Конспект урока по Родному (русскому) языку "Учимся общаться"
план-конспект урока (4 класс)
Формировать интерес к предмету родной (русский) язык.
Формировать уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения;
Развивать навык сотрудничества с учителем и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций;
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_obshchatsya.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Фоминская СОШ
Гороховецкого района Владимирской области
Конспект урока по родному (русскому) языку
"Учимся общаться"
2021г.
Цель урока: Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) учащихся 4 класса в предметной области «Родной (русский) язык» по теме «Учимся общаться».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формировать интерес к предмету родной (русский) язык;
- устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- формировать уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения;
- развивать навык сотрудничества с учителем и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- удерживать учебную задачу;
- формировать умение слушать, слышать, выстраивать речевые высказывания;
- формировать умение работать с новой информацией по теме ( отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
- формировать умение работать в группах, статичных парах;
- формировать начальные формы рефлексии.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование у детей коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других;
- знакомство с основными правилами общения;
- формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других;
- развитие умения слушать, понимать, сопереживать.
Ход урока.
1.Мотивация к совместной деятельности эмоциональный настрой.
У.- Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
У.- Что возьмем с собой на урок ?
Д.- Ум, смекалку, доброту, хорошее настроение.
У.-Ребята, к нам пришли гости. А как встречают гостей?
Д.- Здороваются.
У.- Я предлагаю вам вспомнить, как это делают в разных странах.
(появляются слайды: название страны, иллюстрация. Дети вспоминают приветствия в первых 4 странах, приветствуют друг друга и гостей.)
Россия: здороваются за руку, говорят «Здравствуйте. Мы рады вас видеть».
Япония: японцы рукопожатию предпочитают поклоны. Чем важнее персона, которой они адресованы, тем они длительнее и ниже,.
Китай: раньше была традиция пожимать руки самим себе.
Северо-Африканские государства: подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого к груди ( Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя).
У.- Я хочу познакомить вас с ещё некоторыми интересными приветствиями. Например, в:
Конго: протягивают друг другу обе руки и при этом дуют на них.
Новая Гвинея: распространен обычай приветствовать друг друга на расстоянии взлетом бровей.
Остров Пасхи: стать прямо, сжать руки в кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки и дать рукам спокойно упасть.
Индейцы: подбегают друг к другу и трутся носами – радость от встречи и хорошее настроение.
У.-Каким бы ни было приветствие, какое правило нужно соблюдать?
Д.- Быть искренними, улыбаться, смотреть друг другу в глаза.
(правило закрепляется на доске)
У. – А как вы думаете, у вас это получилось?
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
У.- Ребята, а когда мы не можем посмотреть в глаза собеседнику, приветствуя его?
Д.- Когда разговариваем по телефону
У.- Я предлагаю вам посмотреть небольшой мультипликационный фрагмент интересного разговора
(Показ мультфильма « Как нужно разговаривать по телефону»)
У.- Почему Жорик остался один?
Д.- С ним девочки не захотели разговаривать?
У.- Почему с ним девочки не хотят говорить?
Д.- Потому что он грубо разговаривает.
У.- А вы бы хотели попасть в такую же ситуацию, как Жорик? Что нужно делать, чтобы не остаться одному?
Д.- Нужно учиться общаться друг с другом.
У.- Совершенно верно. Ребята, я предлагаю вам подумать, о чём мы будем сегодня говорить?
Д.- О том, как нужно общаться.
У.- Совершенно верно, тема нашего урока…….
( На экране появляется тема)
« Учимся общаться»
(тема также фиксируется на доску)
У.- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Мы с вами сегодня….
Вспомним ….
Научимся….
Будем стараться…
3.Речевая разминка.
У.- Ребята, я предлагаю вам отправиться в путь по стране Волшебной речи. Сядьте ровно, закройте глаза, дышите свободно ( музыка).
- Мы отправляемся в сказочный город, где никогда не бывает зимы, круглый год светит яркое солнце, цветут цветы, поют райские птички. Этот город находится за чистым – чистым полем.
