Конспект урока по родному (русскому) языку «Сошлись два друга – мороз да вьюга»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по родному (русскому) языку «Сошлись два друга – мороз да вьюга» 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_2.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по родному (русскому) языку 3 класс

«Сошлись два друга – мороз да вьюга»

Цель: познакомить со словами, связанными с природными явлениями («снежные» слова).

Планируемые результаты: учащиеся научатся подчинять свое высказывание задаче взаимодействия, объяснять различия слова, исходя из истории языка; устанавливать аналогии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Тест

1. Как называется свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега?

а) пороша; б) буран; в) наст.

2. Какое явление бывает без ветра?

а) буран; б) снеговей; в) снежура.

3. Наст – это:

а) плотная корка снега;

б) кашеобразная вязкая масса из снега;

в) свежий слой снега.

4. Какое слово лишнее?

а) вьюга; б) пурга; в) мокрядь.

5. Заструги – это:

а) застывшие волны;

б) застывший снег;

в) застывшие капли воды.

III. Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадку.

В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (Иней.)

Сегодня на уроке мы продолжим «снежную» тему и узнаем, каким бывает иней.

IV. Работа по теме урока

Упр. 9 (с. 33). Трудное задание . (Работа в парах. Один ученик читает статью из толкового

словаря (левая колонка таблицы), другой – из текста Б. Петрова (правая колонка). Ученики в парах обсуждают, чем эти описания отличаются. Проверка.)

– Чем отличается описание инея и изморози в толковом словаре от описания в тексте Б. Пертова? (В толковом словаре дается научное описание, в тексте Б. Петрова – образное, поэтичное.)

– Какое описание вам понравилось больше? Почему? (Ответы учеников.)

Прочитайте Интересный вопрос на с. 34. Ответьте на него. 

(Слово «куржак» – диалектное, его нет в толковых словарях, его используют в своей речи сибиряки.)

V. Физкультминутка

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 10 (с. 34)

– Прочитайте загадки. Назовите отгадки. (Снег, снежинки.) (Самостоятельная работа.)

– Прочитайте еще раз загадки. Выпишите сравнения.

(Коллективная проверка. Белый рой; из небесного мешка посыпалась мука; звезды падают;

звездочек, тонких, как стекло.)

Упр. 11 (с. 34)

(Творческое задание. Работа в парах.)

– Прочитайте сравнения.

– Почему снег сравнивают с мухами? (Снежинки маленькие, летают как мухи.)

– Что общего у снега и скатерти? (Снег покрывает землю, как скатерть стол.)

– Составьте загадки.(Проверка.)

– Какие загадки вы придумали? (Ответы учеников.)

– Какая загадка вам особенно понравилась? Чем?

VII. Рефлексия

– Прочитайте отрывки из стихотворений. Какое природное явление в них описывается?

Этой ночью всех вокруг

Поразил один недуг:

Поседели в нашем парке

Фонари, скамейки, арки.

Все деревья побелели:

Тополя, березы, ели… (Иней или изморозь.)

Н. Родивилина

На сосне и на березе

Бахрома –

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила

Распутывать весне

Эту пряжу на березе

И сосне. (Куржак.)

В. Орлов

VIII. Подведение итогов урока

– Что общего у инея, изморози и куржака? (Они появляются на деревьях в морозную погоду.)

Домашнее задание

1. Придумать «снежные» загадки по аналогии с упр. 11 (с. 34).

2. Выполнить упр. 5 на с. 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по родному(русскому) языку, 1 класс

2020 -2021 учебный годДанный конспект участвовал в конкурсе ИРО РБ....

Конспект урока по Родному (русскому) языку "Учимся общаться"

Формировать интерес к предмету родной (русский) язык.  Формировать уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения;    Развивать навык сотрудничества с учителем и св...

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему: "Для чего нужны антонимы".

Конспект урока по родному (русскому) языку во 2 классе "Школа России". Цель урока: познакомить учащихся с отличительными способностями антонимов; учить распознавать антонимы в тексте и подби...

Конспект урока по родному русскому языку 2 класс

Устанавливаем связь предложений в тексте.Практическое овладение средствами связи:лексический повтор,местоименный повтор....

Конспект урока по родному русскому языку 4 кл

Конспект урока по родному русскому языку 4 кл...

Конспект урока по родному (русскому) языку «Кто друг прямой, тот брат родной»

Конспект урока по родному (русскому) языку 3 класс на тему «Кто друг прямой, тот брат родной»...

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...