Конспект урока по родному (русскому) языку на тему: "Для чего нужны антонимы".
план-конспект урока (2 класс)

Виноградова Анастасия Анатольевна

Конспект урока по родному (русскому) языку во 2 классе "Школа России". Цель урока: познакомить учащихся с отличительными способностями антонимов; учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам; расширять словарный запас учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по родному(русскому) языку во 2-В классе.

02.02.2022

Тема урока: «Для чего нужны антонимы?»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;
  • учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам
  • расширять, уточнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты.

Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию;

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: словарь, карточки для работы в парах.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель: Прочитайте девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех». Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей)

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы продолжаем работу по теме «Лексика». Что изучает наука Лексика? (слово и его значение).

Учитель: С какими словами мы уже познакомились ? (однозначные, многозначные, синонимы). Повторим, что мы знаем о синонимах.

Учитель: Какие слова называются синонимами? Чем отличаются синонимы друг от друга? Какова роль синонимов в нашей речи? ( Они делают нашу речь более выразительной, яркой, насыщенной, точной).

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение.

Учитель: Вам понравилось стихотворение? Чем?

Дети:Оно весёлое, читается легко.

Учитель: Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?

- Почему вы не можете выполнить моё задание?

Дети:в данном стихотворении их нет.

Учитель: Правильно. Мы изучали такие слова? Какова же цель нашего урока?

-Эти слова называются антонимами.

  1. Этап открытия новых знаний.

Учитель: Подберём синонимы к слову большой. Запишем их в столбик.

Большой Огромный

Гигантский

Учитель: сравните разные предметы. Ответы детей:

Этот пруд глубокий, а тот чистый.

Эта ягода горькая, а та спелая.

Этот дом просторный, а тот новый.

Учитель: Всё ли вам нравится в этих предложениях? Исправим эти предложения.

-Какие значения у слов глубокий и мелкий ?

Дети: противоположные

Учитель: Эти слова похожи на синонимы? Значит, это другие слова. Дети: Это антонимы.

Учитель: Итак, мы подошли к теме нашего урока. Что мы сегодня изучаем в стране Лексика? А что мы о них можем узнать ? Что это за слова?

-Можем ли мы уже сейчас после выполнения первого упражнения вывести правило о том, какие слова называются антонимами?

  1. Закрепление изученного.

Учитель: Где же употребляются антонимы и какую роль играют?

Учитель: Прочитайте стихотворение и найдите антонимы. Запишите их парами.

Физминутка.

Учитель: Вы хорошо работали! Подберите антоним к слову «работать» (отдыхать).

  • Предлагаю вам немного отдохнуть. Внимание на экран. Разминка для глаз.
  • Проверим, кто из вас был самым внимательным. В каком направлении передвигались предметы?(вверх-вниз, влево -вправо) Какие это слова?(Антонимы)

Учитель: Что такое антонимы?

  1. Работа в парах.

Учитель: На карточках даны слова. К этим словам попробуйте подобрать антонимы и запишите их рядом. Если не получается, не страшно - переходите к следующему слову. (внутри-..., над -.... чёрный- …, грязный-..., сухой-..., тяжёлый-..., большой-..., далеко-..., высокий-…)

Зачитывание упражнения

  1. Самостоятельная работа

Учитель: Подберите к словам первого столбика антонимы из второго столбика. Запишите их парами.

Взаимопроверка, сверяем результаты с доской.

  1. Работа в группах.

Учитель: 1)Вставь недостающие антонимы и запиши пословицы. Объясни пословицы.

2) Учитель: Назови предметы, которые могут иметь такие признаки:

  1. Рефлексия

Учитель: Какова была цель нашего урока?

Какое новое знание вы для себя открыли?

Дети: Противоположные по смыслу слова называются антонимами.

  1. Домашнее задание (дифференцированное):

 с.81, упр. 4.

1 уровень: подобрать и записать антонимы к словам.

2 уровень: составить с любым словосочетанием предложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по родному(татарскому) языку по теме "Рэвеш" 4 кл по УМК "Перспетива"

Тема: Рәвеш. Рәвеш турында төшенчә. Максат: 1.Дидактик-укучыларны рәвеш сүз төркеме белән таныштыру.2.Үстерелешле-бәйләнешле сөйләм телен, грамоталы язу күнекмәләрен, киңәшләшеп эшләү,нәтиҗә ясый...

Конспект урока по родному (татарскому)языку на тему "Ялгызлык исемнэр"

ПредметТуган тел / Родной языкСыйныф / Класс3 Дәреснең темасы / Тема урокаТема:  Ялгызлык исемнәр Дәреснең максаты / Цель урокаялгызлык исемнәр турында аңлатма бирү; исемнәрнең үзенчәле...

Конспект урока по родному(русскому) языку, 1 класс

2020 -2021 учебный годДанный конспект участвовал в конкурсе ИРО РБ....

Конспект урока по родному(русскому) языку "Для чего нужны антонимы?" 2 класс.

Цель: познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов и распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам...

Конспект урока по родному русскому языку для 1 класса по теме "Зачем людям имена?"

Конспект урока по родному русскому языку. Тема "Зачем людям имена?". 1 класс...

Конспект урока по родному (русскому) языку «Кто друг прямой, тот брат родной»

Конспект урока по родному (русскому) языку 3 класс на тему «Кто друг прямой, тот брат родной»...

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...