Откройте глаза ( музыка смолкает)
(на экране слайды)
У.-Идем мы чистым полем, любуемся его красотой. В поле гуляет легкий ветерок
Д.- ( тихо) «в-в-в»
У.- Ветер усиливается. И вот уже гудит сильный ветер
Д.-( громче) « в-в-в-в»
У -Ветер затихает, все тише, тише – и затих. Прислушайтесь, кто это жужжит над цветами?
Д.- Это пчелы «ж-ж-ж».
У -А вот бедняжка муха попала в паутину. Совсем выбилась из сил и еле слышно звенит
Д.- « з-з-з»
У.-Мы освободили муху, вот она и на воле. В благодарность она громко запела
Д.- « з-з-з» ( громко)
У.- Вот мы и подошли к сказочному городу.
4. Знакомство с новым материалом
У.- Ребята, я поняла из ваших ответов, что мы должны научиться контактировать со всеми, быть воспитанными – значит уметь устанавливать правильные отношения с другими людьми, располагать их к себе, т. е. уметь общаться.
У.- Какими же качествами характера должен обладать человек, с которым хочется поговорить, которому можно всегда и во всем довериться?
Д. – Положительными
5. Работа в статичных парах
У.- Перед вами на карточках записаны слова, обозначающие качества характера человека. Разложитете их на две группы (положительные и отрицательные)
(Слова разделить на два столбика : положительные и отрицательные качества.)
Положительные: доброжелательность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, отзывчивость, скромность, справедливость.
Отрицательные: грубость, бестактность, несдержанность, раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, жадность, небрежность, назойливость, обидчивость
(Проверка. Одна пара читает, а остальные проверяют, дополняют, исправляют.)
6.Продолжение работы по теме урока
У.-Ребята, посмотрите на слайд. Вы узнали этот персонаж?
Д.- Да. Это Баба-Яга.
У.- А кто мне скажет, почему её так называют?
( вводится слово ЯГАТЬ)
У. - Это слово устаревшее, др. рус., что означает кричать, шуметь , ругаться
У.- Она хмурит брови, машет руками, топает ногами, кричит : «У-у-у!»
У.-Зачем Баба-Яга хмурит брови, кричит?
Д.- Хочет напугать, хочет, чтобы ее боялись.
У.- А почему Баба-Яга такая злая? Может, ее дразнили дети? Вспомните, как дети дразнят Бабу-Ягу ?
Д.-«Баба-Яга – костяная нога, печку топила, кашу варила».
У.- Как вы думаете, что она чувствует, когда ее дразнят? Вспомните, когда вас дразнят, какое у вас бывает настроение?
У.- А что надо сделать, чтобы Баба-Яга стала не такая вредная?
Д.- Пожалеть, сказать ласковые слова, комплименты.
У.- Какие добрые слова можно сказать Бабе- Яге?
У. - Ребята, смотрите, вот она и стала добрая. И никакая она не Баба-Яга, а Бабулечка – Ягулечка
У.- Какая она вам больше нравится?
Д.- Приветливая, добрая.
У.- Что помогло ей стать доброй и приветливой?
Д.- Ласковые, добрые слова.
У. -Что же может сделать слово?
Д.- Огорчить, рассердить, обидеть, успокоить, развеселить, окрылить.
У.-Какой же сделаем вывод? Какие слова нужно чаще употреблять?
Вывод: Чем чаще мы будем употреблять вежливые слова, тем лучше к нам будут относиться люди.
У.-Ребята, посмотрите еще раз на Бабу-Ягу ( 1 фото) Какая она здесь?
Д.- Злая.
У.- Сделайте такое же злое лицо и посмотрите друг на друга. Приятно ли общаться с таким злым человеком?
(2 фото) А здесь?
Д.- Веселая, добрая. Она похожа здесь на обыкновенную бабушку.
У.-Итак, с каким человеком вам приятнее общаться: со злым, грубым, печальным или веселым и добрым?
