2. Актуализация знаний | - Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда именно, вы скажите сами. - Послушайте отрывок из музыкального произведения Олега Попова. Скажите, о чём он. (Звучит музыка Олега Попова «Песенка о цирке») - Итак, куда мы с вами отправимся? - Верно! Мы сегодня будем сами участвовать в представлении. А наши гости будут нашими зрителями. - Посмотрите внимательно на доску. Что и кого мы увидели в цирке, когда только зашли?
(На доске картинки: медведь, собака, стул, карандаш, танцоры, велосипед, коньки, лисица). - Чтобы красиво писать, давайте проведём минутку чистописания и напишем некоторые слова, а именно только словарные. - Назовите слова, которые относятся к словарным. - Верно! Возьмите рабочие листы. Найдите 1-ое задание. Запишите каждое слово столько раз, сколько у меня в руке карандашей. - Сколько? - С какой буквы будем писать первое слово? - Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы? - Вставьте пропущенные буквы. - Кто справился, подайте сигнал о готовности. - Посмотрите…к нам подошли танцоры, они принесли нам слова, но, к сожалению, они растеряли все гласные. Восстановите их. Назовите 2 слова. - Что вы знаете об имени существительном?
(Ученики говорят правило и на доску прикрепляют слова на отдельных магнитных карточках – часть речь, предмет, кто? что?) - Молодцы! Вы знаете правило об имени существительном! - Посмотрите ещё раз внимательно на картинки. Что общего у всех этих слов? Докажите.
- Разделите слова на доске на две группы. На какие группы можно разделить слова? - Назовите тему урока. - Тема урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» - Как вы думаете, что мы сегодня узнаем? - Цель урока: учиться находить имена существительные, ставить к ним вопрос и определять одушевлённое оно или неодушевлённое. |
О цирке
В цирк
Медведя, собаку, стул, карандаш, танцоров, велосипед, коньки, лисицу
Медведь, лисица, собака, карандаш, коньки
1 С заглавной Имена, фамилии, географические названия
Имя существительное Обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?
Это имя существительное; обозначают предмет и отвечают на вопросы «кто?», «что?»
Кто? Что? Слова «кто?», «что?», живые и неживые
Узнаем то, что такое одуш. и неодуш. им. сущ.
|
3. Изучение нового материала | - И вот наши друзья танцоры подготовили для вас задание в парах. Но для этого сначала нужно вспомнить правила работы в паре. Прочитайте их.
- Посмотрите ещё раз на доску. Распределите данные слова на 2 группы. По какому признаку можно распределить?
- Возьмите карточку под №1. Распределите слова. На работу у вас 2 минуты. Кто? | Что? | Медведь | Стул | собака | карандаш | танцоры | велосипед | лисица | коньки |
- Назовите то, как вы распределили слова. (SMART задание) - Проверьте себя. Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. - Молодцы! Вы правильно справились с заданием. - Садитесь. - Кто допустил несколько ошибок, ничего страшного. В следующий раз будьте внимательнее. - Танцоры вас благодарят за хорошую и сплочённую работу! - Посмотрите ещё раз на нашу таблицу. Скажите, почему вы к первой группе поставили вопрос «кто?», а ко второй «что?». - Сформулируйте правило.
- Проверим себя по карточке. Найдите на столе правило. Прочитайте его. - Поднимите руки те, кто считает, что мы верно сформулировали правило. - Молодцы! - Прочитаем правило ещё раз тихо хором. - А теперь прочитаем правило шёпотом. - Как называются имена существительные, когда речь идёт о людях и животных? Какой вопрос задаём? - Как называются имена существительные, когда речь идёт не о людях и животных? Какой вопрос задаём? ФИЗМИНУТКА - Ребята, мы с вами сформулировали правило, выполнили много заданий. Давайте немного отдохнём. Все встали. Повторяем за мной. - Как определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное? Для этого создадим алгоритм, который поможет различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. - Фокусник принёс для вас конверты под №2. - Возьмите их. В паре расставьте алгоритм в правильной последовательности. - Не забудьте о правилах работы в паре! Алгоритм - Найди имя существительное
- Определи его значение
- Если оно обозначает живое существо, то задай вопрос «КТО?» — это ОДУШЕВЛЁННОЕ
- Если обозначает неживое существо, то задай вопрос «ЧТО?» — это НЕОДУШЕВЛЁННОЕ
- Прочитайте получившийся алгоритм. Попробуем его применить. - В ваших рабочих листах найдите № 2. Прочитайте предложения. Вьюга воет. Спрятались в гнёзда птицы. - Подчеркните одной чертой имена существительные, а сверху подпишите одушевлённое или неодушевленное. - Обратите внимание на сокращение таких длинных слов. - На работу у вас 2 минуты. - Проверим работу. - Что такое одушевлённое имя сущ.? Что такое неодушевлённое имя сущ.?
- Как их найти? - Молодцы! Вы правильно применили алгоритм и справились с заданием! |
Не перебивать, делать вместе, подать сигнал о готовности
Слова, отвечающие на вопрос «кто?», слова, отвечающие на вопрос «что?»
Вопрос «кто?» ставится, когда речь идёт о людях и животных. Вопрос «что?» ставится, когда речь идёт не о людях и животных
Одушевлённые; кто?
Неодушевлённые; что?
Вопрос «кто?» ставится, когда речь идёт о людях и животных. Вопрос «что?» ставится, когда речь идёт не о людях и животных Задать вопрос |
4. Первичное закрепление | - Силач хочет сразится с вами в поединке. Найдите в рабочих листах №3. Распределите на две группы. И запишите в тетрадь слова одушевлённые и неодушевлённые. - Как найти одушевлённое и неодушевлённое имя существительное? - Приступайте к работе. На работу у вас 3 минуты. Поменяйтесь листами. - Возьмите простой карандаш, проверьте друг друга по слайду. - Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. 1-2? - Молодцы! Вы умеете распределять имена существительные на 2 группы! - Кто допустил несколько ошибок, ничего страшного. В следующий раз будьте внимательнее! - Какое правило вы применяли?
|
Задать вопрос
Вопрос «кто?» ставится, когда речь идёт о людях и животных – одуш. Вопрос «что?» ставится, когда речь идёт не о людях и животных – неодуш. |
6. Повторение пройденного | - Гимнасты тоже подготовили для каждого задание. Положите конверты под №3 перед собой. - Раскройте их. В нём лежат три кегли с разной сложностью заданий. - Зелёный – лёгкий уровень - Жёлтый – средний уровень - И красный – очень сложный - Выберите каждый сложность для себя. - У вас на уже распределены слова на 2 группы, но там есть ошибки. Найдите их. Поставьте стрелочку к правильному столбцу. - Возьмите простой карандаш, проверьте себя. - Поднимите руку, у кого ни одной ошибки. |
|
8. Итог урока с рефлексией | - Назовите тему урока. - Какая у нас была цель? - Достигли ли мы цели? - Назовите правило.
- Посмотрите на доску. Перед вами мишень. Оцените свою работу на уроке магнитиками, где оценка 5 (всё понял, всё получилось) – в центре. - Вот и подошло к концу наше путешествие. - Спасибо за урок. Вы молодцы! Вы умеете находить имена существительные и определять одушевлённое или неодушевлённое имя сущ. - Наведите порядок на столе! - До свидания! | Одушевлённые и неодушевлённые имена сущ. Узнать, что это такое Да Вопрос «кто?» ставится, когда речь идёт о людях и животных – одуш. Вопрос «что?» ставится, когда речь идёт не о людях и животных – неодуш. |