Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения. Садитесь. Сели красиво, ноги поставили на пол, спинки выпрямили. Показали свою красивую осанку.

2. Актуализация

знаний

- Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда именно, вы скажите сами.

- Послушайте отрывок из музыкального произведения Олега Попова. Скажите, о чём он.

(Звучит музыка Олега Попова «Песенка о цирке»)

- Итак, куда мы с вами отправимся?

- Верно! Мы сегодня будем сами участвовать в представлении. А наши гости будут нашими зрителями.

- Посмотрите внимательно на доску. Что и кого мы увидели в цирке, когда только зашли?

(На доске картинки: медведь, собака, стул, карандаш, танцоры, велосипед, коньки, лисица).

- Чтобы красиво писать, давайте проведём минутку чистописания и напишем некоторые слова, а именно только словарные.

- Назовите слова, которые относятся к словарным.

- Верно! Возьмите рабочие листы. Найдите 1-ое задание. Запишите каждое слово столько раз, сколько у меня в руке карандашей.

- Сколько?

- С какой буквы будем писать первое слово?

- Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

- Вставьте пропущенные буквы.

- Кто справился, подайте сигнал о готовности.

- Посмотрите…к нам подошли танцоры, они принесли нам слова, но, к сожалению, они растеряли все гласные. Восстановите их. Назовите 2 слова.

- Что вы знаете об имени существительном?

(Ученики говорят правило и на доску прикрепляют слова на отдельных магнитных карточках – часть речь, предмет, кто? что?)

- Молодцы! Вы знаете правило об имени существительном!

- Посмотрите ещё раз внимательно на картинки. Что общего у всех этих слов? Докажите.

- Разделите слова на доске на две группы. На какие группы можно разделить слова?

- Назовите тему урока.

- Тема урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

- Как вы думаете, что мы сегодня узнаем?

- Цель урока: учиться находить имена существительные, ставить к ним вопрос и определять одушевлённое оно или неодушевлённое.

О цирке

В цирк

Медведя, собаку, стул, карандаш, танцоров, велосипед, коньки, лисицу

Медведь, лисица, собака, карандаш, коньки

1

С заглавной

Имена, фамилии, географические названия

Имя существительное

Обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?

Это имя существительное; обозначают предмет и отвечают на вопросы «кто?», «что?»

Кто? Что?

Слова «кто?», «что?», живые и неживые

Узнаем то, что такое одуш. и неодуш. им. сущ.

3. Изучение нового материала

- И вот наши друзья танцоры подготовили для вас задание в парах. Но для этого сначала нужно вспомнить правила работы в паре. Прочитайте их.

- Посмотрите ещё раз на доску. Распределите данные слова на 2 группы. По какому признаку можно распределить?

- Возьмите карточку под №1. Распределите слова. На работу у вас 2 минуты.

Кто?

Что?

Медведь

Стул

собака

карандаш

танцоры

велосипед

лисица

коньки

- Назовите то, как вы распределили слова. (SMART задание)

- Проверьте себя. Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки.

- Молодцы! Вы правильно справились с заданием.

- Садитесь.

- Кто допустил несколько ошибок, ничего страшного. В следующий раз будьте внимательнее.

- Танцоры вас благодарят за хорошую и сплочённую работу!

- Посмотрите ещё раз на нашу таблицу. Скажите, почему вы к первой группе поставили вопрос «кто?», а ко второй «что?».

- Сформулируйте правило.

- Проверим себя по карточке. Найдите на столе правило. Прочитайте его.

- Поднимите руки те, кто считает, что мы верно сформулировали правило.

- Молодцы!

- Прочитаем правило ещё раз тихо хором.

- А теперь прочитаем правило шёпотом.

- Как называются имена существительные, когда речь идёт о людях и животных? Какой вопрос задаём?

- Как называются имена существительные, когда речь идёт не о людях и животных? Какой вопрос задаём?

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, мы с вами сформулировали правило, выполнили много заданий. Давайте немного отдохнём. Все встали. Повторяем за мной.

- Как определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное? Для этого создадим алгоритм, который поможет различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

- Фокусник принёс для вас конверты под №2.

- Возьмите их. В паре расставьте алгоритм в правильной последовательности.

- Не забудьте о правилах работы в паре!

Алгоритм

  1. Найди имя существительное
  2. Определи его значение
  3. Если оно обозначает живое существо, то задай вопрос «КТО?» — это ОДУШЕВЛЁННОЕ
  4. Если обозначает неживое существо, то задай вопрос «ЧТО?» — это НЕОДУШЕВЛЁННОЕ

- Прочитайте получившийся алгоритм. Попробуем его применить.

- В ваших рабочих листах найдите № 2. Прочитайте предложения.

