
2. Выполнить упр. 5 на с. 28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по родному(русскому) языку, 1 класс
2020 -2021 учебный годДанный конспект участвовал в конкурсе ИРО РБ....
Конспект урока по Родному (русскому) языку "Учимся общаться"
Формировать интерес к предмету родной (русский) язык. Формировать уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения; Развивать навык сотрудничества с учителем и св...
Конспект урока по родному (русскому) языку на тему: "Для чего нужны антонимы".
Конспект урока по родному (русскому) языку во 2 классе "Школа России". Цель урока: познакомить учащихся с отличительными способностями антонимов; учить распознавать антонимы в тексте и подби...
Конспект урока по родному русскому языку 2 класс
Устанавливаем связь предложений в тексте.Практическое овладение средствами связи:лексический повтор,местоименный повтор....
Конспект урока по родному русскому языку 4 кл
Конспект урока по родному русскому языку 4 кл...
Конспект урока по родному (русскому) языку «Кто друг прямой, тот брат родной»
Конспект урока по родному (русскому) языку 3 класс на тему «Кто друг прямой, тот брат родной»...
Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."
Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...