Вывод: Стараться всегда быть в хорошем настроении, если ты находишься среди других людей, чтобы с тобой было приятно общаться.
У.- А что помогает нам быть добрыми, веселыми и приветливыми?
Д.-Волшебные, вежливые и ласковые слова, хорошее отношение к нам других людей.
У.-Ребята, вежливым человек не рождается, а становится. Старайтесь больше говорить волшебных, приятных слов, ведь доброе слово, что дождь в засуху.
7. Работа в группах (Игра «Тайна третьей планеты».)
«Экипаж». Формирование групп.
У.- Ребята, мы с вами уже раскрыли для себя некоторые секреты общения, но нам предстоит разгадать ещё одну тайну. Но она не простая – это « Тайна третьей планеты». А для этого нам нужно отправиться в космическое путешествие.
Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Предлагаю сформировать 3 экипажа. Для этого нужно вытянуть из коробки полоски из бумаги с вежливыми словами и подойти к табличке, соответствующей вашему слову.
У.- Ну что же, экипажи сформированы, теперь предлагаю вам занять места в космическом корабле.
(дети берут со стола ракету и усаживаются на свои места)
Планета «Содружество».
У.- Ну, вот, все двигатели запущены, и наши космические корабли несутся по просторам Вселенной. Внимание, вот и первая планета – Планета «Содружество». Она ставит перед экипажами задачу - можем ли мы понять друг друга без слов? Ученые доказали, что большую часть информации люди получают без помощи речи. Мы общаемся друг с другом, даже не разговаривая. За нас говорят выражение лица – мимика и движения нашего тела – жесты.
У.- Итак, вам задание : соединить рисунки и подписи к ним (рисунки детей и слова грусть, печаль, удивление, радость)
(дети выполняют задание)
У.- Теперь попробуем эти чувства выразить мимикой и жестами
( все дети – зрители, 2-3 человека артисты)
У.- Все экипажи прошли испытание, и наше путешествие продолжается.
«Планета открытий». Поиск положительных качеств.
У.- А вот и вторая планета – Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нам нужно открыть хорошие качества в людях с планеты Земля.
На столах у вас лист с фигурой человека. Каждая группа должна подумать и написать, какие качества характера желательно иметь человеку.
На выполнение задания даётся 5-8 мин. После завершения работы от каждой группы выступает 1 человек, зачитывает список качеств и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества.
«Корзина идей»
У. – Сейчас мы с вами попробуем составить общий портрет человека с планеты Земля. Я попрошу вас выделить общие качества и закрепить их на портрет.
( На доске плакат с изображением фигуры человека. Дети выписывают те качества, которые есть у всех групп и крепят к фигуре. Так создаётся общий портрет человека с планеты Земля.
Например: добрый, умный , смелый, сильный, улыбчивый и т.д.)
У.- Молодцы! Экипажи могут отправляться дальше.
Планета«Бумеранг». Поставить себя на место другого.
У.- Посмотрите, следующая планета имеет очень интересное название – БУМЕРАНГ.
А что такое бумеранг?
Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.
- Но причём здесь планета? Почему она носит такое название? Вот эту загадку нам и предстоит разгадать.
- На этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет этой планеты. Прочитайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время. На обсуждение и формулировку ответа вам даётся 3 минуты.
Первый экипаж:
«Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил…» Что же вспомнил этот древний ученик?
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже приклеивал жвачку куда попало, не думая о других людях.
«Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил…» Что?
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже бросал мусор, не думая о других людях.
«Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими.
Второй экипаж:
«На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже ставил подножки ребятам и смеялся, когда они падали.
«Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо мной смеялись. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже радовался чужим неудачам.
«Ночью у бабушки сильно болела голова, ей нужно было уснуть, а за окном ребята включили магнитофон на полную громкость. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже громко кричал во дворе, не думая о других людях.
Третий экипаж
«Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже для смеха прятал чужие вещи.
«Мы убирали на школьном участке, и мне одному пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже часто отлынивал от генеральной уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.