Вьюга воет. Спрятались в гнёзда птицы.

- Подчеркните одной чертой имена существительные, а сверху подпишите одушевлённое или неодушевленное.

- Обратите внимание на сокращение таких длинных слов.

- На работу у вас 2 минуты.

- Проверим работу.

- Что такое одушевлённое имя сущ.? Что такое неодушевлённое имя сущ.?

- Как их найти?

- Молодцы! Вы правильно применили алгоритм и справились с заданием!

Не перебивать, делать вместе, подать сигнал о готовности

Слова, отвечающие на вопрос «кто?», слова, отвечающие на вопрос «что?»

Вопрос «кто?» ставится, когда речь идёт о людях и животных. Вопрос «что?» ставится, когда речь идёт не о людях и животных

Одушевлённые; кто?

Неодушевлённые; что?

Вопрос «кто?» ставится, когда речь идёт о людях и животных. Вопрос «что?» ставится, когда речь идёт не о людях и животных

Задать вопрос

4. Первичное

закрепление

- Силач хочет сразится с вами в поединке. Найдите в рабочих листах №3. Распределите на две группы. И запишите в тетрадь слова одушевлённые и неодушевлённые.

- Как найти одушевлённое и неодушевлённое имя существительное?

- Приступайте к работе. На работу у вас 3 минуты. Поменяйтесь листами.

- Возьмите простой карандаш, проверьте друг друга по слайду.

- Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. 1-2?

- Молодцы! Вы умеете распределять имена существительные на 2 группы!

- Кто допустил несколько ошибок, ничего страшного. В следующий раз будьте внимательнее!

- Какое правило вы применяли?

Задать вопрос

Вопрос «кто?» ставится, когда речь идёт о людях

и животных – одуш. Вопрос «что?» ставится, когда речь идёт не о людях и животных – неодуш.

5. Закрепление

изученного

- Дрессировщик вместе с белочкой предлагают вам поиграть в игру «Распредели». Цель игры: найти самого внимательного.

- Необходимо распределить слова на 2 группы.

(Игра на доске с магнитами)

- Какое правило вы применяли?

Вопрос «кто?» ставится, когда речь идёт о людях

и животных – одуш. Вопрос «что?» ставится, когда речь идёт не о людях и животных – неодуш.

6. Повторение пройденного

- Гимнасты тоже подготовили для каждого задание. Положите конверты под №3 перед собой.

- Раскройте их. В нём лежат три кегли с разной сложностью заданий.

- Зелёный – лёгкий уровень

- Жёлтый – средний уровень

- И красный – очень сложный

- Выберите каждый сложность для себя.

- У вас на уже распределены слова на 2 группы, но там есть ошибки. Найдите их. Поставьте стрелочку к правильному столбцу.

- Возьмите простой карандаш, проверьте себя.

- Поднимите руку, у кого ни одной ошибки.

7. Домашнее задание

- Домашнее задание

- Жонглёр и клоун перепутали свои мячи и не могут их найти. Ребята, давайте поможем им. Но работы очень много. Нам нужно разделиться.

- 1 вариант – поможет жонглёру. Раскрасьте разными цветами – одушевлённые им. существительные, а 2-ой вариант поможет клоуну – неодушевлённые имена существительные.

8. Итог урока с рефлексией

- Назовите тему урока.

- Какая у нас была цель?

- Достигли ли мы цели?

- Назовите правило.

- Посмотрите на доску. Перед вами мишень. Оцените свою работу на уроке магнитиками, где оценка 5 (всё понял, всё получилось) – в центре.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Спасибо за урок. Вы молодцы! Вы умеете находить имена существительные и определять одушевлённое или неодушевлённое имя сущ.

- Наведите порядок на столе!

- До свидания!

Одушевлённые и неодушевлённые имена сущ.

Узнать, что это такое

Да

Вопрос «кто?» ставится, когда речь идёт о людях

и животных – одуш. Вопрос «что?» ставится, когда речь идёт не о людях и животных – неодуш.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык..  УМК «Начальная школа 21 века»....

Урок русского языка по теме"Имена существительные" 2 класс

Урок русского языка по теме "Имена существительные" во 2 классе УМК "Перспектива". Урок обобщения и систематизации, использованы дифференцированные задания, большая часть  урока  проводится ...

Урок русского языка по теме"Имена существительные" 2 класс

Урок русского языка по теме "Имена существительные" во 2 классе УМК "Перспектива". Урок обобщения и систематизации, использованы дифференцированные задания, большая часть  урока  проводится ...

конспект по русскому языку «Собственные, нарицательные имена существительные» (2 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема: «Собственные, нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формирование умения определять собственные, нарицательные имена существит...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языкуТема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.»3 класс...