Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родной ( русский ) язык
3 класс
Раздел: «Язык в действии»
Тема урока: Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка.
Цели: Ввести понятие рода, как постоянного признака, и систематизировать правила по определению рода имен существительных;
совершенствование навыков грамматической орфограммы.
Задачи урока:
Формировать личностные и коммуникативные УУД:
– оказывать интеллектуальную помощь учащимся, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;
– учитывать позицию собеседника, самоопределяться;
регулятивные УУД:
--- осуществлять самоконтроль;
--- принимать участие в обсуждении цели урока;
--- понимать и удерживать цель задания;
- -- осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией;
--- научиться определять род имен существительных;
--- с помощью памятки и теста закрепить знания и умение определять род имени существительного.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, презентация
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
- Организация класса
Учитель: Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки!
Есть у нас девиз такой,
Все, что надо, под рукой.
2.Актуализация знаний
Фронтальный опрос: Какие слова относим к именам существительным?
--Какие вы знаете морфологические признаки у имен существительных?
(нарицательные, одушевленные, склонение, род, число, падеж.)
-- Какие существительные мы называем одушевленными? Нарицательными?
--- Назовите числа имен существительных.
3.Самоопределение к деятельности
Учитель: Писатель С. Залыгин пишет: «никто и никогда не сможет доказать, почему гайка называется гайкой, а не гаем или гайком, почему сосна женского рода, а кедр мужского, почему среда – это она, а четверг – он, где-то, когда-то так повелось, вот и все . Ученые – лингвисты, конечно, могут все объяснить, но ведь не все читают специальную литературу. А людей всегда волновал вопрос, почему одни слова мужского рода, другие – женского, а третьи – среднего?
--- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( определять род имен существительных )
Учитель: Определение рода существительных в современном русском языке – это одна из наиболее распространенных задач для изучающих русский язык людей.
4.Работа по теме урока
СЛАЙД 1
Учитель: Род – грамматическая категория, характеризующаяся определенными падежными окончаниями. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
Определить род можно лишь у тех существительных, которые имеют форму единственного числа. Поэтому для того, чтобы определить род существительного во множественном числе, нужно поставить слово в форму единственного числа.
КАТЕГОРИЯ РОДА
У имен существительных различаются три рода:
МУЖСКОЙ ЖЕНСКИЙ СРЕДНИЙ
( ОН, МОЙ) ( ОНА, МОЯ ) ( ОНО, МОЕ )
ПЛАТОК(ОН, МОЙ) дорога( она, моя) море(оно, мое)
-- К какой части речи относятся слова он, мой, она, моя, оно, мое?
-- Что называем местоимениями?
-- Кто догадался, как определить род у существительных?
Задание: запиши слова в три столбика. По каким признакам вы будете делить слова? ( по родам )
-- Работают цепочкой: объясняют орфограмму и определяют род (записывают в три столбика)
С.бака, в.робей, п.суда, п.рог, полотенце, г.ризонт, пш.ница,
-- Работают самостоятельно
.бед, .кно, ж.вотное, м.локо, ст.кан, ст.лица.
СЛАЙД 2
-- Самопроверка
СЛАЙД 3
*Существительные мужского рода — слова, способные обозначать существо мужского пола.
*Существительные женского рода — слова, способные обозначать существо женского пола.
*Существительные среднего рода — слова, не способные указывать на пол.
---Как определяли род имен существительных? Какие существительные относятся к мужскому роду? Женскому? Среднему?
--- Кроме этого, существует общий род, определение которого вызывает наибольшую сложность.
Задание2: Комментированное письмо ( у доски ).Какое одно и тоже существительное употреблено в двух предложениях? О ком говорится в первом предложении? Это существительное какой пол обозначает? Значит какого рода плакса? ( аналогично и с остальными предложениями).
Маленький Миша любит поплакать, прямо как плакса.( м. р.)
Моя Настенька не плакса!(ж. р.)
Все торты и печенье съелØ нашØ лакомка.( м. р.)
Эти конфеты несу внучке, нашей лакомке.( ж. р.)
---Какой еще бывает род? ( общий )
Существительные общего рода - это группа имен существительных, которые, в зависимости от контекста, могут выступать и существительными мужского рода, и существительными женского рода. Среди них могут быть как нарицательные имена существительные, так и имена собственные.
Учитель: Продолжаем дальше исследовать.
Задание3.Письмо под диктовку: Саша, Женя, Валя
-- Объясните орфограмму в данных словах.
-- Кого можно так назвать?
-- Определите род.