«Мы играли в футбол, а какой-то старшеклассник забрал у нас мяч и забросил его на крышу гаража. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже обижал малышей, пользуясь своей силой.
У.- Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стертых фраз. Мы слишком задержались на этой планете, и нам пора возвращаться домой. Но для того, чтобы вернуться, нужно разгадать тайну этой планеты. Итак, последнее задание – дать ответ, почему эта планета называется «Бумеранг»? И какое золотое правило нарушил этот древний ученик?
Примерные ответы детей:
– На этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки.
– Все, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей.
– Этот ученик нарушил главное правило общения: нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
(На доску закрепить табличку «ПРАВИЛО БУМЕРАНГА»)
У.- Ребята, вы молодцы! Вам удалось разгадать тайну третьей планеты, и поэтому нам пора возвращаться на Землю. А чтобы мы никого здесь не оставили, нужно встать и всем взяться за руки.
Дети встают, берутся за руки, смыкая цепь.
8. Подведение итогов
У.- Ну, вот мы и прибыли на Землю. Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? Что вам запомнилось?
Примерные ответы детей:
– Мне очень понравилось находить хорошее в людях
– Мне запомнилось, как мы вспоминали свои плохие поступки, разгадывая стертые фразы.
– Мне кажется, я буду смотреть на людей другими глазами.
– Мне кажется, мы стали немножко добрее друг к другу.
У. – Ребята, для того, чтобы прочно закрепить наши знания по теме…
-А по какой теме?
- Я предлагаю вам дома записать правила общения. Ребята, у меня возникла идея, может быть кто-то из вас запишет правила общения для сказочных героев или для первоклассников, или….
Свои правила вы должны будете красиво оформить, чтобы подарить тем, кому они предназначены.
9.Домашнее задание: записать правила общения
9. Рефлексия.
У.- Ребята, с каким настроением мы заканчиваем наш урок?
У.- Посмотрите, даже солнышко радуется вместе с нами. Когда светит солнце, у всех на душе становится радостнее. Доброта, ребята, как и солнышко, обладает великой силой. Прикоснется солнышко – доброта своими лучами – и на душе становится тепло и хорошо. В каждом из нас живет маленькое солнышко. Только у некоторых оно уже проснулось и ярко светит, а у других еще спит. И чтобы их разбудить мы должны быть ….
( Отвечают дети)
(добрыми, приветливыми, отзывчивыми, внимательными)
У.- Да , вы правы, чтобы вас уважали и все хотели с вами общаться.
У- У вас на столах лежат разноцветные ладошки, которые еще раз подчеркивают, какие вы все разные люди. Каждый из вас нарисует сейчас на своей ладошке солнышко с лучиками. А потом пусть каждый подарит кому-нибудь из присутствующих свой лучик солнышка – свою ладошку и объяснит, почему именно этому человеку вам хочется его подарить. Дети рисуют солнышки, дарят ладошки и объясняют.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по родному(русскому) языку, 1 класс
2020 -2021 учебный годДанный конспект участвовал в конкурсе ИРО РБ....
Конспект урока по родному (русскому) языку на тему: "Для чего нужны антонимы".
Конспект урока по родному (русскому) языку во 2 классе "Школа России". Цель урока: познакомить учащихся с отличительными способностями антонимов; учить распознавать антонимы в тексте и подби...
Конспект урока по родному русскому языку 2 класс
Устанавливаем связь предложений в тексте.Практическое овладение средствами связи:лексический повтор,местоименный повтор....
Конспект урока по родному русскому языку 4 кл
Конспект урока по родному русскому языку 4 кл...
Конспект урока по родному(русскому) языку "Для чего нужны антонимы?" 2 класс.
Цель: познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов и распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам...
Конспект урока по родному (русскому) языку «Кто друг прямой, тот брат родной»
Конспект урока по родному (русскому) языку 3 класс на тему «Кто друг прямой, тот брат родной»...
Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."
Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...