-- К какому роду относятся данные слова? Почему? ( общий )
5.Физкультминутка ( под музыку ):
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер все тише, тише
А деревцо все выше, выше.
СЛАЙД4.
УЧИТЕЛЬ: Существует ряд слов, которые употребляются в одинаковой мере как в мужском, так и в женском роде, несмотря на то, что часто одна из форм этих существительных считается устаревшей, но употребление их не является ошибкой
Выхухоль и выхухоль, георгин – георгина, вольер – вольера, банкнот – банкнота, оладушек – оладушка.
СЛАЙД5.
УЧИТЕЛЬ: Род некоторых особых существительных вызывает трудности, поэтому просто перечислю их с указанием рода.
существительные женского рода: гетра, кроссовка, босоножка, тапочка, туфля, простыня, бандероль, мозоль, фланель, сажень.
существительные мужского рода: шампунь, тюль, рояль, толь, гипюр, занавес.
существительные среднего рода: чучело, монисто, мочало, повидло.
Если вы не можете определить род существительного, надо обратиться к словарю.
СЛАЙД6.
Род несклоняемых существительных
Существительные, заимствованные из других языков, внешне напоминающие существительные среднего рода, как правило, к среднему роду и относятся:
пальто, пюре, бюро, депо (списать и запомнить)
СЛАЙД7.
Существительные, не имеющие рода
В русском языке есть ряд существительных, не имеющих формы единственного числа: ножницы, каникулы, сани, брюки, сливки, ножницы, часы, шорты.(списать и запомнить)
Нужно запомнить, что слова (обычно это существительные), которые не имеют единственного числа – не имеют и рода.
6. Срез.
ТЕСТ
1.Определи род слов: ягода, растение, город, ужин, животное, малина.
2.Определи род в выделенном слове.
Приходила врач Светлова и выписала рецепт. лекарства.
Мой внук Митенька такой сладкоежка..
3.Какие имена людей имеют общий род? Запиши.
_________________________________________________________
4. Напиши три слова, которые не имеют род.
__________________________________________________________
СЛАЙД8.
6. Рефлексия
Закончите фразу «Теперь я знаю...»
или «Я умею...».
7. Подведение итогов урока
--- Что нового узнали на уроке?
--- Оценки за работу на уроке.
ТЕСТ
1.Определи род слов: ягода, растение, город, ужин, животное, малина.
2.Определи род в выделенном слове.
Приходила врач Светлова и выписала рецепт. лекарства.
Мой внук Митенька такой сладкоежка..
3.Какие имена людей имеют общий род? Запиши.
_________________________________________________________
4. Напиши три слова, которые не имеют род.
__________________________________________________________
ТЕСТ
1.Определи род слов: ягода, растение, город, ужин, животное, малина.
2.Определи род в выделенном слове.
Приходила врач Светлова и выписала рецепт. лекарства.
Мой внук Митенька такой сладкоежка..
3.Какие имена людей имеют общий род? Запиши.
_________________________________________________________
4. Напиши три слова, которые не имеют род.
__________________________________________________________
ТЕСТ
1.Определи род слов: ягода, растение, город, ужин, животное, малина.
2.Определи род в выделенном слове.
Приходила врач Светлова и выписала рецепт. лекарства.
Мой внук Митенька такой сладкоежка..
3.Какие имена людей имеют общий род? Запиши.
_________________________________________________________
4. Напиши три слова, которые не имеют род.
__________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во втором классе Тема: «Какой бывает транспорт?», Презентация к уроку(разбита)
Все для урока во 2 классе. Тема: "Какой бывает транспорт?"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных.
Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных....

Тест к теме Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка.
Проверочная работа к уроку по теме "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка." Родной ( русский ) язык 3...

презентация к уроку Родной язык 3 класс Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке
Данная презентация расчитана на 15-20 минут. Подойдет для онлайн урока. на слайдах есть новый материал, задания для выполнения в тетради и слова для запоминания....

Конспект урока по родному языку "Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?" 3 класс
Учитель: Трегубова Д.С.Класс: 3-ГДата: 13.01.2022г.Тема: Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?Цели: Ввести понятие рода, как постоянного признака, и системат...

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?
В русском языке все существительные относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему. Даже если существительное называет неживой предмет, всё равно мы знаем, как про него сказать: он,...

Конспект урока «Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?»
Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать ...